Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные. Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные Прозвенел сейчас звонок

Задачи:

Образовательные :

Знания – изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Умения – находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

Выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;

Повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи.

Развивающие : развитие внимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыков связной речи, творческих способностей.

Воспитательные: формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность, способность к диалогу.

Оборудование: компьютер, проектор,карточки с заданиями.

Учебник: С.В.Иванов: Русский язык, 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2013г. – 160 с.: ил.

Ход урока

1. Организационный момент и мотивация.

Учитель: Я рада приветствовать вас, ребята, и вас, дорогие гости, на уроке русского языка. И мне бы хотелось, чтобы он прошел под девизом: «Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Подарите улыбку всем присутствующим.

2. Актуализация знаний

Слайд 1

Лен(?), руж(?)ё, кон(?), ноч(?)ю, пят(?)десят, пят(?), п(?)ёт

Учитель: Что общего во всех этих словах? (Пропущен Ь)

Распределите слова по группам.

Сколько групп получилось? По какому признаку делили?

Ответы учеников.

Слайд 2

Доч(?), стереч(?), туч(?), читаеш(?), настеж(?), кирпич(?), могуч(?), реж(?)

Учитель: Перед вами следующая группа слов. Что можете сказать обо всех этих словах? Какой звук в конце? Какая буква пропущена? Во всех словах?

Ответы учеников.

Учитель: Когда же пишется Ь в словах с шипящим на конце? Предлагаю вспомнить и заполнить таблицу. Если согласны с высказыванием, поставьте «+» или «-».

Работа в парах.

Работа в малой группе у доски – КЛАСТЕР (3 человека). После работы ученики защищают свои кластеры, остальные дети проверяют свою работу

Учитель: Итак, назовите слова, в которых не надо было писать ь.

3. Определение темы и целей урока.

Учитель: Кто сможет назвать тему нашего урока?

Как, по-вашему, к какому блоку относится наш урок? Найдите в книге урок 108. Верно ли мы предположили?

Ответы учеников.

Учитель: Определите цель. (Учиться грамотно писать).

Каковы задачи на этот урок? (Повторить случаи написания Ь в словах и закрепить умение писать ь в словах).

4. Обобщение во вешней речи.

Стр.104 учебника, упр.1.

Учитель: Прочитайте самостоятельно задание, подчеркните действия, которые надо совершить, чтобы выполнить упражнение.

Пока класс работает самостоятельно, задание в паре отдельно - упр.3. Проверка по слайду.

Учитель: Коля выполнил это задание следующим образом. Согласны ли вы с ним? Почему?

Работа с интерактивной доской. Слайд 3.

Учитель: Проверьте, все ли выполнили это задание так, как на экране?

Стр. 105 учебника, упр.2.

Учитель: Выпишите из текста слова, в которых ь является показателем мягкости согласного. Но эти слова не должны быть глаголами.

Два человека работают с обратной стороны доски, затем работа проверяется и разбирается.

Выписанные слова: ухватить, есть, рассталась , знать , наклонять, на малюсенькой , соскочить, выскользнуть, из пальцев , представить, жизнь .

Вывод

Учитель: Какую функцию ь мы вспомнили, выполняя задание?

Карточка на доску – «Ь – показатель мягкости».

5. Физминутка.

Учитель: Если называю слово, в котором пишется ь – показатель мягкости, присядьте, есливыполняет другую функцию, подпрыгните, а если в слове не пишется ь, поднимите руки вверх.

Ночь, пень, морж, семь, деревья, вскачь, ружьё, день, кирпич.

6. Работа по теме. Самостоятельная работа с проверкой

Учитель: Задание: выписать из веселого стихотворения слова с разделительным ь.

Не мог озорной мягкий знак

Найти себе место никак.

В журчащем прозрачном ручье

Заплыл мягкий знак перед «Е».

Заметил, летит вороньё,

И ловко влетел перед «Ё».

Оттуда залез к муравью

Усевшись как раз перед «Ю».

А шла когда мимо свинья,

Забрался он к ней перед «Я».

И громко запел: «Перед Е, Ё, И, Ю

Всегда разделительным знаком стою.

Я знак разделительный, знайте, друзья.

Меня вы найдёте в словах перед «Я»!

Слайд 4. Взаимооценка с проверкой по слайду и выставление отметок.

Учитель: Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, верно ли выполнено задание. Не допущены ли ошибки в правописании? Выставите отметки.

На слайде критерии.

Учитель: На какое правило были выписанные слова?

Когда в словах пишется разделительный Ь?

Ответы учеников.

Карточка на доску «Ь – разделительный».

7. Включение в систему знаний.

Дифференцированная работа

Учитель: На этом наши задания сегодня не закончились и впереди самое интересное. Перед вами карточки разных цветов, соответствующих разным уровням сложности. Ознакомьтесь с содержанием каждой карточки и выберите ту, с которой справитесь.

Дети работают самостоятельно.

Слайд 5 с заданиями.

Учитель: Кто работал с карточками розового цвета? Кто с карточками голубого цвета? Красного? Вот что у вас должно было получиться.

Слайд 6.

Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На рассвете воздух пахуч и свеж . Все окна в доме распахнуты настежь . На ясном небе не увидишьтуч . Вся трава сплошь покрыта каплями росы.

Учитель: С какой орфограммой столкнулись, выполняя это задание? (Ь после шипящих на конце слов).

Вывешиваю карточку «Ь после шипящих на конце слов».

8. Рефлексия.

Учитель: Вспомните тему нашего урока.

Вернемся к задаче, которую перед собой поставили. Вспомните. (Повторить и закрепить умение писать Ь в словах).

Как, по-вашему, выполнили мы задачу? Достигли цели?

Ответы учеников.

Учитель: Просмотрите этапы работы на уроке, вспомните, как выполняли задания и оцените весь процесс работы. Напишите на полях Ь соответствующего цвета (согласно принятым цветам в классе для оценки).

Слайд 7.

Учитель: Предлагаю продолжить фразы.

Я хорошо усвоил…

Мне надо повторить…

Я затрудняюсь…

Оценка работы учителем .

Домашнее задание: стр.105, упр.3

Нэля Хлыпина , учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

В прикрепленных файлах – материалы к уроку и презентация к занятию.

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам".

Русский язык.

Тема. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Цель: расширять представления учащихся о глаголах прошедшего времени, формировать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного;

развивать познавательный интерес, мышление учащихся; развивать умения и способности работать самостоятельно, в парах, группах с карточками;

воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей, самостоятельность, аккуратность в записях.

Оборудование: таблица «Спряжение глаголов», карточки со словом «глагол», карточки для работы в парах, карточки со словами «минимальный», «максимальный», карточки для самостоятельной и домашней работы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Минутка каллиграфии

Л л М м ям ял мя ля мял Ляля лл мм

2. Работа в группах. Составление «Ассоциативного куста»

3. Словообразовательная работа

С помощью вопросов замените сочетания слов глаголами в неопределённой форме. Определить спряжение глаголов.

Оказывать помощь - (помогать)

Вести наблюдение - (наблюдать)

Принять решение - (решить)

Одержать победу - (победить)

Нести службу - (служить)

4. Работа с предложением.

Ревела буря, дождь шумел.

Прочитайте предложение. Какое оно по цели высказывания? Сложное или простое? Распространенное или не распространенное?

Распространите данное предложение и запишите. Подчеркните главные члены предложения.

Назовите глаголы в данном предложении.

Определите их время.

Что вы уже знаете о глаголах прошедшего времени?

III. Сообщение темы и задач урока.

І V . Изучение нового материала

1. Работа в парах. (Два человека заполняют за доской)

А) Заполнить таблицу

В глаголах выделить окончание, сделать вывод по правописанию окончаний в глаголах прошедшего времени

Прошедшее время

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное

Рисовать

Б) Проверка выполненной работы

Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?

Какие окончания в среднем роде?

Есть ли особое окончание в мужском роде?

Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?

Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде?

Какую особенность глаголов прошедшего времени вы заметили? (Наличие суффикса - л.)

В) Формулировка правила

Вывод. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском - а, в среднем роде имеют окончание - о., во множественном числе - и.

2. Физкультминутка.

V . Закрепление и обобщение знаний

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока. Наречие.

Цель урока: формировать умение находить наречие среди других частей речи и выделять грамматические признаки наречий.

Задачи:

- умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);

Развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание;

Совершенствовать мыслительные операции, речь детей;

Воспитать эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем и задач;

Воспитать чувство содружества, сотрудничества (работать в паре), способствовать воспитанию любви к поэзии, природе.

Формируемые УУД:

познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способов действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; нацеливание на успешную деятельность, умение высказывать своё предположение; о

коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки, учитывая степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Планируемые результаты : ученик научится различать наречия по его грамматическим признакам, наблюдать, анализировать, классифицировать, регулировать свою деятельность, научится организовать своё рабочее место, пользоваться источником информации, ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Тип урока: урок применения знаний, умений (навыков) .

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями, карточки самоконтроля, осенние листики, рисунок дерева.

Этапы урока

Формируемые УУД

1 Орг. момент.

Психологичес

кий настрой

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

На экране запись: внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

Слайд 2

Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к работе ученика на уроке?

Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы работали активно, слушали учителя и своих товарищей внимательно, писали аккуратно, отвечали блестяще.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

2.Целеполога

Откройте тетради и запишите число и классная работа.

Двадцать второе октября.

Классная работа.

Вернемся к нашим словам.

Внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

Прочитайте слова. Что их объединяет? (это наречия )

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Тема урока. Наречие.) Слайд 2

Определите цель нашего урока?

Я узнаю…

Я смогу…

Я буду знать… Слайд 3

Регулятивные:

умение высказывать своё предположение;

о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Личностные: Коммуникативные: уме-ние ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Минутка чистописания.

Вам будут предложены вопросы, однако работу надо выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

    Непроверяемая безударная гласная в слове обед. (о)

    Удвоенная согласная в слове пассажир. (с)

    Безударная гласная в слове лесной. (е)

    Суффикс в слове длинный. (н)

    Какая буква смягчает согласный в слове лось. (ь)

Давайте проверим себя и посмотрим на экран. (о с е н ь)

Слайд 4

Напишем эти буквы с верхнем соединением, используя такой элемент. () затем с нижнем соединением, используя такой элемент. ()

Запишите слово осень. Какую орфограмму нужно проверить в слове осень? (безударную гласную е – осенний )

Познавательные: Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

4.Актулизация знаний.

Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева и вставим пропущенное слово

Осень наступила

Высохли цветы,

И глядят …(уныло)

Голые кусты. Слайд 5

Как вы понимаете значение этого слова?

Уныло – печально, скучно.

Какой частью речи являются эти слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о наречии.

1. Что такое наречие?

2. На какие вопросы отвечает наречие?

3. Что обозначает?

4. Какова роль в предложении?

5. Значение в речи.

Слайд 6

1.Наречие-неизменяемая часть речи.

2.Отечает на вопросы: как? где? куда? когда? откуда?

3.Обозначает признак действия.

4. Является второстепенным членом предложения.

5. Придаёт более точное представление картины.

Вывод: наречия делают нашу речь более яркой, образной, точной. Они достаточно часто встречаются в речи, и мы должны уметь грамотно их писать.

Великий русский писательМ.Горькийвот что сказал о наречиях:

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».

Слайд 7

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

5. Словарная работа

Замените предложение или словосочетание одним словом. Запишите эти слова и подчеркните орфограммы.

    В этом месте. (здесь)

    День, предшествовавший сегодняшнему. (вчера)

    На следующий день после сегодняшнего. (завтра)

    В настоящее время, сейчас. (теперь)

Слайд 8

Что общего у этих слов? (наречие)

Составьте устно предложение с одним из этих слов.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов.

6. Физминутка

Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете. Слайд 9

Личностные:

развиваем умения выражать свои эмоции.

7.Применение знаний и умений.

- Выполним упражнение № 129 на странице 75.

Слайд 10

Прочитайте задание.

- Найдите в предложениях наречия.

Спишите первое предложение. Подчеркните грамматическую основу и укажите части речи.

(1 ученик работает у доски)

прил. сущ. нар. гл. ? сущ.

На синем небе робко выступают первые звёздочки.

Выпишите из других предложений наречия.

(2 ученик работает у доски)

Вверху, вокруг, впереди, позади, справа, слева, вчера, завтра, сначала, потом.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено;
осознание качества и уровня усвоения.Коммуникативные: Личностные:

8.Работа в парах

Заменить слова в скобках однокоренными наречиями и разобрать предложение по членам и частям речи.

    Солнце (яркий) освещало лесную лужайку.

    Малыши (быстрый) сложили игрушки и (дружный) побежали на улицу.

Проведите взаимопроверку тетрадей.

Слайд 11

Слайд 12

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:
контроль, коррекция и выделение того, что уже усвоено; осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
готовность к сотрудничеству и дружбе. Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою работу и работу своего товарища.

9.Самостоятельная работа

Разноуровневые задания

Замените противоположными по смыслу наречиями:

Быстро - _____________________

Темно - _____________________

Легко - ______________________

Тихо - _____________________

Сверху - ____________________

Много - _____________________

Замените подходящими по смыслу наречиями:

Идти черепашьим шагом. __________

Кот наплакал. ____________________

Как по маслу. ____________________

Встать чуть свет. __________________

Рукой подать. ____________________

Яблоку негде упасть. ______________

От данных прилагательных образовать наречия-антонимы.

Близкий – __________________

Низкий - ___________________

Слабый - ___________________

Образовать наречия-синонимы.

Аккуратно- ________________

Морозно- __________________

Верно- ____________________

Давайте проверим ваши работы.

(проверка на слайдах) Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Регулятивные: сличение способов действия и его результата с заданным эталоном, о ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умение адекватно оценивать свою работу. Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.

10. Итог урока

Какие цели мы ставили в начале урока?

Какие цели урока мы выполнили?

Прочитайте слова. Какие из этих слов можно отнести к

вашей работе сегодня на уроке?

внимательно, активно, хрупко, аккуратно, блестяще, грустно, горячо .

Отметьте в листах самоконтроля свою работу на уроке.

Оценивание учащихся.

    Я доволен своей работой.

    Мне было трудно.

    У меня есть еще пробелы в знаниях.

Слайд 16

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

10. Домашнее задание

Домашнее задание у вас будет дано на специальных карточках, разного цвета. Выполняете задание в тетради. Завтра начнём урок с проверки д\з.

Отгадайте загадки. Выпишите наречия.

Вставьте пропущенные наречия.

Спишите пословицы.

Составьте из каждой группы слов

предложения – пословицы. Запишите их.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

10. Рефлексия

Сегодня мы много говорили об осени. У меня на доске дерево. Если вам было интересно и легко на уроке прикрепите осенние листочки на дерево. Если вам было неинтересно и трудно – около дерева, на «земле».

Спасибо за урок! Слайд 18

Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;осуществлять итоговый контроль. Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

1.Создать условия для ознакомления учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих в глаголах.

2.Создать условия для формирования умения писать Ь после шипящих в именах существительных и кратких прилагательных

3.Создать условия для развития орфографической зоркости и мыслительной деятельности учащихся.

4.Создать условия для воспитания культуры учебного труда и коммуникативных способностей.

Используемый учебник: Русский язык.:Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. В 2-х частях.-2-е изд., с уточ..-М.:Вентана-Граф,2004г.

Ход урока

І. Орг. момент.

ІІ. Орфографическая минутка.

Начнём урок русского языка с орфографической минутки. Запишем слова

под диктовку, выделим орфограммы:

Воро бь и, па ль то, яко рь , моло дёжь , соло вь и, помощь .

* Самопроверка. (слова вынести на доску )

Сверьте с доской. У кого все слова записаны так, как на доске, поднимите руку.

Прочитайте слова ещё раз и скажите, что в них общего?

( имена существительные;

С безударной гласной в корне слова;

Пишутся с мягким знаком;)

Какую роль выполняет “ Ь ” в словах?

Ь – разделитель;

Ь – смягчитель;

Ь – указывает на существительное жен. рода 3 склонения;

А как вы напишите следующие слова: ключ…, хорош…, могуч…, чертёж…?

Объясните.

Вывод. Расскажите, что мы знаем о правописании Ь после шипящих на конце слов?

А как вы думаете, пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

Тема нашего урока сегодня звучит так:

“Мягкий знак после шипящих в глаголах”.

Попробуем сформулировать цели урока.

У – узнаем, пишется ли Ь после шипящих в глаголах;

Р – будем развивать внимание и орфографическую зоркость;

О – объяснять написание слов;

К – корректировать ответы товарищей;

ІІІ. Работа над новым материалом.

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов, предлагаю обратиться к рубрике “Давай подумаем” на с.82.

Внимательно прочитайте предложения.

Скажите, это просто предложения или что-то иное? (пословицы)

Кому не понятен смысл пословиц? (по необходимости объяснить)

1). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2). За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь.

4). Без теста пирога не испечёшь .

5). Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются?

(Глаголы)

В каких формах стоят? (в нач. ф.; в личн. ф.; в ф. повелит. накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (на конце глаголов после шипящих пишется Ь)

Сравним наши выводы с выводом девочки Жени. (На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь )

Совпали ли выводы? (да)

Чтение вывода по учебнику хором. (Во всех глагольных формах после шипящих пишется Ь )

А сейчас закрепим наши теоретические знания на практике.

Упр. 1 – внимательно прочитайте задание. Как вы его поняли?

(записать глаголы в три столбика: нач.ф. гл. 2л. ед.ч. гл. повел. накл.)

(4-5 слов разобрать коллективно, остальные записать самостоятельно; можно работать в парах)

Встаньте, кто выполнил задание правильно.

Ф? минутка . Я буду называть слова. Если в слове надо писать Ь, вы приседаете 1раз, если Ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.

Рожь, шалаш, скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, (желаю) удач.

Работа по карточкам.

“Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч… .
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…”

Прочитайте отрывок.

Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Вставь, если нужно Ь в слова. (дети работают самостоятельно)

Проверка .

Назовите слова, в которых написали Ь, и докажите, что он необходим.

А почему в словах могуч и туч Ь писать не нужно?

Письмо под диктовку с комментированием.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Упражнение с использованием сигнальных карточек . (слова записаны на доске; дети показывают Ь, учитель вписывает в слова)

Стри…, доч…, поёш…, мыш…, скрипач…, гореч…, трубач…, стрич…, играеш…, сторож…, печ…, спряч…, береч…

Вывод .

Дети, кто понял, когда же пишется Ь после шипящих на конце слов?

Сейчас я проверю.

Задание на карточках . (соедини линией, когда пишется Ь)

Сравните с таблицей! (на доску вывешивается таблица)

Обратимся к целям урока и сделаем вывод.

Что нового мы узнали о правописании глаголов?

Чему учились?

Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях в тетради восклицательный знак (! ). Если были затруднения или что-то непонятно – поставьте знак вопроса (?)

Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.

Дом. задание. С.82 –правило, с. 83 – упр. 5, 2.

Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Верхние Услы Стерлитамакского района Башкортостан

Тема : «Правописание окончаний в родительном, дательном и предложном падежах»

Цели:

Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи;

Развитие умения правильно писать безударные окончания;

Закрепить навыки, по теме полученные на предыдущих уроках;

Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Ход урока.

I. Организационный момент

Давайте настроимся на работу, прочитайте девиз нашего урока.

Учиться надо весело,

Учиться будем весело,

Чтобы хорошо учиться

Теперь улыбнемся друг другу, сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы научимся правильно писать окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах 1,2 и 3-го склонения.

Какое сейчас время года? (Зима).

Хотя еще мало снега, Снеговик сам решил придти к нам в гости. Он будет наблюдать за вами, как вы будете работать, и награждать вас вот такими снежинками. Снежинки эти не простые, а с оценками. (3,4,5)

III. Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова

«Классная работа». Сделаем небольшую разминку. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.

- Вышли пальцы погулять.

Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от

Основания к ногтю по внешней стороне:

правого большого пальца:

- Этот пальчик самый сильный;

левого большого пальца:

- Самый толстый и большой;

правого указательного пальца:

- Этот пальчик для того...;

левого указательного пальца:

- Чтоб показывать его;

правого среднего пальца:

- Этот пальчик самый длинный;

левого среднего пальца:

- И стоит он в середине;

правого безымянного пальца:

- Этот пальчик безымянный;

левого безымянного пальца:

- Он избалованный самый;

правого мизинца:

- А мизинчик хоть и мал;

левого мизинца:

-Очень ловок и удал;

IV. Словарная работа.

У. Снеговик дает нам свою первую снежинку, в которой записаны предложения. А вы замените каждое предложение, одним словом и напишите.

Обозначьте склонение.

1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)

2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)

3. Городская электрическая железная дорога, а также вагон. (Трамвай.)

4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)

5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)

7. Плод яблони. (Яблоко.)

8. Четвертый день недели. (Четверг.)

(Проверка сигнальными карточками.)

V. Тема урока.

У . Снеговик бросил вторую снежинку, в которой задание.

Сравните окончания существительных в родительном, и предложном падежах. Запись предложений под диктовку. (Один ученик работает у доски.)

1. Из рощи доносилось пение птиц. К роще вела узкая дорожка.

О маме сложили много песен.

2. Синица подлетела к дереву. Около дерева бегали котята.

Белка сделала дупло в дереве.

3. Вокруг Красной площади посажены деревья. Мы вечером гуляли по Красной площади. Я прочитал рассказ о Красной площади.

3. Каждое предложение разбирается и делается вывод

Оценивание.

VI. Физминутка.

VII. Закрепление

1) Работа по группам.(по карточкам)

Вставьте пропущенные окончания, определите склонение и падеж: существительных.

Подошли к опушк..., ветка черемух..., жизнь в Арктик...

Вставьте пропущенные окончания, определите склонение и падеж существительных.

Бежал по дорог..., в конце площад..., привезли на автобус...

(Сверка правильности с доски. Оценивание.)

2) Работа по парам.

Обозначить склонение, падеж, выделить окончания.

Готовился к зимовке, добывают на Урале, по узкой тропинке,

отошел от полянки, из соседней деревни, узнал от подруги,

сидел у кровати, не лежалось на окошке.

(Проверка. Оценивание.)

3) У. - В конце урока Снеговик дает следующее задание:Напишите мини-сочинение на тему «Зима».

Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:

Вариант 1.

Пишу сам(а). На доске картина «Зима».

Вариант 2.

Прошу маленький SOS (помощи).

В конверте слова- помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

Вариант 3.

Прошу большой SOS.

В конверте карточки:

Пришла……………_ зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась………_ снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены __________ узорами инея. В снег спрятались……… елочки…………._ мороз сковал воду на реке…………….._ жители давно приготовились к зиме.

VIII. Итог урока.

Что нового взяли для себя из этого урока?

Что вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Что для вас показалось очень трудным?

Молодцы! Всем большое спасибо за урок.

VII. Домашнее задание . Упражнение 239

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: