Создание совета экономической взаимопомощи год. Создание совета экономической взаимопомощи. Основные этапы деятельности и причины краха СЭВ

Из Эстонии за рубеж на заработки уезжает гораздо меньший процент жителей, нежели из Латвии или Литвы. Об этом свидетельствует официальная статистика. Значит ли это, что Эстония за годы нахождения в ЕС продвинулась гораздо дальше своих прибалтийских соседей на пути социально-экономического развития? Или же дело в хитростях лукавой статистики?

Количество населения в Эстонии ежегодно неуклонно сокращается уже на протяжении 25 лет, и основными причинами этого являются превышение смертности над рождаемостью, а также негативное миграционное сальдо. По официальным данным Департамента статистики Эстонии, на начало 2015 года численность населения страны составила 1312,2 тыс. жителей. Это почти на 4 тыс. человек меньше, чем было год назад.

После вступления Эстонии в Европейский Союз, из страны за 10 лет, с 2004-2013 годы, выехало примерно 51 тыс. человек, что составляет около 4% населения страны, большинство из них были эстонские граждане (89%).

Абсолютное большинство эмигрантов (81%) – жители трудоспособного возраста от 15 до 64 лет, а наибольшее количество уехавших было среди людей, находящихся в самом расцвете сил - от 25 до 44 лет. Их удельный вес среди всех эмигрантов составил 47%. Также чаще других отправлялись за рубеж люди старше 45 лет (20%) и молодёжь от 15 до 24 лет (17%).

Очевидно, что отъезд жителей наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста не может не сказаться на возрастном составе населения Эстонии. По официальным данным за 2014 год, в стране проживало 45% жителей в возрасте 45 лет и старше, тогда как доля жителей наиболее трудоспособного возраста от 25 до 44 лет составляла лишь 28% населения. В то же время доля молодых людей 15-24 лет, только вступающих в трудовую жизнь, в составе населения Эстонии оказалась наименьшей – 11%, а детей младше 15 лет – 16%.

По этим данным хорошо видно - людей трудоспособного и репродуктивного возраста в Эстонской Республике становится всё меньше и меньше.

Эмиграция населения, конечно, характерна для всех трёх прибалтийских стран после их вступления в Евросоюз, и тенденции здесь схожи. Преимущественно молодые люди уезжают в другие, более благополучные страны ЕС за «длинным евро». Однако, на первый взгляд, эстонская ситуация выглядит гораздо лучше. Так, только по официальным данным из Латвии за десять лет нахождения в Евросоюзе эмигрировало около 300 тыс. человек (ок. 13%), из Литвы – почти 500 тыс. (ок. 15%). Казалось бы, это свидетельствует о меньшем масштабе социально-экономических проблем в Эстонии, однако, по мнению экономиста, профессора Латвийского университета Михаила Хазана, в расчётах Департамента статистики Эстонии относительно количества эмигрантов наблюдается серьёзная неточность. С точки зрения статистики, эмигрантом человек считается лишь тогда, когда он выписался из регистра народонаселения, уведомив эту инстанцию о своём отъезде более, чем на год. Если же уезжающий из Эстонии этого не сделал, то, несмотря ни на что, он будет числиться постоянным жителем своей страны.

При этом, в отличие от Латвии и Литвы, из которых большинство населения уезжает в Великобританию, Ирландию или Германию, жители Эстонии предпочитают отправляться в более близкую им Финляндию. По данным статистики, 70% всех уехавших из Эстонии отправилось именно туда. Столицы данных государств – Таллин и Хельсинки – разделяет лишь 88 километров воды Финского залива. Это расстояние на курсирующем более десяти раз в день пароме Tallink можно преодолеть всего за два часа, чем и пользуются многочисленные эстонские эмигранты. Особенно часто это проявляется при посещении врачей: в Финляндии к ним не так просто попасть, а потому жители Эстонии предпочитают отпроситься на день с работы и приехать на приём к врачу в свой родной город. Тем более, что у многих работающих в Финляндии эстонцев не имеется медицинской страховки.

То, что эстонских эмигрантов по факту больше, чем подсчитало статистическое ведомство, подтверждает простое сопоставление цифр. Если посмотреть данные финского статистического управления, то оказывается, что в Финляндии постоянно проживает 45 тыс. эстонских граждан – то есть практически все эстонские эмигранты за 10 лет в ЕС. Возможно ли такое? Вряд ли, учитывая, что Финляндия – пусть и самая популярная, но далеко не единственная страна эмиграции для Эстонии. Кроме Финляндии жители Эстонии отправляются в Великобританию (6%) и Россию (5%). Чаще всего в Россию отправляются жители граничащего с ней региона Ида-Вирумаа (16%), находящегося на северо-востоке Эстонии.

Соответственно, реальное число выехавших из Эстонской республики серьезно превышает местные официальные данные.

Интересно при этом, что чаще всего жители Эстонии уезжают из центральных сельских регионов страны, населённых преимущественно эстонцами. В уездах Вильяндимаа, Йыгевамаа и Ярвамаа, по данным статистики, наблюдается наибольший в процентном отношении отток жителей. То есть, как ни парадоксально, при открытии границ Эстонию стало массово покидать именно население, являющиеся оплотом доминирующих в эстонской политике правоконсервативных партий, лидеры которых так активно борются за сохранение эстонской нации. Борьба эта, очевидно, остается лишь на уровне звонких речей – по некоторым оценкам демографов, если не переломить существующий тренд эмиграции, то лет через сто Эстония исчезнет.

И . В работе органов СЭВ участвуют на основе соглашения между СЭВ и производством СФРЮ. В качестве наблюдателей на заседаниях некоторых органов СЭВ присутствуют представители Афганистана , КНДР , Лаоса , НДРЙ, Анголы , Эфиопии . На основе специальных соглашений с СЭВ сотрудничают Финляндия , Мексика , Мозамбик , Ирак , Никарагуа , а также некоторые международные организации (1985).

Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда , постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета (высший орган), Исполнительный комитет (главный исполнительный орган); комитеты по сотрудничеству в области плановой деятельности, материально-технического снабжения, научно-технического сотрудничества, машиностроения; постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в отдельных отраслях народного хозяйства; совещания руководителей или представителей компетентных органов (ведомств) стран-членов СЭВ; Секретариат СЭВ (экономический и административно-исполнительный орган). В структуру Совета входят Институт СЭВ по стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы.

Большое внимание в работе СЭВ уделяется всемерному развитию сырьевых отраслей и энергетики в странах — членах Совета. Проблемы горной промышленности , нефти и , а также наиболее полного обеспечения потребностей экономики этих стран минерально-сырьевыми ресурсами рассматриваются в Комитетах СЭВ и в Постоянных комиссиях СЭВ по сотрудничеству в области , химической, и газовой промышленности , и цветной металлургии , геологии . Объединяя усилия, страны-члены СЭВ большую часть своих потребностей в важнейших видах сырья, топлива и энергии удовлетворяют за счёт взаимных поставок.

На 25-м заседании сессии СЭВ (1971) принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. В последующем Комплексная программа получила дальнейшее развитие и конкретизацию в форме долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), в т.ч. ДЦПС по обеспечению экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья.

Среди важнейших мероприятий ДЦПС, принятой в 1978 и рассчитанной до 1990, а по некоторым направлениям и до 2000, — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот национальных топливно-энергетических ресурсов и прежде всего твёрдых видов топлива для производства электроэнергии; расширение поисковых и разведочных работ по выявлению и оценке запасов топлива и сырья, в т.ч. изучение перспектив нефтегазоносности, угленосности и рудоносности территорий стран-членов СЭВ, особенно территорий менее изученных в геологическом отношении стран: CPB, Кубы, MHP, исследований морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов , проведения оценок прогнозных запасов важнейших видов рудных и нерудных полезных ископаемых; разработка и внедрение новых прогрессивных видов оборудования и технических средств для добычи твёрдых полезных ископаемых , нефти и газа, для геологоразведочных работ , для изучения и освоения минеральных ресурсов акваторий; сооружение совместными усилиями предприятий по добыче и переработке руд чёрных и цветных металлов, угля; увеличение полноты переработки нефти, получение искусственного газа и бензина из угля, экономное расходование минерального сырья и топлива.

Среди важнейших результатов плодотворного сотрудничества — уникальные по своей мощности и протяжённости "Дружба" и газопровод "Союз", горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" в MHP, никелевые заводы на Кубе, объединенные электроэнергетические системы европейских стран-членов СЭВ.

В разработке и реализации совместных программ активно участвуют координационные центры (КОЦ) "Интергеотехника", "Интергеонефтегаз", "Интерпромгеофизика", "Интернефтегаз-геофизика", Совет уполномоченных Международных геологических экспедиций в MHP, Совет совместной организации "Петробалтик" и национальные организации стран-членов СЭВ.

С целью улучшения работ в области научной и технической информации в топливно-энергетических и сырьевых отраслях стран-членов СЭВ созданы Международные отраслевые системы научно-технической информации (МОСНТИ) — "Геоинформ", "Информнефтегаз", "Информуголь", "Цвет- метинформ", "Черметинформ" и др.

Экономическое совещание стран-членов СЭВ на высшем уровне в 1984, отметив актуальность Комплексной программы и ДЦПС, определило новый комплекс задач, направленных на переход к качественно более высокому уровню развития многостороннего сотрудничества, нацелило интеграционные процессы на повышение темпов экономического развития и перевод народного хозяйства на путь интенсификации. В соответствии с решениями экономического совещания 1985 разработана и принята на 41-м (внеочередном) заседании сессии СЭВ Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000, охватывающая 5 приоритетных направлений: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технология их производства и обработки, биотехнология. Эти направления, лежащие в основе современных революционных сдвигов в науке, технике и производстве, являются базой для выработки и осуществления согласованной, а в ряде областей и единой научно-технической политики братских государств.

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) - межправительственная экономическая организация социалистических государств.

В январе 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей 6 стран - Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии, на к-ром было признано необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи для расширения экономического сотрудничества между социалистическими странами. Совещание определило основные цели и задачи СЭВ, его принципы и направления деятельности. Страны-участницы решили постоянно и всемерно проводить обмен хозяйственным опытом, оказывать друг другу техническую и материальную помощь.

Совет Экономической Взаимопомощи был провозглашен открытой организацией, в к-рую могли вступить другие страны, разделяющие его цели и принципы и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами - членами СЭВ. В апреле 1949 г. на I Сессии СЭВ было положено начало его практической деятельности. В 1950 г. в СЭВ была принята Германская Демократическая Республика, в 1962 г.-Монгольская Народная Республика, в 1972 г.- Республика Куба и в 1978 г.- Социалистическая Республика Вьетнам. Таким образом, к 1982 г. членами СЭВ являлись десять государств Европы, Азии и Америки с населением более 443 млн. человек, занимающие ок. 20% территории земного шара и производящие ок. 40% всей мировой промышленной продукции.

В соответствии с Уставом СЭВ, принятым на XII Сессии СЭВ (1959) и вступившим в силу с 13 апреля 1960 г., подписаны Соглашения о сотрудничестве между СЭВ и Социалистической Федеративной Республикой Югославии (1964), Финляндской Республикой (1973 г.), Иракской Республикой и Мексиканскими Соединенными Штатами (1975 г.).

В работе нек-рых органов СЭВ в качестве наблюдателей принимают участие представители Народной Республики Анголы, Демократической Республики Афганистан, Народной Республики Кампучии, Корейской Народно-Демократиче-ской Республики, Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Мозамбик, Социалистической Эфиопии.

Основной задачей СЭВ является объединение и координация усилий стран - членов СЭВ по дальнейшему углублению ii совершенствованию экономического и научно-технического сотрудничества, развитию социалистической экономической интеграции, постоянному повышению благосостояния народов социалистических стран. Экономическое и научно-техническое сотрудничество стран - членов СЭВ осуществляется на основе принципов социалистического интернационализма, полного равноправия и суверенитета, независимости и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Для реализации своих задач СЭВ располагает системой различных органов; к ним относятся Сессия, Исполнительный комитет, комитеты, постоянные комиссии, секретариат и ряд других органов, функции и полномочия к-рых определены Уставом СЭВ.

Постоянные комиссии СЭВ создаются по решению Сессии СЭВ в целях содействия дальнейшему развитию экономических связей между странами - членами СЭВ и организации многостороннего научно-технического сотрудничества в отдельных отраслях народного хозяйства. Первые постоянные комиссии СЭВ (по сотрудничеству в области внешней торговли, машиностроения, сельского хозяйства, цветной металлургии, нефтяной и газовой промышленности, угольной, химической промышленности и черной металлургии) были созданы по решению VII заседания Сессии СЭВ (1956). В 1982 г. в рамках СЭВ функционировали 22 постоянные комиссии, охватывающие экономическим и научно-техническим сотрудничеством практически все основные отрасли народного хозяйства стран - членов СЭВ.

Постоянная комиссия СЭВ по сотрудничеству в области здравоохранения была создана в 1975 г. по постановлению XXIX Сессии СЭВ в связи с необходимостью развития и совершенствования сотрудничества стран - членов СЭВ в области здравоохранения, мед. науки и техники, имеющих важное значение для дальнейшего развития материального и культурного уровня жизни народов этих стран. Сессия признала целесообразным, чтобы страны - члены СЭВ, заинтересованные в осуществлении сотрудничества в этой области в рамках СЭВ, были представлены в Комиссии министрами здравоохранения.

Согласно решению XXIX Сессии СЭВ, основной задачей Комиссии должно являться содействие дальнейшему углублению и совершенствованию многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ в области здравоохранения, мед. науки и техники, фармации путем разработки основных направлений в этих областях, координации и специализации важнейших научных мед. исследований, обмена опытом по организации здравоохранения, информации о результатах научно-исследовательских работ, изобретениях и других достижениях в мед. науке и технике и др.

Комиссия представлена 9 странами; ее членами являются: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Советский Союз, Чехословакия. Функции секретариата Комиссии выполняет отдел здравоохранения секретариата СЭВ. Первым постоянным председателем Комиссии был избран Б. В. Петровский, а в 1981 г.- министр здравоохранения СССР С. П. Буренков. Заседания Комиссии проводятся 1-2 раза в год поочередно в каждой стране. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом СЭВ, типовыми правилами и положением о Комиссии. К 1982 г. было проведено 12 заседаний Комиссии, на к-рых неоднократно рассматривались и обсуждались вопросы экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ, входящие в план работы Комиссии.

На 1981 -1985 гг. Комиссией определены следующие основные направления сотрудничества: состояние здоровья населения и организация здравоохранения стран - членов СЭВ; борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями; со злокачественными новообразованиями; гриппом; гигиена окружающей среды; гигиена труда и профессиональные заболевания; борьба с инфекционной заболеваемостью; трансплантация органов и тканей и вопросы трансплантационной иммунологии; разработка и производство медицинских иммунобиологических препаратов; исследование, оценка и стандартизация лекарственных средств; научная разработка и унификация методов и средств клинической лабораторной диагностики; охрана материнства и детства.

По этим направлениям подготовлен план научно-технического сотрудничества, определены тематика, головные организации, ответственные за координацию исследований по темам, и научные учреждения, участвующие в разработках. Всего в рамках Комиссии сотрудничает более 540 научно-исследовательских организаций, принимающих участие в разработке 228 тем по 60 проблемам.

В своей работе Комиссия постоянно уделяет большое внимание тесному взаимодействию с другими отраслевыми комиссиями. Так, разработаны и одобрены перечни наиболее важных изделий мед. техники и фарм. препаратов, а также ориентировочная потребность в них стран-членов СЭВ до 1990 г. Перечни регулярно (один раз в 2-3 года) обновляются и направляются в постоянные комиссии по сотрудничеству в области машиностроения, хим. промышленности и по использованию атомной энергии в мирных целях, где они могут оказаться полезными при проведении консультаций по координации народнохозяйственных планов и подготовке предложений по специализации и кооперированию производства.

Большое внимание в деятельности Комиссии уделяется организации конкретной братской помощи для развития здравоохранения Вьетнама, Монголии и Кубы.

В период пяти летнего (1976 - 1980) многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ в области здравоохранения были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве в развитии кардиологии, трансплантации органов и тканей, производства медицинских иммунобиологических препаратов и лекарственных средств. Был заключен Договор о многосторонней специализации и кооперировании производства и взаимных поставках иммунобиологических. препаратов, рассчитанный на обеспечение потребностей стран в важнейших препаратах для профилактики таких заболеваний, как полиомиелит, менингит, корь, туберкулез, бешенство, столбняк и др. с наименьшими экономическими затратами.

С целью повышения эффективности сотрудничества Комиссия предусматривает сократить и конкретизировать научно-техническую тематику, сосредоточив внимание на наиболее крупных проблемах здравоохранения, а также на проблемах экономического характера с более тесной увязкой этих проблем с деятельностью других органов СЭВ и с учетом задач, поставленных в долгосрочных целевых программах сотрудничества стран - членов СЭВ.

Сотрудничество в области медицинской техники и фармации развивается в соответствии с задачами, поставленными комплексной программой социалистической интеграции стран - членов СЭВ в области создания и производства мед. техники и лекарственных средств. Эта функция принадлежит секции «Медицинская техника» Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области машиностроения и секции «Фармацевтическая промышленность» Постоянной комиссии СЭВ по СОТрудничеству в области химической промышленности. Начало деятельности секций (до 1979 г.- рабочих групп) относится к 1956 г., однако наиболее активно они начали работать с 1970 г. после принятия (по инициативе СССР) Исполнительным комитетом СЭВ решения об усилении интеграции промышленности стран- членов СЭВ и специализации производства.

Обе секции, как рабочие органы постоянных комиссий СЭВ, координируют планы развития мед. промышленности стран - членов СЭВ; организуют непосредственное научно-техническое сотрудничество между организациями стран - членов СЭВ в разработке изделий мед. техники и лекарственных средств, а также в стандартизации этих видов продукции; подготавливают предложения по специализации и кооперированию производства.

Результатом совместных работ являются новые образцы мед. техники, производство к-рых ведется на основе специализации или кооперирования, напр. 6-канальный электрокардиограф (СССР и ЧССР), гибкие и жесткие эндоскопические приборы (СССР и ВНР), 4-канальный биохимический автоматический анализатор (СССР и ГДР). В СССР совместно с организациями Болгарии ведется разработка приборов для физиотерапии и аптечного оборудования с выпуском этих изделий в Болгарии. В рамках научно-технического сотрудничества проводится совместная разработка новых техно л. процессов в производстве мед. техники: изделий очковой оптики, инъекционных игл, мед. инструментов и других видов продукции. Создаются единые методы и средства испытаний и контроля готовых мед. приборов и принадлежностей к ним.

Большое внимание уделяется совместным работам по созданию новых лекарственных средств, а также по совершенствованию технол. процессов изготовления витаминов, антибиотиков и синтетических препаратов с целью создания высокоавтоматизированных крупнотоннажных производств этих продуктов. Ведутся совместные работы по совершенствованию технологии возделывания лекарственных растений, уборки урожая и обработки растительного сырья, селекции и семеноводству лекарственных культур.

Особое значение придается работам по стандартизации (см.) в области мед. техники и лекарственных средств. С 1971 по 1980 г. разработано более 30 стандартов СЭВ по мед. технике. Ведутся работы по созданию комплексов стандартов СЭВ, необходимых для своевременного и полного нормативно-технического обеспечения конкретных мероприятий по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, специализации и кооперированию производства.

С 1970 г. регулярно издаются сборники унифицированных требований и методов испытания лекарственных средств, идет работа по унификации нормативных требований к качеству лекарственных средств, производимых в странах - членах СЭВ.

В целях полного обеспечения стран - членов СЭВ мед. техникой и лекарственными средствами используется распределение труда и соответствующая специализация производств стран - членов СЭВ. Это дает возможность на основе концентрации производства увеличить его объем, уменьшить номенклатуру в каждой стране, снизить себестоимость продукции и повысить ее качество. Действующие в наст, время соглашения предусматривают специализацию производства более 1 тыс. изделий мед. техники и медикаментов (более 200 лекарственных форм). Поставка специализированной продукции в общем объеме экспорта-импорта СССР и других стран-членов СЭВ достигает 70%.

Научно-техническое сотрудничество по мед. технике увязано с деятельностью созданного в 1971 г. Координационного центра СЭВ по проблеме «Создание биомедицинских приборов и аппаратуры для научных исследований и клинической медицины», к-рый ведет работу по классификации мед. техники, составлению унифицированных ме-дико-технических требований на ее разработку, созданию методов технических и клин, испытаний новых изделий, а также по анализу состояния и перспектив развития потребности здравоохранения в этой продукции.

Работа по научно-техническому и экономическому сотрудничеству в области мед. техники и фармации координируется с деятельностью Постоянной комиссии СЭВ по сотрудничеству в области здравоохранения, а также с деятельностью других органов СЭВ, в частности с Постоянными комиссиями СЭВ по сотрудничеству в области использования атомной энергии в мирных целях, по сотрудничеству в области стандартизации, с другими отраслевыми секциями комиссий по сотрудничеству в области машиностроения и хим. промышленности.

Библиография: Дворяковский В. А. Международное сотрудничество в разработках и производстве медицинской техники (К 30-летию СЭВ), Мед. техника, № 3, с. 4, 1979; Натрадзе А. Г. Специализация и кооперация со странами- членами СЭВ в области производства лекарственных средств и изделий медицинской техники, с. 30, М., 1979; Содружество стран - членов СЭВ, Политико-экономический словарь-справочник, под ред. О. А. Чуканова, М., 1980; Тридцатилетие содружества стран - членов СЭВ, М., 1978.

Е. А. Богомазов; В. А. Дворяковский (сотрудничество в области медицинской техники и фармации).

5 января 1949 года был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) . Участниками нового содружества стали страны социалистической Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Основной причиной создания этого экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия Второй Мировой войны. Страны Восточной и Западной Европы в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. В решении этих вопросов и призвано было помочь образование СЭВ.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ.

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная коррекция политики СЭВ позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника (СССР) было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу.

Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через МБЭС (Международный Банк Экономического Сотрудничества), созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению. Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов.

На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.

В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и государственного строя в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе).

Формально СЭВ был распущен в 1991 году по инициативе его членов. В то же время, нельзя не отметить, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

Функции СЭВ заключались в организации всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ; содействие международному социалистическому разделению труда путем организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической политики.

СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества. СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с другими странами и международными организациями.

Основными органами СЭВ были Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета; Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств стран - членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли, изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2 научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ: Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.) Указ.соч. С. 41..

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные направления развития социалистической экономической интеграции и деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом Совета, он состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне заместителей глав правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он руководил совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, его многообразные функции были определены в статье VII Устава СЭВ. Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения комплексного рассмотрения и решения на многосторонней основе проблем сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-членов СЭВ Ушаков Н.А. О международной правосубъектности Совета Экономической Взаимопомощи. С. 54..

В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной выгоды и невмешательства во внутренние дела Устав Совета Экономической Взаимопомощи. Конвенция о правоспособности, привилегиях и иммунитетах Совета Экономической Взаимопомощи. С. 6.. В реальности же все направления экономических связей были под жестким партийным контролем Токарева П.А. Правовые основы Совета Экономической Взаимопомощи. С. 69..

В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Рекомендации СЭВ учитывались в других МГЭО, а также в других организационных звеньях механизма интеграции. В рамках СЭВ существовал ряд организаций

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских международных организаций Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 55..

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС - являлся приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г), ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия Указ. соч. С. 27.. Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование (краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы: Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет, число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС - г. Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами-членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и технического содействия развивающимся странам Ладыгин Б. Н., Седов В. И., Ултанбаев Р. Р. Указ. соч. С. 29.. Органы: Совет Банка - высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не менее трех четвертей голосов и Правление Банка - исполнительный орган, осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью Банка. Местонахождение МИБ - г. Москва, СССР Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 58..

Организация космической связи «Интерспутник». Организация была основана Соглашением о создании международной системы и организации космической связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

В его функции входили координация действий стран по созданию комплекса международной системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс, земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению международной системой связи. Руководящий орган в составе представителей от всех стран-членов - Совет, который был полномочен принимать решения. Исполнительно-административный орган - Дирекция во главе с генеральным директором Мещеряков В., Поклад Б., Шевченко Э. Указ. соч. С. 61.. Местонахождение - г. Москва, СССР.

Международный институт проблем управления (МИПУ). Учрежден Соглашением о создании МИПУ от 9 июля 1976 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР, Куба, Монголия, Польша, СССР, Чехословакия. Функции заключались в: проведение совместных комплексных научных исследований в области теории и практики организации и управление социалистическим общественным производством, его отраслями и звеньями; координация научно-технической деятельности национальных организаций в этой области; осуществление консультации и др. Руководящим органом являлся Совет в составе представителей от всех стран-членов. Вопросы научного характера рассматривались Ученым советом. Совет принимает решения. Местонахождение МИПУ - г. Москва, СССР.

Центральным звеном системы межгосударственных институтов стран СЭВ в области организации их валютно-финансового сотрудничества являлся Совет Экономической Взаимопомощи. В рамках СЭВ страны-члены СЭВ разрабатывали организационные принципы взаимных валютных отношений. С этой целью активно использовалась Постоянная комиссия СЭВ по валютно-финансовым вопросам. В рамках комиссии были подготовлены проекты Соглашения о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации МБЭС и Соглашения об образовании МИБ, уставов этих банков.

Основным резервом совершенствования организационно-правового механизма валютной интеграции стран СЭВ является установление эффективных взаимосвязей между органами СЭВ и МБЭС (МИБ), а также между двумя межгосударственными банками социалистических стран Асланова Т. СЭВ: в поисках новой формы развития // Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. С. 42..

Особые торговые отношения старого СЭВ основывались на общности экономических и политических структур коммунистических режимов.

Одним из возможных ответов было бы приведение в порядок денежного обращения. Резкое сокращение торговли в СЭВ после 1989 г. произошло в значительной степени из-за решений правительств получать оплату в твердой валюте в то время, как предложение твердой валюты было небольшим. Западноевропейские страны столкнулись с подобной ситуацией, хотя в более мягкой форме, во время "долларового дефицита" после Второй мировой войны. Они справились с этими проблемами отчасти путем образования Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), установления особого порядка кредитования (кредитных линий) между европейскими странами, что позволило им проводить расчеты в пределах Европы без использования дефицитных в то время долларов. В принципе экс-коммунистические страны тоже могли в переходный период создать подобную структуру, которая способствовала бы поддержке традиционной модели торговли. То есть Польша и Венгрия могли договориться принять друг от друга долговые расписки, а не настаивать на оплате в долларах или марках. Это поощрило бы Польшу продолжать в течение ряда лет покупать венгерские автобусы, а Венгрию -- польские тракторы, что помогло бы сохранить занятость, скажем, до того, пока не появятся рядом Сони или Матцусита, предлагающие новые рабочие места на новых сборочных заводах VCR в Кракове и Будапеште Новопашин Ю. С . Размышление о нашем недавнем прошлом. С. 67..

Таким образом, до августа 1991 г. наиболее важным членом СЭВ был Советский Союз, и большинство стран Восточной Европы все еще больше торговали с Советским Союзом, чем со всеми восточноевропейскими странами, вместе взятыми. К несчастью, Советский Союз не смог стать участником платежного союза, так как он не отказался от коммунизма и не вступил в полномасштабную экономическую реформу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: