К техническим методам обращения с отходами относится. Основные принципы обращения с отходами и требования экологической безопасностиотходы производства. Изменения в области лицензирования деятельности по обращению с отходами

Захоронение отходов производства и потребления является наиболее широко практикуемым способом размещения отходов. К сожалению, захоронение отходов порождает массу экологических и санитарно-гигиенических проблем. Однако в ближайшем будущем захоронение будет оставаться наиболее распространенным методом.

Поэтому снижение объема отходов, подлежащих захоронению одна из важнейших задач, которая может решаться путем уменьшения их образования, повторного использования, переработки и извлечения энергии. Вместе с тем необходимо проводить работы по созданию методов безопасного и экологического захоронения отходов.

Под санитарным полигоном (СП) принято понимать инженерно сконструированный метод размещения твердых отходов на суше способами, уменьшающими вред окружающей среде, распределение отходов тонкими и возможно более компактными слоями и перекрывание их слоями грунта в конце каждого рабочего дня.

Существует два способа организации санитарного полигона траншейный и поверхностный .

Траншейный метод наиболее подходит для районов с ровной поверхностью земли и глубоким залеганием подземных вод. При этом, перекрывающий грунт образуется в результате экскавации траншеи. Почва складируется и используется для рекультивации при закрытии участков траншей.

Поверхностный метод применяется на холмистом ландшафте и использует естественные склоны с уклоном, не превышающим 30%. Грунт для перекрывания должен доставляться из других мест.

Полный перечень проблем, связанных с эксплуатацией СП, приведены на рис.6.2

Рис. 6.2. Основные проблемы, возникающие при эксплуатации СП

Весьма важным фактором, определяющим возможность создания и эксплуатации СП, является экономический, основанный на капитальных вложениях и операционных расходах.

Неотъемлемой частью любого полигона является сеть дорог: подъездные к картам, а также дорога с железобетонным покрытием, окольцовывающая полигон.

В связи с большим количеством описанных выше проблем, последнее время возникла стойкая тенденция к снижению объемов ТБО, вывозимых на полигоны.

Прежде всего уменьшения количества вывозимых отходов можно добиться путем сортировки (на местах образования или непосредственно перед переработкой).

Селективный сбор у населения отходов потребления (макулатура, текстиль, пластмассы, стеклотара и пр.) практикуется во многих странах. Такой подход позволяет предотвратить попадание в ТБО ряда ценных компонентов, перерабатываемых или используемых повторно, а также опасных компонентов. При этом возможны два варианта организации селективного сбора ТБО в местах их образования: чисто селективный (покомпонентный) сбор отходов в различные контейнеры и, так называемый, коллективно-селективный сбор ряда компонентов в один контейнер. Например, практикуется совместный сбор в один контейнер стекла, металлов и бумаги с последующей их механизированной сортировкой на специальной установке. В России в настоящее время селективный сбор практически отсутствует.

В настоящее время наибольшее распространение получили два варианта технологии сортировки твердых бытовых отходов:

 механизированная сортировка ТБО на объектах промышленной переработки отходов;

 сочетание механизированной и ручной сортировки на мусороперегрузочных станциях.

Промышленная переработка ТБО в основном ориентирована на сжигание отходов с целью получения тепловой и электрической энергии, так как термические технологии обеспечивают эффективное обезвреживание отходов, в том числе попадающих в ТБО токсичных и инфицированных компонентов.

Уменьшение количества направляемых на сжигание отходов в результате предварительной сортировки сокращает потребность в дорогостоящем термическом и газоочистном оборудовании и по сравнению с сжиганием исходных ТБО снижает капитальные затраты до 25%. Кроме этого, извлечение с помощью сортировки экологически опасных компонентов уменьшает содержание вредных веществ в газовых выбросах, упрощает газоочистку, снижает стоимость газоочистного оборудования и уменьшает отрицательное экологическое влияние мусоросжигательной завода.

Внедрение предварительной сортировки позволяет получить прибыль от реализации товарной продукции, равную 20–25%. Эта прибыль образуется за счет выделения лома цветных металлов и лучшего качества лома черных металлов.

Введение в технологическую схему операций ручной сортировки отходов дает возможность выделения отдельных компонентов ТБО в более чистом виде по сравнению с механизированной сортировкой. Например, в этом случае можно разделить макулатуру и полимеры с целью их последующей реализации потребителям и получения прибыли. Поэтому на мусороперегрузочных станциях предлагается использовать технологическую схему с применением операций ручной сортировки для выделения содержащихся в отходах ценных компонентов (металлов, макулатуры, полимеров и др.).

Повышение эффективности ручной сортировки может быть достигнуто и с помощью трех последовательных механизированных операций:

 магнитной сепарации;

 выделения текстильных компонентов и грохочения в барабанном грохоте,

 включения в технологическую схему электродинамической сепарации цветного лома. Однако эффективность этой операции невысока.

Рис. 6.1. Структурная схема обращения с отходами производства и потребления

Структура системы управления отходами в странах Западной Европы, США, Японии и др. аналогична структуре, принятой в РФ. Однако, реализация технологических процессов и циклов, входящих в общий процесс управления отходами, различна. Так, например, в странах ЕЭС перерабатывается примерно 60% промышленных и около 95% сельскохозяйственных отходов. В Японии перерабатывается около 45% промышленных отходов.

Анализ обращения с твердыми бытовыми отходами в этих странах показывает, что в Великобритании 90% ТБО вывозится на свалки (полигоны), в Швейцарии – 20% , в Японии и Дании – 30%, во Франции и в Бельгии – 35%. Остальные ТБО, в основном, сжигаются. Лишь небольшая часть ТБО подвергается компостированию.

Безопасное обращение со всевозможными отходами относится к одной из важнейших экологических проблем. Отходы производственной сферы и потребления являются источником загрязнения окружающей нас среды. При этом происходит распространение опасных веществ, негативно влияющих на здоровье человека. Именно поэтому важно соблюдать порядок учета и обращения с отходами.

Виды отходов

Классификация материалов, представляющих собой отходы, выполняется для определения наилучших вариантов решения проблемы обращения с ними. Понимая, к какому типу относятся те или иные отходы, специалисты оптимальным образом производят их сбор и хранение, транспортировку и утилизацию, обезвреживание и переработку.

Существует множество признаков, по которым многочисленные остатки делят на различные группы. Эти самые группы во многом определяют порядок обращения с отходами. Но главным образом по цели использования материалов и оборудования, остатки которых превращаются в мусор, выделяют отходы производства и отходы потребления.

Отходами производства считаются остатки сырья, материалов, каких-либо полуфабрикатов, образующихся при производстве продукции, которые частично или полностью утратили свое качество или же не соответствуют стандартам. Часть таких остатков после специальной доработки вполне может использоваться как сырье или готовый продукт.

Отходами потребления принято называть изношенные изделия, а также отработанные материалы, восстанавливать которые экономически нецелесообразно. Небольшая часть таких отходов может без дополнительной обработки возвратиться в производственный цикл. Их принято называть возвратными отходами. Остальные, безвозвратные, отходы без специальной переработки возвратиться в производство не могут. Именно порядком обращения с отходами производства и потребления определяется дальнейшая судьба утиля.

Отходы могут классифицироваться по опасности, агрегатному состоянию, отрасли или источнику появления. Стоит также заметить, что в каждой сфере производства имеется своя система классификации отходов. Но вместе с тем даже на одном предприятии не может образовываться мусор одного вида, поскольку наряду с технологическими неизбежно образуются и твердые бытовые отходы.

Опасность отходов

Наиболее важное значение имеет порядок обращения с опасными отходами. Связано это с тем, что от токсичности, пожароопасности, содержания инфекционных возбудителей, реакционной способности некоторых веществ зависят условия сбора, порядок транспортировки, метод утилизации остатков.

Токсичность веществ определяется способностью вызвать серьезные острые или хронические заболевания, в том числе раковые. Путь попадания внутрь организма может быть различным: через дыхательные пути, систему пищеварения или при соприкосновении с кожей. При этом может иметь место острая токсичность, если произошел единоразовый контакт вещества большой концентрации, или хроническая, если человек многократно взаимодействует с тем же веществом, но меньшей концентрации.

Пожароопасность утиля определяют по его способности:

  • испускать пары огнеопасных соединений при температуре, не превышающей 60 °С в закрытой емкости или не более 65,5 °С - в открытой;
  • легко воспламеняться, а также вызывать или же усиливать пожар от трения;
  • самопроизвольно разогреваться в нормальных условиях, а также от контакта с воздухом с последующим самовозгоранием;
  • самовоспламеняться от контакта с водой или же выделять легковоспламеняющиеся вещества в опасных количествах.

Классы опасности

В соответствии с нормативными документами, определяющими порядок обращения с отходами и осуществления производственного контроля, по степени отрицательного влияния на окружающую среду отходы подразделяют на 5 классов опасности.

Классы опасности отходов
Степень вредного действия Критерии отнесения отхода к классу опасности Класс опасности
Очень высокая Экосистема нарушена необратимо, не имеет периода восстановления I - чрезвычайно опасные
Высокая Экосистема нарушена сильно, после устранения источника воздействия восстановление займет не менее 30 лет II - высокоопасные
Средняя Экосистема нарушена, ее восстановление после снижения воздействия от не устраненного источника составит около 10 лет III - умеренноопасные
Низкая Экосистема нарушена, но самовосстановится за 3 года IV - малоопасные
Очень низкая Экосистема практически не имеет нарушений V - практически неопасные

Паспортизация отходов

Порядок учета в области обращения с отходами, относящимися к I-IV классам опасности, предусматривает составление на них паспортов. Процедура паспортизации, как и типовые формы паспортов, определена Правительством Российской Федерации. Исполняется она Росприроднадзором через его территориальные органы, а также самими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в ходе деятельности которых образовались эти отходы.

Паспорт того или иного отхода составляется на основе данных о его составе и свойствах, а также после оценки его опасности. В нем содержится следующая информация:

  • код отхода по классификационному каталогу;
  • компонентный состав;
  • название процесса, в ходе которого образовался этот отход;
  • сведения о хозяйствующем субъекте (предприятии).

Компонентный состав отхода устанавливается в результате выполнения анализов, проводимых аккредитованной лабораторией, а также основывается на технологических регламентах, технических условиях, стандартах и другой документации. В соответствии с порядком обращения с отходами копия такого документа необходима для транспортировки, обезвреживания, захоронения или использования утиля. Паспорт в обязательном порядке должен быть согласован с территориальным органом Росприроднадзора.

Производственный контроль при обращении с отходами

Порядок осуществления отслеживания соблюдения требований законодательных актов в сфере обращения с отходами должны разрабатывать сами юридические лица, в производственной деятельности которых образуется тот или иной вид мусора. В соответствии с законодательством, на предприятии должен быть разработан ряд документов и изданы необходимые приказы, в соответствии с которыми его сотрудники должны обращаться с утилем. Главным из этого списка является "Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами".

Порядок этот представляет собой локальный нормативный акт, издаваемый юридическим лицом и согласовываемый с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (обычно Росприроднадзором). Сегодня нет единых требований к его оформлению, установленных на федеральном уровне. Однако территориальные органы Росприроднадзора рекомендуют включать следующие разделы:

  • Общие положения. Здесь обычно ссылаются на законодательные акты, предусматривающие необходимость разрабатывать порядок обращения с отходами и вести производственный контроль.
  • Цели и задачи производственного контроля при обращении с отходами. Стандартный унифицированный раздел, ключевыми словами которого можно назвать "контроль", "проверка", "обеспечение" и "предоставление информации".
  • Общие сведения об организации. Помимо реквизитов юридического лица, в разделе описывают основные сферы деятельности.
  • Описание организационной системы учета и порядка обращения с отходами на площадках хозяйствующего субъекта. Здесь указываются должностные лица, на которых возлагается ответственность за проведение операций, связанных с отходами, в том числе непосредственный производственный контроль и разработка инструкций.
  • Описание объектов, которые подлежат производственному контролю при обращении с отходами. В разделе приводится характеристика основных групп отходов, образующихся в ходе различных процессов деятельности предприятия.
  • Контроль выполнения ограничений отрицательного воздействия на окружающую среду. Приводятся планы-графики осуществления экоаналитического контроля, основные запланированные мероприятия, периодичность их проведения и исполнители.
  • Контроль соблюдения требований предупреждения и/или ликвидации ЧС, возникших при обращении с отходами. В разделе указываются возможные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на любом этапе обращения с утилем, а также порядо действий работников при их возникновении.

Помимо самого положения о порядке обращения с отходами, в пакет документов производственного контроля в виде приложений входят также копии:

  • Свидетельства о регистрации юридического лица, а также о его постановке на налоговый учет.
  • Паспорта всех видов отходов, образующихся на площадках предприятия.
  • Сведений о лицах, назначенных ответственными за осуществление порядка контроля в обращении с отходами юридического лица.
  • Положения о подразделениях и лабораториях, осуществляющих производственный контроль, или должностные инструкции назначенных ответственными должностных лиц.
  • Сведений о квалификации лиц, осуществляющих контроль или его отдельные мероприятия.
  • Приказов о назначении лиц, ответственных за порядок обращения с отходами производства.
  • Документов, подтверждающих право на работу с отходами с первого по четвертый классы опасности.
  • Актуальных договоров с предприятиями, занимающимися размещением, использованием или обезвреживанием отходов, а также их лицензии.
  • Разработанных инструкций о порядке обращения с отходами на территории предприятия.

Цели и задачи производственного контроля

Как и любые другие мероприятия в сфере обращения с отходами, производственный контроль имеет четкие цели. Во-первых, он призван требовать соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством РФ в этой сфере, а также нормативов образования мусора. Во-вторых, в ходе производственного контроля отслеживается соблюдение в ходе хозяйственной деятельности предприятия принципов рационального использования ресурсов, а также мероприятий, направленных на их восстановление. В-третьих, производственный контроль при обращении с отходами предусматривает составление и выполнение планов мероприятий в области охраны окружающей среды, как и оперативного устранения некоторых причин аварийных ситуаций. И, наконец, производственный контроль призван отслеживать полноту и достоверность сведений в сфере обращения с отходами, которые необходимы для расчета платы за негативное действие на окружающую среду.

Для достижения вышеуказанных целей перед производственным контролем в области обращения с отходами ставятся следующие задачи:

  • проверка соблюдения предусмотренных законодательством требований, условий, а также ограничений на работу предприятия;
  • контроль соблюдения нормативных значений и лимитов воздействия на окружающую среду;
  • предупреждение потенциально возможного вреда для окружающей среды из-за деятельности предприятия;
  • контролирование выполнения предписаний, составленных должностными лицами, осуществляющих государственный контроль в области экологии;
  • проверка выполнения имеющихся планов и мероприятий, нацеленных на уменьшение количества отходов;
  • предоставление информации о системе управления охраной окружающей среды, организованной на предприятии.

Строительные отходы

Под отходами строительства и сноса понимают различные отходы, образующиеся в ходе строительства зданий, дорог, инженерных коммуникаций, при их реконструкции, сносе и разборке (кроме высокоопасных). Их принято делить на габаритные, если такие отходы объемом более 2 м 3 возможно загрузить в стандартный бункер, и негабаритные.

Существует обширный перечень требований, предусмотренных порядком обращения с отходами строительства и сноса в нормативных и отраслевых документах.

Требования к отходам строительства и сноса
Сбор и хранение

Сбор выполняется раздельно в зависимости от видов, классов опасности, а также прочих признаков с целью обеспечить переработку, необходимое обезвреживание, а также использование как вторичное сырье.

Места под временное хранение строительного мусора должны оборудоваться так, чтобы исключалась возможность загрязнения почвы, воздуха и водных артерий. Они должны обноситься ограждением по периметру с целью исключения доступа посторонних лиц.

Предельные количества накопленных строительных отходов, сроки их хранения должны соответствовать экологическим требованиям, СанПиНам, а также правилам пожарной безопасности.

В местах, отведенных под хранение строительного мусора, следует предусматривать погрузо-разгрузочные механизмы, с помощью которых должны выполняться перемещение и погрузка отходов для вывоза со стройплощадки.

Транспортирование

Организации и физические лица, от деятельности которых образуется строительный мусор, должны иметь договоры с получателями и перевозчиками отходов. Самостоятельно их транс-портировку и переработку можно выполнять при наличии необходимых лицензий.

Вывоз отходов следует осуществлять такими способами, которые исключают возможность их потери, создания чрезвычайных ситуа-ций или причинения ущерба окружающей среде, людям и прочим объектам.

Утилизация, обезвреживание, захоронение

Должны осуществляться с учетом современных доступных технологий по требованию нормативных документов. Например, выбор бетона, песка, щебня и кирпичного боя как изоляции на полигонах захоронения ТБО.

Если в регионе нет предприятий и территорий для вывоза строительного мусора, то порядок обращения с отходами строительства предусматривает его удаление на полигоны захоронения твердых бытовых отходов.

Все возможные составляющие строительного мусора должны подлежать сдаче для вторичной переработки

Учет строительных отходов

Для достоверного отражения движения строительного мусора, определения его объемов и разработки потенциальных методов и путей вторичной переработки, а также составления отчетов для государственной статистики на предприятиях должен вестись учет отходов строительства.

Порядок учета в области обращения с отходами в строительной отрасли предусматривает:

  • Первичный учет. Ведется на объектах (стройплощадках) собственниками отходов. Осуществляется путем измерений и взвешиваний, полученные данные фиксируются в книге учета.
  • Единый учет. Ведется в книге общего учета отходов на основании первичного учета.
  • Инвентаризацию отходов. Нужна для определения качественных и количественных характеристик утиля. Осуществляется должностными лицами, назначенными руководителем предприятия.

Коммунальные отходы

К ним причисляют не только отходы от частных домовладений (бытовые отходы), но также и те, которые образуются в офисах, магазинах, мелких фабриках, образовательных учреждениях и прочих муниципальных предприятиях. Несмотря на то что имеют они различное происхождение, а также несколько отличаются по своим свойствам, объединяет их тот факт, что ответственность за утилизацию таких отходов возлагается на муниципальные власти.

В соответствии со списками федерального классификационного каталога к ним относят:

  • жилищные отходы;
  • уличный смет;
  • отходы производств, которые подобны коммунальным;
  • отходы в виде устройств, оборудования, изделий;
  • отходы от обработки сточных вод, образованные в ходе водоподготовки и использования воды;

Согласно порядку обращения с твердыми коммунальными отходами, все они транспортируются для захоронения на свалки бытовых отходов, так как не считаются токсичными. Однако сквозь отходы, размещенные на полигонах, просачивается до трети годовых осадков, при этом токсичные вещества, образующиеся при разложении ТБО, попадают в поверхностные и/или грунтовые воды. Доказано, что в фильтрате содержатся такие загрязнители, как фенол, роданиды, тяжелые металлы, СПАВ и прочие.

Медицинские отходы

К медицинским отходам относят разнообразный мусор, производимый любыми медицинскими учреждениями, а также отходы, образованные при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Порядок обращения с медицинскими отходами предусмотрен санитарными правилами и нормами. Он регламентирует:

  • сбор и временное размещение вредных веществ;
  • различные способы обезвреживания (по классам опасности);
  • особенности транспортировки к местам захоронения;
  • возможные виды переработки и уничтожения.

Этот порядок обязателен для соблюдения всеми лечебно-профилактическими учреждениями, вне зависимости от того, лечебное оно, диагностическое или фармакологическое. Контроль над его исполнением возложен на органы, ответственные за санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципалитета.

Сбор и вывоз отходов

Всякий сбор и вывоз утиля предусматривает перечень технологических операций:

  • накопление мусора;
  • транспортировка наполненных контейнеров;
  • их разгрузка и очистка;
  • доставка чистых емкостей к месту сбора мусора.

В соответствии с порядком обращения с отходами система транспортировки может быть одноэтапной или двухэтапной. В первом случае отходы доставляются к месту утилизации непосредственно от точек их образования. При этом вывоз их осуществляется преимущественно мусоровозами средней и малой грузоподъемности. При двухэтапной транспортировке используются промежуточные пункты сбора отходов, или мусороперегрузочные станции.

Обе эти технологические схемы имеют свои достоинства и недостатки. Так, одноэтапная транспортировка менее затратна с точки зрения финансов, но требует строительства временных дорог и сопровождается выносом загрязнений колесами мусоровозов.

Сбор и удаление твердых и жидких бытовых отходов в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями осуществляют по планово-регулярной системе согласно утвержденным графикам.

Периодичность удаления бытовых отходов устанавливает санэпидстанция, исходя из местных условий, в соответствии с правилами содержания территорий населенных мест.

На объектах, подлежащих обслуживанию, должны быть созданы необходимые условия для сбора отходов и работы спецавтотранспорта. Режим работы спецмашин устанавливают из условий ежедневной эксплуатации машин.

Бытовые отходы вывозят по маршрутным графикам, предусматривающим последовательный порядок передвижения спецмашин.

Порядок сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО) определяется местными условиями. Основные системы сбора и удаления ТБО:

Система сменяемых мусоросборников (контейнерная), ТБО вывозят с территорий домовладений в места обезвреживания в стационарных металлических контейнерах емкостью 0,75 м 3 мусоровозом М-30, а взамен оставляют порожние чистые контейнеры. При контейнерной системе контейнеры моют в местах разгрузки, не снимая с машины;

Система несменяемых мусоросборников, ТБО из контейнеров перегружают в мусоровоз, а сами контейнеры остаются на месте. Для работы по этой системе применяют мусоровозы, специальное оборудование которых обеспечивает механизированную погрузку ТБО из станционарных контейнеров в кузов мусоровоза.

Накопление же металлолома и крупногабаритного мусора (старая мебель, строительный мусор, образующийся при текущем ремонте и т. д.) производится в съемных бункерах-накопителях.

Бункера-накопители расстанавливают в местах складирования мусора или металлолома, и по мере накопления (складирование мусора производится непосредственно в бункер) специальные организации по заявкам жилищных организаций производят замену бункеров на пустые, а полные вывозят на свалку, где производится их самосвальная разгрузка.

Обезвреживание и переработка твердых бытовых отходов производятся путем их складирования на свалках (полигонах) и промышленными методами на мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводах. Обезвреживание бытовых отходов на свалках является в настоящее время основным методом переработки. Это наиболее простой и дешевый способ, но для него требуются ежегодно новые земельные площади размером не менее 0,5 га на 100 тыс.

жителей. При наличии свободных территорий, благоприятных гидрогеологических условиях и соблюдении правил устройства и эксплуатации свалки длительное время останутся основным методом обезвреживания твердых бытовых отходов для многих городов.

Для сокращения потребности в земельных участках и улучшения санитарного состояния пригородных территорий предложены новые конструкции высоконагружаемых свалок, позволяющие увеличить нагрузку на единицу площади до 10 -12 т/м 2 и высоту складирования до 25 - 35 м.

Отходы на таких полигонах складируют слоями 0,2 - 0,3 м с уплотнением каждого слоя бульдозерами или специальными катками-уплотнителями.

При достижении общей высоты слоя отходов до 2 м их покрывают промежуточным изолирующим слоем грунта толщиной 0,25 м.

Складирование ведут картовым методом, т. е. отходы из мусоровозов выгружают одновременно не на всю площадь свалки, а только в пределах карты, отведенной на данные сутки. Уплотненный слой укладывают высотой 2 м и покрывают изолирующим слоем. Угол откосов принимается равным 1:4. Благодаря такой организации работ вся площадь полигона, за исключением одной карты, изолирована, что создает хорошие санитарные условия на полигоне. Под действием вышележащих слоев отходы дополнительно уплотняются до 0,9 т/м 3 . Верхний изолирующий слой должен быть толщиной не менее 1 м, из которого 0,2 м приходится на растительный грунт.

В последние годы в нашей стране применяются промышленные методы обезвоживания и переработки отходов на специальных предприятиях.


23 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 25 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 декабря Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ с соответствующим названием (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот закон вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами. Вступление в силу многих положений отложено до 1 января 2016 г., отдельных положений — до 2017 и даже до 2019 г. В настоящей статье дан обзор основных изменений в законодательстве, уже вступивших и вступающих в силу в ближайшем будущем. Так как изменения слишком обширны, мы остановимся подробно только на самых актуальных на наш взгляд. Некоторые из новых положений законодательства потребуют принятия дополнительных подзаконных актов, но мы вкратце затронем и эти положения.

Названный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 21 июля 2011 г., а 7 октября того же года был принят в первом чтении. Более трех лет понадобилось для того, чтобы закон был принят окончательно. Первоначально целью законопроекта ставилось создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, но в процессе работы над законопроектом цели были расширены. Так, принятый Федеральный закон № 458-ФЗ призван:

  • повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами;
  • сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
  • создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.

Попробуем разобраться, в чем суть предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ изменений в законодательстве.

Прежде всего, изменения были внесены в терминологию, применяемую в области обращения с отходами. В первую очередь они коснулись ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТХОДЫ»

Привычная для всех формулировка понятия «отходы производства и потребления» была изменена (выделено и подчеркнуто автором):

[…] — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления , а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства ;

отходы производства и потребления […] — вещества или предметы , которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления , которые удаляются , предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Если раньше отходы (согласно формулировке предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ) могли образоваться исключительно в процессе производства или потребления , а также при утрате товарами и продукцией своих потребительских свойств , то теперь отходы могут образоваться также при выполнении работ и оказании услуг . Конечно, данное уточнение вполне логично, и можно только удивляться, почему оно было сделано только сейчас. Правда, из новой формулировки исключено упоминание об утративших свои потребительские свойства товарах, но законодатели выделили такие отходы (вместе с некоторыми другими отходами) в отдельные категории, о чем речь пойдет далее.

Присмотревшись внимательно к новой формулировке, можно заметить, что раньше понятие «отход» определялось лишь с точки зрения процесса образования (появления) отходов. Теперь же, кроме собственно описания процесса образования отходов, в формулировку включено упоминание об удалении соответствующим образом образовавшихся веществ и предметов. В то же время вторая часть нового определения (если мы рассматриваем его в контексте отечественного законодательства) вызывает много вопросов:

1. Что в данном случае следует понимать под удалением веществ или предметов? В самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести нас в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить» . В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009) (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I-IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды» . Однако отметим, что здесь речь идет уже не о веществах или предметах , а об отходах , при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.

2. С какой целью определение было дополнено ссылкой на удаление отходов? Имелось ли в виду, что определенные вещества и предметы, образованные соответствующим образом, могут не подлежать удалению и не быть предназначенными для удаления? Если такие вещества и предметы образовались в процессе деятельности предприятия, то они в этом случае не должны считаться отходами?

3. Как определить, подлежит ли вещество или предмет удалению? Или имелось в виду, что ВСЕ соответствующим образом образованные вещества и предметы должны удаляться?

4. С какой целью сделана оговорка «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» ? Возможно, это просто лишнее упоминание (в дополнение к п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ) о том, что удаление некоторых веществ и предметов может регулироваться соответствующим законодательством? Или имелось в виду, что удаление обычных отходов может происходить способами, не указанными в Федеральном законе № 89-ФЗ, и в этом случае вещества или предметы не будут считаться отходами?

В общем, многое в новой формулировке выглядит непонятным. Но специалистам, знакомым с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее — Базельская конвенция), при взгляде на данную формулировку сразу становится очевидно, что она является гибридом формулировки из ранней редакции Федерального закона № 89-ФЗ и формулировки Базельской конвенции: «"отходы" представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» . Но, во-первых, сфера действия Базельской конвенции вполне конкретна — отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, сама перевозка отходов и их удаление. Во-вторых, в Базельской конвенции дана ссылка на то, как следует понимать термин «удаление отходов» (приведен конкретный перечень операций с отходами). И если ссылка на национальное законодательство в Базельской конвенции понятна (т.к. в разных странах законодательство может различаться), то калька с нее «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» в новой формулировке Федерального закона № 89-ФЗ смотрится несколько странно.

Нам кажется, что механический перенос положения Базельской конвенции в Федеральный закон № 89-ФЗ оказался не очень удачным. Позволим себе предположить, что полученная «гибридная» формулировка и отсутствие понятия «удаление» в федеральном законодательстве вызовут массу проблем у предприятий в будущем, особенно учитывая новые положения законодательства в области лицензирования (о них речь пойдет далее). Если удаление рассматривать как перемещение веществ или предметов с территории предприятия — это одна ситуация. Если считать удалением перемещение и рециклинг в рамках одного предприятия — другая ситуация. А если удалением считать операции с отходами в соответствии с ГОСТ Р 53692-2009 (уничтожение, разложение или захоронение) — третья ситуация.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

1. Вместо понятия «использование отходов» теперь введен термин «утилизация отходов» , причем определение этого понятия дано именно через существительное «использование» (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

утилизация отходов использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг ), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация ), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация );

В одной из статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала, мы уже обращались к теме соотношения понятий «использование отходов» и «утилизация отходов» , имея в виду и законопроект, предшествующий появлению Федерального закона № 458-ФЗ. С учетом поправок на изменения в законодательстве указанный материал во многом остается актуальным.

Напомним, в упомянутой статье мы писали о том, что в сложившейся практической деятельности под утилизацией отходов могло пониматься что угодно, включая обезвреживание отходов; и даже серьезные компании, занимающиеся обращением с отходами, при заключении договоров в их предмете зачастую указывали утилизацию отходов, хотя на самом деле речь шла об обезвреживании. Теперь же в законодательстве есть определение термина «утилизация отходов» . Поэтому советуем экологам предприятий быть особенно внимательными при заключении договоров и настаивать на применении терминов в соответствии с законодательством.

Важно отметить, что теперь под утилизацией отходов также понимается и рециклинг , и регенерация , и рекуперация . Вернемся к этому при обсуждении вопроса лицензирования.

2. К видам обращения с отходами добавлен дополнительный вид — обработка отходов .

Согласно новому положению Федерального закона № 89-ФЗ (подчеркнуто автором) обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации , включая их сортировку, разборку, очистку .

Отметим, что обработка отходов (если она осуществляется) — этап, предшествующий утилизации отходов в ее новом значении. Но может ли считаться обработкой отходов, например, сортировка партии отходов, предназначенной для захоронения, из которой отбирается 10-15 % отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (стекло, металлы, бумага, картон, резина, полиэтилен)? Ведь в данном случае сортировка по сути дела является подготовкой отходов к дальнейшему захоронению. Скорее всего, надзорные органы будут трактовать сортировку как обработку отходов, тем более что извлечение полезных компонентов для их повторного использования отнесено к утилизации отходов. С другой стороны, теперь у контролирующих органов не будет соблазна называть сортировку обезвреживанием (чем она, конечно, не является). О таких курьезах мы в свое время тоже писали .

3. Понятию « обезвреживание отходов» дано новое определение (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Как и в предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ, обезвреживание отходов характеризуется своей целью . Это является главным критерием при определении того, что следует считать обезвреживанием отходов (на это мы также указывали). Ранее в формулировке речь шла о предотвращении вредного воздействия, сейчас — о снижении негативного воздействия.

Замена прилагательного «вредного» на «негативное» , вероятно, связана с положениями ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ, в соответствии с которой «отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются […] на пять классов опасности» . То есть на основании критериев снижения негативного воздействия (классов опасности), указанных в ст. 4.1, можно определить, является ли проведенное уменьшение массы отходов или изменение состава отходов обезвреживанием.

Замена существительного «предотвращение» на «снижение» , видимо, обусловлена тем, что не всегда после проведения соответствующей процедуры (процесса) полученный отход может быть отнесен к практически неопасным отходам (т.е. к V классу). Ведь если перед осуществлением процесса отход относился к I классу опасности, а на выходе получился другой отход III или IV класса опасности, то негативное воздействие отхода снизилось (хоть и не было полностью предотвращено). Безусловно, такой процесс тоже является обезвреживанием. Поэтому мы считаем, что новая формулировка понятия «обезвреживание отходов» более логична.

4. Определение термина «хранение отходов» также подверглось корректировке (выделено и подчеркнуто автором):

Как и ранее термин «накопление отходов» , понятие «хранение отходов» теперь раскрыто через существительное «складирование» . Для хранения отходов установлен новый срок — более 11 месяцев . Накоплением отходов до 1 января 2016 г. будет считаться временное складирование отходов на срок не более 6 месяцев, а с 1 января 2016 г. — на срок не более 11 месяцев . К какому же виду обращения с отходами нужно будет относить складирование отходов сроком от 6 до 11 месяцев в 2015 г.? Этот вопрос на данный момент остается открытым.

5. Согласно новой редакции Федерального закона № 89-ФЗ (выделено и подчеркнуто автором) обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов .

6. В предыдущей редакции Федерального закона № 89-ФЗ было дано определение понятия «объект размещения отходов» . Теперь в законе появилось некоторое уточнение (выделено автором):

Отдельно даны определения новых понятий :

  • объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
  • объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

7. В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «объекты обезвреживания отходов» — «специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов» .

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Согласно внесенным изменениям ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 июля 2015 г. будет иметь название «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности». С 1 июля 2015 г. будет изменено и содержание данной статьи (выделено автором): «1. Лицензирование деятельности по сбору , транспортированию , обработке , утилизации , обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона […]» .

Федеральный закон № 458-ФЗ также внес соответствующие изменения в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнеся к лицензируемым видам деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности . Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. все виды деятельности по обращению с отходами, кроме накопления, должны лицензироваться (соответственно, образование отходов также не подлежит лицензированию).

Как же быть с ранее выданными лицензиями на обезвреживание и размещение отходов (в т.ч. бессрочными)? В Федеральном законе № 458-ФЗ на этот вопрос дан потрясающий по своей простоте ответ: «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года».

Ну что же, как говорили в старину: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Нынешним же бабушкам — если перефразировать современную песню — остается только нервно курить трубку... Сами посудите: мало того, что бессрочные лицензии в одночасье оказались срочными (а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены через несколько месяцев заново начать процесс лицензирования), так еще и на все операции по обращению с отходами нужно получить лицензию (кроме образования и накопления отходов — и на том спасибо!).

Например, если на предприятии при производстве основной продукции образуются какие-либо вещества и материалы (в т.ч. брак продукции), которые могут быть использованы (мы намеренно не говорим «утилизированы» ) на том же предприятии (например, повторно включены в производственный процесс в том же цехе или направлены в соседний цех для производства другого вида продукции), то прогнозируемая нами позиция надзорных органов будет заключаться в том, что они потребуют у предприятия наличия лицензии (а при ее отсутствии предприятию будут грозить штрафные санкции). Такая же проблема может возникнуть при согласовании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР): органы Росприроднадзора потребуют включить в номенклатуру отходов указанные вещества и материалы, а к проекту НООЛР приложить лицензию...

Или другой пример: допустим, в большом офисном здании, где установлены корзины для накопления офисного мусора (в том случае, если это отход, он окажется отходом IV класса опасности), для минимизации затрат на вывоз и захоронение отходов в одном из помещений (перед перемещением содержимого корзин в общий бункер, вывозимый на полигон твердых бытовых отходов) проводится отбор стекла, картона, металлов и т.п. Не надо быть Кассандрой, чтобы предположить, что в случае проведения проверки Росприроднадзор классифицирует процесс отбора полезных компонентов как сортировку отходов (т.е. как обработку отходов), на которую потребуется соответствующая лицензия.

Таким образом, очень многие предприятия в ближайшем будущем столкнутся с дилеммой — либо получать лицензии на осуществление деятельности по утилизации и/или обработке отходов, либо доказывать (при проведении проверок и в судебных разбирательствах), что те или иные вещества и материалы не являются отходами. Что касается приведенных выше примеров, то в первом случае нужно будет доказать, что вещества и материалы являются побочным продуктом (и/или сырьем), а во втором — что вещества и материалы, называемые офисным мусором, становятся отходом после отбора из них стекла, картона, металлов. Здесь на помощь может прийти не только неясность термина «удаление» применительно к веществам и материалам, но и уже имеющаяся арбитражная практика, в которой суды отмечали, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно определять, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение «отходы производства и потребления» .

КСТАТИ

Кроме ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, при вынесении решений и постановлений судьи ссылались на соответствующую позицию Минприроды России, изложенную в письме от 10.01.2013 № 12-47/94.

Как мы считаем, вводимое лицензирование новых (и «новых старых») видов деятельности по обращению с отходами — применительно к предприятиям, специализирующимся на таких видах деятельности, — теоретически может способствовать упорядочиванию и эффективному контролю в данной области. Но мы опасаемся, что стремление заставить проходить через процедуру лицензирования значительную часть организаций, де-факто не занимающихся обработкой или утилизацией отходов, создаст ненужные административные барьеры, что в условиях непростой экономической ситуации явно не будет способствовать росту экономики в нашей стране.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ

Статья 4 «Отходы как объект права собственности» Федерального закона № 89-ФЗ в новой редакции стала предельно лаконичной: «Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством» .

И все! Больше никаких упоминаний о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. И главное — больше нет положения о том, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Напомним, эти условия были предусмотрены в предыдущей редакции данной статьи.

Получается, что право собственности на отходы (включая дарение) может быть передано любому лицу вне зависимости от того, есть ли у последнего лицензия. Другое дело, что при разработке проектов НООЛР, составлении технических отчетов или отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) все равно необходимо будет указывать наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять дальнейшие операции по обращению с отходами (с указанием видов обращения с отходами и реквизитов лицензий).

Теперь отходы — как одна из разновидностей движимых вещей — являются объектом права собственности. Основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который мы рекомендуем изучить всем экологам (хотя бы положения статей о праве собственности на движимое имущество). Нелишним будет также изучение глав и статей о видах договоров, касающихся движимого имущества.

Приведем выдержки из Гражданского кодекса, которые могут оказаться полезными экологам:

Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 136. Плоды, продукция и доходы

3. Подобная ситуация с 1 января 2016 г. возникнет и в области представления уведомительной отчетности СМСП. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ; а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации .

4. Формулировка о возможности приостановления деятельности предприятий в случаях нарушения НООЛР будет изменена. Если в предыдущей редакции речь шла о приостановке деятельности в области обращения с отходами (это положение осталось с тех пор, когда обращение с отходами включало в себя и образование отходов), то с 1 января 2016 г. указанная норма Федерального закона № 89-ФЗ будет выглядеть следующим образом (выделено и подчеркнуто автором): « При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы , может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Изменения будут внесены в ст. 14 «Требования к обращению с отходами I-V классов опасности» Федерального закона № 89-ФЗ:

1. С 1 января 2016 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасност и, будут обязаны осуществлять отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот же орган будет осуществлять само подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности). Это, как говорится, «плохая новость» (напомним, что в настоящее время пока действует порядок отнесения отходов к I-IV классам опасности, а для отходов V класса необходимость отнесения отходов к классам опасности, как правило, возникает только при разработке проекта НООЛР).

2. «Хорошая новость» заключается в том, что с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не будет требоваться . С грустью отметим, что законодатели не сжалились над рядовыми экологами и не предусмотрели более скорое вступление данной нормы в силу.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в ст. 23 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» Федерального закона № 89-ФЗ. 1 января 2016 г. вступают в силу следующие важные положения:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы .

2. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению .

Таким образом, многолетние споры (включая споры в высоких судебных инстанциях) о том, должны ли предприятия вносить плату за НВОС при размещении отходов, а также кто именно должен вносить данную плату, теперь канут в Лету. Двусмысленность законодательных норм будет устранена: право собственности на отходы , будь оно передано или не передано, к плате за НВОС не будет иметь никакого отношения .

Говоря о плате за НВОС при размещении ТКО, отметим еще одну новую норму Федерального закона № 89-ФЗ (вступает в силу 1 января 2016 г.): «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» . Эта норма касается не только экологов, но и всех граждан. Поскольку указанные расходы, вероятно, будут включены в коммунальные платежи, то общая сумма коммунальных платежей должна будет вырасти. В идеале это должно стать стимулом к уменьшению образования отходов со стороны пользователей жилых помещений — как напрямую (каждый житель должен стремиться снизить образование отходов, а вторичные ресурсы — сдавать в пункты приема вторсырья), так и с помощью воздействия на управляющие компании (добровольная или вынужденная организация ими раздельного сбора отходов).

Федеральный закон № 458-ФЗ внес поправки в положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о применении понижающих коэффициентов к ставкам платы за НВОС (изменения вступят в силу 1 января 2016 г. ). Так, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, образовавшихся при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, образовавшихся в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

1 января 2016 г. вступает в силу положение Федерального закона № 89-ФЗ о том, что при производстве упаковки, готовых товаров (продукции), после утраты потребительских свойств которыми образуются отходы , которые представлены биоразлагаемыми материалами (перечень будет устанавливаться Правительством Российской Федерации), могут применяться различные меры экономического стимулирования .

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимость внесения изменений в ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ, многие положения которой (особенно после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») превратились в определенного рода атавизм (достаточно сказать, что понятия «профессиональная подготовка» в последнем Федеральном законе нет), назрела уже давно. Тем не менее законодатели, увлеченные разработкой новых масштабных концепций, первые два пункта ст. 15 вообще не тронули, но дополнили ее п. 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды» . Это положение вступает в силу 1 июля 2015 г., и нам очень интересно увидеть, как оно будет реализовываться.

О НЕКОТОРЫХ ЗАПРЕТАХ

Ранее мы говорили о «пряниках», предусмотренных в новых нормах законодательства. Теперь скажем несколько слов о новых запретах («кнутах») в Федеральном законе № 89-ФЗ:

  • с 1 января 2016 г. в ст. 11 будет введен запрет на ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов ;
  • с 1 января 2016 г. в ст. 12 вводится запрет на применение ТКО для рекультивации земель и карьеров ;
  • с 1 января 2017 г. в соответствии с новой редакцией ст. 12 захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, будет запрещено . Перечень видов отходов, в состав которых входят запрещенные к захоронению полезные компоненты, будет устанавливать Правительство Российской Федерации. Будут ли при этом аннулированы ранее выданные документы об утверждении НООЛР, если эти лимиты допускали захоронение полезных компонентов, пока неизвестно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье мы постарались остановиться на наиболее важных на наш взгляд новшествах законодательства в области обращения с отходами. Какие-то из них были затронуты в большей степени, какие-то лишь очерчены. Рамки журнальной статьи, тем более написанной буквально «по горячим следам» принятого Федерального закона № 458-ФЗ, не позволяют слишком детально рассказать о масштабных изменениях в области обращения с отходами. Как нам представляется, на сегодняшний день вопросов к этому нормативно-правовому акту больше, чем ответов в нем. Мы уверены, что на страницах «Справочника эколога» авторы статей еще не раз обратятся к анализу Федерального закона № 458-ФЗ. Многое будет проясняться в процессе практической реализации положений данного документа, в т.ч. по мере принятия соответствующих подзаконных актов.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на портал http://regulation.gov.ru , на котором публикуются проекты всех нормативных актов и где каждый может принять участие в официальном публичном обсуждении. Сразу после принятия Федерального закона № 458 на этом портале появились проекты нескольких подзаконных актов. Мы полагаем, что активное участие экологического сообщества в официальном обсуждении может помочь выработать оптимальные версии нормативных актов.

Например, согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2009) «удалить» — 1) переместить на более далекое расстояние, отдалить; 2) убрать, вынести, вывести и т.п. что-л. лишнее, ненужное, мешающее; 3) устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т.п.); 4) сделать менее ощутимым воздействие, влияние чего-л.; полностью избавить от какого-л. влияния, воздействия и т.д.

Речь идет о выбросах вредных веществ в атмосферу, сбросах вредных веществ в водные объекты, веществах, разрушающих озоновый слой, радиоактивных отходах, биологических отходах, медицинских отходах.

Мы имеем в виду новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Подробнее см.: Прохоров И.О. Новые методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9-25.

Нам представляется, что если бы эта новость впервые прозвучала на собрании экологов, то после нее должна была повиснуть пауза, после чего — последовать громкие и продолжительные аплодисменты... Ведь то, что Росприроднадзор «устроил» после 1 августа 2014 г. с подтверждением классов опасности отходов — с выпуском многочисленных разъяснительных писем и особенно с введением так называемого «Портала по паспортизации отходов» — экологи запомнят надолго.

  • 8. Экологическое право как отрасль науки, отрасль права и учебная дисциплина.
  • 10. Конституционные основы экологического права.
  • 11. Характеристика фз «об охране окружающей среды».
  • 12. Понятие и функции объектов экологического права.
  • 12. Понятие, содержание и формы собственности на природные ресурсы и объекты.
  • 14. Экологические права и обязанности граждан.
  • 15. Права и обязанности юридических лиц в области охраны окружающей среды.
  • 16. Право природопользования.
  • 17. Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 18. Виды органов общей компетенции с сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 19. Специальные органы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 20. Правовой механизм охраны окружающей среды.
  • 21. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (экономический механизм).
  • 22. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 23. Экономическое стимулирование.
  • 24. Экологическое страхование.
  • 25. Экологическая сертификация.
  • 26. Экологический аудит.
  • 27. Понятие, значение и классификация экологических нормативов.
  • 28. Нормативы качества окружающей среды.
  • 29. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
  • 30. Экологическое лицензирование.
  • 31. Понятие, задачи и система экологического контроля (надзора).
  • 32. Государственный экологический контроль.
  • 33. Производственный экологический контроль.
  • 34. Общественный экологический контроль.
  • 35. Государственная экологическая экспертиза.
  • 36. Общественная экологическая экспертиза.
  • 37. Экологический мониторинг.
  • 38. Понятие экологической информации.
  • 40. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 41. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 42. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.
  • 43. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за экологические правонарушения.
  • 44. Понятие и значение экологических требований к различным видам хозяйственной и иной деятельности.
  • 45. Экологические требования при мелиорации земель, использовании мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
  • 46. Экологические требования в области химизации с/х.
  • 47. Экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.
  • 48. Экологические требования к обращения с опасными веществами.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.
  • 2. Запрещаются:
  • 50. Экологические требования в энергетике.
  • 51. Понятие и правовая охрана земель.
  • 1.Рациональная организация земель включает:
  • 52. Правовая охрана недр.
  • 53. Охрана недр континентального шельфа и захоронение отходов в нём.
  • 54. Правовая охрана и защита лесов.
  • 55. Правовое регулирование водных отношений.
  • 56. Цели, виды и способы водопользования. Ограничения использования водных объектов. Природоохранные требования при водопользовании. Водоохранные зоны.
  • 57. Понятие и принципы правовой охраны животного мира.
  • 58. Право пользования животным миром.
  • 59. Охрана животного мира. (см. Текст в предыдущей редакции)
  • 59. Правовые меры защиты атмосферного воздуха.
  • 60. Особенности мониторинга атмосферного воздуха.
  • 61. Охрана озонового слоя Земли.
  • 62. Понятие особо охраняемых природных территорий и объектов.
  • 64. Государственные природные заповедники и национальные парки.
  • 65. Природные парки и государственные заказники.
  • 66. Памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
  • 67. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  • 68. Красная книга.
  • 69. Чрезвычайные ситуации и зоны экологического бедствия.
  • 72. Принципы международно-правового сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  • 73. Международные орг-ии, участвующие в охране окружающей среды.
  • 49. Обращение с отходами производства и потребления.

    ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления

    1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    2. Запрещаются:

    сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

    размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

    захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;

    ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;

    ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

    Отходы производства - это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Например: металлическая стружка, древесные опилки, бумажные обрезки и пр. К отходам производства также относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве. Например: твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов или сточных вод. Наряду с отходами производства на промышленных предприятиях образуются и отходы потребления, к которым относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в результате жизнедеятельности работников предприятия.

    Отходы производства и потребления требуют для складирования не только значительных площадей, но и загрязняют вредными веществами, пылью, газообразными выделениями атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. В связи с этим, деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со статьей 11 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:

      соблюдать экологические требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;

      разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

      внедрять малоотходные технологии на основе научно-технических достижений;

      проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

      проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;

      предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

      соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

      в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических и юридических лиц, немедленно информировать об этом специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 14 федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт, который является документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, а также содержащим сведения об их составе.

    Статья 9 федерального закона «Об отходах производства и потребления» предписывает, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 19 федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. С татистический учет в области обращения с отходами осуществляется по форме 2тп - (токсичные отходы) (пояснение см. ниже).

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасность для окружающей природной среды и здоровья человека, деятельность по обращению с опасными отходами может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке.

    "
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: