Первые танки были применены. Как в ссср появились первые танки. После войны. Три танка

Полковник В. Нестёркин

В сентябре 2016 года исполняется 100 лет с начала боевого применения танков. Это произошло во время Первой мировой войны. Танки первый раз приняли участие в боевых действиях на стороне англичан в операции на р. Сомма 15 сентября, а затем, почти через полгода, в апреле 1917-го их применили французы в сражении под Краоном. В Германии первоначально недооценили значение танков. Время было упущено, и до конца войны там было произведено всего около 100 бронированных гусеничных боевых машин. Таким образом, боевые действия на р. Сомма стали отправной точкой, с которой отсчитывается появление нового вида вооружения - танков.

Британский танк "Марк-1"

Боевой эффект от английских машин на Сомме тогда оценивался весьма неопределенно, хотя следует отметить, что и количество танков, принимавших участие в боевых действиях, было небольшим - на фронте шириной 10 км действовало всего 18 машин. Англичане продвинулись вперёд на 4-5 км, но полностью задачу прорыва решить не удалось. Тактический успех не был развит в оперативный. Те танки производили в основном психологический эффект. Современники писали, что немцы "чувствовали себя совершенно беззащитными перед лицом этих страшилищ, которые карабкались на бруствер окопов, постоянно поливая их пулеметным огнем. За ними следовали небольшие группы пехоты, забрасывавшие траншеи ручными гранатами". Но в целом танки успешно выполнили роль противодействия пулеметному огню (потери в живой силе у англичан в той наступательной операции были почти в 20 раз меньше, чем в аналогичных условиях ранее) и явились средством прорыва обороны, хотя и не были надежны с технической точки зрения (из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32, 17 танков вышли из строя из-за технических неполадок, из 32 начавших атаку пять застряло в болоте и еще девять вышли из строя также по техническим причинам). Тем не менее даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться в глубь обороны на 5 км.

Серьезной предпосылкой того, что необходим новый вид вооружения, стало положение на фронтах. В 1915 году Германия сосредоточила главные усилия на Восточном фронте, намечая вывести Россию из войны. Но, отразив прорыв германских армий, русские войска вынудили противника перейти к позиционным формам борьбы. На Западном фронте обе стороны вели также стратегическую оборону. Боевые действия перешли в стадию окопной войны. Противники окружили себя рядами колючей проволоки, оборудовали укрытия для пушек и пулеметов. Любая атака стоила больших людских потерь, несоизмеримых с некоторыми достигаемыми результатами. Окопная война зашла в тупик в значительной мере в связи с появлением пулеметов.

Многие военные специалисты считали, что помочь решить эту проблему помогли бы бронированные боевые машины. К тому же на фронтах уже действовали многочисленные и разнообразные бронеавтомобили, успешное применение которых подтверждало их значимость. Однако они имели существенный недостаток: проходимость тяжелых машин на поле боя была низкой.

Чтобы справиться с трудной задачей, военные инженеры предлагали устанавливать на эти боевые средства вместо колесного автомобильного шасси, гусеничное. К тому времени подобные механизмы уже активно производились в различных странах (использовались на гусеничных тракторах) и технологии изготовления гусениц в целом были отработаны. В военное ведомство Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу.

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был организован специализированный Комитет по сухопутным кораблям. Создание этой организации курировала Военно-морская авиационная служба, у которой был свой интерес к бронированным боевым машинам. Они были необходимы для охраны континентальных военно-морских баз.

Окончательное решение о постройке танков было принято в 1915 году, а первый прототип боевой машины был готов в 1916-м. Танком, то есть "баком" (от английского tank - цистерна, бак, резервуар), это средство назвали для того, чтобы дезинформировать противника при его транспортировке по железной дороге. После успешных испытаний был выдан первый заказ на 100 машин и приступили к их производству. Это был танк "Марк-1" (иногда его именуют Мк.I) - довольно несовершенная, даже по тем временам, боевая машина, выпускавшаяся в двух модификациях - танк-"самка" ("женщина", от английского female tank) боевой массой 27,43 т и танк-"самец" ("мужчина", от английского male tank) массой 28,45 т. Впоследствии длительное время использовался термин male tank в значении "пушечный танк".

В профиль Мк.1 имел необычную ромбовидную форму. Это должно было обеспечить наибольшую длину гусеницы, что позволяло бы преодолевать проволочные заграждения и широкие окопы (2,7-3,5 м), которые преобладали на полях сражений того периода войны. Броня боевой машины защищала от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, но не могла выдерживать прямого попадании самого снаряда.

Применение такой формы корпуса делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой общей высоты). В связи с этим основное вооружение было размещено в спонсонах по бортам танка (спонсон - корабельный термин, обозначающий участок верхней палубы, выступающий за линию борга). Компоновка машины не предполагала четкого разделения ее на отделения. Двигатель с трансмиссией, устанавливаемые в длину, занимали значительную часть объема внутреннего пространства. Они отделялись от бортов и спонсонов с вооружением проходами. В лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления.

Экипаж танка состоял из восьми человек. Командир танка (младший лейтенант - лейтенант) выполнял также функции стрелка из лобового пулемета (иногда помощника водителя) и размещался, как и сам водитель, в отделении управления слева, водитель - справа. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на "самцах") либо два пулеметчика (на "самках"), а в проходах в кормовой части корпуса находились двое помощников водителя. В ряде случаев в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка (у радиатора), из личного оружия защищать кормовой сектор танка от пехоты противника.

На танках-"самцах" основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки с длиной ствола 40 клб. Каждая представляла собой доработанный в 1915 году вариант скорострельного морского орудия (принятого на вооружение еще в 1885-м). Обе пушки монтировались в спонсонах на тумбовых поворотных установках. К вращающейся части крепились цилиндрические броневые щиты, закрывавшие амбразуру спонсона. Наведение орудия осуществлялось при помощи плечевого упора, без каких-либо механизмов. Наводчик орудия каждого борта находился слева от него, и его положение ограничивало углы горизонтального наведения. Полный боекомплект орудий включал 334 (в некоторых образцах 207) унитарных выстрела, которые находились в укладках в нижней части спонсонов и на специальных стеллажах. Максимальная дальность стрельбы пушек составляла 6 860 м, а эффективная - около 1 800 м.

За пушками устанавливались два 7,7-мм пулемета "Гочкисс" с воздушным охлаждением ствола. Кроме этого, на танках обоих вариантов такой пулемет размещался в его лобовой части, а в некоторых случаях еще один устанавливался на корме. "Гочкисс" был съемным и вел огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками.

Танки варианта "самка" вооружались только четырьмя 7,7-мм пулеметами "Виккерс", которые имели водяное охлаждение стволов. Это оружие монтировалось на тумбовых установках с поворотными щитами, подобными защите 57-мм орудий. Углы наведения пулеметов обеспечивали в целом значительный сектор обстрела, ограничиваемый лишь далеко выдающимися гусеницами танка. Патроны для них хранились в снаряженных лентах по 320 штук, при этом полный боекомплект составлял 5 760 штук для male tank и 30 080 для female tank.

Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которого в разных частях танка были предусмотрены закрывавшиеся броневыми крышками порты (амбразуры). Из-за малоподвижности боевой машины и наличия закрытых секторов обстрела для основного вооружения личному оружию экипажа отводилась важная роль в качестве средства защиты в ближнем бою.

Основным средством наблюдения за местностью для экипажа были смотровые лючки в различных частях корпуса, которые закрывались броневыми крышками, позволявшими в некоторых пределах регулировать смотровую щель. Кроме этого, у командира и водителя имелись перископические смотровые приборы в крыше рубки, но из-за сложности пользования ими в боевых условиях от них вскоре отказались. С внутренней стороны смотровые щели закрывались защитным стеклом, но последнее при обстреле легко разбивалось, и танкисты часто получали ранения от их осколков или брызг свинца, попадавших через открытые щели.

Каких-либо средств внутренней и внешней связи в танке не имелось. Для внешней связи пытались использовать различные визуальные средства - флажки, фонари, однако в условиях плохой видимости на поле боя и особенно изнутри других танков они оказывались малоэффективными. На некоторых танках применялась голубиная почта, но птицы плохо переносили условия внутри машины и погибали. Предпринимались попытки использовать телефонную связь через разматываемый с танка кабель, но его длина оказывалась недостаточной. Единственно надежным, но, естественно, опасным средством была связь через пеших посыльных.

На Mk.I в средней части корпуса устанавливался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения рабочим объемом 13 л и максимальной мощностью 105 л/с, позволявший двигаться по шоссе со скоростью до 6,4 км/ч. Два топливных бака емкостью по 114 л размещались по бортам в самой верхней части танка, так как бензин подавался в двигатель самотеком. Заправки бензина хватало на 38 км шоссейной дороги. При сильном наклоне танка во время движения подача топлива могла прерываться, и тогда один из членов экипажа вручную переливал бензин бутылкой из бака в карбюратор. Радиатор системы охлаждения двигателя размещался в корме танка, а выхлопные трубы выводились на крышу и не имели глушителей.

На танке устанавливались три коробки передач: главная двухступенчатая механическая, со скользящими шестернями и две бортовые (также двухступенчатые)" которые соединялись между собой дифференциалом. В управлении трансмиссией принимали участие одновременно три-четыре человека: водитель, управлявший главным фрикционом и коробкой передач, а также координировавший действия остальных; командир танка, управлявший бортовыми тормозами и один или оба помощника водителя, отвечавших за бортовые коробки передач.

Задние колеса выполняли в танке роль поворачивающего механизма. В одном из боев колеса были отбиты снарядом, но боевая машина не потеряла управляемости. После этого задние колеса на танки не устанавливали.

Танки Mk.I выпускались в 1916-1917 годах. Всего было произведено 75 единиц каждого вида.

Основные размеры танка (в мм): длина 8060 без задних колёс, 9910 с колесами, ширина корпуса 4 200 ("самец") и 4 380 ("самка"), высота 2 450, клиренс 420. В качестве защиты применялась стальная катанная броня толщиной (в мм): в лобовой части корпуса, борт и корма - 10-11, крыша и днище - 5-6. Танк мог преодолеть: подъем с наклоном в 22°, стенку высотой 1 м, ров шириной до 3,5 м и брод глубиной 0,45 м.

Хотя из-за малого количества танков (которые вначале называли "наземными кораблями", поскольку в них на суше стремились воспроизвести основные характеристики морских боевых кораблей) и их несовершенства в 1916 году фронт не удалось прорвать окончательно, новый вид боевой техники показал свои возможности, подтвердив, что у него большое будущее.

К концу войны танки стали применять в значительно больших масштабах, однако им предстоял еще долгий путь до полной реализации своих возможностей. Высокие боевые качества и приемлемая технологичность производства в последующие годы явились основой того, что танк стал массовым оружием.

Несмотря на то что в те годы в России были разработаны свои оригинальные проекты боевых машин повышенной проходимости (в 1916 году В. Д. Менделеевым, в 1917-м С. П. Навроцким) и построены экспериментальные образцы (в 1916-м Н. А. Гулькевичем, в 1917-м Н. Н. Лебеденко), из-за недальновидности царского правительства собственных танков в то время русская армия не имела.

: Интересна история изобретения танка и развитие танкостроения до начала ВМВ (второй мировой войны) включительно. Ответ обширен, но хотя бы самый смак осветить.)))

Начнем с самого начала.

Когда 20 ноября 1917 года, 10 лет тому назад, 350 танков продвигались вперед сквозь утреннюю мглу, чтобы обрушиться на спящие «гинденбурговские позиции», в истории была открыта новая глава, которую мы лишь сегодня начинаем понимать со всей ясностью. И хотя в битве при Камбрэ танк «Марк IV» был новым, принцип, воплощенный в нем, — защита двигательной и живой силы, ведущей под прикрытием наступление, — был полностью осуществлен еще 300 лет тому назад.

Первая мысль о танке, или, вернее, о танкоподобном механизме, возникла в Китае. Из сообщений Сунн-Тсе мы узнаем, что в 12-м веке до Р. Х. применялась военная повозка, называемая «Лу». Эта повозка имела 4 колеса и вмещала 12 человек. Историк не упоминает о лошадях, и нужно думать, что повозка приводилась в движение людьми изнутри при помощи специальных приспособлений. Она была защищена кожей и употреблялась во время атаки и обороны.

«Танк» времен древнего Рима.

Дальнейшее развитие идея танка получила в странах, относимых в настоящее время к Среднему Востоку. Ксенофонт, описывая битву при Тимбрах (554-й г. до Р. Х.), рассказывает со свойственной ему фантазией, что Кир поместил за линией своих позиций ряд повозок с возведенными на них башнями, из которых производилась стрельба.

В Европе слоны, как кавалерийский авангард, перестали применяться после завоевания Греции римлянами. Колесница удерживалась на Востоке и в некоторых странах, как, например, в Англии. Но идея танка не исчезла и снова возродилась в забронированных рыцарях крестовых походов. Одетый в латы рыцарь на ногах был во всех отношениях «танком». Его двигательная сила, хотя и ограниченная, была полностью защищена, и он под прикрытием мог развивать свое наступление.

В битве при Креси в распоряжении англичан имелось лишь незначительное количество пушек, но сто лет спустя огнестрельное оружие вошло в общее употребление, и началась новая военная эра. Старая прошла под знаком стали, в новой стал господствовать свинец. Похоронила ли пуля идею танка? Нет, напротив, она вдохнула в нее новую жизнь. Древний китайский «Лу» снова выплыл на сцену. В 1395 году человек по имени Конрад Кэйзер изобрел военную повозку, приводившуюся в движение изнутри, и немного позже была построена повозка, вмещавшая не менее 100 человек. Это, по всей вероятности, была настоящая движущаяся крепость, крайне громоздкая. В Шотландии в 1456 и 1471 годах было издано два парламентских акта, касавшихся употребления этих механизмов.

«Танк» семнадцатого века.

Но приводить в движение такую машину при помощи мускульной силы людей или животных было немыслимо, и поэтому изобретательский гений эпохи возрождения воспользовался существовавшей тогда механической силой. В 1472 г. Валтурьо предложил ветряные колеса в качестве двигательной силы, а позже Симон Стевен заговорил о парусах, или, вернее, о небольших бронированных парусных лодках на колесах. Великий Леонардо да Винчи, один из самых удивительных мечтателей в истории механических изобретений, построил закрытые бронированные повозки. Это было в 1482 году, и немного больше чем через 100 лет Джон Напье развивает ту же идею.

С тех пор до постройки Ваттом первой паровой машины. В 1769 году идея танка от времени до времени всплывала, но всегда в своей ранней форме китайского «Ло». Одновременно с изобретением Ватта появился паровой локомобиль, обладавший скоростью в 2,5 мили в час. Год спустя, в 1770 году, было изобретено «подкованное колесо», приспособление, предохранявшее колесо от погружения в мягкую почву. В этих двух последних изобретениях можно найти зародыши двух существенных моментов будущего танка: внутренняя двигательная сила и возможность проезжать по неровным местностям и траншеям.

Бронированная телега.

Крымская война, объявленная в 1845 году, была войной грязных дорог и оврагов и поэтому вызвала нужду в подкованных колесах, которыми с успехом были снабжены некоторые дорожные локомобили Бодлэя в районе Балаклавы, расположенной в топкой местности. Трудность взятия русских траншей побудила Джемса Коуэна предложить лорду Пальмерстону применение бронированных дорожных локомобилей, снабженных косами.

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения - нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность - слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров.

Царь-танк был построен в 1915 году. Проект машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет. Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м, задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.

Как это ни парадоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.

Работы под императорским патронажем шли быстро - вскоре необычная машина была изготовлена в металле и с конца весны 1915 года скрытно собиралась в лесу под Дмитровом. 27 августа 1915 года были произведены первые ходовые испытания готовой машины. Применение больших колёс предполагало повышенную проходимость всего устройства, что подтвердилось на испытаниях - машина ломала березы, как спички. Однако задний управляемый каток, в силу своих малых размеров и неверного распределения веса машины в целом, почти сразу после начала испытаний увяз в мягком грунте. Большие колёса оказывались неспособны вытащить его, даже несмотря на применение мощнейшей по тем временам двигательной установки, состоявшей из двух трофейных моторов «Майбах» по 250 л. с. каждый, снятых со сбитого немецкого дирижабля.

Испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины - главным образом колес - при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.

Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще семь лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.

Единственным положительным эффектом этого проекта можно считать опыт, приобретённый молодыми тогда Микулиным и Стечкиным. Когда выяснилось, что мощность двигателей аппарата явно недостаточна, они разработали свой двигатель АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин), имевший весьма передовые для того времени характеристики и технические решения например, непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Двигатель этот, правда, проработал всего несколько минут, после чего у него от высоких нагрузок погнулись шатуны. Тем не менее, и Стечкин, и Микулин, которые, кстати говоря, были племянниками выдающегося теоретика авиации Николая Егоровича Жуковского, стали позднее выдающимися советскими специалистами по авиационным двигателям, академиками АН СССР.

Несмотря на неудачу, идея Лебеденко в принципе не была порочной. Спустя несколько лет инженер Павези построил серию высококолёсных военных тягачей для итальянской армии. Изобретатель создал также несколько моделей колесных танков, но они не были приняты на вооружение. Танк остался чисто гусеничной машиной.

Относительно судьбы проекта Царь-танка существует также теория заговора. По ней предполагается, что заведомо провальный проект машины усиленно лоббировался в Генеральном штабе высокопоставленными должностными лицами, действовавшими в интересах Великобритании. Эта теория очень похода на правду, так как эти же самые чины похоронили ВЕЗДЕХОД Пороховщикова , чертежи которого впоследствии были проданы французам и легли в основу французского танка Renault-FT-17 . Подробно об этой истории читайте .

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения, впервые высказал в 1914 год\’ английский полковник Суинтон. После обсуждения в различных инстанциях военное министерство в целом приняло его идею и сформулировало основные требования, которым должна была отвечать боевая машина. Она должна была быть небольшой, иметь гусеничный ход, пуленепробиваемую броню, преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь пушку и два пулемета. Основным назначением танка было разрушение проволочных заграждений и подавление пулеметов противника. Вскоре фирма Фостера за сорок дней создала на базе гусеничного трактора «Холт» боевую машину, получившую название «Маленький Вилли». Его главными конструкторами были инженер Триттон и лейтенант Вильсон.

«Маленький Вилли» был испытан в 1915 году и показал неплохие ходовые качества. В ноябре фирма «Холт» приступила к изготовлению новой машины. Конструкторам предстояла трудная проблема не утяжеляя танка, увеличить его длину на 1 м, чтобы он мог преодолевать четырехметровые окопы. В конце концов это удалось достигнуть за счет того, что обводу гусеницы придали форму параллелограмма. Кроме того, оказалось, что танк с -трудом берет вертикальные насыпи и крутые возвышения. Чтобы увеличить высоту зацепа, Вильсон и Триттон придумали пустить гусеницу поверх корпуса. Это значительно повысило проходимость машины, но одновременно породило ряд других затруднений, связанных, в частности, с размещением пушек и пулеметов. Вооружение пришлось распределить по бортам, а чтобы пулеметы могли стрелять по курсу в сторону и назад, их установили в боковых выступах спонсонах. В феврале 1916 года новый танк, названный «Большой Вилли», с успехом прошел ходовые испытания. Он мог преодолевать широкие окопы, двигаться по вспаханному полю, перебираться через стенки и насыпи высотой до 1, 8 м. Окопы до 3, б м не представляли для него серьезного препятствия.

Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепились бронированные листы. Броней была закрыта и ходовая часть, которая состояла из малых неподрессоренных опорных катков (тряска в машине была ужасной). Внутри «сухопутный крейсер» напоминал машинное отделение небольшого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Для водителя и командира в передней части имелась отдельная рубка. Большую часть остального пространства занимали мотор

«Даймлер», коробка передач и трансмиссия. Для пуска двигателя 3-4 человека команды должны были вращать огромную пусковую рукоять, пока мотор не заводился с оглушительным ревом. На машинах первых марок внутри размещались еще и топливные баки. С обеих сторон двигателя оставались узкие проходы. Боеприпасы находились на полках между верхней частью двигателя и крышей. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и пары бензина. Вентиляция не предусматривалась. Между тем жар от работающего двигателя вскоре делался невыносимым температура достигала 50 градусов. Кроме того, при каждом выстреле пушки танк наполнялся едкими пороховыми газами. Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева. Даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, чтобы вдохнуть свежего воздуха, не обращая при этом внимания на свист пуль и осколков. Существенным недостатком «Большого Вилли» оказались узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве. При этом тяжелый танк садился на грунт, пни и камни. Плохо было с наблюдением и связью - смотровые щели в бортах не обеспечивали осмотра, зато брызги от пуль, попавших вблизи них в броню, поражали танкистов в лицо и глаза. Радиосвязи не было. Для дальней связи держали почтовых голубей, для ближней - специальные сигнальные флажки. Не было и внутреннего переговорного устройства.

Управление танком требовало значительных усилий водителей и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого борта). Танк имел три коробки передач — одну основную и по одной на каждом борту (каждая из них управляла специальной трансмиссией). Поворот осуществлялся или торможением одной гусеницы, или переключением одной из бортовых коробок передач в нейтральное положение, в то время как на другом борту включали первую или вторую передачу. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

Впервые танки были применены в бою 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Курс лет в ходе грандиозного сражения на Сомме. Наступление англичан, начатое в июле, дало ничтожные результаты и весьма ощутимые потери. Тогда-то главнокомандующий генерал Хейг решил бросить в бой танки. Всего их было 49. но на исходные позиции вышло только 32, остальные из-за поломок остались в тылу. В атаке участвовали всего 18, но за несколько часов они продвинулись вместе с пехотой в глубь немецких позиций на 5 км на фронте такой же ширины. Хейг был доволен - по его мнению, именно новое оружие сократило потери пехоты в 20 раз против «нормы». Он немедленно направил требование в Лондон сразу на 1000 боевых машин.

В последующие годы англичане выпустили несколько модификаций Мк (таково было официальное название «Большого Вилли»). Каждая следующая модель была совершеннее предыдущей. Например, первый серийный танк Мк-1 имел вес 28 тонн, передвигался со скоростью 4, 5 км/ч, был вооружен двумя пушками и тремя пулеметами. Экипаж его составляли 8 человек. Более поздний танк МкА имел скорость 9, б км/ч, вес -18 тонн, экипаж — - 5 человек, вооружение — - 6 пулеметов. МкС при весе 19, 5 тонн развивал скорость 13 км/ч. Экипаж на этом танке состоял из четырех человек, а вооружение - из четырех пулеметов. Последний, созданный уже в 1918 году, плавающий танк Mkl имел вращающуюся башню, экипаж из четырех человек и вооружение из трех пулеметов. При весе в 13, 5 тонн он развивал на суше скорость 43 км/ч, а на воде - 5 км/ч. Всего англичане изготовили за годы войны 3000 танков 13 различных модификаций.

Танк «Шнейдер» СА-1, 1916 год

Постепенно танки были приняты на вооружение и другими воюющими армиями. Первые французские танки были разработаны и выпущены фирмой «Шнейдер» в октябре 1916 года. Внешне они мало походили на своих английских собратьев - гусеницы не охватывали корпус, а располагались по его бортам или под ним. Ходовая часть подрессоривалась специальными пружинами, что облегчало работу экипажа. Однако из-за того, что верхняя часть танка сильно нависала над гусеницами, проходимость «Шнейдеров» была хуже, и они не могли преодолевать даже незначительные вертикальные преграды.

В Россию их попало около ста штук и все они стояли на службе армии Деникина, белогвардейца. После Гражданской войны эти танки были установлены в различных городах в качестве памятников. Сегодня их осталось 5 штук. Давайте посмотрим на Луганский экземпляр изнутри с помощью блогера dymov


Опескоструенный танк на «стапелях». Часть люков снята.


Чертеж танка с пронумерованными бронелистами и описанием проблем по каждому из поврежденных.
Так же, на столе куски брони и заклепок, (проверяли тип стали для подбора оптимальной, при возможной грядущей замене).


Пронумерованные бронелисты на самом танке.


Как видно, трещин и дыр от ржавчины хватает.


Днище в некоторых местах подгнило изрядно. Стоя на открытом воздухе, танк собирал в себе воду при любых осадках.


Внутри весьма просторно (без мотора). Стало понятно, как 7-8 человек экипажа там могли уместиться.


Stak engineering.Co
Wolverhampton
надпись на коробке передач.


Место единственного артиллериста в этом экипаже. Надо сказать, что по числу «выстрелов» этот танк может дать фору любому современному. Больше 40 рядом с пушкой и еще больше в кормовой части.


Все рычаги и тяги на месте.


Педали тоже. Интересно, что значат буквы В и С на них?


Удобный бардачок. Офицер мог и бинокль положить и браунинг.


«Голова» коробки скоростей, крупнее.


7 пулеметов на один танк — это очень круто, по-моему.


Вентиляционный короб (если это он) проржавел сильнее всех.


У механника-водителя — своя заначка. И, кстати, «руль»-то, правый! По-английски…


….. автомобильный завод
капитальный ремонт
19…

как обычно, всю самую интересную информацию стерло время.


По этому номеру, как оказалось, можно восстановить и данные по танку и его боевой путь.
Например, оба Луганских были отбиты Красной армией у Врангеля в боях за Крым. А именно — на Перекопе.


Предметы, пролежавшие в танке долгие годы. Пуговица представляет наибольший интерес.


Когда-то в этих цехах производились другие гусеничные шушики для военных нужд — транспортные амфибии, способные перевозить грузовик солдат у себя на борту через любую реку.


ЛОТ за записью стендапа в недрах боевой машины.

А теперь о французах

Самым лучшим танком Первой мировой войны стал «Рено» FT, выпущенный фирмой «Рено» и имевший вес всего 6 т, экипаж из двух человек, вооружение - пулемет (с 1917 г пушка), максимальную скорость - 9, б км/ч.

«Рено» FT — 17

«Рено» FT стал прообразом танка будущего. На нем впервые нашла свое разрешение компоновка основных узлов, которая до сих пор остается классической: двигатель, трансмиссия, ведущее колесо - сзади, отделение управления — впереди, вращающаяся башня - в центре. На танки «Рено» впервые стали устанавливать бортовые радиостанции, что сразу повысило управляемость танковыми соединениями. Ведущее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. Танк имел хорошую проходимость и был прост в управлении. В течение 15 лет он служил образцом для многих конструкторов. В самой Франции «Рено» состоял на вооружении до конца 30-х годов, а по лицензии его выпускали еще в 20-ти странах.

Немцы также попробовали освоить новое оружие. С 1917 года фирма «Бремерваген» начала производство танка A7V, однако их массовый выпуск немцы так и не смогли наладить. Р1х танки участвовали в некоторых операциях, но в количествах, не превышавших нескольких десятков машин.

Напротив, страны Антанты (то есть собственно Англия и Франция) имели к концу войны около 7 тысяч танков. Здесь бронированные машины получили признание и прочно утвердились в системе вооружения. Ллойд-Джордж, английский премьер в годы войны, говорил: «Танк был выдающимся и потрясающим новшеством в области механической помощи войне. Этот окончательный английский ответ на немецкие пулеметы и траншеи без сомнения сыграл очень важную роль в ускорении победы союзников». Танки широко применялись англичанами в боевых действиях. В ноябре 1917 года впервые была проведена массовая танковая атака. В ней участвовали 476 машин при поддержке шести пехотных дивизий. Это был огромный успех нового вида оружия. Стреляя из пушек и пулеметов, танки снесли проволочные заграждения и с ходу преодолели первую линию окопов.

Всего за несколько часов англичане продвинулись в глубь фронта на 9 км, потеряв при этом всего 4 тысячи человек. (В предыдущее британское наступление под Ипром, продолжавшееся четыре месяца, англичане потеряли 400 тысяч человек и сумели вклиниться в немецкую оборону всего на 6-10 км). Французы тоже несколько раз массированно использовали танки. Так, в июле 1918 года более 500 французских танков участвовало в бою под Суассоном.

От первого советского танка «Борец за свободу тов. Ленин», построенного рабочими Сормовского завода в 1920 г., до современного основного танка, обладающего высокой огневой мощью, защитой от всех средств поражения и высокой подвижностью,- таков большой и славный путь советского танкостроения.

В царской России - стране, где был создан первый в мире образец танка (танк А. А. Пороховщикова), танкостроительной промышленности не было и танки не строились. Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции началось оснащение молодой Красной Армии боевой техникой. Уже весной 1918 г., выступая на совещании военных специалистов, В. И. Ленин предложил программу технического оснащения Красной Армии, в которой значительная роль отводилась бронесилам.

31 августа 1920 г., первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин», вышел из ворот завода «Красное Сормово». Руками искусных рабочих при ограниченных возможностях было изготовлено 15 однотипных танков. С этого периода и начинается история развития танкостроения в СССР.

Первые советские танки по боевым качествам не уступали лучшим зарубежным образцам, а по некоторым конструктивным особенностям и превосходили их. Эти отечественные машины и захваченные у интервентов трофейные стали базой для формирования танковых отрядов. Первые такие отряды, в которые входило по три танка, появились в 1920 г. Они участвовали в боях на различных фронтах и использовались для непосредственной поддержки пехоты, находясь в ее боевых порядках. Необходимо отметить, что основными танками Красной Армии в период гражданской войны были трофейные.

В 1924 г. создается техническое бюро Главного управления военной промышленности, которое возглавил инженер С. П. Щукалов. Это стало важным событием в истории советского танкостроения. Если раньше разработкой танковой техники занимались отдельные заводы, что, естественно, не способствовало накоплению необходимого опыта, то после создания бюро все работы концентрируются в едином центре.

Уже через три года, в 1927 г., проводились испытания первого образца легкого танка, спроектированного этим бюро. По результатам испытаний и по решению Реввоенсовета СССР от 6 июля 1927 г. образец принимается на вооружение Красной Армии. Доработанный вариант танка Т-18 получил марку МС-1, что означало «малый сопровождения, образец первый».

В 30-х годах начало быстро развиваться советское танкостроение. В этот период были созданы танковые конструкторские бюро, которые в короткие сроки разработали целое поколение танков всех весовых категорий. Выдающуюся роль в создании первых образцов танков того периода сыграл Н. В. Барыков, который возглавил в 1929 г. особый конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО).

источники
http://dymov.livejournal.com/73878.html
http://www.retrotank.ru/
http://www.iq-coaching.ru/
http://www.opoccuu.com/

А я вам еще напомню про , а так же про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На протяжении 20 века танки были ключом к ведению современной маневренной войны, решающем фактором во многих великих битвах. История танка началась почти 100 лет назад во время сражениях первой мировой войны (1914–1918). В 1916 году возник тупик на западном фронте, где шла позиционная война британских и французских войск с одной стороны, - германских с другой. В результате фронт составлял около 700 км по территории Бельгии и Франции. В то время главной ударной силой была пехота, уязвимая для пулеметов и сдерживаемая траншеями и колючей проволокой. Широко применялись бронеавтомобили с пулеметным вооружением. Они использовались не только для ведения разведки, боевого охранения и доставки личного состава и грузов на поле боя, но и для непосредственной поддержки пехоты в бою, но имели низкую проходимость и не могли преодолевать хорошо оборудованную в инженерном отношении оборону противника. Военные специалисты тех времен предполагали, что должен быть способ преодолеть пулеметы и хорошо подготовленные противником траншей и заграждения. Британцы считали, что здесь могут помочь гусеничные машины. Пять тысяч лет тому назад воин своего племени, передвигаясь на собственных ногах, обладал тремя атрибутами: боевой мощью, защитой и подвижностью, обеспечиваемыми его копьем, щитом и ногами. Однако развитие технологии сделало возможным создание боевых машин почти невероятной мощи. С огромной скоростью они могут двигаться по пересеченной местности, нести оружие и они почти не уязвимы для противника. В этом и состоит концепция бронированных боевых машин . Если рассматривать идею движущегося оружия на поле боя, то и она известна тоже уже не один век - от боевых слонов Ганнибала до рисунков Леонардо да Винчи и фантастического броненосца из рассказа Герберта Уэльса.Применение танков британцами готовилось в строгой секретности. (программа - проект «танк»). Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары, емкости - «водяные баки новой конструкции» (отсюда название tank, англ. «бак, резервуар»). Эта бронированная машина с вооружением предназначалась для подавления уцелевших после артиллерийской подготовки огневых точек противника, разрушения инженерных заграждений и прорыва позиционной обороны. В Великобритании был создан новый класс бронированных машин – танки. Танки являют собой соединение вместе нескольких идей, а не внезапную вспышку гениального открытия . Танк стал важным явлением для первой мировой войны, потому, что здесь сочеталась легкая броня, мощный на то время двигатель и технология гусеничного хода. Впервые танки были применены английской армией в сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме. Эти машины произвели огромное психологическое воздействие на германскую пехоту, которая сдала позиции без боя. . Первым в мире серийным танком стал британский тяжелый танк Mk I, выпускавшийся одновременно в двух модификациях: с пушечно-пулеметным и пулеметным вооружением. В феврале 1916 танк прошел испытания, после чего началось его серийное производство. Mk I был технически несовершенной и ненадежной машиной. Но он ведь создавался практически с «чистого листа». Его вес в зависимости от модификации составлял 27 – 28 т., максимальная скорость – 4,5 км/ч (на местности – 2 км/ч), запас хода – 19 км, поэтому танк имел низкую проходимость. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек и пулеметов. Толщина противопульной брони достигала 5–11 мм, кузов танка был клепаным. Для защиты от гранат на крыше танка была натянута сетка. Экипаж – восемь человек. В первом же бою с применением танков Mk I, британцы из-за технических неисправностей не смогли использовать 17 из 49 имевшихся у них машин. Из 32 танков, начавших атаку, пять застряло в болоте, а девять вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь германской обороны на пять километров. При этом потери наступающих были в 20 раз меньше обычных. Первое массированное применение танков (свыше 200 машин) для прорыва германской обороны было осуществлено британскими войсками 20 ноября 1917 в операции у Камбр . «Танки – это нелепая фантазия и шарлатанство! Здоровая душа доброго немца легко борется с глупой машиной», – твердила германская пропаганда после первого столкновения с британскими танками и обещала скорый «Тевтонский ответ» . Германский Генеральный штаб 1 декабря 1917 года утверждает заказ на постройку 100 шасси. Заказ получил категорию срочности 1 А - танки спешно готовили к большому весеннему наступлению на западном фронте. Число машин увеличили с 10 до 38, но вскоре вновь сократили до 20 в ожидании результатов боевого применения. При столь малом количестве рассчитывать на положительные результаты было трудно. Танки сводились в «штурмовые отделения бронированных машин». Еще до окончания постройки первого A7V, 20 сентября 1917 года, военное министерство распорядилось о формировании двух штурмовых отделений по пять танков. Приказ о формировании третьего отделения был отдан 6 ноября 1917 года . Экипажи набирали по следующей схеме: механиков-водителей и механиков - из инженерных войск, наводчиков и заряжающих из артиллеристов, пулеметчиков из пехоты. Офицеров брали из пехоты или автомобильных частей . У армейского руководства Германии танки по-прежнему не вызывали особого энтузиазма. Начальник Генерального штаба генерал-фельдмаршал Гинденбург, осмотревший в марте в Шарлеруа первые 10 машин, высказался весьма скептически: «Вероятно, они не принесут большой пользы, но так как они уже сделаны, то мы попробуем их применить». В предстоящем наступлении германское командование основной упор делало на внезапность атаки, наступательный порыв пехоты, использование автоматического оружия, огневую мощь артиллерии (количество тяжелых орудий составляло 66% от количества легких) и тщательную организацию ее огня. Впервые германские танки вступили в сражение 21 марта 1918 года у г. Сент-Кантен, в полосе наступления 18-й германской армии. Четыре танка А7V 1-го штурмового отделения под командой капитана Грайфа и 5 танков Mk IV вступили в бой утром. Из-за сильного тумана они часто теряли связь с пехотными подразделениями и действительно. Mk IV не выполнили своих задач из-за недостатка бензина и повреждений от артиллерийского огня, у двух A7V выявились технические дефекты. Более-менее удачно действовали только А7V N 501 и 506. Все это, а также слабый грунт на пути движения не позволили судить об эффективности применения германских танков. И все же впечатление, произведенное ими в первый день на английских солдат, не многим уступает ужасу немецкой пехоты на Сомме в сентябре 1916-го. В одной из записей штаба 18-й германской армии говорилось: «Наши танки в огромной степени укрепляли дух пехоты даже тогда, когда они применялись в небольшом количестве; в то же время, как показал опыт, они производили большой деморализующий эффект на неприятельскую пехоту». Три A7V 3-го штурмового отделения встретились с вышедшими из леса тремя английскими Mk IV роты «А» 1-го танкового батальона. Первый в истории бой танков с танками носил характер встречного и для обеих сторон был внезапным. Англичане оказались в не самом выгодном положении: из трех машин две были пулеметными, а экипажи были измотаны длительным нахождением в противогазах - их позиции накануне обстреляли химическими снарядами. Таким образом, британцы на первый взгляд уступали немцам в огневой мощи, бронировании и работоспособности экипажей. Однако уже в этом столкновении сказались такие факторы, как маневренность танков, опыт и слаженность экипажей. Бой проходил возле позиций английской пехоты и на виду у германской артиллерии, но они не приняли в нем участия. Немецкие артиллеристы опасались поразить своих, а английские пехотинцы попросту не имели каких-либо противотанковых средств. Хотя пулеметные Mk IV, получив большие пробоины, вынуждены были вскоре отойти в тыл, пушечный танк продолжал вести огонь. Немецкие машины остановились неудачно - бой фактически вел только один из них, стреляя с места из пушек и пулеметов, в том числе бронебойными пулями. В отличие от немецких, английский танк постоянно маневрировал и, сделав несколько выстрелов с ходу, перешел к ведению огня с коротких остановок. После трех попаданий у A7V был поврежден масляный радиатор. Пользуясь тем, что английскому танку разорвало гусеницу, он смог отойти на небольшое расстояние, после чего экипаж покинул его. Два других отошли. Это дало основание англичанам справедливо считать себя победителями в первой танковой схватке. Захваченный танк нес имя «Эльфриде». Машину внимательно изучали в тылу, ее испытывали французские и английские экипажи. По мнению союзников, немцы в своей модели повторили большое количество конструктивных ошибок и механических недостатков, позаимствованных ими у первых английских и французских танков». Точнее было бы сказать, что немцы учли многие из недостатков первых танков союзников, но сделали немало собственных ошибок. Англичане отмечали хорошее бронирование A7V спереди, сзади и с бортов при слабой защите крыши. Кроме того, заслонки отверстий в башне, орудийный щит, пулеметные маски и щели между плитами были очень уязвимы для осколков ружейных и пулеметных пуль. Отмечалась низкая проходимость машины, об этом свидетельствовал уже сам факт опрокидывания танка. После 8 августа – «черного дня германской армии», когда англичане ввели в бой одновременно 415 танков, а германская противотанковая оборона оказалась неэффективной на заседании лидеров партий в рейхстаге 2 октября 1918 года представитель Ставки Главного командования заявил: «Надежда побороть противника исчезла. Первым фактором, решительно повлиявшим на такой исход, являются танки. Неприятель применил их в громадных, нами непредвиденных массах». Депутаты резко упрекали Военное министерство и Главное командование в пренебрежении таким боевым средством. 23 октября было распространено заявление военного министра генерала Шейха: «Мы уже давно энергично занимались постройкой этого оружия, которое признано важным. Мы скоро будем иметь дополнительное средство для успешного продолжения войны, если нас к этому вынудят». Полезность «этого оружия» теперь не вызывала сомнений. Но для немцев было уже слишком поздно. Окраска танков экипировка экипажей – имело немаловажное значение для танкистов. На немецких танках преобладала однотонная окраска - в светло-зеленый или серо-стальной цвет. 3атем на некоторых машинах - по примеру английских стали применять деформирующую пятнистую окраску. В сентябре 1918 года германское командование решило упорядочить систему обозначения танков и ввели и типовую деформирующую окраску. Поверх наносились пятна и полосы неправильной формы красно-бурого, светло-зеленого и лимонно-желтого цвета. Танкисты носили ту форму, в которой пришли из своих родов войск. Кроме фуражки-бескозырки, голову иногда прикрывали стальным шлемом. Позже экипажи танков стали использовать авиационные куртки и комбинезоны. Применялись и защитные комбинезоны с содержанием асбеста; кожаные амортизирующие шлемы с защитными валиками. Шлемы часто дополняли кожано-металлические маски с прорезями для глаз и кольчужной бородой, защищавшие лицо и глаза от мелких осколков и свинцовых брызг. В снаряжение экипажей обязательно включались противогазы. Надо отметить, что даже в то время обращалось внимание конструкторов на пожарную безопасность танков, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, герметизацию танка на случай применения противником огнеметов, а также на доступность механизмов для обслуживания и ремонта и возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи. И в наше время танки остаются главной ударной силой Сухопутных войск, так как обладают большой огневой мощью и ударной силой, высокой подвижностью и надёжной броневой защитой. Действуя массированно на главных направлениях, они способны самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск преодолевать оборону противника, вести высокоманёвренные боевые действия, продвигаться на большую глубину, уничтожать резервы противника, захватывать и удерживать важнейшие рубежи и обеспечивать стремительное достижение целей боя и операции. Мощная броня танков делает их относительно устойчивыми к воздействию огня артиллерии и поражающих факторов ядерного оружия, резко снижает степень поражения экипажа проникающей радиацией и позволяет вести успешные боевые действия в условиях применения противником ядерного оружия. Таким образом, будущее у танка определенно есть. И пока сохранится потребность в создании огневой мощи в критический момент, преодолевая любое сопротивление противника, сохранится потребность в танках .

Первый британский танк Mark I.

К концу 1916 года на полях сражений господствовала артиллерия и пулеметы. Артиллерия заставила противоборствующие стороны поглубже окапываться, а пулеметные очереди начинали косить, поднявшуюся в атаку, пехоту противника. Война превратилась в позиционную и на много километров протянулись окопные линии вдоль фронта. Казалось выхода из такого положения нет, но 15 сентября 1916 года после полугодичной подготовки, англо-французская армия начала наступление на севере Франции. В историю это наступление вошло как "Битва на реке Сомме". Эта битва знаменательна те только тем, что удалось откинуть немецкие войска на несколько километров, но и тем, что впервые в сражении приняли участие английские танки.


Н аступление союзников на реке Сомма началось 15 сентября 1916 года после массированной и длительной артиллерийской подготовки, в результате которой планировалось уничтожить инженерные оборонительные сооружения немцев. Британским солдатам даже внушали, что все, что им надо сделать, это пешком пройтись в сторону обороны немцев и захватить их позиции. Но не смотря на это, наступление забуксовало: немецкие позиции практически не пострадали от артиллерийских ударов, а их армия в обороне по-прежнему оставалась боеспособной. Армия Антанты истекала кровью, пытаясь прорвать немецкие позиции, но все усилия тратились совершенно напрасно. Тогда вновь назначенный английский главнокомандующий генерал Дуглас Хейг решил пустить в ход новое оружие - танки, только что доставленные на фронт. Старый военный относился к новинке с большими сомнениями, но положение на фронте обязывало бросить в бой последние козыри.

Хейга убеждали, что время для наступления он выбрал неподходящее. Осенние дожди довольно сильно размочили землю, а танкам нужен твердый грунт. Наконец, - и это самое главное - танков еще слишком мало, всего несколько десятков. Но выхода другого не было.

Первым британским танком, который принял боевое крещение в Битве на Сомме, был тяжелый танк Mark I, который имел вооружение: две нарезные 57-мм пушки модели Six Pounder, Single Tube, два 7,7-мм пулемёта «Гочкисс» M1909 с воздушным охлаждением ствола, размещавшихся позади пушек в спонсонах, а так же один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и в ряде случаев ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Экипаж такого танка состоял из 8 человек.

49 танков Mark I получили приказ двинуться к передовым позициям. Была темная ночь. Стальные громады ползли, как черепахи, в ту сторону, где поминутно загорались в небе осветительные ракеты. Через 3 часа марша, на места, указанные для сосредоточения, явились только 32 машины: 17 танков застряли по дороге или встали из-за различных неполадок.

Заглушив двигатели, танкисты возились возле своих стальных коней. Заливали масло в моторы, воду в радиаторы, проверяли тормоза и оружие, наполняли баки бензином. За полтора часа до рассвета экипажи снова завели моторы, и машины поползли на противника...

Британский танк Mark I после наступления на реке Сомма, 25 сентября 1916 года.

На рассвете показались немецкие окопы. Сидевшие в них солдаты были поражены видом странных машин. Однако хваленая немецкая дисциплина взяла верх, и они открыли ураганный огонь из винтовок и пулеметов. Но пули не причиняли танкам никакого вреда, отскакивая от бронированных стенок, как горох. Подойдя поближе, танки сами открыли огонь из своих пушек и пулеметов. От града снарядов и пуль, выпускаемых с малой дистанции, немцам стало жарко. Но они не дрогнули, надеясь, что неуклюжие машины застрянут в многорядном проволочном заграждении, установленном перед окопами. Однако проволока для танков не составляла никакого препятствия. Они легко подминали ее своими стальными гусеницами, как траву, или рвали, как паутину. Тут немецких солдат охватил настоящий ужас. Многие из них стали выскакивать из окопов и бросались бежать. Другие поднимали руки, сдаваясь в плен. Вслед за танками, прячась за их броней, шла английская пехота.

У немцев не было машин похожих на танки и вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания.



15 сентября 1916 года в ходе Первой мировой войны во время битвы на Сомме британцы впервые в военной практике человечества применили танки - 32 довольно примитивные и медленные машины, которые одним своим видом вызвали панику в немецких оборонительных рядах, сообщает gazeta.ua .

Весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан "Комитет сухопутных кораблей", перед которым была поставлена задача создать бронированную боевую машину для охраны континентальных береговых баз. Летом 1915 года контракт на разработку такой машины был предоставлен компании по производству сельскохозяйственной техники "William Foster & Co".

Строительство прототипа началось 11 августа, а уже 9 сентября первый экземпляр танка сделал пробный пробег по территории завода. Танк был назван "Little Willie" ("Малыш Вилли"), а осенью появилась его усовершенствованная версия - "Big Willie" ("Верзила Вилли"), 49 экземпляров которой под названием "Mark I" поступило в следующем году в британские военные части.

Экипаж 28-тонного танка состоял из восьми человек, двое из которых занимались его управлением, двое были стрелками, еще двое их помощниками; руководил танком офицер, в распоряжении которого было еще два механика. В качестве вооружения использовались две 57-мм пушки и два или четыре 7,7-мм пулемета. Скорость танка составляла около 6,5 км/ч, а запас хода не превышал 40 километров. Место размещения экипажа танка не было отделено от двигателя, из-за этого температура внутри корпуса достигала 50 градусов и были случаи, когда первые танкисты теряли сознание, отравившись угарным газами и парами масла. 8-миллиметровая броня должна была уберечь экипаж танка от стрелкового оружия, а для защиты от случайных осколков танкистам выдавалась кожаная кольчуга и шлем.

1 июля в районе реки Сомма (Франция) началось наступление англо-французских войск на немецкие позиции. Атаке предшествовала недельная артподготовка, которая, однако, не разрушила оборонительные позиции немцев и в первый же день боя из 100 тысяч британских солдат погибло двадцать тысяч, а сорок тысяч были ранены. Действия следующих дней также были малоэффективными и сопровождались большими потерями - за каждые десять метров немецких позиций погибало 100 французских или английских военных.

И даже 15 сентября, когда впервые в истории войн, были применены танки, изменить характер боя не удалось. Однако, несмотря на несовершенство танков, большая часть которых из-за плохой маневренности была потеряна во время немецкого контрнаступления, генерал Дуглас Хейг, командующий союзнических войск на Сомме, заказал еще несколько сотен экземляров новейшего вооружения.

Первый танковый бой состоялся 24 апреля 1918 года под городком Виллер-Бретонне (Северная Франция) - три немецкие танки A7V наткнулась на группу из трех британских танков Mark IV, два из которых были оснащены только пулеметами для поддержки пехоты. В результате перестрелки они были повреждены, а третий британский танк, оснащенный пушкой, сумел подбить один танк противника, после чего два немецких танка отступили. В тот же день немецкий и британские танки были отремонтированы и продолжили боевые действия.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: