Русский язык в славянском народе. Презентация на тему "русский язык в семье славянских языков". Появление славянской письменности

РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ

СЛАВЯНСКИХ

ЯЗЫКОВ

Урок русского языка
в 9к классе сош № 3
Учитель – Мартынова М.Б.

ЦЕЛИ:

  • показать учащимся родство славянских языков и место русского языка среди них;
  • вызвать у учащихся интерес к вопросам истории развития славянской письменности, литературы, культуры;
  • продолжать формирование навыков монологической и дискуссионной речи.

ПЛАН УРОКА

  • Общеславянский язык – прародитель славянских языков.
  • «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи. Практикум.
  • Языки-братья. Практикум.
  • Дискуссия по проблеме существования общеславянского языка.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Слайд - 1

Приветствие. Рапорт.

Тема нашего урока « Русский язык в кругу славянских языков».

Он посвящён проблемам развития славянских языков.

Слайд - 2

На уроке мы постараемся определить родство славянских языков и место русского языка среди них, также коснёмся вопросов истории развития славянской письменности, литературы, культуры, продолжим работу над развитием монологической и дискуссионной речи.

Слайд 3

План работы на уроке.

Работа в тетрадях. Записать число, классная работа, тему урока.

Слайд 4

Начнём мы работу на уроке с защиты проекта по теме «Общеславянский язык – прародитель славянских языков». Представит его нам Семенчук Р.

2. ЗАЩИТА ПРОЕТА «ОБЩЕСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК - ПРАРОДИТЕЛЬ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ»

Слайд 5

Язык - основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются языке – в словах, словосочетаниях и предложениях. С помощью языка люди передают свои знания, опыт от поколения к поколению.

Давным-давно задумались люди над загадкой языка, тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества! Кто знает, может, нам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайны человеческого языка. А пока загадка остаётся загадкой, и только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

Мы постоянно разговариваем с кем-нибудь, сообщая что-то и слушая других, читаем, пишем, поём, думаем, мечтаем… и во всех этих случаях используем родной язык. Без языка общество людей не могло бы существовать.

Языки народов мира очень разнообразны по структуре и по истории своего развития. Некоторые из языков обнаруживают сходство в словарном запасе, фонетическом строе и грамматике, другие, напротив, далеки друг от друга.

Слайд 6

Классификация языков по степени их родства называется генеалогической (от греч. «родословная»). Генеалогически языки делятся на семьи, а внутри семей – на группы. В семьи и группы языки объединяются по общности их древнего источника.

Русский язык входит в индоевропейскую семью. Эта семья – самая многочисленная (в неё входят около ста языков). Среди групп индоевропейских языков выделяется славянская группа, она одна из самых крупных в этой семье. Число говорящих на современных славянских языках составляет около трёхсот миллионов человек.

2) Все славянские языки восходят к древнему праязыку, который условно называют общеславянским языком. Выделение славян из общеиндоевропейского единства произошло в глубочайшей древности, приблизительно к началу 3 тысячелетия до нашей эры. В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселявший обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Общеславянский язык просуществовал до середины 1 тысячелетия нашей эры.

Карта – 1 Слайд 7

Слайд 8

Итак, с течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом. Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.

Постепенно общеславянские языки разделились на три группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую.

Карта - 2 Слайд 9

Слайд 10

Восточнославянская группа языков просуществовала примерно до 14 – 15 в. и в связи с расселением племён со временем распалась на русский, украинский и белорусский – близкородственные языки.

В 14-15 в. восточнославянская группа делится на три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский.

Слайд 11 кириллица + Слайд 12

Почти все общеславянские языки имеют письменность. У восточных и южных славян, за исключением хорватов, письменность основана на кириллическом алфавите, или кириллице, - алфавите, который был создан родоначальниками славянской письменности Кириллом и Мефодием, а западные славяне пользуются латинским алфавитом.

Слайд 13

Родство славянских языков несомненно. Оно проявляется, например, в лексическом составе. Так, одинаково или похоже звучат некоторые названия близких родственников в русском, украинском, белорусском, болгарском, польском и чешском языках, например, отец, мать, сын, сестра и др.

Русский

украинский

белорусский

болгарский

польский

чешский

отец

отець

айцец

отец

oiciec

otec

мать

мати

маци

майка

matka

matka

сын

син

сын

син

В НАЛИЧИИ ОБЩИХ СЛОВ, А ТАКЖЕ В НЕКОТОРОМ ФОНЕТИЧЕСКОМ И ГРАММАТИЧЕСКОМ СХОДСТВЕ. ТАК, НАПРИМЕР, ОБЩИМИ ДЛЯ ЭТИХ ЯЗЫКОВ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ГОЛОВА, РУКА, ЗЕМЛЯ, ЕСТЬ И МНОГИЕ ДРУГИЕ.

НО, НАРЯДУ СО СХОДСТВОМ, ЭТА ЛЕКСИКА ИМЕЕТ ФОНЕТИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ.

НАПРИМЕР, РУССКОМУ СЛОВУ ПИТЬ В УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ СООТВЕТСТВУЕТ ПИТИ , В БЕЛОРУССКОМ – ПiЦЬ , БОЛГАРСКОМ – ПИЯ , СЛОВЕНСКОМ – piti и т. П.

Слайд 14

Самый ранний литературный язык, на котором написаны древнейшие славянские памятники, - общеславянский. Это такие памятники, как летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская правда», «Слово о полку Игореве».

Слайд 15

А вот как создавались первые рукописные книги.

В монашеской келье…

Из-под пера летописца Нестора…, писавшего «Повесть временных лет»

Слайд 16 - 18

А так выглядели страницы первых рукописных книг, с которых и начиналась история русской письменности.

3.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Как мы с вами увидели, существует множество особенностей, сближающих и разделяющих родственные языки. На уроке мы пронаблюдаем за этими особенностями. Например, одной из отличительных черт русского языка от украинского и белорусского в области морфологии является отсутствие особой звательной формы в русском языке.

Над этой темой работала ещё одна группа учеников, они провели исследование и сейчас нам представят свои выводы.

Слайд 19

СООБЩЕНИЕ « Утрата звательной формы в русском языке при сохранении её в украинском и белорусском»

В древнерусском языке сущ-ые изменялись по семи формам падежей. Форма зват. падежа применялась в русском языке при употреблении обращений. Это звучало так, сестро, дочере, сыно, коню и т.д.

С течением времени русский язык потерял форму звательного падежа, хотя она до сих пор сохраняется в укр. и белор. яз.

Хотя можно обратить внимание на то, что часто в разговорной речи употребляются выражения боже! и господи! Это остатки утратившей формы.

Также некоторые поэты и писатели использовали форму звательного падежа в языке художественных произведений, например, Пушкин «Чего тебе надобно, старче?» или Гоголь «Поворотись –ка, сынку!»

Слайд 20


4. «Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи. Практикум.

Слово учителя .

Как уже было замечено, «Слово о полку Игореве» - один из древнейших текстов славянской письменной речи, написанный языком, понятным для всех славян. Прежде чем приступить к работе с этой книгой, мне хотелось бы прочитать слова выдающегося учёного Лихачева, которые, на мой взгляд, очень точно передают значение этого произведения.

« Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нём новое и своё. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, и они всегда современны».

Д.С. Лихачёв.

Слайд 21

Давайте поработаем с источником и выполним следующее задание: откройте древнерусский текст «Слова…», найдите в тексте обращения, употребленные в звательной форме, выпишите их в тетрадь (3 – 4 примера).

Слайд 22

Проверим:

«Не лепо ли ны бяшитъ, братие… » не пора ли нам, братия, начать о походе Игоревом слово

« О Бояне , соловию старого времени!» о боян, старинный соловей,

« О русская земле !»

Разминка (физ. пауза)

Слайд 23

5. РАБОТА С ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

А сейчас мы переходим ко второй части урока, где проследим за особенностями, являющимися общими для всех славянских языков. В этом нам помогут этимологические словари.

Этимологические словари существуют, главным образом, чтобы объяснять происхождение и историю отдельных слов и морфем.

Готовясь к уроку, группа ребят провела исследовательскую работу и обнаружила, что некоторые слова в современном русском языке (совершенно, на первый взгляд, непохожие) являются исторически родственными.

Обертышев С.

СООБЩЕНИЕ.

Слова «врач» и «врать» исторически оказываются родственными словами. Установить это удалось при сравнении родственных славянских языков. Основным из древних значений болгарского слова «врач» является значение «знахарь», «колдун». Сербохорватское «врач» также означает «чародей, колдун, предсказатель, знахарь», так как врач знал, как заговаривать болезни. В старославянском языке слово «врать» имело значение «говорить». Сравните: «заговаривать», «говорить». Лишь позднее оно стало означать «говорить неправду, лгать», а его исконное значение «говорить» сохранилось в слове «врач»

Слайд 24

Вопрос что же помогают узнавать этимологические словари?

Слайд 25

ПРАКТИКУМ.

Пользуясь этимологическим словарём, покажите на примере общеславянского слова «живот» родство всех трёх групп славянских языков. Выпишите словарную статью в тетрадь.

Слайд 26

ПРОВЕРКА.

Живот – «часть тела у человека, животного» Общеславянское слово индоевропейского характера. Первоначальным значением слова живот было – «жизнь, нажитое, имущество»

Слайд 27

ПРОСМОТР СЦЕНЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» (по пьесе М. Булгакова, режиссёр Л. Гайдай)

Слайд 28

Вопрос. О чём идёт речь в этом диалоге?

Задание: прочитайте диалог, найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Запишите несколько слов, относящихся к разным эпохам.

Какой приём придаёт этой сцене иронический характер?

Герой этой пьесы соединил в своей речи лексику разных эпох

ИОАНН (кричит режиссёру Якину ). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

ЯКИН (хрипит ). Живота…

ЗИНА. Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

ИОАНН. Живота? Ну будь по-твоему…

ЯКИН. Зинаида, подскажи мне что-нибудь по-славянски.

ЗИНА. Паки.

ЯКИН. Паки. Паки. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.

ИОАНН. Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

ЯКИН. Языками не владею, ваше благородие.

ИОАНН. Жалую тебе шубу с царского плеча.

ЗИНА (Якину). Благодари! Благодари!

ЯКИН. Весьма вами благодарен.

ЯКИН (чуть позже ). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.

Пустой слайд.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Итак, сегодня на уроке мы с вами наблюдали за тем, каково же место русского языка в кругу славянских языков. Современный русский язык находится в определённых отношениях ко всем другим славянским языкам. На примере «Слова о полку Игореве» обнаружили элементы, отличающие русский язык от родственных языков. Работая с этимологическим словарём, увидели наоборот общие признаки. Так существовал ли на самом деле язык общий для всех славян? Какие аргументы можно привести «за» и «против»?

Дискуссия по проблеме существования общеславянского языка

Ребята, как вы думаете, можно ли полагать, что общеславянский язык существовал, обоснуйте своё мнение.

Аргументы

Против

  • Не сохранилось текстов на этом языке.
  • Не существует словаря общеславянского языка, и он не может быть составлен.
  • Слишком различны славянские языки, непонятны без перевода представителям другой группы славян.

За

  • Сходство в языках на разных уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом.
  • Этимология находит много общих черт в тех словах, которые в современных славянских языках кажутся не родственными.
  • Существование старославянского языка, понятного всем славянским народам в IX – X вв.
  • Большинство алфавитов славянских языков близки по количеству и звуковому значению букв, несмотря на рзность наертаний
  • О едином языке писали древние летописцы, о нём упоминает Ломоносов.

Слайд 29

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

В конце урока мне вновь хотелось бы обратиться к словам Д.С. Лихачева.

« Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее»

Д.С. Лихачёв.

Итак, мы приближаемся к завершению нашей работы, давайте подведём итоги.

ОЦЕНКИ.

Итоги работы.

Слайд 30

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. выписать из этимологического словаря не менее 10 слов, происхождение которых восходит к индоевропейской семье языков;
  2. произвести этимологический анализ одного слова (по выбору), имеющего общеславянские корни.

Русский язык относится к славянским языкам. Все современные славянские языки делятся на три группы по географическому признаку.

1. Восточнославянские языки: русский, украинский и белорусский.

2. Западнославянские языки: польский, чешский и словацкий, а также языки верхнелужицкий и нижнелужицкий.

3. Южнославянские языки. К ним относятся языки славян, живущих на Балканском полуострове: болгарский и языки народов Югославии - сербскохорватский, словенский, македонский.

Славянские языки близки друг другу. Русский язык особенно близок украинскому и белорусскому языкам.

Но, вслушиваясь внимательно в речь представителей других славянских народов - поляков, чехов, болгар, сербов, мы тоже ее понимаем, узнаем много знакомых слов, а иногда постигаем смысл целых предложений.

Вот, например, как звучит по-болгарски начало всем известной «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (перевод Младена Исаева):

Приказка за рибаря и рибката Някога живели край морето, край синьото море, старик и баба; те живели в схлупена землянка цели тридесет и три годияи. Старецът ловял със мрежа риба, баба си прела свойта и прежда. Хвърлил той веднъж в морето мрежата си, но загребал тиня. Втори път си мрежата разгънал - та попаднала на водорасли. Трети път си мрежата разгънал и извадил от водата рибка, но не като другите, а златна.

Достаточно сравнить русский текст Пушкина с текстом перевода, чтобы увидеть в этом отрывке множество болгарских слов, которые совпадают с русскими целиком или отличаются очень незначительно по звучанию: Старик, старецът, баба, рибка, море, синьо (синее), Землянка, цели (целые), Ловял (ловил), Вода, водорасли, някога (некогда - в смысле когда-то), Прела (пряла), Прежда (пряжа), Тиня (тина), Три, втори (второй), Трети, други (другие); союзы И, а, но И т. д. Другие слова отличаются от русских только суффиксом или приставкой: Приказка (сказка), Живели (жили), Рибар (рыбак), Година (год), Загребал (загреб), Попаднала (попала), Златна (златая, золотая). Нам понятно слово Тридесет (тридцать), потому что Тридесятый Вместо Тридцатый Часто встречается в русских народных сказках, былинах. Понятен и предлог Край: край морето Значит «возле моря, на краю моря». Слово Мрежа, Которое означает «невод», мы сейчас не употребляем, но его можно найти в другом произведении Пушкина - в стихотворении «Отрок»:

Невод рыбак расстилал на брегу студеного моря; Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы...

Гораздо меньше (в этом отрывке около десятка) таких слов, которых совсем нет в русском языке и которые непонятны без знания болгарского языка или без словаря. Это слова: Схлупена (приземистая, низкая), Хвърлил (бросил), Той (он), Тя (она), Веднъж (однажды), Път (раз), Разгънал (развернул, раскрыл), Извадил (вынул), кого (как). Бросается в глаза при чтении этого отрывка и такая чуждая русскому языку особенность, как артикль. Артикль есть во многих языках, и ставится он обычно перед словом.

Например, Стол По-немецки der Tisch, по-французски - la table, по-английски - the table. В отличие от этих языков в болгарском языке артикль присоединяется всегда к концу слова: рибкаго, морего, синього, старецЪт, свойга, мрежата, водата, другиге.

Существует много слов, которые употребляются в одном и том же значении во всех славянских языках. В таблице на стр. 39 показано, как звучат некоторые из этих слов в главных славянских языках (в скобках русскими буквами дается приблизительное произношение).

Языковеды установили, что все славянские племена в первые века нашей эры говорили на праславянском, или общеславянском, языке с небольшими местными, диалектными различиями. Племена хорошо понимали друг друга, но жили они раздельно, расселялись все дальше друг от друга, и связи между ними ослабевали.

Примерно с VII - IX вв. единый общеславянский язык перестал существовать. Он распался на отдельные самостоятельные славянские языки.

Тогда же возник единый восточнославянский (древнерусский) язык.

На нем говорили предки русских, украинцев и белорусов (все они принадлежали к единой древнерусской народности).

В XIV - XV вв. древнерусский язык распался на три самостоятельных восточнославянских - русский, украинский и белорусский. Этому способствсвало длительное разобщение русских, украинцев и белорусов после распада Киевского государства.

Территории, на которых жили украинцы и белорусы, не входили в состав Русского государства, культура и язык этих народов развивались самостоятельно. И все же восточнославянские языки наиболее близки между собой, так как выделились они в самостоятельные позже других славянских языков.

Многие слова в различных славянских языках совпадают; они представляют наиболее древнюю, исконную часть славянской лексики. Они сохранились от общеславянского языка, или, как говорят языковеды, восходят к общеславянской эпоха. Эти слова до сих пор жизненно важные и наиболее часто употребляемые. Например, из имен существительных в русском языке к общеславянским относятся слова, обозначающие родственные отношения (мать, отец, сын, дочь, брат, сестра, дед И др.), названия частей тела (голова, зуб, нос, рука, нога, бок И др.), названия частей суток (день, ночь, вечер), Врэмен года (весна, лето, осень, зима), Явлений природы (дождь, гроза, снег, ветер), Географические обозначения (берег, болото, поле, река, море, озеро), Названия. деревьев, растений (дуб, берёза, липа, сосна, ель, морковь, тыква, трава), Домашних животных (корова, кога, конь, кот, овца, пёс, свинья), Диких животных (волк, заяц, змея, медведь, олень), Названия орудий труда (грабли, вилы, игла, нож, нить, шило И т. д.).

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Русский язык среди славянских языков . И в закладках появилось готовое сочинение.


Цель урока: 1.Получить представление о месте русского языка среди других славянских языков. 2. Развивать умение рассуждать на заданную тему. 3. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, желание его изучать.


Язык –это история народа. Язык –это путь цивилизации и культуры. А. Куприн

  • Объясните, как вы понимаете высказывание писателя А. И. Куприна?
  • Обоснуйте свою точку зрения.

Родственными являются языки, которые исторически восходят к одному языку – предку – праязыку .

Все славянские языки (русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский и др.) восходят к древнему праязыку, который условно называют праславянским языком.


В глубокой древности на этом языке говорил народ, заселяющий обширную территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Праславянский язык просуществовал до середины 1-го тысячелетия н. э .


С течением времени славянские племена расселились на огромной территории и в связи с этим стали утрачиваться их связи друг с другом.

Язык каждой из обособившихся групп племён продолжал развиваться изолированно от других, приобретая новые фонетические, лексические и грамматические особенности.


Постепенно славянские языки разделились на три группы:

1). Восточнославянские языки;

2). Западнославянские языки;

3). Южнославянские языки.


В 10 веке, с принятием христианства, на Русь стали поступать из Болгарии церковные книги, написанные на старославянском языке. Это способствовало распространению письменности.


С течением времени старославянский язык, подвергнувшись звуковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковнославянского и до 17 века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка.


Древним восточнославянским языком является язык древних восточных славян.

Древнерусским этот язык называют потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство – Киевскую Русь , образовали единую древнерусскую народность.


Древнейшие памятники письменности

11-13 веков являются общими для всех восточнославянских языков.

На древнерусском языке написаны такие памятники, как летопись «Повесть временных лет», древнейший свод законов «Русская Правда», «Слово о полку Игореве»


В истории русского языка

выделяются три периода:

1). 6-7-14вв.;

2). 15-17вв.;

3). 18-20вв.


Первый период начинается выделением восточных славян(предков русских, украинцев и белорусов) из общеславянского единства.

С этого времени ведёт своё существование и восточнославянский ( древнерусский ) язык.


Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и возникновение языка великорусской народности.

Существенные сдвиги в общественной жизни, происшедшие на рубеже средневековья и нового времени, вызвали серьёзные изменения в языке.


Развитие экономических и политических связей Московской Руси, рост авторитета Москвы, распространение документов московских приказов явилось причиной того, что говор Москвы лёг в основу начавшего формироваться в 17веке русского национального языка.


В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная основа, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) вырабатываются нормы русского национального литературного языка. В истории русского языка наступает третий период.



  • Используя данные рисунки, расскажите о группе славянских языков.


  • Назовите языки, которые являются родственными русскому языку.
  • В чём выражаются родственные связи этих языков?
  • Приведите примеры, доказывающие родство славянских языков.

В зависимости от происхождения исконно русские слова подразделяются на три основные группы:

слова общеславянские,

восточнославянские и

собственно русские.


Общеславянские слова унаследованы древнерусским языком из языка-основы, существовавшего

до5-6вв. нашей эры на территории, заселённой в доисторическое время славянскими народами.


К общеславянским словам относятся: 1). Название лиц по родству (мать, дочь, сын, брат и.т.д.);

2). Название занятий и орудий труда (жнец, лекарь, пастух, ткать, сечь); 3). Название жилища, одежды, домашней утвари (дом, двор, окно, свеча); 4). Название пищи и продуктов (каша, квас, пирог, мёд. кисель); 5). Название растений, предметов и явлений природы (соха, плуг, серп, берёза, липа, сосна, земля, поле. гора, небо, зима, утро, солнце).


Восточнославянские(древнерусские) слова возникли в11-14вв.

Сюда входят слова, общие

Для русского, украинского

И белорусского языков,

составляющих некогда

единство – Древнерусский

язык. Таких слов много

(дядя, мужик, плотник,

белка, зодчий. кладовая,

корзина, коромысло,

мешок, скатерть, самовар,

лодка, цветок, кружево).


Собственно русские слова появились с14в. (после деления восточнославянского языка на русский,

украинский, белорусский).

К ним относятся все слова, за исключением заимствований(бабушка, дедушка, женщина, мужчина, мальчик, ребёнок, телёнок, кукушка, ласточка, ромашка, одуванчик, сказка, вьюга и.т.д.).


Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнейшего языка славян. В9в. Этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а в конце 10в. (после принятия христианства) распространился на Руси.


Как отличить старославянизмы

от исконно русских слов?

Во-первых, старославянизмы обозначают отвлечённые понятия ( великодушие, добродетель, благо, внимание и.т.д.); научные понятия ( вселенная, изречение, местоимение, правило и.т.д.); церковно-религиозные понятия ( воскресенье, жертва, порок, храм, священник и.т.д.).


Во-вторых, с фонетической стороны характеризуются неполногласными сочетаниями : -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло, -ере-, -еле- ( град, здравый, глава, брег );

сочетаниями : -ра-, -ла- в начале слова на месте русских ро-, ло-( работа, ладья ); сочетанием жд , соответствующим русскому ж: хождение (хожу), одежда (одежа), чуждый (чужой).

Согласным щ на месте русского м ощь (мочь), горящий (горячий), освещение (свеча).

Начальными а, е вместо я, о: азъ (я), агнец(ягнёнок), един(один), езеро (озеро).


В русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения:

Приставки: воз-, из-, низ-, пре-, пред-, чрез- ( воздать, презирать, низвергнуть, предпочитать, чрезмерный);

Суффиксы существительных: -ени-, -енств-, -еств-, - знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) ( единение, главенство, жизнь, хранитель, кормчий, гордыня). Суффиксы прилагательных и причастий: -айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ-, -им-, -ом-, -ущ-, -енн- ( добрейший, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный).

Первая часть сложных слов: благо-, бого-, зло-, грехо-, велико- и др. ( благодарить, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушный и др.).


Тренировочное упражнение.

  • К данным старославянизмам подберите соответствующие русские слова.

П ра х –

Г ла ва-

Н ра в –

П оро х

Г оло ва

Н оро в

Е лень –

О лень

Неве жд а –

Чу жд ый –

Ст ра на –

К ра ткий –

В ра та -

Неве ж а

Чу ж ой

Ст оро на

К оро ткий

в оро та

Все ли соответствующие русские слова совпадают со старославянскими по значению?


Сочинение – рассуждение.

(Мысли об истории русского языка).

  • При написании используйте словосочетания: праславянский язык,

распространение письменности, восточнославянский (древнерусский язык), общеславянские слова, древнейшие памятники письменности, говор Москвы в основе национального литературного языка, собственно русские слова, использование старославянизмов.

  • Для придания речи особой выразительности используйте старославянизмы.

Продолжите предложения:

Я сегодня узнал….

Мне было интересно…..


Домашнее задание.

§ 1, Упр.4


Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

Русский язык

Класс 9

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 1. Русский язык в семье славянских языков (1 час)

Базовый уровень

Тип урок а: урок изучения нового материала.

Цель урока: 1 ) Дать представление о месте русского языка в семье славянских языков.

Задачи урока:1) Познакомить учащихся с группой славянских языков, показать место русского языка среди них .

2) Продолжить формировать умение работать с лингвистическим текстом.

3) Воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты : оценивают собственную учебную деятельность, строят речевое высказывание, извлекают нужную информацию, делают обобщения и выводы, умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Оборудование :учебник.

Ход урока:

I . Организационный момент .

II . Знакомство с учебником .

Учащиеся вместе с учителем ставят цели и задачи на новый учебный год. Учащиеся знакомятся с оглавлением учебника, условными обозначениями, справочными материалами. Учитель озвучивает требования к ведению тетрадей, к подготовке домашнего задания.

III .Актуализация знаний.

Вспомните, что такое эпиграф? Какова его роль? Прочитайте эпиграф на стр.3учебника. Как вы его понимаете? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Сообщение темы урока.

IV .Объяснение темы урока .

Язык,как и человек, не может существовать сам по себе, у него тоже есть семья, родственники, т.е. родственные языки. Подобно тому, как есть похожие друг на друга люди, так есть и похожие языки. Они являются родственными, следовательно, у них есть общий предок. Это праславянский язык, на котором в далёкие времена говорили все славяне. До сих пор мы это можем наблюдать это сходство, сравнив написание и произношение слов.

Давайте обратимся к материалам упражнения 1,чтобы выяснить, какие языки являются родственные русскому языку, как проявляются родственные связи этих языков.

Ученики читают текст по абзацам, выделяя самую главную информацию.

Обобщим всё то, о чём мы говорили. Письменно ответьте на вопрос: «Почему похожи некоторые слова, принадлежащие к разным славянским языкам?» Закончите предложение: «Схожее звучание некоторых слов из разных славянских языков объясняется тем,что…»

V . Закрепление изученного .

1)Внимательно рассмотрите рисунок на стр.4.Составьте по нему рассказ о группах славянских языков.(работа в парах)

2)Упр.3(устно). Задание: определить сходство русских слов с аналогичными словами славянских языков.

VI .Итог урока .

В конце урока мне хотелось бы обратиться к словам Д.С. Лихачева: « Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого – это понимание современности. Современность – это итог прошлого, а прошлое – это ещё неразвившееся будущее»

Какие задачи мы ставили сегодня перед собой?

Какой результат получили?

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

VII .Домашнее задание : §1; упр.4(письменно), упр.5 (устно).

Методическое обеспечение урока:

2) Уроки русского языка в 8 классе: поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. - Волгоград: Учитель, 2010.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: