Способы обращения с отходами. Медицинские отходы: понятие, особенности. Другие изменения в терминологии, применяемой в области обращения с отходами

Сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями осуществляют по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам.

Периодичность удаления бытовых отходов устанавливает санэпидстанция, исходя из местных условий, в соответствии с правилами содержания территорий населенных мест.

На объектах, подлежащих обслуживанию, должны быть созданы необходимые условия для сбора отходов и работы спецавтотранспорта. Режим работы спецмашин устанавливают из условий ежедневной эксплуатации машин.

Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин.

Порядок сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО) определяется местными условиями. Основные системы сбора и удаления ТБО:

Система сменяемых мусоросборников (контейнерная), ТБО вывозят с территорий домовладений в места обезвреживания в стационарных металлических контейнерах емкостью 0,75 м 3 мусоровозом М-30, а взамен оставляют порожние чистые контейнеры. При контейнерной системе контейнеры моют в местах разгрузки, не снимая с машины;

Система несменяемых мусоросборников, ТБО из контейнеров перегружают в мусоровоз, а сами контейнеры остаются на месте. Для работы по этой системе применяют мусоровозы, специальное оборудование которых обеспечивает механизированную погрузку ТБО из станционарных контейнеров в кузов мусоровоза.

Накопление же металлолома и крупногабаритного мусора (старая мебель, строительный мусор, образующийся при текущем ремонте и т. д.) производится в съемных бункерах-накопителях.

Бункера-накопители расстанавливают в местах складирования мусора или металлолома, и по мере накопления (складирование мусора производится непосредственно в бункер) специальные организации по заявкам жилищных организаций производят замену бункеров на пустые, а полные вывозят на свалку, где производится их самосвальная разгрузка.

Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов производятся путем их складирования на свалках (полигонах) и промышленными методами на мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводах. Обезвреживание бытовых отходов на свалках является в настоящее время основным методом переработки. Это наиболее простой и дешевый способ, но для него требуются ежегодно новые земельные площади размером не менее 0,5 га на 100 тыс.

жителей. При наличии свободных территорий, благоприятных гидрогеологических условиях и соблюдении правил устройства и эксплуатации свалки длительное время останутся основным методом обезвреживания твердых бытовых отходов для многих городов.

Для сокращения потребности в земельных участках и улучшения санитарного состояния пригородных территорий предложены новые конструкции высоконагружаемых свалок, позволяющие увеличить нагрузку на единицу площади до 10 -12 т/м 2 и высоту складирования до 25 - 35 м.

Отходы на таких полигонах складируют слоями 0,2 - 0,3 м с уплотнением каждого слоя бульдозерами или специальными катками-уплотнителями.

При достижении общей высоты слоя отходов до 2 м их покрывают промежуточным изолирующим слоем грунта толщиной 0,25 м.

Складирование ведут картовым методом, т. е. отходы из мусоровозов выгружают одновременно не на всю площадь свалки, а только в пределах карты, отведенной на данные сутки. Уплотненный слой укладывают высотой 2 м и покрывают изолирующим слоем. Угол откосов принимается равным 1:4. Благодаря такой организации работ вся площадь полигона, за исключением одной карты, изолирована, что создает хорошие санитарные условия на полигоне. Под действием вышележащих слоев отходы дополнительно уплотняются до 0,9 т/м 3 . Верхний изолирующий слой должен быть толщиной не менее 1 м, из которого 0,2 м приходится на растительный грунт.

В последние годы в нашей стране применяются промышленные методы обезвоживания и переработки отходов на специальных предприятиях.


23 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 25 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 декабря Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ с соответствующим названием (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот закон вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами. Вступление в силу многих положений отложено до 1 января 2016 г., отдельных положений — до 2017 и даже до 2019 г. В настоящей статье дан обзор основных изменений в законодательстве, уже вступивших и вступающих в силу в ближайшем будущем. Так как изменения слишком обширны, мы остановимся подробно только на самых актуальных на наш взгляд. Некоторые из новых положений законодательства потребуют принятия дополнительных подзаконных актов, но мы вкратце затронем и эти положения.

Названный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 21 июля 2011 г., а 7 октября того же года был принят в первом чтении. Более трех лет понадобилось для того, чтобы закон был принят окончательно. Первоначально целью законопроекта ставилось создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, но в процессе работы над законопроектом цели были расширены. Так, принятый Федеральный закон № 458-ФЗ призван:

  • повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами;
  • сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Попробуем разобраться, в чем суть предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ изменений в законодательстве.

Прежде всего, изменения были внесены в терминологию, применяемую в области обращения с отходами. В первую очередь они коснулись ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТХОДЫ»

Привычная для всех формулировка понятия «отходы производства и потребления» была изменена (выделено и подчеркнуто автором):

[…] — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления , а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства ;

отходы производства и потребления […] — вещества или предметы , которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления , которые удаляются , предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Если раньше отходы (согласно формулировке предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ) могли образоваться исключительно в процессе производства или потребления , а также при утрате товарами и продукцией своих потребительских свойств , то теперь отходы могут образоваться также при выполнении работ и оказании услуг . Конечно, данное уточнение вполне логично, и можно только удивляться, почему оно было сделано только сейчас. Правда, из новой формулировки исключено упоминание об утративших свои потребительские свойства товарах, но законодатели выделили такие отходы (вместе с некоторыми другими отходами) в отдельные категории, о чем речь пойдет далее.

Присмотревшись внимательно к новой формулировке, можно заметить, что раньше понятие «отход» определялось лишь с точки зрения процесса образования (появления) отходов. Теперь же, кроме собственно описания процесса образования отходов, в формулировку включено упоминание об удалении соответствующим образом образовавшихся веществ и предметов. В то же время вторая часть нового определения (если мы рассматриваем его в контексте отечественного законодательства) вызывает много вопросов:

1. Что в данном случае следует понимать под удалением веществ или предметов? В самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести нас в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить» . В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009) (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды» . Однако отметим, что здесь речь идет уже не о веществах или предметах , а об отходах , при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.

2. С какой целью определение было дополнено ссылкой на удаление отходов? Имелось ли в виду, что определенные вещества и предметы, образованные соответствующим образом, могут не подлежать удалению и не быть предназначенными для удаления? Если такие вещества и предметы образовались в процессе деятельности предприятия, то они в этом случае не должны считаться отходами?

3. Как определить, подлежит ли вещество или предмет удалению? Или имелось в виду, что ВСЕ соответствующим образом образованные вещества и предметы должны удаляться?

4. С какой целью сделана оговорка «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» ? Возможно, это просто лишнее упоминание (в дополнение к п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ) о том, что удаление некоторых веществ и предметов может регулироваться соответствующим законодательством? Или имелось в виду, что удаление обычных отходов может происходить способами, не указанными в Федеральном законе № 89-ФЗ, и в этом случае вещества или предметы не будут считаться отходами?

В общем, многое в новой формулировке выглядит непонятным. Но специалистам, знакомым с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Базельская конвенция), при взгляде на данную формулировку сразу становится очевидно, что она является гибридом формулировки из ранней редакции Федерального закона № 89-ФЗ и формулировки Базельской конвенции: «"отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» . Но, во-первых, сфера действия Базельской конвенции вполне конкретна — отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, сама перевозка отходов и их удаление. Во-вторых, в Базельской конвенции дана ссылка на то, как следует понимать термин «удаление отходов» (приведен конкретный перечень операций с отходами). И если ссылка на национальное законодательство в Базельской конвенции понятна (т.к. в разных странах законодательство может различаться), то калька с нее «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» в новой формулировке Федерального закона № 89-ФЗ смотрится несколько странно.

Нам кажется, что механический перенос положения Базельской конвенции в Федеральный закон № 89-ФЗ оказался не очень удачным. Позволим себе предположить, что полученная «гибридная» формулировка и отсутствие понятия «удаление» в федеральном законодательстве вызовут массу проблем у предприятий в будущем, особенно учитывая новые положения законодательства в области лицензирования (о них речь пойдет далее). Если удаление рассматривать как перемещение веществ или предметов с территории предприятия — это одна ситуация. Если считать удалением перемещение и рециклинг в рамках одного предприятия — другая ситуация. А если удалением считать операции с отходами в соответствии с ГОСТ Р 53692-2009 (уничтожение, разложение или захоронение) — третья ситуация.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

1. Вместо понятия «использование отходов» теперь введен термин «утилизация отходов» , причем определение этого понятия дано именно через существительное «использование» (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

утилизация отходов использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг ), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация ), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация );

В одной из статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала, мы уже обращались к теме соотношения понятий «использование отходов» и «утилизация отходов» , имея в виду и законопроект, предшествующий появлению Федерального закона № 458-ФЗ. С учетом поправок на изменения в законодательстве указанный материал во многом остается актуальным.

Напомним, в упомянутой статье мы писали о том, что в сложившейся практической деятельности под утилизацией отходов могло пониматься что угодно, включая обезвреживание отходов; и даже серьезные компании, занимающиеся обращением с отходами, при заключении договоров в их предмете зачастую указывали утилизацию отходов, хотя на самом деле речь шла об обезвреживании. Теперь же в законодательстве есть определение термина «утилизация отходов» . Поэтому советуем экологам предприятий быть особенно внимательными при заключении договоров и настаивать на применении терминов в соответствии с законодательством.

Важно отметить, что теперь под утилизацией отходов также понимается и рециклинг , и регенерация , и рекуперация . Вернемся к этому при обсуждении вопроса лицензирования.

2. К видам обращения с отходами добавлен дополнительный вид — обработка отходов .

Согласно новому положению Федерального закона № 89-ФЗ (подчеркнуто автором) обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации , включая их сортировку, разборку, очистку .

Отметим, что обработка отходов (если она осуществляется) — этап, предшествующий утилизации отходов в ее новом значении. Но может ли считаться обработкой отходов, например, сортировка партии отходов, предназначенной для захоронения, из которой отбирается 10-15 % отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (стекло, металлы, бумага, картон, резина, полиэтилен)? Ведь в данном случае сортировка по сути дела является подготовкой отходов к дальнейшему захоронению. Скорее всего, надзорные органы будут трактовать сортировку как обработку отходов, тем более что извлечение полезных компонентов для их повторного использования отнесено к утилизации отходов. С другой стороны, теперь у контролирующих органов не будет соблазна называть сортировку обезвреживанием (чем она, конечно, не является). О таких курьезах мы в свое время тоже писали .

3. Понятию « обезвреживание отходов» дано новое определение (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Как и в предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ, обезвреживание отходов характеризуется своей целью . Это является главным критерием при определении того, что следует считать обезвреживанием отходов (на это мы также указывали). Ранее в формулировке речь шла о предотвращении вредного воздействия, сейчас — о снижении негативного воздействия.

Замена прилагательного «вредного» на «негативное» , вероятно, связана с положениями ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой «отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются […] на пять классов опасности» . То есть на основании критериев снижения негативного воздействия (классов опасности), указанных в ст. 4.1, можно определить, является ли проведенное уменьшение массы отходов или изменение состава отходов обезвреживанием.

Замена существительного «предотвращение» на «снижение» , видимо, обусловлена тем, что не всегда после проведения соответствующей процедуры (процесса) полученный отход может быть отнесен к практически неопасным отходам (т.е. к V классу). Ведь если перед осуществлением процесса отход относился к I классу опасности, а на выходе получился другой отход III или IV класса опасности, то негативное воздействие отхода снизилось (хоть и не было полностью предотвращено). Безусловно, такой процесс тоже является обезвреживанием. Поэтому мы считаем, что новая формулировка понятия «обезвреживание отходов» более логична.

4. Определение термина «хранение отходов» также подверглось корректировке (выделено и подчеркнуто автором):

Как и ранее термин «накопление отходов» , понятие «хранение отходов» теперь раскрыто через существительное «складирование» . Для хранения отходов установлен новый срок — более 11 месяцев . Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев . К какому же виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.? Этот вопрос на данный момент остается открытым.

5. Согласно новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ (выделено и подчеркнуто автором) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов .

6. В предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ было дано определение понятия «объект размещения отходов» . Теперь в законе появилось некоторое уточнение (выделено автором):

Отдельно даны определения новых понятий :

  • объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

7. В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «объекты обезвреживания отходов» — «специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Согласно внесенным изменениям ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 июля 2015 г. будет иметь название «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». С 1 июля 2015 г. будет изменено и содержание данной статьи (выделено автором): «1. Лицензирование деятельности по сбору , транспортированию , обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона […]» .

Федеральный закон № 458-ФЗ также внес соответствующие изменения в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнеся к лицензируемым видам деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности . Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. все виды деятельности по обращению с отходами, кроме накопления, должны лицензироваться (соответственно, образование отходов также не подлежит лицензированию).

Как же быть с ранее выданными лицензиями на обезвреживание и размещение отходов (в т.ч. бессрочными)? В Федеральном законе № 458-ФЗ на этот вопрос дан потрясающий по своей простоте ответ: «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года».

Ну что же, как говорили в старину: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Нынешним же бабушкам — если перефразировать современную песню — остается только нервно курить трубку... Сами посудите: мало того, что бессрочные лицензии в одночасье оказались срочными (а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены через несколько месяцев заново начать процесс лицензирования), так еще и на все операции по обращению с отходами нужно получить лицензию (кроме образования и накопления отходов — и на том спасибо!).

Например, если на предприятии при производстве основной продукции образуются какие-либо вещества и материалы (в т.ч. брак продукции), которые могут быть использованы (мы намеренно не говорим «утилизированы» ) на том же предприятии (например, повторно включены в производственный процесс в том же цехе или направлены в соседний цех для производства другого вида продукции), то прогнозируемая нами позиция надзорных органов будет заключаться в том, что они потребуют у предприятия наличия лицензии (а при ее отсутствии предприятию будут грозить штрафные санкции). Такая же проблема может возникнуть при согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР): органы Росприроднадзора потребуют включить в номенклатуру отходов указанные вещества и материалы, а к проекту НООЛР приложить лицензию...

Или другой пример: допустим, в большом офисном здании, где установлены корзины для накопления офисного мусора (в том случае, если это отход, он окажется отходом IV класса опасности), для минимизации затрат на вывоз и захоронение отходов в одном из помещений (перед перемещением содержимого корзин в общий бункер, вывозимый на полигон твердых бытовых отходов) проводится отбор стекла, картона, металлов и т.п. Не надо быть Кассандрой, чтобы предположить, что в случае проведения проверки Росприроднадзор классифицирует процесс отбора полезных компонентов как сортировку отходов (т.е. как обработку отходов), на которую потребуется соответствующая лицензия.

Таким образом, очень многие предприятия в ближайшем будущем столкнутся с дилеммой — либо получать лицензии на осуществление деятельности по утилизации и/или обработке отходов, либо доказывать (при проведении проверок и в судебных разбирательствах), что те или иные вещества и материалы не являются отходами. Что касается приведенных выше примеров, то в первом случае нужно будет доказать, что вещества и материалы являются побочным продуктом (и/или сырьем), а во втором — что вещества и материалы, называемые офисным мусором, становятся отходом после отбора из них стекла, картона, металлов. Здесь на помощь может прийти не только неясность термина «удаление» применительно к веществам и материалам, но и уже имеющаяся арбитражная практика, в которой суды отмечали, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно определять, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение «отходы производства и потребления» .

КСТАТИ

Кроме ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, при вынесении решений и постановлений судьи ссылались на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94.

Как мы считаем, вводимое лицензирование новых (и «новых старых») видов деятельности по обращению с отходами — применительно к предприятиям, специализирующимся на таких видах деятельности, — теоретически может способствовать упорядочиванию и эффективному контролю в данной области. Но мы опасаемся, что стремление заставить проходить через процедуру лицензирования значительную часть организаций, де-факто не занимающихся обработкой или утилизацией отходов, создаст ненужные административные барьеры, что в условиях непростой экономической ситуации явно не будет способствовать росту экономики в нашей стране.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ

Статья 4 «Отходы как объект права собственности» Федерального закона № 89-ФЗ в новой редакции стала предельно лаконичной: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством» .

И все! Больше никаких упоминаний о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. И главное — больше нет положения о том, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Напомним, эти условия были предусмотрены в предыдущей редакции данной статьи.

Получается, что право собственности на отходы (включая дарение) может быть передано любому лицу вне зависимости от того, есть ли у последнего лицензия. Другое дело, что при разработке проектов НООЛР, составлении технических отчетов или отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) все равно необходимо будет указывать наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять дальнейшие операции по обращению с отходами (с указанием видов обращения с отходами и реквизитов лицензий).

Теперь отходы — как одна из разновидностей движимых вещей — являются объектом права собственности. Основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который мы рекомендуем изучить всем экологам (хотя бы положения статей о праве собственности на движимое имущество). Нелишним будет также изучение глав и статей о видах договоров, касающихся движимого имущества.

Приведем выдержки из Гражданского кодекса, которые могут оказаться полезными экологам:

Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 136. Плоды, продукция и доходы

3. Подобная ситуация с 1 января 2016 г. возникнет и в области представления уведомительной отчетности СМСП. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ; а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

4. Формулировка о возможности приостановления деятельности предприятий в случаях нарушения НООЛР будет изменена. Если в предыдущей редакции речь шла о приостановке деятельности в области обращения с отходами (это положение осталось с тех пор, когда обращение с отходами включало в себя и образование отходов), то с 1 января 2016 г. указанная норма Федерального закона № 89-ФЗ будет выглядеть следующим образом (выделено и подчеркнуто автором): « При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы , может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Изменения будут внесены в ст. 14 «Требования к обращению с отходами I-V классов опасности» Федерального закона № 89-ФЗ:

1. С 1 января 2016 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасност и, будут обязаны осуществлять отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот же орган будет осуществлять само подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности). Это, как говорится, «плохая новость» (напомним, что в настоящее время пока действует порядок отнесения отходов к I-IV классам опасности, а для отходов V класса необходимость отнесения отходов к классам опасности, как правило, возникает только при разработке проекта НООЛР).

2. «Хорошая новость» заключается в том, что с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не будет требоваться . С грустью отметим, что законодатели не сжалились над рядовыми экологами и не предусмотрели более скорое вступление данной нормы в силу.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в ст. 23 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» Федерального закона № 89-ФЗ. 1 января 2016 г. вступают в силу следующие важные положения:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы .

2. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению .

Таким образом, многолетние споры (включая споры в высоких судебных инстанциях) о том, должны ли предприятия вносить плату за НВОС при размещении отходов, а также кто именно должен вносить данную плату, теперь канут в Лету. Двусмысленность законодательных норм будет устранена: право собственности на отходы , будь оно передано или не передано, к плате за НВОС не будет иметь никакого отношения .

Говоря о плате за НВОС при размещении ТКО, отметим еще одну новую норму Федерального закона № 89-ФЗ (вступает в силу 1 января 2016 г.): «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» . Эта норма касается не только экологов, но и всех граждан. Поскольку указанные расходы, вероятно, будут включены в коммунальные платежи, то общая сумма коммунальных платежей должна будет вырасти. В идеале это должно стать стимулом к уменьшению образования отходов со стороны пользователей жилых помещений — как напрямую (каждый житель должен стремиться снизить образование отходов, а вторичные ресурсы — сдавать в пункты приема вторсырья), так и с помощью воздействия на управляющие компании (добровольная или вынужденная организация ими раздельного сбора отходов).

Федеральный закон № 458-ФЗ внес поправки в положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о применении понижающих коэффициентов к ставкам платы за НВОС (изменения вступят в силу 1 января 2016 г. ). Так, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

1 января 2016 г. вступает в силу положение Федерального закона № 89-ФЗ о том, что при производстве упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы , которые представлены биоразлагаемыми материалами (перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации), могут применяться различные меры экономического стимулирования .

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимость внесения изменений в ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ, многие положения которой (особенно после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») превратились в определенного рода атавизм (достаточно сказать, что понятия «профессиональная подготовка» в последнем Федеральном законе нет), назрела уже давно. Тем не менее законодатели, увлеченные разработкой новых масштабных концепций, первые два пункта ст. 15 вообще не тронули, но дополнили ее п. 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды» . Это положение вступает в силу 1 июля 2015 г., и нам очень интересно увидеть, как оно будет реализовываться.

О НЕКОТОРЫХ ЗАПРЕТАХ

Ранее мы говорили о «пряниках», предусмотренных в новых нормах законодательства. Теперь скажем несколько слов о новых запретах («кнутах») в Федеральном законе № 89-ФЗ:

  • с 1 января 2016 г. в ст. 11 будет введен запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов ;
  • с 1 января 2016 г. в ст. 12 вводится запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров ;
  • с 1 января 2017 г. в соответствии с новой редакцией ст. 12 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, будет запрещено . Перечень видов отходов, в состав которых входят запрещенные к захоронению полезные компоненты, будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Будут ли при этом аннулированы ранее выданные документы об утверждении НООЛР, если эти лимиты допускали захоронение полезных компонентов, пока неизвестно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье мы постарались остановиться на наиболее важных на наш взгляд новшествах законодательства в области обращения с отходами. Какие-то из них были затронуты в большей степени, какие-то лишь очерчены. Рамки журнальной статьи, тем более написанной буквально «по горячим следам» принятого Федерального закона № 458-ФЗ, не позволяют слишком детально рассказать о масштабных изменениях в области обращения с отходами. Как нам представляется, на сегодняшний день вопросов к этому нормативно-правовому акту больше, чем ответов в нем. Мы уверены, что на страницах «Справочника эколога» авторы статей еще не раз обратятся к анализу Федерального закона № 458-ФЗ. Многое будет проясняться в процессе практической реализации положений данного документа, в т.ч. по мере принятия соответствующих подзаконных актов.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на портал http://regulation.gov.ru , на котором публикуются проекты всех нормативных актов и где каждый может принять участие в официальном публичном обсуждении. Сразу после принятия Федерального закона № 458 на этом портале появились проекты нескольких подзаконных актов. Мы полагаем, что активное участие экологического сообщества в официальном обсуждении может помочь выработать оптимальные версии нормативных актов.

Например, согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2009) «удалить» — 1) переместить на более далекое расстояние, отдалить; 2) убрать, вынести, вывести и т.п. что-л. лишнее, ненужное, мешающее; 3) устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т.п.); 4) сделать менее ощутимым воздействие, влияние чего-л.; полностью избавить от какого-л. влияния, воздействия и т.д.

Речь идет о выбросах вредных веществ в атмосферу, сбросах вредных веществ в водные объекты, веществах, разрушающих озоновый слой, радиоактивных отходах, биологических отходах, медицинских отходах.

Мы имеем в виду новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Подробнее см.: Прохоров И.О. Новые методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9-25.

Нам представляется, что если бы эта новость впервые прозвучала на собрании экологов, то после нее должна была повиснуть пауза, после чего — последовать громкие и продолжительные аплодисменты... Ведь то, что Росприроднадзор «устроил» после 1 августа 2014 г. с подтверждением классов опасности отходов — с выпуском многочисленных разъяснительных писем и особенно с введением так называемого «Портала по паспортизации отходов» — экологи запомнят надолго.

Вы уже знаете, что большая часть образующегося в ведре мусора в действительности является полезными материалами, пригодными для повторного
использования. Для русского человека бережное отношение к природным ресурсам никогда не было правилом. И не стоит тут пенять на халатность. Знаете пословицу, которую часто вспоминают, характеризуя «русский характер»? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. У«домовитых» немцев есть аналог: «Колодец закрывают после того, как ребенок в него упал». Таким образом, с бедами, связанными с нерациональностью поступков и беспечностью, сталкивались и сталкиваются во всем мире. Причина же того, что в ряде стран политика обращения с отходами сегодня базируется на вторичном использовании отходов, а у нас нет, в том, что наша страна чрезвычайно богата как ресурсами, так и свободной землей. Чем жестрана меньше и чем динамичнее она развивается, тем быстрее сталкивается с проблемой мусора. Собственно сегодня мы проходим путь, который прошагали уже многие. Важно только идти по нему не на ощупь, а используя опыт предшественников.

Задача коммунальных служб как в России, так и за рубежом сводится к тому, чтобы своевременно собрать отходы с улиц города и убрать их с глаз долой. Вся разница в том, куда их убрать. Есть три способа избавиться от отходов: захоронить, сжечь и переработать. Рассмотрим подробнее каждый из этих трех способов на примерах разных стран.

Самый древний и простой способ

Захоронение отходов - наиболее древний и простой способ обращения с отходами. Однако, такой подход чрезвычайно опасен для окружающей среды и здоровья человека. Раньше, когда весь образующийся мусор был природного происхождения, подобное его размещение угрожало разве что набегами крыс и эпидемиями. Но с этим научились бороться, изобретя колесо - сразу появилась возможность сделать свалку подальше, так чтобы крысы до города не могли добраться (они-то на своих четырех). Сейчас на свалки России отправляется вперемешку пластик, электротехника, химические и органические остатки и многое-многое другое.

Мусор обычно сваливается в карьерах или других местах, выбранных по принципу «так сложилось». Толщина мусорного слоя (а правильнее - «свалочного тела») может достигать 80 метров и более. В процессе разложения данной смеси, поливаемой дождями, образуется фильтрат – жидкость, насыщенная продуктами отходов, которая проникает в почву и загрязняет подземные воды ядовитыми веществами и соединениями тяжелых металлов.
Поскольку в составе бытовых отходов присутствует много горючих веществ, в летнее время регулярно происходят самовозгорания свалочного тела, которые практически невозможно потушить. В результате горения в атмосферу попадают не только пожарные газы (углекислый и угарный газы, оксиды серы и фураны), но и такие чрезвычайно опасные суперэкотоксиканты как дибензофураны и диоксины. В общей сложности любая свалка выделяет в окружающую среду более ста токсичных веществ, обладающих мутагенными и канцерогенными свойствами. Также, не стоит забывать, что помимо токсичных газов в результате разложения органических отходов свалки в огромных объемах продуцируют парниковый газ метан. Он является одним из основных газов, накопление которого в атмосфере ведет к усилению парникового эффекта.

Диоксины

Возможно, вы слышали о диоксинах – их действие в 67 000 раз сильнее цианида. Вмешиваясь в процесс образования в теле новых клеток, они провоцируют развитие онкологических заболеваний; влияют на тонкую работу эндокринных желез, что в свою очередь приводит к полной разбалансировке всех жизненно важных функций организма; сильно влияют на репродуктивную функцию, часто затормаживая половое созревание или вообще приводя к бесплодию. Величина летальной дозы настолько микроскопична, что делает диоксины более опасными, чем боевые отравляющие вещества.И еще одна страшная характеристика – они слабо расщепляются и способны накапливаться как в теле человека, так и в окружающей среде, переходя из одного природного цикла в другой.

Мой костёр в тумане светит…

Обращаем ваше внимание, что диоксины образуются не только при горении на свалках или мусоросжигательных заводах. Они образуются в условиях низкотемпературного сжигания (менее 1000 ºС) хлорсодержащих отходов, то есть, в том числе, в костре или в печи. Это, прежде всего, пластиковые отходы: изделия из поливинилхлорида (маркировка ПВХ, цифра 3), которые зачастую визуально неотличимы от ПЭТ, а также изделия из самого ПЭТ и других пластиков, поскольку для придания различных свойств в них добавляют хлорсодержащие добавки. Часто на дачных участках или в конце туристического похода люди сжигают накопившиеся отходы, решая тем самым проблему мусора, в том числе и пластикового. Ни в коем случае нельзя этого делать, если вам дорого свое здоровье издоровьеокружающих, не говоря уже о «подарке» для окружающей среды.

Русский размах

Ежегодно на полигоны и стихийные свалки России поступает более 300 млн тонн отходов. Точных данных о том, какая площадь сейчас занята мусором, нет, но даже приблизительные цифры впечатляют. Так, под мусорными полигонами страны находятся порядка 1 млн га, что составляет примерно 10 площадей Москвы! А если к этому добавить еще «неучтенные» незаконные объекты размещения отходов? Возможно, эту цифру придется увеличить в разы.
На сегодняшний день в России эксплуатируются полигоны, открытые в 30-50 гг. 20-го столетия. В подавляющем большинстве свалки располагаются в отработанных карьерах и не соответствуют природоохранным стандартам. Какой ущерб данные объекты наносят экологическим системам даже сложно вообразить. А вот касательно выбросов газообразного метана в атмосферу Земли известно, что полигоны и свалки России ежегодно выбрасывают в атмосферу до 1 млн тонн метана (около 90 млрд м3), что составляет примерно 3 % от планетарного потока.

Культурная свалка

А что же в других странах? Во всех развитых странах уже давно реализуются механизмы, уменьшающие негативное влияние полигонов на окружающую среду. Так, современные полигоны оборудуются в соответствии с жесткими требованиями, исключающими контакт мусора с почвой, предполагающими системы сбора и отведения фильтрата и биогаза.
Современный полигон должен выглядеть примерно так. Подготовленный под засыпку котлован выкладывается инертной и непроницаемой пленкой, позволяющей надежно отделить тело свалки и фильтрат от земли. Вокруг полигона создается обваловка, защищающая от ветрового уноса. Отходы при высыпании уплотняются и пересыпаются слоями инертного грунта. И наконец, еще при проектировании закладывается система контроля и сбора образующихся стоков и биогаза. В ряде стран на полигонах применяют специальные установки для сбора и утилизации выделяемого метана. Собранный газ используется для производства тепла и электроэнергии.

Возвращаясь к России, необходимо отметить, что на сегодняшний день практически во всех регионах, в том числе Московском, стоит вопрос переполнения существующих полигонов. А это значит, что необходимо закрывать и рекультивировать старые полигоны и открывать новые, создавая тем самым все новые и новые зоны отчуждения.
В связи со всеми вышеперечисленными трудностями и последствиями, которые создаёт старинный и низко технологичный способ обращения с отходами, очень заманчиво выглядит другой, не менее традиционный метод.

Сжигание

Сжигание - еще один способ утилизации отходов, который, более того, позволяет значительно уменьшить объемы отходов и даже получить выгоду – образующуюся при сжигании энергию можно использовать. Эти два аргумента являются определяющими в обоснованиях сторонников данного метода.

Однако, важно отметить несколько моментов. Технология относительно безопасного мусоросжигания, во-первых, всегда предполагает предварительную сортировку отходов. Смешанный мусор имеет низкие горючие свойства, так как может содержать большую долю негорючих фракций, в результате чего возникает необходимость поддержания процесса горения дополнительным топливом. Также предварительная сортировка позволяет исключить возможность сжигания опасных отходов. Во-вторых, сам процесс горения должен проходить при строго определенных характеристиках (температура сжигания должна составлять не менее 1000°С), что позволяет максимально снизить образование опасных для окружающей среды продуктов (в частности,диоксинов). В-третьих, завод необходимо оборудовать дорогостоящей системой вентиляции, которую необходимо правильно обслуживать на всем протяжении эксплуатации. А в-четвертых, завод должен обеспечить переработку и безопасное размещение золы, образующейся в результате сгорания отходов и составляющей около 1/5 первоначального объема отходов.

За большие деньги и только после сортировки

Суммируя опыт многих стран, можно подытожить, что путь сжигания отходов самый дорогой, причем не только в части затрат на строительство, но и в эксплуатации. Доказательством этих слов является то, что в последние десятилетия в Европе не строят новые мусоросжигательные заводы (МСЗ) и многие старые МСЗ закрыты, поскольку по выбросам они не удовлетворяют требованиям норм Европейского Союза. Малые страны (Дания, Швейцария, Голландия, Япония), где совсем нет мест для захоронения, продолжают использовать эту технологию уничтожения бытовых отходов, но при этом тратят огромные средства на очистку отходящих газов и используют современные технологии сжигания. Кроме того, необходимо отметить, что сжигаются только те отходы, из которых уже выбрана часть полезных фракций для переработки, а получаемая энергия идет на производство электроэнергии и тепла. Кстати, современные технологии сжигания позволяют использовать до 80% энергии, содержащейся в отходах.

А нам подходит?

Опыт других стран говорит о том, что выбор пути сжигания – это выбор, продиктованный ограниченностью территориальных ресурсов, сопряженный с очень высокими затратами на поддержание должного уровня эксплуатации мусоросжигательных заводов. Полностью отказаться от сжигания отходов невозможно. Однако применение данной технологии может быть оправдано только после отбора и переработки полезных фракций.
В России направление мусоросжигания развито слабо. Существует около десятка заводов по всей стране. Однако, зачастую именно этот способ рассматривается как базовый при планировании перспективных программ обращения с отходами.

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

Использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий и комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

Использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства или потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

На обращение с отходами затрачиваются огромные средства. Отходы приходится транспортировать, хранить, утилизировать, перерабатывать, уничтожать и т.д. Все это дорогостоящие операции.

Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» определяют основные требования по охране здоровья человека и охране окружающей среды в процессах обращения с отходами.

«Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации» (Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).

Законодательство запрещает:

Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

Размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

Захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов;

Ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности (см. п. 4.6.4). На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляют на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними.

отходами производства и потребления принято называть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасными отходами называются отходы, содержащие вещества, которые обладают опасными свойствами: токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, содержат возбудителей инфекционных болезней, а также представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Санитарные правила установления класса опасности токсических отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03 устанавливают пять классов опасности отходов:

отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные), к ним относятся например, ртутные лампы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки;

отходы II класса опасности (высокоопасные), например отходы, содержащие пыль и/или опилки свинца;

отходы III класса опасности (умеренно опасные): пыль цементная;

отходы IV класса опасности (малоопасные): коксовая пыль, отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка;

отходы V класса опасности (практически неопасные): отходы песка, не загрязненного опасными веществами.

Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также производится сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов.

Размещение отходов – хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов предусматривает содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения: полигоны, шламохранилища, отвалы горных пород и др.

Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах, исключающих попадание вредных веществ в окружающую природную среду.

Обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание на специализированных установках в целях предотвращения вредного воздействия отходов на человека и окружающую природную среду.

Каждому производителю продукции устанавливается норматив образования отходов , т.е. количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, и рассчитывается лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов в течение года.

Основными методами переработки отходов являются биоразложение, компостирование и сжигание.

Компостирование – это биологический метод обезвреживания твердых бытовых отходов (ТБО), содержащих большое количество органики. Сущность процесса заключается в следующем. Разнообразные, в основном теплолюбивые, микроорганизмы активно растут и развиваются в толще мусора, в результате чего происходит его соморазогревание до 60 о С. При этой температуре погибают патогенные микроорганизмы. Разложение твердых органических веществ в бытовых отходах продолжается до получения относительно стабильного материала, подобного гумусу. При этом более сложные соединения разлагаются и переходят в более простые. Недостатком компостирования является необходимость складирования и обезвреживания некомпостируемой части мусора, объем которой составляет значительную часть общего количества мусора. Эта проблема может быть решена путем сжигания, пиролиза или вывоза отходов на полигоны.


Биоразложение органических отходов считается наиболее экологически приемлемым и экономически целесообразным методом их переработки.

В настоящее время многие разбавленные промышленные отходы обрабатываются биологическими способами. Обычно используется аэробная технология, основанная на окислении , осуществляемом микроорганизмами в аэротенках, биофильтрах и биопрудах. Существенным недостатком аэробных технологий являются энергозатраты на аэрацию и проблемы утилизации образующегося избыточного активного ила – до 1,5 кг биомассы микроорганизмов на каждый удаленный килограмм органических веществ.

Анаэробная обработка методом метанового сбраживания лишена указанных недостатков: при этом не требуется затрат электроэнергии на аэрацию, уменьшается объем осадка и, кроме того, образуется ценное органическое вещество – метан. Механизм анаэробной микробиологической конверсии органических веществ весьма сложен и не до конца изучен. Тем не менее промышленные технологии анаэробной очистки получили широкое распространение за рубежом. В нашей стране интенсивные анаэробные технологии пока не используются.

Термические методы переработки отходов . Твердые бытовые отходы содержат до 30 % по массе углерода и до 4 % водорода. Теплотворная способность отходов определяется именно этими элементами. Разработаны различные технологии огневого обезвреживания отходов. Главными продуктами сгорания углерода и водорода являются соответственно СО 2 и Н 2 О.

При неполном сгорании образуются нежелательные продукты: монооксид углерода, низкомолекулярные органические соединения, полициклические ароматические углеводороды, сажа и др. При сжигании необходимо учитывать, что в составе отходов присутствуют потенциально опасные элементы, характеризующиеся высокой токсичностью и летучестью: различные соединения галогенов, азота, серы, тяжелых металлов (меди, цинка, свинца и др.).

В промышленной практике в настоящее время существует два направления термической переработки ТБО, основанные на принудительном перемешивании и перемещении материала:

Слоевое сжигание на колосниковых решетках при температуре 900 …1000 о С;

Сжигание в кипящем слое при температуре 850 … 950 о С.

Сжигание в кипящем слое обладает рядом экологических и технологических преимуществ, но требует обязательно подготовки отходов к такому процессу, поэтому распространено значительно меньше.

Наиболее экологически приемлемым представляется использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов. Для реализации этого направления необходимы по меньшей мере два условия: во-первых, наличие достаточно полной и легко доступной информации по источникам и накоплению реализуемых отходов; во-вторых, выгодная экономическая конъюнктура.

Контрольные вопросы

1. Какие процессы оказывают влияние на плодородие почвы?

2. Что такое эрозия почвы? Причины и виды эрозии почвы.

3. Назовите основные загрязнители почвы.

4. Что такое отходы производства и потребления? Какие установлены классы опасности отходов?

5. Что включает в себя понятие «обращение с отходами»?

6. Как устанавливается норматив образования отходов и лимит на размещение отходов?

7. Назовите основные методы переработки отходов.

8. Дайте краткую характеристику метода компостирования.

9. На каких процессах основано биоразложение органических отходов?

10. Назовите основные направления термической переработки отходов.

11. Какие еще способы переработки отходов вам известны?

Экологический мониторинг

Под мониторингом подразумевают систему слежения за какими-то объектами или явлениями.

Экологический мониторинг – это информационная система, созданная в целях наблюдения и прогнозов изменений в окружающей среде для того, чтобы выделить антропогенную составляющую на фоне остальных природных процессов.

Одним из важных аспектов функционирования мониторинговых систем является возможность прогнозирования состояния исследуемой среды и предупреждения о нежелательных изменениях ее характеристик.

Виды экологического мониторинга. По масштабам различают мониторинг базовый (фоновый), глобальный, региональный, импактный.

по методам ведения и объектам наблюдения : авиационный, космический, окружающей человека среды.

Базовый мониторинг выполняет слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний.

Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты (основные материально-энергетические составляющие экологических систем), и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

Региональный мониторинг производит слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Импактный мониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Мониторинг окружающей человека среды осуществляет слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение создающихся критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

Реализация мониторинга требует использования достаточно широко развитого математического обеспечения, включающего комплексы математических моделей изучаемых явлений.

Разработка модели конкретного явления или природной системы связана с выбором ее концептуальной структуры и наличия замкнутого пакета машинных программ. Наиболее распространенным типом моделей являются наборы дифференциальных уравнений, отражающие биологические, геохимические и климатические процессы в изучаемой системе.При этом коэффициенты уравнений либо имеют конкретный смысл, либо определяются косвенным образом через аппроксимацию экспериментальных данных.

Моделирование реальной природной системы, в основе которой заложены экспериментальные данные, и проведение над ней многочисленных экспериментов позволяют получить количественные оценки взаимодействий различных компонентов сообществ как в природных системах, так и сформировавшихся в результате вторжения в природную среду хозяйственной деятельности человека.

Задачами системы экологического мониторинга являются:

Наблюдение за химическими, биологическими, физическими параметрами (характеристиками);

Обеспечение организации оперативной информации.

Принципы, положенные в организацию системы:

Коллективность;

Синхронность;

Регулярная отчетность.

На основе системы экологического мониторинга создана общегосударственная система наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды.

В оценку среды обитания и здоровья населения включается состояние атмосферного воздуха, питьевой воды, продуктов питания, а также ионизирующего излучения.

Экологический паспорт предприятия –это документ, который имеется на каждом предприятии, он составляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90. Охрана природы. Экологический паспорт предприятия. Общие положения.

В этом документе содержатся фактические данные о воздействии данного объекта на атмосферный воздух и водоемы и оценка этих воздействий, о загрязнении почвы, обращении с отходами.

Данные экологического паспорта обновляются два раза в год.

Процедура ОВОС

В соответствии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем – обязательный подраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.

ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения. ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания. Процедура ОВОС включает ряд последовательных этапов.

1. Идентификация источников воздействия с помощью эксперимен-тальных данных, экспертных оценок, создание установок математического моделирования, анализа литературы и т.д. В результате выявляются источники, виды и объекты воздействия.

2. Количественная оценка видов воздействия может быть проведена балансовым или инструментальным методом. При использовании балансового метода определяется количество выбросов, сбросов, отходов. Инструментальный метод – это измерение и анализ результатов.

3. Прогнозирование изменения природной среды. Дается вероятностный прогноз загрязнения среды с учетом климатических условий, розы ветров, фоновых концентраций и т.д.

4. Прогнозирование аварийных ситуаций. Дается прогноз возможных аварийных ситуаций, причин и вероятность их возникновения. По каждой аварийной ситуации предусматриваются профилактические меры.

5. Определение способов предупреждения отрицательных последствий. Определяются возможности снижения воздействия с помощью специальных технических средств защиты, технологий и т.д.

6. Выбор методов контроля над состоянием среды и остаточными последствиями. Система мониторинга, контроля должна быть предусмотрена в проектируемой технологической схеме.

7. Эколого-экономическая оценка вариантов проектных решений. Оценка воздействия производится для всех возможных вариантов с анализом ущербов, компенсационных затрат на защиту от вредного воздействия после реализации проекта.

8. Оформление результатов. Осуществляется в виде отдельного раздела проектного документа, который является обязательным приложением и содержит, кроме материалов списка ОВОС, копию согласования с Минздравом, органами государственного надзора, ответственными за использование природных ресурсов, заключение ведомственной экспертизы, заключение общественной экспертизы и основные разногласия.


Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы ().

Экологическая экспертиза предполагает специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов в целях обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Экологическая экспертиза, таким образом, выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Согласно Закону РФ «Об экологической экспертизе» эти виды контроля и надзора осуществляются природоохранными органами.

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (ст. 3) формулирует принципы экологической экспертизы , а именно:

Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятия мониторинга, экологического мониторинга.

2. Назовите виды экологического мониторинга.

3. Сформулируйте задачи и принципы организации системы экологического мониторинга.

4. Что такое экологический паспорт предприятия, его содержание?

5. Что представляет собой процедура ОВОС? С какой целью она проводится?

6. Перечислите последовательность этапов проведения ОВОС.

7. Что включает в себя экологическая экспертиза?

8. Сформулируйте принципы экологической экспертизы.

Виды ущербов от загрязнения окружающей среды

Наиболее объективным критерием, используемым при экологической экспертизе, является ущерб, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Различают ущерб трёх видов: фактический, возможный и предотвращенный.

Под фактическим ущербом понимают фактические потери и урон, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Возможный ущерб – это ущерб экономике, который мог бы быть в случае отсутствия природоохранных мероприятий.

Под предотвращенным ущербом понимают разность между возможным и фактическим ущербами.

Методика расчета ущерба предполагает учет ущерба, причиняемого повышенной заболеваемостью населения; ущерба сельскому хозяйству, жилищному, коммунальному и бытовому хозяйству, промышленности и другие виды
ущерба.

Расчеты носят оценочный характер вследствие недостатка достоверной естественнонаучной и социологической информации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: