Экономическая программа большевиков. Военная программа партии большевиков

Власть царя лишилась народного доверия. Февральская революция заставила Николая II 2 марта 1917 г. подписать отречение от престола в пользу брата Михаила, который, в свою очередь, также отрекся от трона. Таким образом, произошло падение самодержавной монархии в России, которую в течение более 300 лет представляла династия Романовых.

1 сентября 1917 г. Россия стала республикой. Было сформировано Временное правительство. Однако, оно откладывало решение острейших проблем российской действительности. Заявив о своей приверженности демократии, осуществив ряд демократических преобразований, Временное правительство оттягивало решение аграрного, национального вопросов до созыва Учредительного собрания, выступало за продолжение войны. Правительство рассчитывало, что победоносное завершение войны снимет многие проблемы, но упустило из виду то, что терпение измученного войной народа не могло быть бесконечным. Война с ее многомиллионными жертвами способствовала снижению планки нравственных ценностей, усилению миграционных процессов, маргинализации общества, привела к росту преступности, жестокости. Обстановка явно не располагала к диалогу, порождала нетерпимость, в конечном счете, создавала благоприятную среду для восприятия радикальных лозунгов и призывов.

Революция, в результате которой к власти в России пришло советское правительство во главе с В.И.Ленин, произошла 25 октрября (7 ноября) 1917.

В сентябре 1917 Ленин, учтя факты, свидетельствовавшие о том, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший общее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что имеются объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков. Руководимая им партия в Петрограде и Москве приступила к непосредственной подготовке восстания, велась организация Красной гвардии из рабочих, готовых сражаться за большевиков . Был создан штаб восстания, Петроградский военно-революционный комитет, – ВРК. Ленин разработал план восстания, предусматривавший захват солдатами и рабочими ключевых пунктов столицы, арест правительства. Не все члены руководства партии были согласны с решением о восстании. Члены Центрального комитета партии Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев колебались, однако после длительных переговоров и они присоединились к Ленину. Превосходство сил больше. Большевики планировали захватить власть, чтобы начать осуществлять свои планы по переустройству России и строительства социалистического государствавиков было решающим. Нужен был только повод для начала военных действий, и он нашелся.



Одним из первых II Всероссийский съезд Советов принял декрет о земле, который провозглашал отмену частной собственности на землю, национализацию всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков и крупных собственников. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Запрещались применение наемного труда и аренда земли. Вводилось уравнительное землепользование.

Крестьянство получило 150 млн. гектаров земли, распределило между собой рабочий и продуктивный скот, орудия, другое имущество, ранее принадлежавшее помещикам. Площадь земель, находящихся в пользовании крестьян, увеличилась примерно на 70%. Помещики как класс крупных землевладельцев прекратили существование.

В городах революция принесла изменения к лучшему для промышленных рабочих, выполнение их давних социальных требований. Декретом 29 октября 1917 году был установлен 8-часовой рабочий день. В общегосударственном масштабе это было сделано впервые в мире. В ноябре 1917 года был введен рабочий контроль над производством, куплей-продажей сырья и готовой продукции, финансовой деятельностью предприятий. Была ликвидирована коммерческая тайна.

Для руководства национализированными предприятиями был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

Начало формирования однопартийной политической системы . Общенациональный кризис в России осенью 1917 года означал распад старой государственности и разложение старого общества.

Первоочередными задачами большевиков после прихода к власти стали:

Окончательный слом старой государственной машины;

Создание советского государства;



Укрепление собственной власти.

Были ликвидированы Временное правительство, министерства, Синод, Сенат, земства, суд, прокуратура. Здания старых государственных учреждений заняли новые хозяева. Была отменена Табель о рангах, базовая матрица государственной службы в Российской империи. Всеобщая забастовка старой российской бюрократии, развернувшаяся с 26 октября 1917 года и грозившая параличом власти, была быстро и решительно подавлена.

На II Всероссийском Съезде Советов (25-27 октября 1917 года) были заложены основы новой государственности, устанавливалась следующая система органов власти:

Верховный орган власти – Всероссийский съезд советов;

Исполнительный орган съезда и носитель власти между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК);

Исполнительно-распорядительный орган управления (рабоче-крестьянское правительство) – Совет Народных Комиссаров;

Центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни – народные комиссариаты;

Местные органы власти и управления – Советы на местах.

Председателем Совнаркома стал Ленин. Правительство считалось временным до созыва Учредительного собрания.

Вопрос 30.»Политика Военного коммунизма.»

«Военный коммунизм» - это экономическая политика государства в условиях хозяйственной разрухи и гражданской войны, мобилизация всех сил и ресурсов на оборону страны.

Гражданская война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда - максимальной централизации власти и подчинения всех сфер жизнедеятельности государства.

В результате, политика "военного коммунизма", проводимая большевиками в 1918-1920 гг., строилась, с одной стороны, на опыте государственного регулирования хозяйственных отношений периода первой мировой войны(т.к. в стране была разруха); с другой - на утопических представлениях о возможности непосредственного перехода к безрыночному социализму, что привело в конечном итоге к форсированию темпов социально-экономических преобразований в стране в годы Гражданской войны.

Суть политики "военного коммунизма".

Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Главным при этом было: национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительного распределения продуктов, принудительного труда и политической диктатуры большевистской партии.

В области экономики : предписывалась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. Ускорение национализации всех отраслей промышленности. К концу 1920 г. национализовано 80 % крупных и средних предприятий, на которых трудилось 70 % занятых рабочих. В последующие годы национализация была распространена и на мелкие, что привело к ликвидации частной собственности в промышленности. Была установлена государственная монополия внешней торговли.

С ноября 1920 г. ВСНХ принял решение о национализации всей промышленности, в том числе и мелкой.

В 1918 г. провозгласили переход от индивидуальных форм ведения хозяйства к товариществам. Признавались а) государственная – советское хозяйство;

б) производственные коммуны;

в) товарищества по совместной обработке земли.

Логическим продолжением продовольственной диктатуры стала продразверстка. Государство определяло свои потребности в сельскохозяйственной продукции и заставляло крестьянство ее поставлять без учета возможностей деревни. За изъятые продукты крестьянам оставляли квитанции и деньги, терявшие из-за инфляции свою стоимость. Установленные твердые цены на продукты были в 40 раз ниже рыночных. Деревня отчаянно сопротивлялась и поэтому продразверстка реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Политика «военного коммунизма» привела к уничтожению товарно-денежных отношений . Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров, они распределялись государством в виде натуральной заработной платы. Была введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих. Это порождало у них иллюзию социального равенства. Несостоятельность этой политики проявилась в образовании «черного рынка» и расцвете спекуляции.

В социальной сфере политика «военного коммунизма» опиралась на принцип «Кто не работает, тот не ест». Была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. - всеобщая трудовая повинность. Принудительная мобилизация трудовых ресурсов осуществлялась с помощью трудовых армий, направляемых на восстановление транспорта, строительные работы и др. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг.

В политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Партия большевиков перестала быть чисто политической организацией, ее аппарат постепенно срастался с государственными структурами. Она определяла политическую, идеологическую, экономическую и культурную ситуацию в стране, даже личную жизнь граждан.

Деятельность других политических партий, боровшихся против диктатуры большевиков (кадетов, меньшевиков, эсеров), была запрещена. Одни видные общественные деятели эмигрировали, других - репрессировали. Деятельность Советов приобретала формальный характер, так как они лишь исполняли предписания большевистских партийных органов. Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. Почти все небольшевистские печатные органы были закрыты. Покушения на Ленина и убийство Урицкого вызвали декрет о «красном терроре».

В духовной сфере – утверждение марксизма как господствующая идеология, формирование веры во всемогущество насилия, утверждение морали, оправдывающей любые действия в интересах революции.

Итоги политики "военного коммунизма".

В результате проведения политики "военного коммунизма" были созданы социально-экономические условия для победы Советской республики над интервентами и белогвардейцами.

В то же время для экономики страны война и политика "военного коммунизма" имели тяжелые последствия. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве.

Продразверстка привела к сокращению посевов и валового сбора основных сельскохозяйственных культур. В 1920-1921 гг. в стране разразился голод. Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанческих очагов. Вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого выдвигались политические лозунги ("Власть Советам, а не партиям!", "Советы без большевиков!").

Острый политический и экономический кризис подтолкнул вождей партии к пересмотру "всей точки зрения на социализм". После широкой дискуссии конца 1920 - начала 1921 г. началась постепенная отмена политики "военного коммунизма".

«Военный коммунизм » - политика большевиков, которая проводилась с 1918 по 1921 годы .

Источники «военного коммунизма »: 1. война (введение директивно-чрезвычайных методов государственного регулирования политических и социально-экономических процессов в условиях военного разорения); 2. коммунистическая доктрина (ориентация на создание нерыночного общества).

Меры "военного коммунизма ":

1. национализация промышленности; 2. введение всеобщей трудовой повинности; 3. натурализация и уравнительность в зарплате и бесплатность государственных услуг; 3. попытка введения прямого продуктообмена между городом и деревней; 4. продразверстка Заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству по твёрдым (очень низким) ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и др. продуктов.; 5. запрет частной торговли, распределение по карточкам и классовому принципу; 6. запрещение аренды земли и наемного труда в с/х.

Последствия:

тяжелый экономический и социальный кризис, голод, нищета, массовые крестьянские восстания ==> угроза основам советской власти ==> переход к нэпу

Датой рождения РСДРП считают 1903 год, когда на II Лондонском съезде были разработаны и утверждены Устав и Программа партии. Во время работы съезда состоялось 37 собраний (13 было проведено в Брюсселе и 24 – в Лондоне).

Борьба Ленина и его соратников за программу РСДРП

Самым главным достижением II съезда РСДРП было, конечно, принятие программы новой партии. В историю революционного движения России эта программа вошла как программа минимум, включавшая ближайшие и первейшие задачи, и программа максимум, то есть программа на перспективу, конечная цель партии на существовавшем к тому моменту, этапе борьбы.

Часть программы, рассматривавшая ближайшие цели и задачи, была более либеральной, чем программа социал-революционеров (эсэров). Она ставила своей целью:

  • Свержение самодержавной власти и создание демократической республики;
  • Общее для всех право избирать и быть избранными, предоставление всем без исключения демократических свобод;
  • Безграничное местное самовластие вплоть до права отдельных наций на политический выбор;
  • Рабочий день, ограниченный 8-ю часами;
  • Возвращение крестьянству земель, отрезанных у него в 1861 году;
  • Отмену выкупных платежей.

Разногласия вызвала программа максимум, ставившая своей целью установление власти пролетариата.

Вокруг отношения программы к диктатуре пролетариата разгорелись жестокие споры. Акимов и его единомышленники считали, что по мере роста материального благосостояния будут сглаживаться все классовые противоречия, что надо идти по европейскому пути развития. Но участники съезда, поддерживавшие , опровергли доводы акимовцев и утвердили в программе положение о диктатуре пролетариата.

Свое несогласие с программой высказали и «экономисты» в отношении руководящей роли РСДРП. Они предложили свои поправки. Съезд также отклонил предложения экономистов.

Оппозиционная Ленину группа делегатов выступала также против включения в программу крестьянского вопроса, объединения рабочего класса с крестьянством. Оппозиционеры боялись вовлекать сельских тружеников в революционное движение, свой страх прикрывали «нереволюционностью» и собственническим индивидуализмом крестьянских масс.

В части программы, касающейся аграрного вопроса, были заложены две основополагающие концепции:

  1. Поднятие крестьянства на буржуазно-демократическую революцию под лозунгом уничтожения остатков крепостничества;
  2. Свободное развитие классовой борьбы в деревне. Другими словами создание условий для социалистической революции и участие в ней крестьянства.

«Мы верим, что ввиду того, что социал-демократия выступила теперь на борьбу за крестьянские интересы, мы в будущем будем считаться с фактом, что крестьянская масса привыкнет смотреть на социал-демократию, как на защитницу ее интересов»,- говорил Ленин.

Национальный вопрос

Серьезные споры вызвал раздел программы о национальном вопросе. Для такой интернациональной страны как Россия, вопрос об отдельных народах имел большое значение. Ленин выступал

  • за полное равноправие граждан, независимо от языка;
  • Право на самоопределение всех племен и народов, живущих в государстве;
  • Сплочение рабочих всех национальностей в единые классовые организации (в профессиональные союзы, партии).

Ленин был уверен, что программный тезис о праве наций на самоопределение привлечет обездоленные массы национальных окраин на сторону российского пролетариата. Но лидеры еврейской организации «Бунд» выступили со своим требованием образования культурно-национальной автономии.

Такой подход к национальному вопросу

  • разрушал интернациональное классовое единство пролетариата;
  • ограничивал потребности рабочих различных наций только вопросами этнической культуры;
  • уводил их от борьбы за революцию.

Разногласия в национальном вопросе вынудили «бундовцев» демонстративно покинуть съезд и объявить о своем выходе из РСДРП.

Делегаты от польской с.-д. организации предложили снять вопрос о праве наций на самоопределение, посчитав, что этот лозунг сыграет на руку националистам.

Другие организационные вопросы съезда

В первые дни съезда серьезные споры Ленина с Мартовым, вызвало обсуждение устава. Особенно его первый пункт. Ленинская формулировка гласила, что членом партии может быть каждый, кто признает программу, поддерживает партию материальными взносами и является членом одной из организаций РСДРП. Принадлежность к одной из партийных организаций предполагала соподчинение нижестоящих членов вышестоящим и подотчетность вышестоящих своей организации. Ленин видел партию как организованное целое.

Мартов предлагал не обязывать члена партии состоять в какой-либо партийной организации РСДРП. Такой подход к членству партии был аморфным, разрушал дисциплину в партии. Политика «открытых дверей» снижала контроль над членами партии, ослабляла выдержанность организации. Но большинством голосов была принята мартовская редакция устава.

Правда, после ухода 5 бундовцев и еще 2 оппортунистов, на съезде сложился перевес голосов сторону ленинцев. И последующие вопросы, обсуждавшиеся на съезде, в том числе и основные пункты программы, были приняты в редакции, предлагаемой Лениным и его сторонниками.

Делегаты съезда также высказались за необходимость празднования 1 Мая, как Дня международной освободительной борьбы пролетариата.

Основной итог II съезда РСДРП заключается в сплочении разрозненных марксистских организаций и образовании единой пролетарской партии, способной объединить народные массы и поднять ее на революционную борьбу за диктатуру пролетариата и социализм. Тот факт, программа РСДРП была делегатами принята, ознаменовало победу Ленина и его сподвижников. Раскол разделил партию на большевиков и меньшевиков. Революция 1917 года развела бывших союзников по разные стороны баррикад.

Многие положения программ РСДРП (как минимум, так и максимум) после прихода к власти большевиков на проверку оказались профанацией.

Обзорная статья посвященная созданию и строительству Красной Армии.

СОЗДАНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА БОЛЬШЕВИКОВ


История создания Красной армии неоднократно рассматривалась в научной литературе. Советскими и российскими учеными был накоплен значительный материал по данной теме. Труды таких историков, как С.М. Кляцкин, Ю.И. Кораблев, А.Г. Кавтарадзе, П.А. Голуб, М.А. Молодцыгин, существенно расширили научные представления о процессе организационного строительства Вооруженных Сил РСФСР в годы Гражданской войны. Однако, несмотря на наличие большого числа работ, а может быть, именно благодаря ему, по-прежнему не существует общепринятой трактовки многих аспектов военной реформы 1917 - 1920 гг. Одним из наименее исследованных вопросов остается политическая подоплека военных преобразований. В СССР изучение политических аспектов создания Красной армии в основном сводилось к исследованию деятельности В.И. Ленина на этом поприще, в результате чего процесс формирования Вооруженных Сил РСФСР стал считаться лишь воплощением ленинского плана организации советских Вооруженных Сил. Постараемся исправить это упущение, рассмотрев историю формирования Красной армии через призму соблюдения членами РСДРП(б) собственной политической программы.

Придя к власти, большевики не имели четко продуманного плана реорганизации российских Вооруженных Сил, однако необходимость военной реформы диктовалась не только очевидным развалом армии в период с февраля по октябрь 1917 г., но и изменением приоритетов государства в области обеспечения внутренней и внешней безопасности. В результате за основу нормативно-правовой базы перестройки Вооруженных Сил России была взята политическая программа РСДРП(б). Разработанная в 1903 г., она предполагала "замену постоянного войска всеобщим вооружением народа". Доказывая оправданность данного тезиса, Ленин отмечал, что "постоянное войско везде и во всех странах служит не столько против внешнего, сколько против внутреннего врага. Постоянное войско повсюду стало орудием реакции, слугой капитала в борьбе против труда, палачом народной свободы", "опыт Западной Европы показал всю реакционность постоянного войска. Военная наука доказала полную осуществимость народной милиции, которая может стать на высоту военных задач и в оборонительной, и в наступательной войне"

Николай Крыленко.

В итоге согласно первым приказам нового Верховного Главнокомандующего Н.В. Крыленко в России "должна быть создана новая армия вооруженного народа". Параллельно с этим I Общеармейский съезд по демобилизации армии принял следующее постановление: "Постоянная армия служила материальным орудием классового могущества буржуазии и строилась на принципе насильственного порабощения людей, скованных одной мертвой дисциплиной палки. Правительство Народных Комиссаров ставит на место постоянной прежней армии всеобщее вооружение народа, защищающего те формы социального и политического строя общества, которые единственно обеспечивают полноту власти Советов". Тем не менее, по мнению современных исследователей, многим представителям новой власти было не до конца ясно, как совместить этот идеологический постулат с реальными задачами обороны страны, поэтому в первые месяцы у власти большевики пошли по пути демократизации армии.

Николай Подвойский.

На основе прежнего Военного министерства был создан Народный комиссариат по военным делам (Наркомвоен) во главе с Н.И. Подвойским, а в середине декабря 1917 г. утверждены декреты, законодательно вводившие упразднение офицерских чинов, выборность командного состава и передачу всей полноты власти в воинских частях солдатским комитетам. Кроме того, начальник Генерального штаба Н.М. Потапов поручил своим подчиненным начать разработку плана создания армии на милиционных началах. Весьма важно, что эти меры встречали поддержку со стороны солдат. Наглядной иллюстрацией одобрения военной политики РСДРП(б) можно считать постановление фронтового совещания армий Западного фронта: "Трудовая, освободительная революция не признает принуждения и давления на народные массы; мощь и вооруженная сила революционно-социалистической демократии черпается лишь только из источников свободы и действительного равенства. Революционная добрая воля - вот основа наших вооруженных кадров" .

Однако, несмотря на позитивное отношение солдат и матросов к демократизации, командный состав воспринял ее далеко не так однозначно. На это имелись вполне серьезные причины. К январю 1918 г. выборность комсостава привела к тому, что "большинство опытных боевых начальников или удалено при выборах, или ушло при увольнении со службы", а из-за отмены офицерских званий "воинский порядок перестал существовать". Также наблюдался "полный развал штабной службы", а дезертирство приняло "характер массового бегства". По признанию Крыленко, "фронта практически нет". При этом необходимость скорейшего восстановления боеспособных вооруженных сил в условиях продолжавшейся мировой войны, складывания в стране антибольшевистского лагеря и обострения отношений с бывшими западными союзниками была очевидна.

В сложившихся обстоятельствах 15 января 1918 г. СНК принял "Декрет об организации Рабоче-крестьянской армии" на основах добровольчества, а Ставка разработала специальную инструкцию по ее формированию. Согласно данным документам, советские Вооруженные Силы предполагалось строить исключительно по классовому принципу. Зачислению в них добровольцами подлежали только рабочие и крестьяне, а функции создания воинских частей возлагались на Советы рабочих и солдатских депутатов. Тот факт, что Красная армия создавалась как постоянное войско, в дальнейшем позволил ряду историков считать январский Декрет первым шагом на пути формирования советских регулярных войск, несмотря на то что в предисловии к тексту данного документа новая армия называлась лишь "фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением".

Что касается методов формирования войск, то, по мнению советских военных специалистов, добровольчество было единственно возможным способом воссоздания армии в сложившейся обстановке, так как иные принципы не могли быть достаточно эффективны "при условиях теперешнего развала, отсутствия действительной власти и недостаточности сознания в массе населения". К тому же исполнительные комитеты местных Советов не были в состоянии осуществлять военный учет и проводить масштабные мобилизационные мероприятия. Вот как охарактеризовал сложившуюся ситуацию Военный отдел Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК): "Только полная демократизация армии, признание власти за армейскими организациями, выбранными широкими солдатскими массами, и та политика мира, которая велась Советом Народных Комиссаров, способна была удержать армии на фронтах до следующей зимы 1918 года и спасти страну". При этом введение добровольчества никоим образом не противоречило большевистской программе, поскольку в ней не были отражены конкретные формы перехода от постоянной армии к народной милиции.

Впрочем, нельзя утверждать, что Декрет о создании Красной армии во всем соответствовал программным установкам РСДРП(б) - существенным противоречием между ними был вопрос о классовом составе армии. Декларируя переход к всеобщему вооружению народа, представители новой власти открыли доступ в армию только для рабочих и крестьян, фактически отрицая общенациональный характер формируемых войск. Причина такого поворота была объяснена Троцким: "Нас упрекают в том, что мы создаем классовую, а не общенациональную армию. Но ведь народ состоит из классов. Армия нужна для классовой борьбы. Как же можно призывать в армию и давать оружие врагам рабочего класса?". Идеологическим обоснованием этой позиции был тезис Ленина о том, что только пролетариат "может создать ядро могучей революционной армии". Так или иначе, временный характер добровольческих войск во многом нивелировал отход большевиков от своей политической программы.

После заключения Брестского мира Советская Россия получила своеобразную "передышку", в ходе которой можно было не только осмыслить уже проведенные преобразования, но и наметить план дальнейших реформ. В частности, 9 марта 1918 г. была создана специальная комиссия из военспецов для составления плана "реорганизации армии и создания мощной вооруженной силы на началах социалистической милиции и всеобщего вооружения рабочих и крестьян".
Особое внимание на себя обращает привлечение бывших офицеров русской армии к решению задач по ликвидации постоянных вооруженных сил. Это решение содержало в себе очевидный парадокс, на который не замедлили обратить внимание Н.В. Крыленко и Н.И. Подвойский: "...партизанско-гражданская война, которая предстоит Советской России, после создания новой армии (определенно на социалистических началах) не вмещается в умах г. г. генералов, привыкших к шаблону национальных, а не классовых войн". Правота этого утверждения была подтверждена уже 15 марта 1918 г., когда глава Высшего Военного Совета (ВВС) М.Д. Бонч-Бруевич в докладной записке призвал Совнарком "немедленно приступить к формированию кадровой армии" .

Это обращение не осталось без внимания некоторых видных членов партии. Так, на VII съезде РКП(б) Н.И. Бухарин и Г.Я. Сокольников предложили пересмотреть большевистскую военную программу и перейти к строительству регулярных вооруженных сил. Появление в партии диаметрально противоположных точек зрения на задачи советской военной реформы привело к тому, что в марте 1918 г. ВВС отменил выборность комсостава Красной армии, а Наркомвоен принял постановление о ликвидации солдатских комитетов и других военно-демократических организаций.

Следующей вехой реформирования Вооруженных Сил Советской России стал отказ от добровольчества при прохождении службы. По утверждению Троцкого, в добровольческой армии было "много элемента негодного, хулиганов, лодырей, отбросов". Более того, по его же словам, "никто из нас не станет, разумеется, утверждать, будто формирующаяся сейчас Рабоче-крестьянская армия является последним словом советской армии, в смысле принципов, лежащих в ее основе. Мы положили в основу формирования этой армии принцип добровольчества. Но это не тот принцип, который отвечает характеру рабочей демократии. Это временный компромисс, вытекающий из трагических условий всей материальной и духовной обстановки последнего периода".

В дальнейшем, после назначения Троцкого на пост главы Народного комиссариата по военным делам в мае 1918 г., был поднят вопрос о переходе к принудительным мобилизациям в Красную армию, принят Декрет о всеобщем военном обучении, а также создана специальная организация (Всеобуч), отвечавшая за проведение этого постановления в жизнь. При этом во главе Всеобуча встал уже упоминавшийся Н.И. Подвойский. На новом посту он, по словам М.Д. Бонч-Бруевича, "не удовольствовался допризывной подготовкой трудящихся и начал ратовать за необходимость создания армии милиционного типа с очень коротким сроком службы".

На этом фоне введение в РСФСР всеобщей воинской повинности 29 мая 1918 г., вопреки мнению ряда исследователей, вовсе не означало переход к созданию регулярных вооруженных сил. Наоборот, именно этот принцип комплектования в наибольшей степени соответствовал лозунгу всеобщего вооружения народа и позволял в короткие сроки сформировать многочисленную армию. Идея введения всеобщего вооружения не была официально отвергнута большевистским руководством, а сама по себе принудительность мобилизаций не противоречит принципам народной милиции - ведь общенациональное вооружение не обязательно должно быть добровольным.

Лев Троцкий.

Ответ на вопрос о дальнейшем пути развития РККА должен был дать V съезд Советов, проходивший в Москве в июле 1918 г. Одно из важнейших мест в ходе обсуждения принципов военной реформы занял доклад Троцкого в последний день съезда. С первых же фраз глава Наркомвоена четко обрисовал свою позицию по данной проблеме: "Программа нашей партии, как программа всякой рабочей социалистической партии, говорит отнюдь не о разрушении и упразднении армии в настоящую эпоху борьбы, а лишь о построении ее на новых демократических началах, на началах милиционных, на принципе всеобщего вооружения". Раскритиковав метод добровольческого комплектования войск, как не являвшийся "здоровым принципом в организации подлинно народной демократической армии", Троцкий одобрил установление в Советской России всеобщей воинской повинности и был полностью поддержан большинством делегатов съезда. В резолюции съезда содержалось требование создания "централизованной, хорошо обученной и снаряженной армии", что, вопреки мнению советских историков, вовсе не означало отказ от всеобщего вооружения. Ведь ни майский декрет, ни резолюция V съезда не устанавливали строгие сроки службы в вооруженных силах, что вполне может говорить об их милиционной направленности. К тому же перечисленные качества армии не являются исключительными свойствами регулярных войск.
Все это происходило на фоне эскалации Гражданской войны, отягощенной военным вмешательством иностранных государств. В течение 1918 г. Красная армия потерпела ряд поражений на Северном, Южном и Восточном фронтах, что вынуждало советских лидеров задуматься о целесообразности продолжения военных реформ по избранному пути. Тем не менее глава Наркомвоена, пользовавшийся в партии и правительстве значительным авторитетом, не желал признавать ошибочности и неэффективности проведенных преобразований.

Следующим шагом на пути реализации планов формирования милиционной армии стало создание в сентябре 1918 г. Революционного Военного Совета Республики (РВСР) по главе с Троцким. Данный орган объединил в себе основные звенья военного управления РСФСР, став единым управляющим центром советской воинской организации, а его главной задачей стало превращение Советской Республики в "единый военный лагерь". Это являлось несомненным свидетельством стремления части военно-политической элиты распространить нормы военной организации на все сферы жизни страны, т.е. способствовать тотальной милитаризации общества. Формирование централизованного аппарата управления войсками даже позволило Главнокомандующему советскими Вооруженными Силами И.И. Вацетису уже в октябре назвать Красную армию "регулярной", хотя до этого еще было далеко.

Вацетис и Троцкий.

В то же время многие члены РКП(б) стали постепенно склоняться к идее использования практического опыта Российской империи в строительстве советских Вооруженных Сил. Ярким подтверждением данного тезиса служил тот факт, что в ноябре - декабре 1918 г. ВЦИК утвердил первые уставы РККА, по сути являвшиеся слегка переработанными уставами русской императорской армии. Однако этого было недостаточно для начала кардинального пересмотра официальных партийных позиций по военному вопросу, поскольку параллельно с принятым решением заявлялось, что принятые уставы "будут пересмотрены по мере развития РККА в направлении перехода к милиционной системе формирования".

Ситуация изменилась в начале 1919 г. Вопреки мнению ряда руководящих работников на местах, по-прежнему считавших, что "военная политика коммунистической партии должна иметь своей основной целью решительную борьбу с наклонностями копировать в строительстве Красной армии военный механизм феодально-буржуазного и империалистического государства", предкризисное положение советских Вооруженных Сил становилось все явственней. Численность Красной армии приблизилась к миллиону человек, обучение и содержание которых требовали от государства огромных финансовых затрат - не хватало продовольствия, боеприпасов, обмундирования. В сущности, столь многочисленные войска становились для Республики тяжелым бременем, поэтому вопрос о дальнейшем бесконтрольном увеличении их числа становился все острее.


Сталин. 1918

Как следствие, в марте 1919 г. на VIII съезде РКП(б) было принято принципиальное решение о внесении изменений в программные установки правящей партии. Доминирующие воззрения делегатов выразил И.В. Сталин: "...либо создадим настоящую рабоче-крестьянскую регулярную армию и защитим Республику, либо мы этого не сделаем, и тогда дело будет загублено". В итоге в "Резолюции по военному вопросу" отмечалось, что тезис о создании всенародной милиции "отбрасывается на ближайший исторический период". Всячески подчеркивалось: формируемая Красная армия "является не милиционной, а "постоянной", "регулярной" по методам формирования и обучения". Более того, п. 5 названной Резолюции содержал следующие положения: "...противопоставление идеи партизанских отрядов планомерно организованной и централизованной армии...представляет собой карикатурный продукт политической мысли или недомыслия мелкобуржуазной интеллигенции", "проповедовать партизанство как военную программу - то же самое, что рекомендовать возвращение от крупной промышленности к кустарному ремеслу" и т.д. В дальнейшем предпринятые в 1918 г. шаги по созданию воинских частей были объявлены вынужденной мерой, вызванной необходимостью "непосредственного, немедленного отпора внутренним и внешним классовым врагам".

Таким образом, окончательный разрыв большевистской партии с дореволюционной Программой в области военного строительства произошел весной 1919 г. Именно решения VIII съезда стали отправной точкой формирования в РСФСР регулярной кадровой армии, впоследствии доказавшей свою боеспособность. Коренной пересмотр принципов военной реформы доказал динамичность идеологии РКП(б), ее способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, что выгодно отличало большевиков от их противников. В конечном счете именно это качество в немалой степени способствовало победе Советской Республики в Гражданской войне.

Одним из первых II Всероссийский съезд Советов принял декрет о земле, который учитывал крестьянские требования и основывался на эсеровской программе решения аграрного вопроса. Он провозглашал отмену частной собственности на землю, национализацию всей земли и ее недр. Конфисковывались земли помещиков и крупных собственни­ков. Земля передавалась в распоряжение местных крестьянских комите­тов и уездных Советов крестьянских депутатов. Запрещались примене­ние наемного труда и аренда земли. Вводилось уравнительное земле­пользование.

Эсеры обвиняли Ленина в том, что он «украл» у них аграрную программу. Ленин объяснял, что съезд Советов просто сделал то, чего хотели крестьяне, выразившие свои требования в многочисленных наказах делегатам съезда.

В сельской местности, на огромных просторах России развернулся грандиозный «черный передел», перераспределение собственности, о кото­ром веками мечтали крестьяне. Это процесс во многом носил стихийный характер. Кре­стьяне не только свободно проявляли свою волю, но и творили произвол. Из 30 тыс. помещичьих усадеб 26 тыс. были просто разграблены и сожжены.

Крестьянство получило 150 млн. гектаров земли, распределило ме­жду собой рабочий и продуктивный скот, орудия, другое имущество, ранее принадлежавшее помещикам. Площадь земель, находящихся в пользовании крестьян, увеличилась примерно на 70%. Помещики как класс крупных зем­левладельцев прекратили существование. Были списаны долги крестьян банкам. Многие столыпинские «укрепленцы» (хуторяне и отрубники), ставшие собственниками земли, были насильственно возвращены в общину. Главную роль играли крестьянские комитеты . Влияние большевиков на ход событий в начальный период «черного передела» было незначительным из-за почти полного отсутствия коммунистов в сельской местности. На ос­нове некоторых лучших помещичьих хозяйств были созданы советские (го­сударственные) хозяйства (совхозы).

В городах революция принесла изменения к лучшему для про­мышленных рабочих, выполнение их давних социальных требований. Дек­ретом 29 октября 1917 году был установлен 8-часовой рабочий день. В общегосударственном масштабе это было сделано впервые в мире. В ноябре 1917 года был введен рабочий контроль над производством, куплей-продажей сырья и готовой продукции, финансовой деятельностью предпри­ятий. Была ликвидирована коммерческая тайна. Решающую роль на пред­приятиях стали играть выборные фабрично-заводские местные комитеты . Сопротив­ление предпринимателей, потребности нового государства обусловили пе­реход уже в декабре 1917 года к национализации частных банков и отдельных предприятий. К концу 1919 года банковское дело стало государственной мо­нополией. С лета 1918 г. национализировались целые промышленные от­расли, практически все крупные, средние, а затем и мелкие предприятия. Был национализирован железнодорожный, морской и речной транспорт. Для руководства национализированными предприятиями был создан Выс­ший совет народного хозяйства (ВСНХ ). Внешняя торговля также была на­ционализирована. Торговые сделки за границей стали производиться от лица Российской республики специально на то уполномоченными орга­нами. В городах проводилось переселение рабочих в квартиры более со­стоятельных слоев населения, которых «уплотняли».

Ленина обвиняли в том, что его лозунг «грабь награбленное» привёл к экономическому хаосу, к многочисленным материальным потерям. Ленин объяснял, что русский народ по-своему перевёл на русский язык программное положение об экспроприации экспроприаторов. Российская революция действительно стала «праздником для угнетённых» (это слова Ленина). Решения новой власти и события, происходившие в конце 1917 года – первой половине 1918 года, имеют общий знаменатель - большевики выполнили значительную часть своих обещаний, данных в период борьбы за власть в 1917 году. Этим они отличались от своих политических противников, у которых тоже была власть в руках. Большевики считали, что проводят свои преобразова­ния в интересах большинства населения. И социализм в России будет быстро построен.

Начало формирования однопартийной политической системы. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти.

Общенациональный кризис в России осенью 1917 года означал распад старой государственности и разложение старого общества.

Первоочередными задачами большевиков после прихода к власти стали:

Окончательный слом старой государственной машины;

Создание советского государства;

Укрепление собственной власти.

С задачей разрушения старого большевики справились быстро. Были ликвидированы Временное правительство, министерства, Синод, Сенат, земства, суд, прокуратура. Здания старых государственных учреждений заняли новые хозяева. Была отменена Табель о рангах, базовая матрица государственной службы в Российской империи. Всеобщая забастовка старой российской бюрократии, развернувшаяся с 26 октября 1917 года и грозившая параличом власти, была быстро и решительно подавлена.

На II Всероссийском Съезде Советов (25-27 октября 1917 года) были заложены основы новой государственности , устанавливалась следующая система органов власти:

Верховный орган власти – Всероссийский съезд советов;

Исполнительный орган съезда и носитель власти между съездами – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК);

Исполнительно-распорядительный орган управления (рабоче-крестьянское правительство) – Совет Народных Комиссаров;

Центральные органы управления отдельными отраслями государственной жизни – народные комиссариаты;

Местные органы власти и управления – Советы на местах.

Председателем Совнаркома стал Ленин. Правительство считалось временным до созыва Учредительного собрания. Председателем ВЦИК был избран Каменев. 8 ноября после его отставки председателем стал Я. М. Свердлов. С октября 1917 года по июль 1918 года политическая система была двухпартийной – во ВЦИК и СНК (с января 1918) своих представителей имела партия левых эсеров во главе с М. А. Спиридоновой.

Благодаря массовой поддержке первых советских декретов, носивших общедемократический характер и отвечавшим интересам большинства населения страны, советская власть за короткий срок, с октября 1917 по март 1918 года, была установлена на большей территории бывшей Российской империи.

«Триумфальному шествию Советской власти» (оценка Ленина) способствовало также принятие 2 ноября 1917 года «Декларации прав народов России». Она оказала огромное влияние на сознание многочисленных народов России, провозгласив уничтожение национального гнета и неравенства, права народов на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Этим воспользовались в Польше, Великом княжестве Финляндском, Прибалтике, Закавказье, в Средней Азии, на Ук­раине, на других территориях, где возникли разные государственные обра­зования, шла ожесточенная политическая борьба за власть. Противники большевиков, выступавшие в национальных районах под лозунгом «Россия – единая и неделимая», успехом не пользовались.

10 января 1918 года прошел III съезд Советов, во время которого произошло объединение действовавших до этого момента самостоятельно съездов Советов рабочих и солдатских депутатов с Советом крестьянских депутатов. Съезд провозгласил создание Российской Советский Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Съезд под влиянием примера Американской и Французской революций принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Было исключено слово «временное» из названия советского правительства.

На V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 года была утверждена Конституция РСФСР , по которой вся власть в республике принадлежала Советам, задача которых заключалась в установлении диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.

Под диктатурой пролетариата подразумевался государственный аппарат, сформированный из рабочих и осуществляющий социалистические преобразования. На деле началось формирование системы, в которой государство контролировалось одной партией. Потребности удержания власти в крестьянской стране вынудили большевиков ограничить советскую демократию. Принцип «полновластия Советов» уступил место полновластию партии большевиков. Советы быстро превращались в органы однопартийной диктатуры.

Милитаризация всей общественной жизни в годы гражданской войны обусловила милитаризацию и внутрипартийной жизни. В самой партии большевиков власть сконцентрировалась в руках узкой группы членов ЦК – «вождей». К концу гражданской войны все элементы политической системы России были подчинены одной партии.

В своем стремлении удержать власть большевики не останавливались перед применением насилия. Уже 27 октября 1917 года был принят декрет о печати, положивший начало удушению всей прессы, оппозиционной большевикам, сначала «буржуазной», а затем и социалистической. Большевики, опираясь на этот декрет, в первые два месяца после октября закрыли около 150 газет. Главные политические оппоненты большевиков – кадетская партия - по декрету СНК была объявлена «партией врагов народа», а лидеры кадетов подлежали аресту как «вожди гражданской войны».

На выборах в Учредительное собрание 12 ноября 1917 года 57% го­лосов собрали эсеры (формально еще не разделившиеся на правых и левых), 23,9% - большевики, 4,7% - кадеты, 2,3% - меньшевики. Учредительное собрание открылось 5 января 1918 года в Таврическом дворце в Петрограде и проработало 12 часов. Оно было закрыто в ночь на 6 января декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) советов рабочих и солдатских депутатов, так как отказалось поддержать уже осуществленные мероприятия Советской власти. К тому же правые эсеры претендовали на создание собственного правительства, а большевики власть отдавать не собирались. Большевики и левые эсеры по ходу работы покинули Учредительное собра­ние и лишили его формального кворума. Выступления в Петрограде в поддержку разогнанного Учредительного собрания были подавлены. Большая часть населения России осталось равнодушной к судьбе «учредилки».

Одновременно с ликвидацией старых силовых структур большевики очень быстро после революции приступили к созданию собственных. В октябре 1917 года для охраны общественного порядка была создана рабоче-крестьянская милиция. 15 января 1918 года Декретом ВЦИК началось формирование Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) и Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ).

Были созданы народные суды , которые формировались Советами и работали под контролем населения. Новые суды, отбросив старое законодательство, руководствовались в работе «революционным правосознанием». Для рассмотрения наиболее опасных преступлений были сформированы революционные трибуналы .

Кроме конституционных органов, сразу после революции стали образовываться чрезвычайные органы, как первоначально предполагалось, на короткий срок. Жесткая логика удержания власти заставила большевиков уже 7 декабря 1917 года создать карательный орган – Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией во главе с Ф. Э. Дзержинским.

Чрезвычайные органы с неограниченными правами создались как центральными властями, так и местными, как в РСФСР, так и во всех других республиках. Такими органами были: Совет рабочей и крестьянской обороны (позднее Совет Труда и Обороны), ВЧК по ликвидации неграмотности, ВЧК по охране путей сообщения, ЧК по борьбе с контрабандой, главный комитет по проведению всеобщей трудовой повинности при СТО, Главполитпуть при Наркомате путей сообщения и многие другие.

Чрезвычайными органами были революционные комитеты (ревкомы), комитеты бедноты (комбеды), продовольственные отряды (продотряды). «Чрезвычайщина» как метод управления, раз возникнув, стала неотъемлемой чертой большевистского политического режима. А в русском языке возникло много аббревиатур – сокращённых слов или словосочетаний. Ритм жизни стал стремительным.

Состоявшийся в марте 1918 г. VII съезд РСДРП (большевиков) принял решение об изменении названия партии. Она стала называться Российской Коммунистической партией (большевиков). Съезд также постановил изменить программу партии с учетом «начавшейся эры международной социалистической революции». В состав комиссии по пересмотру программы партии большевиков были избраны В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, В.М. Смирнов, Г.Я. Сокольников, И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев, К. Радек и Н. Осинский.

Ровно через год, в марте 1919 г., VIII съезд РКП (б) одобрил проект партийной программы, выработанной комиссией VII съезда, сочтя его «вполне отвечающим потребностям и задачам партии пролетарской революции».

Структурно проект программы состоял из теоретической части, где давалась общая характеристика эпохи, и перечня основных задач партии в области общеполитической, национальных отношений, военной, судебной, народного просвещения, религиозных отношений, экономической, сельского хозяйства, распределения, денежного и банковского дела, финансов, жилищного вопроса, охраны труда и социального обеспечения и народного здравоохранения. По сравнению с программой РСДРП, принятой в 1903 г. на ее II съезде, программа большевистской партии, принятая на VIII съезде РКП (б), претерпела такие изменения, что называть ее «второй программой партии» можно лишь с большой натяжкой. По сути это - теоретический и политический документ, знаменующий отход от основных концептуальных идей международной и российской социал-демократии, которые именовались большевиками не иначе как «буржуазное извращение социализма». К числу таких «извращений» были в программе большевистской партии отнесены идея правового демократического государства, основанного на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей; идея единства нации, как социально-солидарной общности людей, объективно побуждающей их к «защите отечества»; идея международной коллективной безопасности и всеобщего разоружения и т.д. «Только пролетарская, коммунистическая революция,- говорилось в программе большевиков,- может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами».

Наряду с определением империализма как последней стадии капитализма и кануна мировой пролетарской, коммунистической революции программа большевиков содержала характеристику товарного производства - «основу капиталистических производственных отно

шений». Эта характеристика была целиком взята из программы, принятой на II съезде РСДРП. По этому поводу среди теоретиков большевизма были серьезные разногласия. Н.И. Бухарин полагал, что переход от неорганизованного, анархического капитализма к капитализму организованному и регулируемому в общегосударственном масштабе приобрел во всем цивилизованном мире необратимый характер и что, следовательно, мелкое товарное производство неизбежно должно подчиниться железным законам концентрации производства и капитала. Только крупное промышленное и сельскохозяйственное производство, использующее современные индустриальные технологии, достижения современной науки и техники, могло, по его мнению, стать основой социалистического общества, тогда как мелкое товарное производство и совершающийся в его рамках частный обмен

Его антиподом, к тому же исторически себя изжившим и обреченным на медленное и мучительное умирание. Бухарина также интересовал вопрос о влиянии положений теоретический части программы партии большевиков на соответствующие программные ориентиры молодых коммунистических партий в странах Западной Европы, где существовала традиционная почтительность к крестьянскому и ремесленному труду, объективно обусловленная тем, что крестьянство

Естественный хранитель национальной культуры и определенных этических норм и ценностей (последние в представлении большевиков были не более чем «мелкобуржуазными предрассудками»).

В.И. Ленин, настоявший на внесение в программу большевистской партии положения о значении мелкого товарного производства, не мог как теоретик большевизма не разделять точки зрения Бухарина, но как политик прекрасно понимал, что даже в случае успеха мировой социалистической революции большевикам еще долго придется считаться с крестьянством, с его мелкобуржуазной психологией и традициями. Кроме того, в России не было опыта создания организованного капитализма, а те его отдельные элементы, которые когда-то существовали, исчезли под влиянием хозяйственной разрухи.

Второй спорный вопрос - национальный. В.И. Ленин и его сторонники склонялись к представлению о том, что «нация» - категория если не вечная, то по крайней мере в обозримом будущем неустранимая. ГЛ. Пятаков, Н.И. Бухарин и некоторые другие деятели партии считали, что грядущая мировая социалистическая революция приведет к стиранию национально-государственных границ в интересах становления мирового социалистического хозяйства.

При «военном коммунизме», как системе управления экономикой, отношения купли-продажи естественно дополняли отношения безденежного товарообмена, бесплатного пользования населением транспортом и коммунальных услуг. Подчеркнем лишь, что между теоретическими представлениями большевиков о возможности непосредственного введения социализма (который, по Марксу, являлся не

товарным способом производства и обращения) в условиях России и реальной практикой хозяйственной жизни был существенный зазор, который большевики первоначально пытались заполнить беспощадной борьбой с частной торговлей и ее агентами-спекулянтами, осознавая в то же время тщетность своих усилий.

Противоречия между теорией и практикой имели место и в других разделах программы большевистской партии. Так, в области общеполитической основной задачей партии провозглашалось всемерное развитие «пролетарской демократии» в форме советской власти, которая якобы осуществляет «высший тип демократизма», в том числе: «в несравненно более широком виде, чем где бы то ни было, местное и областное самоуправление», «на месте формального провозглашения прав и свобод их фактическое предоставление... пролетариату и крестьянству», «уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение законодательной и исполнительной властей, оторванность представительных учреждений от масо> и т.д.

На деле, конечно, все выглядело несколько иначе.

Местное и областное самоуправление, представленное волостными, уездными и губернскими съездами Советов, а также их исполкомами, действительно игравшее заметную роль в политической жизни страны в первые месяцы после Октябрьской революции, постепенно сходило на нет, так как центральные органы власти стремились захватить в свои руки контроль за ресурсами (в первую очередь продовольствие) и остановить развитие сепаратистских тенденций. «Фактическое предоставление» пролетариату и крестьянству политических прав и свобод в условиях повсеместного закрытия небольшевистских печатных органов, лишения профсоюзов последних остатков независимости и подчинения органов сельскохозяйственной и потребительской кооперации Наркомату продовольствия оказалось невыполнимым обещанием, напоминание о котором могло в соответствующих органах быть истолковано как «антисоветская контрреволюционная пропаганда». Что же касается «уничтожения отрицательных сторон парламентаризма», то, даже по признанию самих лидеров большевизма, происходила повсеместная замена представительной власти бюрократическим управлением. Право избирать и отзывать депутатов по первому требованию масс практически перестало применяться с тех

Выступая на заседании коммунистической фракции VII Всероссийского съезда Советов, Л.Б. Каменев отмечал, например, следующее: «...наши пленумы Советов часто хиреют и люди затягиваются в чисто техническую работу по налаживанию транспорта, мастерских, обмундирования и т.д.... Общие собрания Советов происходили редко, а если и собираются, то часто для -юго, чтобы получить последнюю информацию, послушать речь и т.д. Это мы признаем ненормальным! Мы находим, что если в управлении принимают участие 15-20 человек, то они поневоле становятся бюрократами, сколько бы мы ни говорили о демократизме».

пор, как большевики превратили Советы в бессильные придатки местных большевистских организаций, которые сами, по своему усмотрению, назначали сроки выборов и проводили в Советы угодных им депутатов.

«Диктатура пролетариата» в форме Советов на практике вылилась в диктатуру РКП (б) над Советами. Однако то, о чем не говорилось в программе большевистской партии, откровенно признавалось лидерами большевизма. Троцкий в опубликованной в 1920 г. работе «Терроризм и коммунизм» писал: «...диктатура Советов стала возможной только посредством диктатуры партии: благодаря ясности своего теоретического сознания и своей крепкой революционной организации партия обеспечила Советам возможность из бесформенных парламентов труда превратиться в аппарат господства труда».

Проблема осуществления «диктатуры пролетариата» рассматривалась в программе РКП (б) и с точки зрения способности пролетариата [т.е. его «сознательного меньшинства», объединенного в РКП (б) ] вести за собой многомиллионное крестьянство. Последнему программа РКП (б) обещала «проведение в жизнь целого ряда мер, направленных к организации крупного социалистического земледелия». Главной опорой большевистской партии в деревне по-прежнему считались «пролетарские и полупролетарские слои ее», которые программа призывала организовать «в самостоятельную силу». По отношению к «кулачеству», к «деревенской буржуазии» предлагалось вести «решительную борьбу против их эксплуататорских поползновений», т.е. без угрозы непосредственной экспроприации. Особое внимание уделялось так называемому среднему крестьянству, составлявшему большинство населения не только деревни, но и страны. По отношению к этой социальной прослойке предлагалось проводить гибкую политику: отделять ее от кулаков, внимательно относиться к ее нуждам, идти ей на уступки «в определении способов проведения социалистических преобразований». В докладе о работе в деревне на VIII съезде РКП (б) В.И. Ленин даже призывал членов партии «учиться у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать!»*

На практике, конечно, эти пожелания часто были далеки от выполнения. На VIII съезде РКП (б), например, прямо говорилось о том, что «крестьянство недовольно, оно протестует, среднее крестьянство ненавидит коммунистическую партию». Фактически лишенное политических прав, обираемое до нитки чрезвычайными и прочими налогами, среднее крестьянство тем не менее не оказало политическим противникам большевизма того сочувствия и поддержки, на которые они рассчитывали, причем независимо от того, идет ли речь о белогвардейцах или о «демократических правительствах» решающую роль в этом, по-видимому, сыграл вопрос о земле, на которую большевистские власти не покушались, тоща как политические противники большевизма рассматривали произведенный крестьянами в 1918 г.

передел земли (включая конфискацию помещичьих и прочих частновладельческих земель, а также уравнительный передел общинной земельной собственности) как крайне вредный, а потому нуждающийся в исправлении, в смысле учета законных интересов бывших собственников.

Нельзя также сбрасывать со счетов ненависть крестьян к дворянству или, например (если речь вести о южных областях России), антагонизм между коренным (казачество) и пришлым («иногородние») населением. Но и большевики не могли не почувствовать того, что только за счет земельного вопроса им навряд ли удастся нейтрализовать среднее крестьянство, поэтому сразу же после достигнутых Красной Армией в начале весны 1919 г. военных успехов в партийной и советской печати стала распространяться версия о «переломе в сознании крестьянства». Эта версия получила дополнительный вес в связи с полулегализацией деятельности партий меньшевиков и эсеров, которые действительно пришли во враждебное столкновение с белогвардейскими правительствами и заявили о лояльном отношении к советской власти. Таким способом лидерами большевизма подготавливалась почва для перелома в политическом сознании рядовой партийной массы, смысл которого, на наш взгляд, хорошо выразил Г.Е. Зиновьев, заявивший в одном из своих публичных выступлений: «Середняка из Советов не гнать, но и власти ему не давать».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: