Что такое международное сотрудничество. Международное сотрудничество в целях развития: роль всемирного банка. Все упирается в экономику

Цель лекции: рассмотреть вопросы международного сотрудничестве в области экологии и объяснить принципы такого сотрудничества.

План лекции:

1.Понятие о международном сотрудничестве.

2.Международные организации

3.Участие Казахстана в международном экологическом сотрудничестве в области экологии.

Основные понятия: международное сотрудничество в области экологии, международные объекты, ОС, принципы международного экологического сотрудничества, межгосударственный экологический совет, специализированные учреждения ООН в сфере ОС, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ВМО, МСОТ, Всемирный фонд охраны дикой природы, Римский клуб, ГРИНПИС.

Гармонизация международных экологических отношений- один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе. Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных странах. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.). Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология войдет в разряд высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей природной среды во всех государствах и регионах.


Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам относятся - земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида, либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Каспийское и Балтийское моря и др.).

Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов. Для ограничения военного использования Космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ). Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50- 70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией организации объединенных нации признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением террито­риальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.

Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды - атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими и Венскими соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами. Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Впервые основные принципы международного экологического сотрудничества были обобщены в Декларации Стокгольмской конференции ООН (1972). В современном понимании они изложены в Декларации конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992). Эти принципы включают, в частности, следующие идеи:

Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с Природой;

Развитие на благо нынешнего поколения не должно осуществляться во вред интересам развития будущих поколений и во вред ОС;

Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы, но без ущерба ОС за предела­ми их границ;

Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения;

Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистем Земли;

Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации;

Государства принимают эффективные национальные законы по ОС;

Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли;

В принципе тот, кто загрязняет ОС, должен нести и финансовую ответственность за это загрязнение;

Государства уведомляют друг друга о стихийных бедствиях или деятельности, которые могут иметь вредные трансграничные последствия;

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Мир, развитие и охрана ОС взаимозависимы и неразделимы.

Международные организации позволяют объединить природоохранную деятельность заинтересованных государств независимо от их политических позиций, выделяя экологические проблемы из совокупности всех международных проблем. Россия активно участвует в работе многих международных экологических организаций.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранной деятельности участвуют все ее главные органы и специализированные учреждения.

Специализированные учреждения ООН в сфере охраны ОС:

ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) осуществляется с 1972 г. и является основным вспомогательным органом ООН. Через Экономический и Социальный совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) существует с 1946 г. с целью содействия миру и международной безопасности, сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры. Наиболее известным направлением в деятельности является научная программа «Человек и биосфера» (МАБ), принятая в 1970 г.

ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), образованна в 1945 г., занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) созданна в 1946 г., имеет главной целью заботу о здоровье людей, что непосредственно связано с охраной ОС.

ВМО (Всемирная метеорологическая организация) - учреждена как специализированное учреждение ООН в 1951 г., природоохранные функции которой прежде всего связаны с глобальным мониторингом ОС, в том числе:

Оценка трансграничного переноса загрязняющих веществ;

Изучение воздействия на озоновый слой Земли.

МОТ (Международная организация труда)- специализированное учреждение ООН. Создано в 1919 г. при Лиге Наций с целью создания безопасных условий труда и уменьшения загрязнения биосферы, возникающего часто из-за пренебрежительного отношения к производственной среде.

МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) учреждено в 1957 г. Осуществляет свою деятельность по договору с ООН, но не является ее специализированным учреждением. В конце 90-х годов в мире насчитывалось несколько сотен (по разным данным 200-500) неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранные мероприятия, а также проявляющих интерес к экологическим проблемам.

МСОП Международный союз по охране природы -(от англ. IUCN International Union for the Conservation of Nature) - создан в 1948 г. в Фонтенбло (Франция). Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). МСОП - инициатор ведения Красных книг.

WWF (Всемирный фонд охраны дикой природы) (от англ. WWF - World Wide Fund for Nature) - самая многочисленная частная международная экологическая организация, создана в 1961 г, объединяет 27 национальных отделений во всем мире (Российское представительство было открыто в 1994 г.), а также около 5 млн индивидуальных членов. Деятельность фонда заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранным мероприятиям; в природоохранные проекты России уже вложено более 12 млн долл. США.

МЮО (Международная юридическая организация), созданная в 1968 г., уделяет большое внимание разработке правовых вопросов охраны ОС.

Римский клуб (РК)- международная неправительственная организация, которая внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи необходимости гармонизации отношений Человека и Природы. Основная форма ее деятельности - организация крупномасштабных исследований по широкому кругу вопросов, преимущественно в социально-экономической области. Римский клуб положил начало работам по исследованию проблем, названных «Глобальной проблематикой».

МЭС (Международный экологический суд) был учрежден по инициативе юристов на конференции в Мехико в ноябре 1994 г. В практической экологической деятельности мирового сообщества возникают споры, требующие соответствующего компетентного разрешения. Состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Споры в Международном экологическом суде рассматриваются на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела, которое проводится на основании международного права ОС, национального законодательства сторон и прецедентов.

ГРИНПИС (Greenpeace - «Зеленый мир») - независимая международная общественная организация, ставящая своей целью предотвращение деградации окружающей среды, создана в Канаде в 1971 г. Она насчитывает около 1,5 млн членов, 1/3 которых - американцы. Гринпис имеет статус полноправного члена или официального наблюдателя в ряде международных конвенций по охране ОС; имеет отделения в 32 странах мира, в том числе в России его официальное представительство действует с 1992 г.

Большинство международных неправительственных организаций занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. К ним относятся Международный совет по охране птиц, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т. п.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.) с участием стран Европы, США и Канады приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. С целью реализации достигнутых соглашений позже приняты:

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 г. с изменениями и дополнениями от 18 декабря 1971 г. и от 19 ноября 1976 г.);

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 18 мая 1977 г.);

Всемирная хартия природы, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (28 октября 1981 г.), определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества и способствовала формированию экологической политики государств на то время;

Венская встреча представителей государств - участников Совещания в Хельсинки (Вена, 22 апреля 1985 г.), принявшая итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации: сократить выбросы в атмосферу серы на 30% до 1995 г., а также углеводородов и других загрязняющих веществ; разработать способы захоронения опасных отходов, альтернативных способу захоронения в море; сократить производство озоноразрушающих веществ; провести исследования роли СО 2 в глобальных климатических изменениях;

Монреальская встреча (Монреаль, 16 сентября 1987 г.), на которой представители 98 стран приняли Соглашение (Монреальский протокол) о постепенном прекращении серийного производства хлорфторуглеродов (ХФУ) и запрещении выброса их в атмосферу;

Лондонская встреча (Лондон, 27-29 июня 1990г.), где представители почти 60 стран подписали дополнительный (к Монреальскому) протокол с требованием полностью прекратить производство ХФУ к 2000 г.;

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.), организованная для подведения итогов 20-летней деятельности после Стокгольмской конференции. В Конференции участвовали 179 государств и более 30 международных организаций; на ней встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. В Рио были обсуждены и приняты пять основных документов:

- Декларация РИО по окружающей среде и развитию, 27 принципов которой определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей;

- Программа действий ООН «Повестка дня на XXI век» - программа того, как сделать развитие устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения;

- Заявление «О принципах в отношении лесов», касающееся управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов, жизненно необходимых для обеспечения экономического развития и сохранения всех форм жизни;

- Рамочная конвенция «Об изменении климата», цель которой - стабилизация концентрации в атмосфере газов, вызывающих парниковый эффект, на таких уровнях, которые не вызовут опасного дисбаланса климата планеты;

- Конвенция «О биологическом разнообразии», требующая, чтобы страны приняли меры для сохранения разнообразия живых существ и обеспечили справедливое распределение выгод от использования биологического разнообразия;

Общеевропейская конференция министров окружающей среды (София, октябрь 1995 г.) приняла итоговые документы, основные из которых:

-декларация министров;

-экологическая программа для Европы;

Конференция Сторон Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (Киото, Япония, декабрь 1997 г.), на которой подписан Протокол к Конвенции или Киотский протокол.

Международный конгресс по устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development ), 26.08 - 04.09.2002, Йоханнесбург, ЮАР.

Воспитание и образование молодежи - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономических формаций. Назревший еще на пороге третьего тысячелетия глобальный экологический кризис современной технологической цивилизации вынуждает человечество создать систему непрерывного экологического воспитания и образования, результатом которых являлось бы формирование экологического мышления - способности оценивать результаты своей деятельности с точки зрения воздействия на Природу. При этом должно оцениваться не только каждое непосредственное (сиюминутное) воздействие, но и их отдаленные последствия, сказывающиеся на последующих поколениях.

Экологическое образование молодежи должно начинаться в семье, продолжаться в детских учреждениях (детских садах и т. п.), школах и вузах. В соответствии с современным Экологическим Кодексом РК экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны.

Участие Казахстана в международном природоохранном сотрудничестве является составным элементом его политики в области охраны окружающей среды. Активное участие Казахстана в работе по международным программам, проектам и конвенциям способствует, с одной стороны, включению страны в общемировой процесс экологической деятельности, а с другой стороны – Казахстан становится равноправным членом мирового сообщества и имеет право на получение технической и финансовой помощи развитых стран.

Правительством и ПРООН разработаны “Рамки сотрудничества по устойчивому развитию на 2000-2004 гг.”. Неотъемлемой частью рамок сотрудничества по устойчивому развитию является документ поддержки Программы Kaz/00/005/A/01/99 - “Институциональное усиление для устойчивого развития”. Цель “Рамок сотрудничества” – внести вклад в эффективное управление окружающей средой, которое является условием улучшения среды, сокращения конфликтов и бедности, обеспечении устойчивого развития. Реализация Программы поможет также устранить барьеры в межсекторальном и внутридисциплинарном сотрудничестве, направленном на устойчивое развитие. Она будет способствовать вовлечению и участию Казахстана в региональных инициативах, направленных на управление окружающей средой и устойчивое развитие.

“Рамки сотрудничества” следуют из Рамочной Программы основных направлений сотрудничества с Казахстаном. Являясь частью корпоративной политики ПРООН, Рамки сотрудничества придерживаются её мандата и традиционных направлений, в которых ПРООН может оказать поддержку. Деятельность в рамках Программы объединяет текущие обязательства ПРООН, отражает политику и приоритеты Правительства.

Достижение цели Программы “Институциональное усиление для устойчивого развития” связано с решением следующих задач:

1. Анализ, оценка и поддержка процедур выполнения международных конвенций по окружающей среде.

2. Анализ институтов по окружающей среде и административных рамок. Рекомендации для улучшения и усиления возможностей для управления окружающей средой.

3. Преодоление межсекторальных барьеров сотрудничества для устойчивого развития. Поддержка разработки Казахстанской Повестки 21.

4. Региональное сотрудничество по управлению окружающей средой и устойчивому развитию.

Состояние дел, связанных с решением задачи по международным природоохранным конвенциям, в настоящее время обстоят следующим образом. Создан Исполнительный комитет UNEP, включающий представителей всех слоев гражданского общества.

Совместно с международными экспертами подготовлен и опубликован обзор “Результативности экологической деятельности в Республике Казахстан”. Приоритетным направлением реализации экологической политики в сфере международного сотрудничества является присоединение нашей страны к международным конвенциям и соглашениям, с последующим принятием практических мер по выполнению их положений. В 2001 г. Республика Казахстан стала Стороной следующих международных природоохранных соглашений:

Орхусская конвенция конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Переданы в Экспертный совет по сотрудничеству РК с международными организациями предложения о присоединении РК к Копенгагенской и Монреальской поправкам, Протоколу по проблемам воды и здоровья» к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

На рассмотрении Правительства пакет ратификационных документов по Базельской конвенции. Находится на согласовании с министерствами и ведомствами пакет ратификационных документов по Боннской конвенции. Глобальным экологическим фондом выделено финансирование для реализации проектов Программы по изъятию озоноразрушающих веществ (в размере 3,9 млн. долл. США) и поддерживающим мероприятиям по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (в размере 0,5 млн. долл. США). Национальный доклад РК об осуществлении Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием рассмотрен и одобрен Секретариатом конвенции и специальной Рабочей группой.

Концентрируя свои усилия на консолидированной Программе по институциональному усилению для устойчивого развития, включающей взаимосвязанную деятельность на политическом и институциональном уровнях, Правительство и ПРООН поддерживают природоохранные проекты. Важным условием реализации экологических проектов является привлечение международных инвестиций и грантов. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды организован и проведён ряд встреч, семинаров и донорских конференций для привлечения потенциальных доноров, заинтересованных организаций, ведомств и предприятий к экологическим проектам. Страна получает возможность внедрять новые современные технологии в производство, развивать нетрадиционные виды производства энергии, осуществлять модернизацию производства. Министерством охраны окружающей среды РК за период 1997-2009 гг. для решения экологических проблем и в рамках международных природоохранных конвенций на экологические проекты привлечено средств международных организаций и стран-доноров на сумму более 100 млн. долл. США.

Привлеченные средства позволили решить ряд трансграничных и социально-экологических проблем Приаралья и Прикаспия, содержащихся в Национальной программе развития и оказания гуманитарной помощи населению бассейна Аральского моря, казахстанской программе развития региона Каспийского моря. Они также использованы для выполнения обязательств страны по международным экологическим конвенциям - по изменению климата, по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, по сохранению биоразнообразию и борьбе с опустыниванием. Кроме того, участвуя в реализации проектов, Республика получила доступ к значительному объему научной, методической и технологической информации. В настоящее время проекты МООС по решению наиболее острых экологических проблем находятся на различной стадии реализации. По группе проектов ведется активная работа и с помощью доноров начата или уже завершается стадия разработки ТЭО.

Экологические проекты разрабатываются совместно с донорскими организациями и находятся на различных стадиях: от разработки технического задания до реализации.

Международное сотрудничество по проектам Каспийского, Аральского регионов и территории бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона:

Аральский регион. В Аральском регионе предполагается реализация следующих проектов:

1. «Водоснабжению, санитарии и здравоохранению населенных пунктов Кызылординской области».

2.«Водоснабжение г. Аральска Кызылординской области»

3.«Пилотный проект водоснабжения Казалинка/Новоказалинска Кызылординской области».

4.«Регулирование русла р. Сырдарьи и северной части Аральского моря».

Целью проекта является обеспечение здоровья населения путем улучшения систем водоснабжения и санитарии. Проект охватывает территории области, наиболее пострадавшие в результате Аральского кризиса.

Общая координация деятельности в области охраны окружающей среды и устойчивого развития в регионе возложена на Межгосударственную комиссию по устойчивому развитию (МКУР), являющуюся рабочим органом Международного фонда спасения Арала (МФСА).

С 2000 г, когда председательские полномочия в Комиссии были в порядке ротации возложены на Казахстан, деятельность Комиссии существенно активизировалась. В настоящее время объектом координации МКУР являются Программа реабилитации бассейна Аральского моря, ряд региональных проектов. Ведется подготовка региональных планов устойчивого развития горных территорий, по борьбе с опустыниванием, по развитию сети заповедников и национальных парков, а также “Регионального плана действий по охране окружающей среды”, предназначенного для консолидации управления региональной деятельностью стран ЦА.

МКУР сотрудничает со многими международными донорами - ПРООН, ГЭФ, ЮНЕП, ВБ, ГЭФ, ТАСИС, Германским Фондом КФВ, Кувейтским фондом экономического развития Арабских стран, АБР, ЕБРР, ЮСАИД.

Каспийский регион.

Каспийская экологическая программа (КЭП) разработана Правительствами пяти прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан) при участии международных организаций (ГЭФ, ПРООН, ЮНЕП, Всемирный банк, ТАСИС). В рамках основных мероприятий Каспийской экологической программы:

Разработана структура проекта Национального каспийского Плана действий и создана рабочая группа по его подготовке. На стадии согласования находится проект текста Рамочной Конвенции по защите морской окружающей среды Каспийского моря.

Территория бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона.

В рамках международного сотрудничества Великобритании и МООС РК выполнен проект «Устойчивая стратегия землепользования». Бюджет проекта составил – 601 тыс. фунтов стерлингов ($900 000). Был проведен комплекс сельскохозяйственных изысканий на южной части полигона площадью 3-4 тыс. км 2 , обеспеченной радиологическим обследованием. Казахстанские партнеры – КИО НПЦзем, ИЯФ и ИРБЭ НЯЦ РК. Проекты «Мониторинг окружающей среды» и «Очистка подземных вод от загрязнения авиатопливом» приняты к рассмотрению программой ТАСИС.

МИД и МАГАТЭ подготовлено обращение к донорам о выделении средств на завершение проекта «Полная радиологическая оценка Полигона», однакообращение по неясной причине не разослано.

Казахстан является участником Межгосударственного экологического совета стран СНГ. Республика Казахстан, руководствуясь потребностями многовекторной политики в рамках евразийской концепции, ведет активное сотрудничество с европейскими структурами. С 1997 года Казахстан, наряду с другими странами СНГ, участвует в Программе Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН) «Окружающая среда для Европы», являлся исполнителем Программы на 2001-2003 гг. для стран Восточной Европы и СНГ. Активное сотрудничество в рамках программы ТАСИС ведется со странами Общего рынка, оказывающих преимущественно техническую помощь в области охраны окружающей среды. Казахстан участвовал в подготовке Глобального экологического обзора ЮНЕП, содержащего анализ глобальной деятельности в области ООС.

Выводы:

Таким образом, международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества. Предпосылкой международного сотрудничества в решении глобальных проблем выступает прежде всего сам биосфера, ее единство которое требует совместных действий как при воздействии на нее, так и при ее охране. Казахстан проводит подготовку соглашении о сотрудничестве с другими странами и участвует в ряде межгосударственных программ.

33. Международное сотрудничество

Международное сотрудничество осуществляется в областях торгового, таможенного, промышленного, валютно-финансового, транспортного права.

Сотрудничество в области торгового права. В целях урегулирования торговых взаимоотношений государств в 1947 г. было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). По соглашению всякая таможенно-тарифная льгота, предоставляемая одной из стран-участниц другой стране-участнице автоматически в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяется на все другие страны-участницы ГАТТ. В 1964 г. была учреждена Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), представляющая собой автономный орган ООН. Основная цель ЮНКТАД – содействие международной торговле, в частности торговле сырьевыми, промышленными товарами и так называемыми невидимыми статьями, а также в области финансирования, связанного с торговлей. Особое внимание уделяется проблемам торговых преференций и иных льгот для развивающихся стран.

Сотрудничество в области промышленного права. В целях содействия процессу индустриализации и оказания технической помощи развивающимся странам, а также координации всей деятельности ООН в области промышленного развития в 1966 г. была создана Организация ООН по промышленному развитию, ставшая с 1985 г. специализированным учреждением ООН.

Сотрудничество в области валютно-фи-нансового права. В 1945 г. были созданы как специализированные учреждения ООН Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд, в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в валютно-финансо-вой сфере на мировом уровне. Мировой банк имеет целями содействие реконструкции и развитию экономики государств – членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства, а также содействие росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов. Целью МВФ является содействие международному сотрудничеству по вопросам, касающимся валюты и международной торговли, а также по созданию многосторонней системы расчетов по текущим сделкам между государствами-членами.

Сотрудничество в области транспортного права.

В 1975 г. была принята Европейская конвенция по пассажирским тарифам, имеющая целью установление единой тарифной политики для содействия развитию международных пассажирских перевозок. Существует также Международная ассоциация железнодорожных конгрессов, основанная еще в 1884 г., в функции которой входят подготовка и проведение международных конгрессов для обсуждения научно-технических, экономических и административных проблем.

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью Проблема применения права в процессе международного сотрудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика

автора Сазыкин Артем Васильевич

51. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды Международное сотрудничество в области соблюдения норм международного экологического права выражено в координации действий государств в общем процессе правового регулирования защиты окружающей

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

56. Международное сотрудничество в рамках СНГ Прокуратура сотрудничает со странами Содружества Независимых Государств. Во всех этих странах самым основным и главным направлением является надзор за соблюдением законов. Сотрудничество с этими странами заключается в

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

56. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства При характеристике порядка совершения действий по оказанию правовой помощи важно четко различать две группы правил:1) правила обращения за помощью к правоохранительным органам иностранных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 57. Международное сотрудничество Российской Федерации 1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.Если

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 2. Международное сотрудничество Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по

Из книги Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации автора Дума Государственная

Часть пятая. Международное сотрудничество в сфере уголовного

Из книги Конвенция ООН против коррупции автора право Международное

Глава IV. Международное сотрудничество Статья 43 Международное сотрудничество 1. Государства-участники сотрудничают по уголовно-правовым вопросам в соответствии со статьями 44–50 настоящей Конвенции. Когда это целесообразно и соответствует их внутренней правовой

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

Статья 43 Международное сотрудничество 1. Государства-участники сотрудничают по уголовно-правовым вопросам в соответствии со статьями 44–50 настоящей Конвенции. Когда это целесообразно и соответствует их внутренней правовой системе, Государства-участники рассматривают

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 55 Международное сотрудничество в целях конфискации 1. Государство-участник, получившее от другого Государства-участника, под юрисдикцию которого подпадает какое-либо преступление, признанное таковым в соответствии с настоящей Конвенцией, просьбу о конфискации

Из книги Криминология. Шпаргалки автора Орлова Мария Владимировна

Статья 17. Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений,

Из книги Уголовный процесс: учебник для вузов автора Россинский Сергей Борисович

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере

Из книги Криминология. Шпаргалка автора Гришина И. Г.

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.Криминология

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

Глава 1 Введение в уголовный процесс § 1 Понятие и сущность уголовного процесса Любое государство, являясь важнейшей формой организации цивилизованного общества, возлагает на себя множество социально значимых функций. Одной из таковых, как известно, является

Из книги автора

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. Криминология

Из книги автора

§ 4. Международное сотрудничество в охране окружающей среды (принципы международного сотрудничества; формы международного сотрудничества; международные экологические организации)В своей экологической политике Россия исходит из необходимости обеспечения всеобщей

Международные объекты охраны окружающей среды
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны окружающей среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов.

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, при-родные объекты, представляющие уникальную ценность и взятые под международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); вторых, исчезающие и редкие животные растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).
Одним из важнейших объектов международной охраны является космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом приняты: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на космос и загрязнения космического пространства.
Оговорены также условия спасения космонавтов.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имели Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.
Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50- 70-м гг. прошлого столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 2ОО-мильньтх прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость Принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на I2-мильном расстоянии от берега).
Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества.



Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения.
Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.
Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70-90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении испытаний ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Участие России в международном экологическом сотрудничестве. Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правопреемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43-я Сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992) содержались в послании Президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель развития. Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем такого перехода.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с ЮНЕП и с другими организациями по вопросам выработки стратегии защиты от загрязнения, создания системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.
Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. о Всемирный союз охраны природы. СССР на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах).
Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН., имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.
Россия продолжает развивать, и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению) Конвенций: о сохранении живых ресурсов в БалТИЙСКОМ море (1973 г.); о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.); о защите Черного моря (ратифицирована в 1993 г.); о сохранении водно-болотных угодий
(1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия стала членом Конвенции о биологическом разнообразии.
Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ - бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г. представителями десяти стран. ... ‘
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). В последние годы, в условиях недостаточного финансового обеспечения решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких Экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального Экологического фонда и других организаций.
Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

  • Международное сотрудничество (англ. international development) - добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

    Универсальная форма организации совместного или взаимосогласованного производства с участием иностранных партнеров двух или нескольких стран, основанная на распределении производства продукции, коммерческом сотрудничестве, взаимной гарантии рисков, общей защите инвестиций и промышленных секретов.

    Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности. В том числе:

    * улучшение здравоохранения

    * улучшение образования

    * улучшение условий окружающей среды

    * сокращение социально-экономического неравенства

    * антитеррористическая деятельность

    * улучшение качества связи.

Связанные понятия

Принцип формирования представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма, прежде всего связан с укреплением связей между государствами и развитием национальных туристских ресурсов. Международное сотрудничество развивается в двух формах: на двусторонней и на многосторонней основе. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о сотрудничестве в области туризма со многими странами. Например, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма стороны поощряют обмен информацией в области статистики туризма, нормативно правового регулирования, туристских возможностей государств. Многостороннее сотрудничество предусматривает координацию совместных действий по развитию международного туризма между несколькими странами.

В качестве примера поддержки финансового сектора можно привести также международное сотрудничество . Например, консорциум из 10 американских и европейских банков в сентябре 2008 г. принял решение создать общий фонд в размере 70 млрд долл. для оказания помощи меньшим по размеру финансовым институтам.

Связанные понятия (продолжение)

Для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Указанные Рекомендации признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком международным стандартом в сфере противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Положения указанных документов, по сути, составляют фундамент международного сотрудничества в сфере ПОД/ ФТ/ФРОМУ.

Взаимодействие в международном сотрудничестве по военным и пограничным вопросам, включая реализацию заключенных государствами – участниками международных договоров по вопросам сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений;

С развитием рыночной экономики ее структурными преобразованиями интенсивно развивается сфера услуг (транспорт, связь, торговля и общественное питание, туризм, страхование, информационно-вычислительное обслуживание и др.), о чем свидетельствует рост ее доли в производстве ВВП, что характерно для всех стран мирового сообщества. Особое значение для Республики Беларусь имеет развитие транспортного комплекса как инфракструктурного звена для развития производства, других видов услуг и результативного вхождения в международное сотрудничество . Его удельный вес в производстве валового внутреннего продукта составляет около 7 %, он включает 8,4 тыс. организаций. Основной объем грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, на втором месте – железнодорожный, незначительный объем грузоперевозок приходится на внутренний водный и воздушный транспорт.

В главе VIII «Международное сотрудничество » содержатся две статьи, указывающие на международные договоры России в сфере туризма как на правовую основу международного сотрудничества (ст. 18) и правовой статус представительства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию госуслуг в сфере туризма за пределами РФ. Глава VIII.I «Государственный надзор в сфере туристской деятельности» представлена статьей 19.1, регламентирующей порядок государственного надзора в сфере туристской деятельности. Глава IX «Заключительные положения» включает три статьи, указывающие на: ответственность за нарушение туристского законодательства (ст. 20); момент вступления закона в силу (ст. 21), необходимость приведения нормативных правовых актов в соответствие с данным законом (ст. 22).

Делая подобное предложение, мы исходили из того, что выделение всех транснациональных преступлений в самостоятельные раздел и главу УК отразило бы в должной степени их повышенную общественную (в данном случае – международную) опасность, указывало бы на необходимость адекватного реагирования на них мерами уголовной политики, явилось бы важным шагом в направлении унификации уголовного законодательства, а также материально-правовой предпосылкой международного сотрудничества в борьбе с указанными преступлениями. Тем самым Россия смогла бы подтвердить «свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств» и продолжила бы «дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне», как того требует Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

С другой стороны, данные положения нацелены на внесение уточнений компетенций Сообщества в области международного сотрудничества , которые имели субсидиарный характер по отношению к внешней политике государств-членов ЕС.

Корпорация «Росатом» – это сложный вариант компиляции прав хозяйствующего субъекта и субъекта управления, обладающего государственно-властными и административно-властными полномочиями. Она создана в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии. В перечне целей её деятельности также развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, судов с ядерными энергетическими установками), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области.

Международное публичное право. По мнению проф. К. А. Бекяшева при определении международного публичного права большинство авторов выделяют такие его составляющие, как совокупность (система) принципов и норм; регулирование отношений между государствами и иными субъектами международного права; цели регулирования: решение насущных вопросов, стоящих перед указанными субъектами. Таким образом международное публичное право представляет собой совокупность норм, которые являются общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм международного права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: