Гос иря им а. Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. Базовая организация СНГ по преподаванию русского языка

О ВУЗе

Институт русского языка имени А.С.Пушкина образован Постановлением Совета Министров СССР от 23 августа 1973 г. № 615-193 на базе действовавшего с 1966 г. Научно-методического центра русского языка при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Центр, ставший впоследствии институтом, занимается:

* преподаванием русского языка иностранцам,
* подготовкой и повышением квалификации преподавателей русского языка как иностранного,
* написанием учебников, учебных пособий, словарей, тестов.

В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5 марта 1998 г. № 633 Институт русского языка имени А.С. Пушкина переименован в Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина.

С 1981 года институт размещается в новом, специально построенном для него комплексе зданий на юго-западе Москвы на улице Академика Волгина, 6.

За 35 лет своего существования институт стал крупным центром обучения русскому языку иностранных и российских граждан и научно-исследовательской работы в области русского языка. Выпускниками института стали более 100 000 иностранных граждан из 91 страны мира. Сейчас в Институте работают свыше 160 преподавателей, в том числе 106 кандидатов и докторов наук.

В 1999 году в Институте был открыт филологический факультет для российских студентов. Институт осуществляет свою деятельность в соответствии

* с Конституцией Российской Федерации,
* Законами РФ
o «Об образовании»,
o «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,
o «О языках народов Российской Федерации»,
* нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
* Правительства Российской Федерации,
* Министерства образования и науки России,
* Федерального агентства по образованию,
* Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)
* и Уставом института (принят конференцией работников и обучающихся института 2 июля 2001 г., утверждён Минобразованием России 11 февраля 2002 г., зарегистрирован Московской регистрационной палатой 4 марта 2002 г., регистрационный № 71551);
* изменениями и дополнениями к Уставу от 24 февраля 2004 г., 1 ноября 2004 г.

Право на ведение образовательной деятельности дано институту лицензией Министерства образования Российской Федерации от 9 октября 2003 г. № 1222 по следующим направлениям (специальностям):

* 520300 Филология, срок обучения – 4 года, заявленный и реализуемый уровень – высшее образование, бакалавр.
* 520300 Филология, срок обучения – 6 лет, заявленный и реализуемый уровень – высшее образование, магистр.

По программам послевузовского образования (аспирантура) институт готовит специалистов по двум направлениям:

* 10.02.01 – кандидат филологических наук (русский язык);
* 13.00.02 – кандидат педагогических наук (теория и методика обучения и воспитания русскому языку как иностранному).

Институт также имеет докторантуру по тем же отраслям и специальностям. По программам дополнительного образования институт занимается повышением квалификации.

Обучение по выше перечисленным направлениям осуществляется на трёх факультетах:

1. ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ (ФФ)
2. ФАКУЛЬТЕТ ОБУЧЕНИЯ И СТАЖИРОВКИ СТУДЕНТОВ (ФОС)
3. ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОСТГРАДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ФПК)

Институт располагает:

* учебной и научной библиотеками,
* методическим кабинетом,
* фонотекой,
* лингафонными кабинетами,
* компьютерными классами,
* видеоклассами с большим собранием художественных и учебных фильмов,
* двумя спортивными залами,
* общежитием.

После занятий работают танцевальный и песенный клубы, разнообразые спортивные секции.

Институт организует экскурсии по Москве и Подмосковью, а также в другие города - в выходные дни или в свободное от занятий время. Слушатели Института часто приглашаются на телевидение для участия в различных программах.

Помимо выше указанных направлений деятельности, институт занимается:

* обучением русскому языку иноязычных слушателей из национально-государственных образований в составе Российской Федерации;
* осуществлением научно-исследовательской работы в области русского языка и использованием полученных результатов в образовательном процессе;
* разработкой эффективных средств обучения русскому языку как иностранному и неродному;
* организацией и осуществлением международных связей, обобщением и анализом информации о функционировании русского языка как средства международного общения;
* поддержкой изучения русского языка и культуры России за рубежом, оказание организационно-методического содействия зарубежным центрам русистики.

    Высшее учебное заведение в РФ. Создан в 1973 г. на базе Научно методического центра по русскому языку при МГУ им. М. В. Ломоносова. Осуществляет обучение в очной и заочной форме, имеет бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Институт русского языка: Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина российский вуз, ведущий в области изучения русского языка как иностранного. Институт русского языка имени В. В. Виноградова РАН российская научная организация,… … Википедия

    РОПРЯЛ Тип организации: Некоммерческое партнёрство Официальный язык: русский … Википедия

    Запрос «МГЛУ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Московский Государственный Лингвистический Университет (МГЛУ) Девиз Lingua facit pacem Год основан … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    - (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО (У) МИД России) Международное название MGIMO University … Википедия

    - (технический университет) (МИЭМ) … Википедия

    Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) … Википедия

    Уральский государственный педагогический институт им. А. С. Пушкина (УПИ) Год основания … Википедия

Книги

  • Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев , Н. А. Метс. В работе представлены важнейшие аспекты русской грамматики, которые необходимо учитывать в практике преподавания русского языка как иностранного / неродного. Данное пособие адресовано прежде…

Прежний фасад Института

Коридор со входом в лекционный зал

Бюст Пушкина на территории Института

Основан в 1966 году как Научно-методический центр русского языка при МГУ им. М. В. Ломоносова , в 1974 году стал самостоятельным учебным заведением - Институтом русского языка имени А. С. Пушкина, с 1998 года имеет статус Государственного вуза.

С 2013 года - научно-методический и информационно-аналитический центр правительственной Программы продвижения русского языка

20 ноября 2013 года Совет глав правительств Содружества Независимых Государств придал Институту статус Базовой организации СНГ по преподаванию русского языка.

Также Институт является одним из учредителей Российского тестового консорциума - одним из головных вузов, осуществляющих научно-методическое и организационное обеспечение государственной системы тестирования иностранных граждан по русскому языку.

В Институте работают специалисты по методике преподавания русского языка как иностранного, по методике преподавания русского языка и литературы в школе, по языкознанию , литературоведению и другим филологическим и гуманитарным дисциплинам.

Первый директор, затем ректор, а ныне - Президент Института - один из его основателей, академик РАО , доктор филологических наук, профессор Виталий Григорьевич Костомаров . С 2001 по 2013 год ректором Института являлся доктор филологических наук, профессор Юрий Евгеньевич Прохоров . В настоящее время должность ректора занимает доктор педагогических наук Маргарита Николаевна Русецкая .

Структура Института

Ректорат

  • Ректор Института.
  • Президент Института.
  • Проректор по учебно-воспитательной работе.
  • Проректор по инновационной деятельности.
  • Проректор по науке.
  • Проректор по административно-хозяйственной и экономической работе.
  • Советник по внешним связям.
  • Советник при ректорате по общим вопросам.

Филологический факультет

  • Деканат.
  • Кафедра общего и русского языкознания.
  • Кафедра мировой литературы.
  • Кафедра социально-гуманитарных дисциплин.
  • Кафедра русской словесности и межкультурной коммуникации.
  • Кафедра методики преподавания русского языка как иностранного.

Факультет обучения русскому языку как иностранному

  • Деканат.
  • Кафедра стажировки зарубежных специалистов.
  • Центр обучения РКИ.

Подготовительный факультет

  • Деканат.
  • Кафедра русского языка как иностранного.

Факультет дополнительного образования

  • Учебный отдел факультета дополнительного образования.
  • Кафедра современных методов обучения русскому языку.
  • Кафедра современных образовательных технологий.
  • Кафедра межкультурной коммуникации в гуманитарной сфере.

Управление научной деятельности

  • Отдел координации научных проектов и аспирантуры.
  • Редакционный отдел.
  • Проектная научно-исследовательская лаборатория инновационных средств обучения русскому языку.
  • Центр нейрокоммуникативных исследований.
  • Отдел ресурсов по русскому языку для детей.
  • Информационно-библиотечный центр.
  • Центр судебной экспертизы.

  • Организационно-аналитический отдел.
  • Отдел лингводидактики, государственного и сертификационного тестирования.

Управление инновационной деятельности и непрерывного образования

  • Отдел инновационных проектов в образовании.
  • Отдел электронного контента и медиапроектов.
  • Научно-методический отдел по русскому языку.

Учебные подразделения

  • Учебно-методическое управление.
  • Учебный отдел.
  • Отдел методической работы.

Центр продвижения русского языка и образования на русском языке

  • Отдел молодёжных программ.
  • Отдел коммуникации и сопровождения проектов.

Основные направления деятельности

  • реализация образовательных программ высшего образования:
    • 45.03.01 Филология, бакалавриат , 4 года;
    • по профилям: «Отечественная филология», «Преподавание филологических дисциплин» и «Прикладная филология».
    • 45.04.01 Филология, магистратура , 2 года;
    • по программам: «Русский язык как иностранный», «Русский язык и межкультурная коммуникация» и «Филологическое обеспечение СМИ».
  • подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре :
    • 44.06.01 - Образование и педагогические науки (13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный)»);
    • 45.06.01 - Языкознание и литературоведение (10.02.01 «Русский язык»).
  • переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;
  • обучение русскому языку иноязычных слушателей из зарубежных стран и национально-государственных образований в составе Российской Федерации;
  • осуществление научно-исследовательской работы в области русского языка и использование полученных результатов в образовательном процессе;
  • разработка эффективных средств обучения русскому языку как иностранному и неродному;
  • организация и осуществление международных связей;
  • обобщение и анализ информации о функционировании русского языка как средства международного общения;
  • поддержка изучения русского языка и культуры России за рубежом, оказание организационно-методического содействия зарубежным центрам русистики.

Международная олимпиада по русскому языку для школьников зарубежных стран

Международная олимпиада по русскому языку проводится с 1972 года по двум конкурсным направлениям. Первое направление предназначено для старшеклассников зарубежных школ, изучающих русский язык как иностранный. Второе - для старшеклассников зарубежных школ с русским языком обучения. До 2016 года Олимпиада проводилась раз в четыре года, а после стала ежегодной. За время проведения олимпиады участниками финалов стали более 3 000 зарубежных школьников.

Олимпиада проходит в несколько этапов: отборочный этап и полуфинал проводятся дистанционно на портале «Образование на русском», а очный финал - в Москве. Школьники выполняют экзаменационные задания по русскому языку в устной и письменной форме, защищают проекты по страноведению, участвуют в творческом конкурсе «Юный оратор».
В результате финальных испытаний определяются 10 абсолютных победителей Олимпиады и призеры в дополнительных номинациях. Абсолютные победители получают право на обучение в российских вузах по программам филологической/лингвистической направленности за счет средств бюджета Российской Федерации.
Учредителями олимпиады является Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Россотрудничество.

Абсолютные победители в 2016 году:

Абсолютные победители в 2017 году:

Большой универсальный словарь русского языка

«Большой универсальный словарь русского языка» - результат 25-летнего труда авторского коллектива Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина под руководством доктора филологических наук Валерия Морковкина . В словаре представлены в алфавитном порядке наиболее употребительные слова, составляющие лексическое ядро русского языка (около 30 000 слов). Идея создания словаря была высказана Валерием Морковкиным в 1973 году в докладе «Об универсальном учебном словаре русского языка», но работа над нынешним словарем началась с конца 1980-х годов, и в его создании приняли участие Валерий Морковкин, Галина Богачева и Наталия Луцкая. По словам авторов, в словарь неоднократно вносились изменения: одни слова, такие, как «милиция», «пейджер», отходили на периферию, другие, наоборот, приходилось включать. В словаре можно найти такие термины, как «флешка», «хакер» и «халява».

Слова выстроены по алфавиту, к каждому из представленных дано значение, а также указаны грамматические особенности. Составители издания намеренно сделали акцент не на количестве слов, а на том, чтобы дать максимально полную характеристику отобранным единицам. Словарь отражает перемены, произошедшие в языке за последние время, дает правильные варианты ударений, предлагает омонимы, синонимы и антонимы.

Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая отметила, что институт, чьей миссией на протяжении 50 лет работы является распространение и сохранение русского языка, а задачей специалистов вуза - работа над словарями, издал в сотрудничестве с издательством «Словари XXI века» уже не один словарь. «Одним из ярчайших примеров этого сотрудничества стал лингвострановедческий словарь „Россия“, претерпевший четыре переиздания, а в 2015 году вышедший в виде мультимедийного онлайн-ресурса», - рассказала Маргарита Русецкая. Само направление «лингвострановедение» было придумано в СССР и впервые упомянуто в книге «Лингвистическая проблематика страноведения в преподавании русского языка иностранцам» (Москва, 1971 г.) . Основоположником этого направления является академик Виталий Костомаров, основатель и первый ректор Института Пушкина.

Портал «Образование на русском»

Портал «Образование на русском» - это дистанционная образовательная платформа для продвижения русского языка. Портал объединяет систему онлайн-курсов для обучения русскому языку, систему дистанционного повышения квалификации преподавателей русского языка, массовые открытые онлайн-курсы на русском языке. Портал «Образование на русском» начал свою работу 1 сентября 2014 года. За первые три года работы портал посетили 5,3 млн человек из 202 страны, 1,1 млн из которых зарегистрировались на портале.

На портале проводится обучение по направлениям «Русский язык как иностранный» и «Школа профессиональной поддержки» (Переподготовка по специальности «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

Портал предоставляет возможность:

  • обучиться русскому языку самостоятельно или под руководством авторитетного тьютора;
  • пройти тестирование на знание русского языка и получить сертификат, подтверждающий ваш уровень;
  • получить знания по различным тематикам на открытых онлайн-курсах на русском языке;
  • стать партнером портала, заявив о себе и приняв участие в реализуемых на портале проектах в сфере изучения, продвижения и сохранения русского языка;
  • повысить квалификацию преподавателю русского языка как иностранного в области профессиональной деятельности, освоив одну или несколько представленных на портале программ повышения квалификации.
  • пройти профессиональную переподготовку специалисту смежной с филологией профессии и получить право осуществлять профессиональную деятельность в сфере преподавания русского как иностранного.

На портале проводятся олимпиады и конкурсы: Международная олимпиада по русскому языку для школьников зарубежных стран (отборочный этап), Международный конкурс по русскому языку «Артек», Международная онлайн-олимпиада по РКИ «Звучи, живая речь!», Международная онлайн-олимпиада «Русский с Пушкиным» и другие.

Технические возможности портала позволяют проверить степень освоения учебного материала по всем видам речевой деятельности: чтению, письму, слушанию и говорению.

Оператор Программы продвижения русского языка и образования на русском языке

С 2013 года Институт является научно-методическим и информационно-аналитическим центром правительственной Программы продвижения русского языка и образования на русском языке .

Инициаторы Программы:

Цели Программы:

  • популяризация русского языка в мире и повышение уровня владения русским языком;
  • конкурентоспособное позиционирование открытого образования на русском языке и обучение русскому языку в глобальном образовательном пространстве.

Партнёры:

  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество);
  • Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ);
  • Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ);
  • 20 вузов из 9 регионов России: Алтайский край, Карелия, Поволжье, Северный Кавказ, Сибирь, Урал, Центральный регион, Москва, Санкт-Петербург.

В рамках Программы в целях предоставления доступа к образовательным ресурсам по русскому языку и учебным материалам на русском языке создан Интернет-портал «Образование на русском» .

Основные ресурсы портала:

Школа русского языка как иностранного ;

Центр лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике

Центр лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике занимается организацией и проведением государственного тестирования по русскому языку иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить разрешение на работу в Российской Федерации (трудящихся-мигрантов), и иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить гражданство Российской Федерации . Успешно прошедшие тестирование получают соответствующий государственный сертификат РФ по русскому языку .

Центр лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике работает в области сертификации уровней владения русским языком как иностранным с 1992 г. За это время были разработаны 6 уровней владения русским языком повседневного общения для взрослых(по европейской шкале - уровни А1-С2), 6 уровней владения русским языком повседневного общения для детей школьного возраста (по европейской шкале - уровни А1-С2), 3 уровня владения русским языком делового общения (В1-С1) и 4 уровня владения русским языком в международном туристском бизнесе (РЭТ-0 -РЭТ-3).

В разработке системы тестирования Центра принимали участие сотрудники Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина: член-корреспондент Российской академии наук, доктор филологических наук Митрофанова О. Д., кандидат педагогических наук Степанова Е. М., кандидат педагогических наук Журавлева Л. С., кандидат педагогических наук Трушина Л. Б., кандидат педагогических наук Корчагина Е. Л., кандидат педагогических наук Лаврова Н. В., кандидат педагогических наук Исаев Н. П., кандидат педагогических наук Шиманюк Е. Г., кандидат педагогических наук Корепанова Т. Э., кандидат педагогических наук Калиновская М. М. Центр ингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике организует и принимает тестовые экзамены в России и за рубежом в 15 странах мира в 35 экзаменационных центрах. К каждой сессии разрабатываются закрытые варианты тестов.

С 2008 года аффилированный член ALTE (Европейской Ассоциации Лингвистических тестеров).

Базовая организация СНГ по преподаванию русского языка

Статус Базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по преподаванию русского языка придан Государственному институту русского языка им. А. С. Пушкина решением Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2013 года. Цели создания Базовой организации СНГ по преподаванию русского языка: организационное, учебно-методическое и кадровое обеспечение распространения и преподавания русского языка, русской литературы и культуры специалистами государств - участников СНГ с учетом потребностей интеграционного взаимодействия государств - участников Содружества.

Основными направлениями деятельности Базовой организации являются:

  • Реализация в рамках СНГ основных образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, в том числе:
    • подготовка преподавателей по специальности «русский язык и литература» со специализацией в преподавании русского языка как иностранного/неродного;
    • повышение квалификации преподавателей-русистов;
    • подготовка научно-педагогических кадров путем организации различных форм послевузовского образования.
  • Развитие и углубление сотрудничества с образовательными, научными и исследовательскими организациями государств - участников СНГ.
  • Разработка, апробация и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов в области преподавания русского языка.

При Базовой организации создан Общественный совет из представителей образовательных и научных структур государств - участников СНГ.

Издательская деятельность

Ежегодно Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина выпускает десятки научных монографий, учебно-методических разработок: учебников, рабочих тетрадей материалов к урокам - всего того, что позволяет обеспечивать высокий уровень преподавания русского языка в стенах института и по всем миру. Среди авторов учебных пособий профессора Института Пушкина: А. Н. Щукин, Л. Л. Вохмина, Л. Б. Трушина, И. А. Орехова. Для помощи педагогам, работающим в России и за границей, Институт в течение многих лет издает профессиональные периодические издания, основным из которых является журнал «Русский язык за рубежом»

«Русский язык за рубежом»

Журнал был создан в 1967 году энтузиастами РКИ во главе с В. Г. Костомаровым. В 1971 г. издание обрело международный статус как орган МАПРЯЛ. Выходит 6 раз в год. За 50 с лишним лет вышло около 300 выпусков. Распространяется более чем в 30 странах Европы и Азии. Издание публикует учебные материалы для использования на уроках русского языка как иностранного, тексты для чтения, методические и лингвистические разработки, сообщения о новостях в области преподавания РКИ. «Русский язык за рубежом» входит в рекомендованный ВАК РФ перечень ведущих рецензируемых изданий, в которых могут быть опубликованы результаты научных исследований соискателей ученой степени доктора и кандидата наук. Журнал включён в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Сайт: http://journal.pushkin.institute/ Профиль в РИНЦ: https://elibrary.ru/title_about.asp?id=9077

«Мировая русистика»: серия специальных выпусков журнала «Русский язык за рубежом»

Проект Института Пушкина, цель которого - дать каждой стране, где любят, учат и исследуют русский язык, в полный голос заявить о своей уникальной научной школе. Пилотным выпуском в 2015 г. стал журнал «Финская русистика». Благодаря активной работе специалистов Ханойского филиала Института Пушкина, появился второй спецвыпуск - «Вьетнамская русистика». К концу 2017 г. было выпущено 15 журналов о русистике таких стран, как Южная Корея, Китай, Франция, США, Англия, Китай, страны СНГ и др.

«Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом»

Основан в 2008 году как приложение к журналу «Русский язык за рубежом», для того, чтобы дать возможность аспирантам и соискателям учёной степени кандидата наук публиковать результаты своих исследований, проведённых в процессе работы над диссертациями. В 2017 г. издание получило новое регистрационное свидетельство, и стало официальным научным журналом Института Пушкина. Издание входит в рекомендованный ВАК РФ перечень ведущих рецензируемых изданий и включено в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

События

6 июня 2011 года Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина посетил третий Президент Российской Федерации Д. А. Медведев . Своим указом он объявил 6 июня Днём русского языка .

29 мая 2017 года Президент России Владимир Путин посетил Институт Пушкина, который работает на территории Российского духовно-культурного православного центра в Париже. Вместе с мэром Парижа Анн Идальго Президент России побывал на репетиции детского концерта, который готовится ко Дню русского языка .

Партнёрская сеть «Институт Пушкина»

Партнёрская сеть «Институт Пушкина» - добровольное объединение юридических лиц, разделяющих общие подходы к продвижению, популяризации русского языка и литературы, а также осуществляющих активную деятельность, направленную на создание условий для обеспечения доступа к программам изучения русского языка, открытого образования на русском языке.

В июле 2013 года было объявлено о планах по созданию сети центров по изучению русского языка за рубежом под общим названием «Институт Пушкина». Предполагается, что базовой организацией, обеспечивающей методическую поддержку и координацию работы этих центров, станет Государственный Институт русского языка им. А. С. Пушкина. По сути, у Института уже имеется соответствующий опыт: в 1970-1980 годы в разных странах функционировали филиалы Института. Некоторые из них продолжают работать как самостоятельные организации, в том числе Афинский Институт русского языка им. А. С. Пушкина

: Гос. ИРЯГосударственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Гос. ИРЯ)

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина - крупный учебный и научно-исследовательский центр, осуществляющий преподавание русского языка для иностранных граждан, подготовку и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, написание учебно-методической литературы. Институт был создан на базе Научно-методического центра русского языка при МГУ им. М.В. Ломоносова в 1966 г., с 1974 г. существует автономно. В 1998 г. ИРЯ был присвоен статус «Государственный».

В структуру вуза входят три факультета: филологический, факультет обучения и стажировки иностранных студентов, факультет повышения квалификации и постградуального обучения. В Гос. ИРЯ одновременно обучается до 700 иностранных и более 300 российских студентов.

Для поступления на филологический факультет (бакалавриат) для граждан РФ учитываются результаты ЕГЭ по русскому и иностранному языкам, литературе. Дополнительные вступительные испытания не проводятся. Для граждан других государств необходимо представить документ о прохождении тестирования по русскому языку уровня B1.

По данным на 2012 г., проходной балл ЕГЭ на бюджетные места бакалавриата (по второй волне) составил 245 баллов, на коммерческом отделении - 163 балла; на бюджетной основе было предусмотрено 40 мест (бакалавриат) и 36 мест (магистратура).

Результаты победителей и призёров всероссийских и международных олимпиад школьников (согласно списку, утверждённому Минобрнауки РФ) также признаются в качестве результатов вступительных испытаний по этим предметам.

Для всех желающих поступить на филологический факультет при Гос. ИРЯ проводятся восьмимесячные подготовительные курсы по тем предметам, по которым будет проводиться ЕГЭ. Обучение платное.

На факультете обучения и стажировки иностранных студентов открыто подготовительное отделение. Срок обучения - 10 месяцев. По окончании выдаётся сертификат Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, а также государственный сертификат, который свидетельствует об уровне подготовки по русскому языку, достаточном для получения образования в российском вузе.

На факультете повышения квалификации и постградуального обучения есть возможность получать знания очно, в виде выездных семинаров (без отрыва от педагогической деятельности) и дистанционно (для получения специализации «Русский язык как иностранный и методика его преподавания»).

Иногородним студентам предоставляются места в общежитии, находящемся в одном комплексе зданий с учебными корпусами. Военной кафедры в вузе нет - на время обучения действует отсрочка от прохождения службы в армии.

Гос. ИРЯ поддерживает отношения с такими международными организациями, как ЮНЕСКО, Совет Европы и др., является членом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), а также учредителем известного в мире журнала «Русский язык за рубежом». Институт тесно сотрудничает с вузами и культурными центрами более 60 иностранных государств, таких как Австрия, Болгария, Франция, Швейцария, Италия и др.

В Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина активно проводится научно-исследовательская работа, направленная не только на изучение различных явлений русского языка, но и на написание учебных пособий, словарей, тестов и т.д. При вузе функционирует Научное студенческое сообщество, где поддерживаются инициативы молодых учёных-филологов, проводится подготовка к защите дипломов и магистерских диссертаций.

Институт занимает почётное первое место среди государственных вузов гуманитарного профиля, шестое место - среди госвузов по направлению «Филология» и среди всех высших учебных заведений России. Студенты отмечают, что учиться в Гос. ИРЯ действительно интересно (хотя программа достаточно сложная), а преподаватели - настоящие мастера своего дела.

Многие выпускники работают в разных странах мира, среди них есть дипломаты и государственные деятели, учёные и бизнесмены, психологи и журналисты, переводчики и преподаватели.

Официальный сайт Гос. ИРЯ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: