Кавказский пленник план по абзацам. Толстой, анализ произведения кавказский пленник, план. Характеристика главных героев

Толстой Л., рассказ "Кавказский пленник"

Жанр: рассказ-быль

Главные герои рассказа "Кавказский пленник" и их характеристика

  1. Жилин. Русский офицер. Храбрый, смелый, добрый, умелый, ласковый, настойчивый.
  2. Костылин. Русский офицер. Трусливый, слабый, ленивый.
  3. Абдул-Мурат. Татарин, хозяин Жилина.
  4. Дина. Его дочь. Веселая, смелая, добрая, любопытная.
План пересказа рассказа "Кавказский пленник"
  1. Письмо от матери
  2. Поездка с обозом
  3. Жилин и Костылин скачут вперед
  4. Татары на горе
  5. Предательство Костылина
  6. Пленение
  7. В сарае
  8. Торг за выкуп
  9. Глиняные куклы
  10. Жилин мастер на все руки
  11. Жилин разведывает путь
  12. Первый побег
  13. Костылин - обуза
  14. Снова в плену
  15. Жилин и Костылин в яме.
  16. Помощь Дины
  17. Трогательное прощание
  18. Ночью через лес
  19. Наперегонки с татарами
  20. Спасение
Кратчайшее содержание рассказа "Кавказский пленник" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда Жилин и Костылин отделились от обоза, их поймали татары.
  2. Татары требовали выкуп и Жилин согласился написать письмо домой
  3. Жилин подружился с девочкой Диной, которой мастерил кукол.
  4. Жилин подговорил Костылина бежать, но тот стал обузой в пути, их поймали и посадили в яму.
  5. Дина помогла Жилину выбраться из ямы, и он попрощался с Диной как с лучшим другом.
  6. Жилин в колодках дошел до края леса и его выручили казаки.
Главная мысль рассказа "Кавказский пленник"
Никогда нельзя опускать руки и сдаваться, всегда следует бороться до самого конца, до последнего вздоха.

Чему учит рассказ "Кавказский пленник"
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.

Отзыв на рассказ "Кавказский пленник"
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.

Пословицы к рассказу "Кавказский пленник"
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Кавказский пленник" по главам:
Глава 1.
Служил на Кавказе один барин по фамилии Жилин.
Раз получил он письмо от матери, в котором та просила его приехать, чтобы перед смертью повидаться. Да говорила, что невесту Жилину подыскала.
Выпросил Жилин у полковника отпуск и поехал домой.
А на Кавказе война была и из крепости только два раза в неделю уходили обозы. Вот поехал Жилин с обозом, сам на лошади, а вещи его в телеге. Обоз медленно шел. Ехать было 25 верст, а до обеда едва половину осилили.
Жилин выехал вперед и думает, может одному поехать, если что, ускачу от татар. Тут сзади другой офицер подъехал, Костылин. Грузный, весь в поту, тоже предлагает самим ехать, тем более, что у него ружье было.
На том и порешили. Поехали Жилин и Костылин вперед. Доезжают до ущелья, а Жилин решил на гору подняться, проверить, нет ли татар. Только поднялся на гору, видит прямо перед ними татары стоят. Он повернул, татары за ним. Жилин кричит Костылину, чтобы тот ружье доставал, а тот сразу к крепости повернул коня и вскачь пустил.
Видит Жилин - дело плохо, но решил живым не даваться. Вытащил шашку и на татарина с красной бородой помчался. Только не дали ему доскакать, лошадь застрелили, а самого Жилина скрутили и прикладами избили.
Потом посадили в седло к красному татарину и повезли в свой аул.
Долго везли, через горы и реки. Хотел Жилин дорогу примечать, да только кровь текла, ничего видно не было.
Привезли Жилина в аул, колодки ему на ноги набили и в сарай бросили.
Глава 2.
Утром к Жилину пришел красный татарин и привел другого, чернобородого. Тот стал Жилина рассматривать и посмеиваться. Жилин стал показывать, что хочет пить и черный татарин крикнул Дину. Прибежала девочка лет тринадцати, принесла кувшин с водой. Подала кувшин Жилину, села на корточки, как на зверя смотрит. Жилин попил, назад кувшин протягивает, Дина в страхе отпрыгивает, татары смеются.
Ушли татары, но вскоре пришел за Жилиным слуга ногаец и отвел в богатый татарский дом. Там сидят уже знакомые Жилину красный татарин, черный татарин и еще трое, едят голыми руками.
Один из татар переводчиком оказался. Сказал, что Жилина купил Абдул-Мурат и теперь он должен письмо домой написать, три тысячи рублей выкупа попросить. Отказался Жилин, сказал, что больше 500 не попросит.
Привели Костылина, его оказывается схватил тот самый Абдул, и черный татарин сказал, что Костылин уже написал письмо и попросил 5000 рублей.
Жилин сказал, что он не богат, и что либо 500, либо ничего. Татары посмеялись, покричали и согласились.
А Жилин потребовал, чтобы им одежду дали, чтобы вместе поселили, и чтобы на ночь колодки снимали.
Абдул согласился и Жилин написал письмо домой, только адрес неправильный указал, чтобы оно не дошло.
Глава 3.
Прошел месяц. Костылин еще раз письмо домой написал, а Жилин не стал, он знал, что его матери неоткуда взять столько денег.
Он больше по аулу ходил, все примечал и разные вещи делал. То куклы из глины, то плетенки.
Раз сделал куклу, протянул Дине, та засмеялась, но потом куклу взяла. Утром Жилин видел как девочка вышла с куклой уже наряженной в платье. Но пришла старая татарка, отругала Дину и разбила куклу.
Тогда Жилин сделал еще лучше куклу и подарил ее Дине. А девочка принесла ему молоко в кувшине. Жилин ей: "Спасибо", а Дина радуется. Так и стала ему всегда молоко носить.
А однажды после дождя сделал Жилин мельницу водяную, да фигурок к колесу приделал. Мельница крутится, фигурки прыгают.
Потом починил Жилин Абдулу старые сломанные часы и пошла про него слава мастера умелого. Стали ему из разных аулов вещи в ремонт приносить. Однажды даже больного татарина лечить позвали. Жилин не смог отказаться, пошептал что-то на воду и на его счастье выздоровел татарин.
А красный татарин невзлюбил Жилина, но еще больше не любил его один старик, который жил где-то в горах. Раз Жилин пошел за стариком и увидел, что живет тот в маленьком доме, а вокруг ульи. Увидел старик Жилина, выстрелил в него, а потом Абдулу нажаловался.
Жилин сказал, что просто хотел посмотреть, как живет старик, а Абдул сказал, что раньше это первый джигит был, все с русскими воевал. Всех сыновей у него русские убили, а последний сын к русским ушел. Так старик выследил его и сам убил. И теперь он требует убить русских пленников. Но Абдулу нравится Жилин, да и выкуп за него надо получить.
Глава 4.
Прошел месяц. Жилин потихоньку рыл подкоп из сарая. Однажды он даже сходил с мальчиком-татарином на ближнюю гору и разведал в каком направлении находится долина с русской крепостью. Теперь он знал нужную дорогу.
А между тем татары привезли мертвого. Они долго сидели вокруг него и молились, а потом закопали его. На следующий день они зарезали кобылу и стали поминать покойного. Три дня они пили бузу и ели, а потом почти все татары куда-то поехали. В ауле остался только Абдул.
Жилин и говорит Костылину, что нынче ночью нужно бежать, а то татары злые, и хотят убить пленников. Костылин подумал и согласился.
Глава 5.
Ночью Жилин и Костылин отправились в побег. Сперва на них залаяла собака, но Жилин давно прикормил ее. Потом они подождали, пока татары пройдут в церковь. Наконец они вышли из аула и пошли сквозь туман.
Жилин стоптал ноги и снял сапоги, а когда сапоги снял Костылин, то он быстро стер ноги до крови и все время охал.
Они шли долго и Жилин понял, что они ошиблись с направлением. Он повернул назад. Костылин все время плакал и просил отдохнуть. Но Жилин упрямо шел вперед.
Наконец грузный Костылин совсем обессилил и упал на землю. Жилин стал его поднимать и тот вскрикнул. Мимо как раз проезжал татарин и видимо услышал крик. Он выстрелил и поскакал за своими. А Жилин посадил Костылина на закорки и тащил его целую версту до родника. Там их и нашли татары, связали вернули в аул.
Грозный старик требовал немедленно убить русских, потому что их грех кормить, но Абдул хотел получить выкуп. Он сказал Жилину, что если через две недели денег не пришлют, он их запорит.
Потом Жилина и Костылина бросили в яму, что была за мечетью.
Глава 6.
Житье в яме было совсем дурным, кормили плохо, всюду была грязь, и Костылин сильно разболелся.
Однажды ночью пришла Дина и принесла Жилину лепешки и черешни. Жилин стал думать, что Дина может помочь ему выбраться. Он налепил глиняных кукол.
Но на следующий день Дина не пришла, а татары говорили, что русские рядом и решали как быть с пленными.
На следующий день снова пришла Дина и сказала, что Жилина хотят убить, а ей его жалко. Жилин стал просить принести ему длинную палку, но Дина в страхе отказалась.
Однако, как стемнело, вернулась Дина и бросила в яму длинный шест. Стал Жилин уговаривать Костылина бежать, но тот отказался, сказал, что сильно ослаб. А Жилин выбрался и сказал Дине, чтобы отнесла шест на место.
Потом пошел в гору. Сел на кручу и стал пытаться колодки снять. Прибежала Дина и стала камнем их сбивать, но ручки тонкие, слабые, только расплакалась. Видит Жилин, месяц встает, решает в колодках идти. Попрощался он с Диной, пожалел, что некому теперь будет ей кукол делать, погладил ее по голове. А Дина расплакалась, сунула ему лепешки и убежала.
Пошел Жилин по дороге. Тяжело в колодках идти, но торопится Жилин, тени держится. Дошел до леса, присел отдохнуть. Лепешку съел, стал снова колодку сбивать. Не смог сбить, дальше пошел из последних сил. Всю ночь шел Жилин, а лес все не кончался. Решил последние тридцать шагов пройти и остановиться. Прошел и лес кончился. Впереди крепость русская виднеется, а под горой, совсем рядом, костры и казаки с ружьями.
Рванулся к своим Жилин, под гору пошел, смотрит, а недалеко татары, десятка два, его увидели. Крикнул Жилин казакам: "Выручайте, братцы!", и со всех сил к ним бросился. А казаки услыхали, пустились к нему на конях наперерез татарам. Но казакам далеко, а татарам близко.
Побежал Жилин, колодку руками подхватил, кричит: "Братцы!"
Испугались татары, поворотили. Окружили казаки Жилина, солдаты прибежали, кто хлеба, кто водки дает, кто колодки сбивает. Узнали офицеры Жилина, в крепость проводили.
Так и не съездил Жилин к матери, служить на Кавказе остался.
А Костылина через месяц выкупили и чуть живого привезли.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Кавказский пленник"

Один из самых увлекательных рассказов Льва Толстого - "Кавказский пленник", план которого предлагается вашему вниманию. Сам автор называет данное произведение былью, ибо во время службы на Кавказе в 50-е годы 19-го века сам едва не попал в плен вместе со своим приятелем-чеченцем. Рассказ был опубликован в 1872-м и неоднократно переиздавался, войдя в школьную программу.

Краткая информация о произведении

Рассказ повествует о сложном периоде присоединения Кавказа. Во 2-й половине 19-го века в регионе шли кровопролитные военные действия, во время которых горцы оказывали отчаянное сопротивление российской армии. Отдельно передвигаться по территории было невозможно, лишь под надежной охраной. Местные воины захватывали пленников, уводя их в горы, чтобы в дальнейшем получить выкуп от родственников.

Л. Толстой сделал главными героями двух офицеров - Жилина и Костылина, которые вместе с обозом покинули русскую крепость. По вине второго оба попадают в плен к татарам и по-разному ведут себя в неволе. Если Жилин предпринимает все возможное, чтобы сбежать, то Костылин смирился со своей участью и ждет помощи извне. Повествование заканчивается тем, что более храброму и честному офицеру побег удается. А вот Костылина спустя месяц еле живого выкупают за деньги.

В первой части рассказывается о весточке Жилину от матери, желающей проститься с сыном. Жарким летом тот отправляется в путь с обозом. Но из-за медленного и утомительного передвижения решается добираться в одиночку. Костылин предлагает составить ему компанию, но при первой же встрече с татарами бросает товарища. Жилина после отчаянного сопротивления берут в плен, привозят в отдаленный аул и запирают в сарае, надев на ноги колодки.

Вторая часть посвящена знакомству Жилина со своим хозяином Абдул-Муратом, который надеется на выкуп своего пленника. Сторговавшись на 500 рублях, офицер отправляет письмо матери, сознательно указав неверный адрес. Он понимает, что той негде взять столь большую сумму. Главный герой узнает о пленении Костылина, который соглашается на выкуп в размере 5 тыс. рублей.

К началу третьей части проходит месяц. За это время жители аула вызнали: Жилин - мастер на все руки. Способен он не только часы и пистолет починить, но и кукол для дочери Абдул-Мурата смастерить. Но тот не оставляет надежды сбежать из плена. Так заканчивается первая половина рассказа "Кавказский пленник" (план будет представлен далее).

Вторая половина

В четвертой части рассказывается о подготовке Жилина к побегу. По ночам пленникам стали снимать колодки, но исследовать местность офицеру приходилось днем, превозмогая боль. Время пришло, когда в аул привезли горца, убитого русскими, и целых четыре дня поминали. После этого большинство мужчин покинули деревню, что сделало побег, к которому присоединился Костылин, возможным.

Пятая часть - это описание страданий беглецов, в кровь стоптавших ноги без сапог. Но если Жилин терпел, то Костылин решил отказаться от побега и стал одной из причин поимки обоих. Абдул-Мурат дал пленникам последний шанс - две недели на получение выкупа. В противном случае обоих ждала смерть.

Чем же заканчивается "Кавказский пленник"? План, представляющий оглавление каждой из частей, может быть составлен при хорошем знании текста. Жилин рискнул обратиться за помощью к Дине, дочери хозяина, для которой мастерил кукол. Она помогла офицерам выбрать момент, когда горцы покинули аул. Но на этот раз бежать Жилину пришлось одному. Не нашел в себе сил Костылин покинуть яму, где содержали пленников после побега.

Краткий вариант

План рассказа "Кавказский пленник" может выглядеть следующим образом:

  1. Захват Жилина в плен татарами.
  2. Договоренность с хозяином о выкупе обоих офицеров.
  3. Слава Жилина как мастера.
  4. Подготовка к побегу.
  5. Неудача и ухудшение условий содержания.
  6. Побег Жилина с помощью Дины.

План пишется для того, чтобы стать опорой при пересказе текста. Если необходимо восстановить в памяти все важные детали произведения, целесообразно использовать более расширенный вариант.

Подробный план

Чем больше пунктов и точнее заголовки смысловых частей, тем легче освоить содержание. Предлагаем план из 14 пунктов:

  1. Письмо от матери и решение Жилина ее навестить.
  2. Поездка в отпуск.
  3. Попытка двух офицеров опередить обоз.
  4. Попадание в плен из-за трусости Костылина.
  5. Знакомство с "хозяином" и требование выкупа.
  6. Жилин надеется на побег, Костылин соглашается на выкуп.
  7. Жизнь в татарском ауле: слава мастера, дружба с Диной.
  8. Изучение местности и подготовка к побегу.
  9. Похороны местного жителя и возникновение благоприятных условий для бегства.
  10. Неудавшийся побег, малодушие Костылина.
  11. Ужесточение содержания, угроза для жизни со стороны хозяина.
  12. Помощь Дины в побеге Жилина.
  13. Счастливое спасение.
  14. Завершение истории для Жилина и Костылина.

Образец

Какие требования необходимо соблюдать при его составлении? Цитата автора должна быть дословной и заключаться в кавычки. Для того чтобы не использовать объемную фразу, допустимо вместо пропущенных слов ставить многоточие. Текст должен обязательно передавать главную мысль смыслового отрывка. Предлагаем примерный цитатный план рассказа "Кавказский пленник":

  1. "Не дамся... живой".
  2. "Товарищ... может, богат, а я... Хотите убивайте!".
  3. "Прошла про Жилина слава, что он мастер".
  4. "Надо бежать!".
  5. "Камнями... бьют их".
  6. "Коли... меня жалко... палку принеси!".
  7. "Братцы! Братцы! Вот я и... женился!".

Произведение Л. Толстого обладает необъяснимой особенностью. После прочтения оно удивительным образом сохраняется в памяти. В этом феномен писательского таланта автора.

Кавказский пленник сочинение по плану 5 класс

1 вариант

План

1. Жилин и Костылин

2. Характеристика военнопленных

3. Мое мнение

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера - труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот - он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

2 вариант

План

1. Дина

2. Дружба Дины и Жилина

3.Мое мнение

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина - дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

3 вариант

План

1. Герои рассказа

2.Выбор каждого

3. Мое мнение

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои - Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Лев Николаевич Толстой, как признанный классик, подробно изучается в школьной программе литературы.

В числе написанных им и преподаваемых теперь произведений несколько отдельно стоит «Кавказский пленник». План рассказа рассмотрим чуть далее. Но для начала следует узнать контекст появления этого произведения.

Азбука

Как известно, рассказ был написан специально для его знаменитой «Азбуки», над которой Толстой работал в течение многих лет. Он хотел дать ребятам подрастающего поколения максимально эффективные инструменты для изучения родного языка, в том числе используя свой писательский талант, чтобы пробудить в них жажду знания.

Действительно, если рассмотреть цитатный план рассказа «Кавказский пленник», можно увидеть максимальную простоту сюжета и очень лаконичный и доступный язык. При этом акцент на морали, за который писателя так не любили современники, здесь используется очень рационально. Дети, читая рассказ, обнаруживают незамысловатую историю о дружбе, доверии, сострадании и взаимовыручке. Именно такой подход давал возможность убивать даже не двух зайцев сразу.

Что касается языка, то это отдельный разговор. Сам Толстой отмечал новизну стиля, использованного им при написании рассказов для «Азбуки». И по свидетельствам современников очень гордился тем, что вышло в этой серии. Рассмотрим и мы его чуть более пристально.

Предыстория

Опять же по свидетельствам современников, поводом для завязки рассказа «Кавказский пленник», план которого является прямолинейным и незамысловатым, стало событие, случившееся с писателем по молодости во время его службы в тех местах. Они с другом-чеченцем напоролись на враждебно настроенных местных горцев, стычка с которыми завершилась намного безобиднее, нежели затем развивает Толстой в своем рассказе. Как бы то ни было, прецедент остался у писателя про запас, и, как у любого уважаемого профессионала в этой области, вылился в добротный рассказ, который и теперь дети изучают, чтобы лучше освоить русский язык.

План рассказа

В интернете гуляет хороший цитатный план рассказа «Кавказский пленник». Однако мы рассмотрим его чуть подробнее и своими словами. Служил главный герой на Кавказе. Однажды довелось ему попасть в плен к местным горцам, против которых пришлось воевать ему по долгу службы. Плен с ним разделял товарищ, который подвел его в момент стычки и пленения. Первой тюрьмой заключенных оказался обычный сарай, где им было достаточно вольготно, поэтому попытка бегства была предпринята довольно оперативно.

Побег они организовали достаточно неумело, в результате чего, опять по вине второго пленного, они попались и были усажены в яму, бежать из которой нечего было и мечтать, если бы не огромная воля к свободе главного героя рассказа «Кавказский пленник». План второго побега ему удалось-таки осуществить, благодаря помощи дочки горца, державшего пленников в яме. Второй пленник к тому времени оказался в глубокой апатии и не стал бежать, что, по большому счету, и спасло главного героя. Поскольку все предыдущие неудачи его были вызваны явным малодушием незадачливого товарища по плену.

Впечатления

Рассказ «Кавказский пленник», план которого мы вкратце разобрали, наполнен замечательными образами, данными буквально в одном-двух штрихах. Язык произведения действительно необычен. Также написанный штрихами, ровными и проникновенными. Чувствуется не только рука мастера, но и четкое стремление показать, на что способен русский язык в умелом использовании.

Это было отмечено многими критиками сразу после публикации рассказа. Стилистическая простота, выверенность слога, ясный язык, четко изложенная тема. «Кавказский пленник» является образцом незамутненности, выдать которую может только истинный профессионал и мастер своего дела. Яркий пример чистой прозы без единого намека на витиеватость и уж тем более какой-либо психологический подтекст. Все дело в том, что Толстой был уверен: детей не проведешь, им нужна только правда. Что он и выдал легко и непринужденно.

Заключение

Что ни говори, замечательный писатель - Л. Толстой. «Кавказский пленник» - далеко не единственный шедевр знаменитого русского классика. Можно часами рассказывать о великом наследии этого знаменитого на весь мир моралиста. Однако здесь он весь, в своей незамутненной чистоте и любви к русскому языку, к русскому человеку.

Многим современникам он не нравился, кому-то из зависти, кому-то из корыстных соображений. Однако долгие годы он оставался поборником правды в литературе, человеком, всегда ищущим идеал. За это, наверное, доставалось ему и от критиков. Как бы то ни было, мерилом качества печатного слова всегда является количество переизданий. Что касается «Кавказского пленника», то этого числа уже и не счесть. Поэтому как подрастающему поколению, так и подрастающим писателям следует знать, как творили великие, чтобы превознести русское слово еще выше.

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Посвящен он военным действи­ям на Кавказе во второй половине XIX века. В это время шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Гор­ские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали рус­ских солдат в плен. Русские обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. Л. Н. Толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ «Кавказский пленник» можно с полным правом назвать былью.

Главными участниками событий в рассказе стали два русских офицера — Жилин и Костылин.

Жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. Это завязка произведения. Кульминационных моментов здесь не­сколько:

1) когда Жилин первый раз пойман в плен;

2) неудачный побег Жилина и Костылина и их повторный плен;

3) счастливое спасение Жилина казаками.

Развязка наступает, когда Жилин оказывается в крепости среди своих и остается служить на Кавказе, а Костылина еле живого привозят через месяц, выкупленного за пять тысяч рублей.

Правдиво описывая детали пленения Жилина татарами, Тол­стой показывает, что война — это страшное зло, осуждает меж­национальную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть. Достаточно вспомнить старика-горца, чуть не за­стрелившего Жилина за то, что тот подошел близко к его сакле. У этого старика семь сыновей погибло на этой войне, а восьмого он застрелил сам, когда тот перешел к русским. <…>Старик был ослеплен ненавистью и требовал немедленной расправы над Жи­линым.

Простые горцы относились к Жилину по-другому. Они скоро привыкли к нему, стали ценить его за умелые руки, за сметли­вость, за общительный характер. Девочка Дина, поначалу отно­сившаяся к нему, как к зверю, привязалась к пленному, жалела его, а потом помогла бежать из плена и тем самым спасла его жизнь.

Рассказ построен на сопоставлении главных героев. Оно начи­нается уже с их фамилий. Жилин — от слова «жила», т. е. силь­ный, выносливый человек. Деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. Так и Костылин мешал Жилину во всем. По вине Костылина Жилин попал в плен и не удался их первый побег.

Сравнивая двух героев во всем — от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне Жилина — простого, храбро­го, честного русского офицера. На Костылина же ни в чем нельзя положиться.

Толстой мастерски изображает в рассказе быт и обычаи кав­казцев. Мы получаем представление о том, как выглядело жили­ще местного жителя, что они ели и пили, как вели быт и домаш­нее хозяйство.

Рассказ восхищает изображением великолепной кавказской природы. Описания пейзажей словно переносят нас к месту раз­вернувшихся событий.

Толстой — мастер портрета, и не только психологического. Нескольких слов достаточно, чтобы мы увидели Дину с ее ручон­ками, «тоненькими, как прутики», глазками, блестящими, как звездочки. Характерна и внешность двух офицеров. Жилин — под­тянутый, стройный, энергичный, цепляющийся за жизнь чело­век. Костылин — грузный, трусливый, неповоротливый, непоря­дочный.

Язык «Кавказского пленника» очень похож на язык сказок и былин. Предложения начинаются с глагола-сказуемого, за ним идет подлежащее. «Слышит Жилин…», «как закричит Костылин…» и т. д.

Рассказ «Кавказский пленник» написан таким мастером слова, с таким совершенством, что, прочитав его один раз, мы запоми­наем его героев на всю жизнь.

План

1. Жилин получает письмо от матери и выправляет себе от­пуск.

2. Жилин и Костылин решают опередить обоз и едут впереди него.

3. Жилин попадает в плен к татарам из-за трусости Косты­лина.

4. Жилина привозят в аул и сажают в колодках в сарай.

5. Первое близкое знакомство с похитителями. Девочка Дина приносит ему пить.

6. Новые «хозяева» требуют, чтобы Жилин написал письмо домой с просьбой о собственном выкупе.

7. Приводят Костылина, с которого тоже требуют выкуп. Ко­стылин соглашается.

8. Более близкое знакомство Жилина с жителями аула. Дружба с девочкой Диной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: