Сад в казацкой степи. Научная среда Если в степи высаживать больше деревьев то


Россия, Москва г
13.01.2010 19:36

Александр Толоконников - известная личность в мире ландшафтного дизайна. Познакомились мы с ним несколько лет назад в Англии во время выставки «Chelsea Flower Schow». Позже вместе путешествовали по паркам Крыма, после чего я решила воспользоваться приглашением и посетить сад Александра в Новочеркасске, столице донского казачества.

Сад Александра Толоконникова оказался необычным и оригинальным, отражением личности своего хозяина. Это одна из самых ярких достопримечательностей Ростовской области. Летом в степи очень жарко, и такой оазис, где создано множество тенистых уголков, дарит желанную прохладу. Но конечно, множество ярких впечатлений в саду можно получить в любую погоду. Поэтому круглый год в сад приходят посетители.

История создания сада

Саду Александра Толоконникова, когда я побывала там впервые, исполнилось шесть лет. Возник он на пустом месте, где иссушенная глинистая почва и чахлая трава создавали весьма унылый пейзаж. Шесть лет для сада - это очень небольшой срок. Как же удалось Саше за это короткое время создать такие пышные заросли? Он отвечает, что сразу посадил крупномерные деревья, отдавая предпочтение быстрорастущим. Кроме этого, в саду устроено множество пергол, арок, ширм, которые создают пространственную структуру и объем. Через эти формы, окна и проходы, как картины в рамах видны различные уголки сада.

В саду на площади полгектара расположены несколько композиций в разных стилях. Здесь есть сад-кафе, английский сад, крестьянский сад, гравийный сад, сад водных растений, тенистый сад. В саду постоянно добавляется что-то новое. Особое место занимает японский сад, устроенный по всем правилам восточного искусства. В Японии и Китае создатели садов с большим уважением относятся к камням. Это главная составляющая сада. Вода, растения, малые формы - это второстепенно. Вот и Александр Толоконников на первом этапе создания сада занялся расстановкой камней. Многотонные глыбы раскладывались не по воле дизайнера, а, как принято на востоке, сами искали себе место в саду, с ними надо было «договориться». В итоге каждый занял понравившееся ему место. Эта практика разговоров с камнями кому-то может показаться странной. Но, зная Сашу, его способности к медитации, практику в монастыре Шаолинь, я верю: он может!

Властелин дождя

В чайном домике на берегу пруда хозяин угощал нас прекрасным чаем. Во время чайной церемонии мы общались, слушали рассказы о создании сада, о смысле его композиций, наслаждались ароматным напитком и созерцанием вида на пруд с островом. И тут случилось чудо! При сорокаградусной жаре, при совершенно чистом небе вдруг пошел сильный дождь. Его капли рябили водную гладь, стучали и стекали по крыше, прыгали по деревянным мостикам. Сразу стало прохладнее. Саша открыл нам секрет этого явления. В своем саду он расположил дождеватели для полива не у поверхности земли, а высоко на шестах, стволах деревьев, крышах беседок. Только таким способом можно полить густые посадки.

Александр Толоконников - талантливый ландшафтный дизайнер, имеющий много заказов в разных городах России. Его клиенты записываются в очередь. Кроме работы над проектами и садами, он ведет занятия в созданной им же ландшафтной школе. В своем саду, который он называет «Ботанический парк ландшафтного типа», Саша собрал более тысячи наименований редких декоративных видов и форм растений. Постоянно изучаются и акклиматизируются новые растения. Те, что успешно прошли испытания, размножаются в небольшом питомнике и продаются.

В самом хозяине и в его саду есть что-то такое, что воспринимается не на уровне от разума - к разуму, а от сердца - к сердцу. Здесь каждый получает сильную энергетическую подпитку, как-то сами собой решаются вопросы, улучшается самочувствие. После первого посещения сада, каждому хочется непременно попасть туда еще: осенью - любоваться яркими красками, зимой - созерцать неприкрытую листвой структуру ветвей и построек, весной - наслаждаться пробуждением природы и первыми цветами.

Александр Толоконников:

http://www.landy-art.ru/index.php?p=.avtoritets&sid=16944


Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске Сад А.Толоконникова в Новочеркасске

Да, да, я помню. Надо посадить дерево, воспитать сына и построить дом.

Все это правильно, но посадить дерево... как то скучно. Одно дерево сажать, при том, что в мире вырубается несколько миллионов деревьев в день, немного неблагодарная задача. Потому довольно таки давно появилась у меня дурацкая идея....

Есть тип растений, которые считают сорняками. Особенность в том, что они растут быстро, размножаются быстро и не болеют. Беда в том, что такие растения распространяются очень быстро и уничтожить их или искоренить очень очень сложно. Пример таких растений - борщевик. Борщевик отлично прижился в большой части России и стал бедствием для сельского хозяйства. А самое главное - борщевик вытесняет остальные растения...

Вот о таких "сорняках" я думаю, но мне интересна не трава, а деревья....

Довольно часто я езжу в Учалы. 200 километров от Челябинска, из которых 100 км идут по М5 и по полям Челябинской области, а остальные 100 км идут по Башкирским степям, часть из которых обрабатывается местными фермерами. А вот остальная часть.... степь, степь, степь. И вот задался я идеей эту степь засадить деревьями.

Люблю я березы, но вот высадить такое количество берез, чтобы они заполонили огромные пустоши башкирских степей очень очень сложно. Потому начал я искать такие деревья, чтобы были как сорняк... быстро росли, мало болели и размножались аки кролики, быстро и массово.

Мой взор упал на "клен", который не очень любят ландшафтные дизайнеры. И не любят как раз за размножение и почти нулевую ценность древесины. Однако о клене пишут, что это дерево дает много кислорода, быстро растет, мало болеет и, что самое главное, это большое и красивое дерево. Ну и самое главное - кленовый лес очень красивый лес. Правда я не уверен, что у меня получится вырастить именно такой... Но чем черт не шутит...

Во дворе растут клен и так кстати, словно бы намекая, несколько дней назад прошла обрезка деревьев и на земле оказалось огромное количество веток с известными населению семенами клена в виде вертолетиков. Злобно хихикая Саша насобирал целый мешок вертолетиков и в ближайшее время распылит их над большим участком башкирской степи...

Посмотрим. что получится...

И да, кстати, насчет экотерроризма. Многие башкирские степи были в свое время отвоёваны у башкирских лесов в угоду посевным полям. но это было в благие времена СССР. Последние же десятилетия поля брошены. Они зарастают травой, которая горит весной, а потом снова зарастают травой... Я хочу совершить небывалое - сделать так, чтобы отвоеванные у леса земли вернулись в управлением лесом. Потому я хочу высадить деревья и забрать у людей земли и вернуть их лесу. Ну и главное, высадить надо такие деревья, которые бы было трудно выкорчевать или пустить на дрова. И клен подходит для этих целей как нельзя лучше... К черту людей! Хочу лес.

ВЕСЕННЯЯ ОКОЛИЦА

ПОЧЕМУ СТЕПЬ ЛЫСАЯ?

Не одно столетие ученых занимает проблема безлесия степей, но ответ они нашли совсем недавно. Исследования отечественных специалистов на эту тему поддержал РФФИ.

Растения на нашей планете распределены по зонам. В лесной зоне господствуют деревья, в степной – травы, в зоне жарких пустынь – кустарники. Ученых издавна интересовали причины зональности. Особенно их занимали взаимоотношения лесной и степной растительности. В самом деле, почему бы в солнечных и теплых степях не расти деревьям?

В разные годы специалисты предлагали разные ответы на этот вопрос. Лет двести назад ученые считали, что природные условия степей вполне благоприятны для роста деревьев и в прошлом степные пространства были покрыты лесами, которые затем уничтожил человек. В середине XIX века преобладало мнение о непригодности природы степей для лесной растительности, тем более что попытки вырастить лес в степи кончались неудачно. К концу позапрошлого столетия специалисты пришли к выводу, что лес надвигается на степь, а благополучному завершению этого процесса мешает деятельность человека. И только относительно недавно стало ясно, что зональность растительности зависит от степени увлажнения и энергетического баланса растений. Сотрудники Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН Б.Д. Абатуров и В.Н. Лопатин, опираясь на данные отечественных ученых, объясняют, почему в степях нет лесов и при каких условиях там могут расти деревья.

Всю энергию растение получает за счет фотосинтеза, который происходит в листьях. Листья внутри очень влажные и к тому же испаряют влагу, поэтому пышную крону могут себе позволить только растения во влажных местах. Чем суше местность, тем меньше листьев, а следовательно, и энергии. В сухих степях растение получает влагу в основном из почвы, потому обязано иметь мощную корневую систему. Доля корней в общей массе степной былинки в шесть раз выше, чем у луговой травы во влажной лесной зоне. Чтобы энергии, которую получает степное растение от своих нескольких листочков, хватило на содержание корней, ему приходится жертвовать всем, что не фотосинтезирует и не всасывает влагу, то есть деревянистыми стеблями и ветвями. Поэтому в степях и преобладают травы. Возможно, в степной зоне могли бы расти редкие деревья, если бы трава не составляла им конкуренции. Доказательством тому служат опыты по выращиванию искусственных лесов в засушливых зонах северного Прикаспия – для успеха этого начинания приходилось постоянно уничтожать все травянистые растения.

Но бывают случаи, когда растение вынуждено сохранить древесный ствол, несмотря на жесточайшую нехватку воды. В пустынях, где гораздо суше, чем в степях, еще и очень жарко, например в Восточных Каракумах, температура у поверхности земли достигает 50–75 градусов. Фотосинтез в таких условиях не идет. Но на метровой высоте воздух нагрет только до 40 градусов, жить можно. Вот и приходится растениям пустынь помещать свои листья в более прохладное место, подальше от земли. Разумеется, быть деревом в пустыне – непозволительная роскошь, а кустарники там прижились, благо им не приходится конкурировать за влагу с травянистыми растениями, которые в таких условиях просто не выживают.

Леса же возможны только во влажных местах, где растения состязаются не за влагу, а за свет. Вот тут-то деревья, которые выносят к солнцу раскидистую многоярусную крону, наконец-то побеждают травы, которым в буквальном смысле не оставляют места под солнцем. Получая вдоволь и света, и воды, деревья могут позволить себе тратить энергию на содержание могучего ствола и многочисленных длинных ветвей.

Исследователи считают, что физиологическая основа зонального распределения растительности, очевидно, не ограничивается только особенностями энергетики растений. Существенную роль могут играть и другие физиологические параметры разных форм растений, но оценка этой роли требует специального анализа.

“ИНФОРМНАУКА”

© "Литературная газета", 2003

Диагностическая работа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс (вариант 3)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по предмету «Окружающий мир» даётся 60 минут. Работа состоит из двух частей и включает в себя 18 заданий.

На выполнение заданий части 1 отводится 30 минут, в конце этого времени ответы на задания части 1 сдаются. На выполнение заданий части 2 также отводится 30 минут. Между выполнением заданий частей 1 и 2 предусмотрен перерыв 10 минут.

Ответы на задания запиши в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, словарём и другими справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответ:___________________________________________________________________

Ответ.____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.1. Как ты поступишь, если незнакомый человек на улице предложит тебе покататься на машине? Объясни, почему нельзя общаться с незнакомым человеком.

3.2. 12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Какому событию посвящён этот праздник? Объясни, почему для человечества важно развитие космоса.

Ответ: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 2

4. На каких рисунках изображены объекты, созданные руками человека? Запиши номера этих рисунков.








Ответ. ____________________________________________________________

5. Укажи, какие природные явления относятся к стихийным бедствиям.

1) дождь, ветер

2) землетрясение, наводнение, ураган

3) гололедица, отлёт птиц

4) град, снег

Ответ: ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

6. Выбери верное утверждение.

1) Если твёрдое тело разогревать, то оно увеличится в объёме.

2) Если жидкость разогревать, то она увеличится в объёме.

3) Если газ разогревать, то он увеличится в объёме.

4) Все предыдущие утверждения ложны.

Ответ: ____________________________________________________________

7. Почему зимой лопаются водопроводные трубы?

1) потому что вода при низкой температуре испаряется

2) потому что вода, превращаясь в лёд, сжимается

3) потому что вода, превращаясь в лёд, расширяется

4) повреждение труб с водой не связано

Ответ:_________________________________________________________.

8. Саша надел на пластиковую бутылку воздушный шарик и поместил её в горячую воду. Какой результат получит Саша в ходе эксперимента и почему?

1) Шарик надуется, так как тёплый воздух поднимается вверх.

2) Шарик надуется, так как молекулы воздуха при нагревании расталкиваются, воздух в бутылке расширяется.

3) Шарик надуется, так как воздух при нагревании сжимается и поднимается вверх.

4) Никакой. Шарик останется без изменений.

Ответ: ____________________________________________________________

9. Вставь в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в степи так много зверей ведёт подземный образ жизни.

1) Солнце летом стоит высоко.

2) Стоит жаркая погода, и осадки быстро испаряются.

3) Подземные части растений развиты.

4) Растения пытаются найти влагу под землёй.

5) Многие звери ведут подземный образ жизни.

6) В почве много червей и личинок насекомых.

Ответ:

Внимательно рассмотри фотографию Земли из космоса.

10. Какой материк полностью изображён на фотографии?

Ответ: ____________________________________________________________

11. Ниже представлены изображения животных. Какие из животных обитают в естественной среде (не в зоопарке) территории, выделенной на фотографии в задании 10? Запиши номера, под которыми указаны эти животные. 







Ответ: ____________________________________________________________

12. Рассмотри рисунки, прочитай текст и сравни описания мятлика лугового и пшеницы. На основании описаний укажи хотя бы одно сходство и одно различие этих растений.

Мятлик луговой Пшеница

Мятлик луговой - злаковое растение с ползучими и земными побегами, образующее иногда довольно густые, рыхлые дерновины. Стебли высотой 30-90 см, реже 10-20 см, подымающиеся, гладкие. Листья узко-линейные, шириной 4 мм, плоские, гладкие или слегка шершавые. Произрастает по лугам, полям и лесным опушкам. Растёт на различных почвах. Устойчив к погодным условиям. Является наиболее важным пастбищным злаком и стоит на втором месте вслед за тимофеевкой по ценности урожая.

Пшеница - наиболее важная зерновая культура, дающая почти 30% мирового производства зерна и снабжающая продовольствием более половины населения земного шара. Пшеницу выращивают только на плодородных землях. Она представляет собой однолетнее прямостоячее злаковое растение высотой от 30 см до 1,2 м. Побег (стебель) - полая соломина, на которой растут гладкие, линейные листья шириной 1-2 см, дли и 20 до 37 см. Корневая система мочковатая, неширокая, иногда отдельные корни проникают на глубину до 1 м и больше. Озимая пшеница морозоустойчивая, к весне сохраняется 85 – 100% живых растений.

Сходство:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различие:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Распредели растения в две группы. Запиши в таблицу номер выбранного растения. Укажи название каждой группы.

РАСТЕНИЯ

Список растений:

1) камыш

2) пшеница

3) репейник

4) огурец

5) мята

6) брусника

7) овёс

8) подсолнух

9) гречиха

10) лён

11) крапива

12) подорожник

14. В каждом случае к началу фразы подбери её продолжение гак, чтобы верно составить связь: для этого к каждой позиции первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца.

НАЧАЛО ФРАЗЫ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ

A) Если в степи высаживать больше деревьев,

Б) Если в степи вырубать деревья,

B) Если в степи проложить водные каналы.

1) то загрязнится почва, погибнут растения и животные.

2) то станет больше полей, где можно будет выращивать.

3) то появятся новые растения и животные.

Запиши в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

начало фразы

А

Б

В

продолжение фразы

15. Рассмотри изображение человека. На изображении справа обведи кружком номер и подпиши следующие части тела человека: позвоночник, рёбра, плечо.

16. Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Что надо делать, чтобы не допустить утомления?

1) отказаться от любого физического труда

2) чередовать труд и отдых или разные виды труда

3) не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом

4) принимать специальные лекарства

Ответ: ____________________________________________________________

17. Представь, что ты оказался в лесу. Какие из перечисленных растений можно употреблять в пищу в лесу без специальной обработки?

1) корень женьшеня

2) хвоя сосны

3) ягоды малины

4) цветы одуванчика

5) зёрна тимофеевки

6) грецкий орех

7) плоды яблони лесной

8) грибы

9) жёлуди дуба

10) листья щавеля

11) цветы колокольчика

12) ягоды черники

Ответ: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________

18. Внимательно рассмотри знак. Как ты думаешь, какое правило установлено этим знаком? Напиши это правило.

Правило: __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В разделе Домашние задания на вопрос Почему в степях не растут деревья? заданный автором Наталья Довбыш лучший ответ это Есть три причины, по которым в зоне степи не могут расти деревья. Первая причина - в почве слишком мало воды и закачивать ее на большую высоту трудно. Поэтому в степной зоне деревья (как правило небольшие) растут лишь по берегам рек.
Вторая причина - сплошной покров быстро растущих трав заглушает всходы деревьев, которые растут значительно медленнее, чем трава.
Третья причина - в степи живет много крупных травоядных животных, которые топчут и траву, и деревья. При этом трава мнется, но быстро поднимается, в то время, как всходы деревьев ломаются и гибнут. Прямо, как в известной басне И. А. Крылова.

Ответ от Боб трейдер [гуру]
ветром плодородную почву сдувает
растут если их правельно сажать


Ответ от Любитель пива [гуру]
Степные жители порубили все деревья на дрова.


Ответ от Natasha Kornienko [новичек]
Здравствуйте меня зовут Наташа. Я жительница села Степного. А степное потому что расположено на степи. И у нас растет куча деревьев кустарников цветов фруктов и овощей. И не кто не рубит все деревья на дрова это просто миф. В степи очень хорошо растет картошка в прошлым летом мы с родителями 83 тонны выкопали хоя сажали 2.И это плюс того что картошку град побил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: