Провозглашение ссср i всесоюзным советом. Образование ссср и дальнейшее национально-государственное строительство I съезд советов ссср образование

30 декабря 1922 г. состоялся Съезд полномочных представителей РСФСР. Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов СССР). В его работе приняли участие 2215 делегатов, в том числе от РСФСР - 1727. УССР - 364, ЗСФСР - 91 и БССР - 33. Почетным председателем съезда был избран Ленин. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР.

Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) в составе 371 человека - представителей от всех объединившихся республик. Его возглавили 4 председателя - МИ. Калинин (РСФСР), Г.И. Петровский (УССР), Н.Н. Нариманов (ЗСФСР), А.Г. Червяков (БССР).

Первое правительство и Конституция СССР.

Завершающим этапом оформления СССР была выработка Конституции. В январе 1923 г. были образованы конституционные комиссии в союзных рес­публиках, а в апреле 1923 г. - создана объединенная (расширенная) Консти­туционная комиссия из представителей ЦИК всех союзных республик под председательством М.И. Калинина.

В конце июня - начале июля -1923 г. проект Конституции был рассмот­рен и одобрен специальными ЦИК республик, 6 июля - утвержден 11 сес­сией ЦИК СССР.

В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Консти­туцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее.

Конституция СССР провозглашала добровольность объединения рес­публик, их равноправность, свободу выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР.

Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами - ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей рес­публик пропорционально их населению; во второй входили по пять представи­телей от каждой союзной республики и автономной области). Высшим испол­нительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями со­общения, финансами и т.д. В ведении союзных республик оставались внутрен­ние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здраво­охранение. (Впоследствии постановление ВЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. «О порядке управления промышленными предприятиями, имеющими общесоюз­ное значение и находящимися в ведении Высших Советов Народного Хозяйст­ва» и «Положение о ВСНХ СССР» ограничили права союзных республик в об­ласти управления промышленностью в пользу Союза как целого).

Сессия ЦИК СССР избрала первое союзное правительство - Совет На­родных Комиссаров СССР во главе с Лениным. В правительство также во­шли: заместители председателя СНК Л.Б. Каменев, М.Д. Орахелашвили, А.И. Рыков, А.Д. Цурюпа, В.Я. Чубарь. Наркомы:

Иностранных дел - Г.В. Чичерин;

По военным и морским вопросам - Л.Д. Троцкий;

Внешней торговли - Л.Б. Красин;

Путей сообщения - Ф.Э. Дзержинский;

Почт и телеграфов - И.Н.Смирнов;

РКИ - В.В. Куйбышев;

Труда - В.В. Шмидт;

Продовольствия - Н.П. Брюханов;

Финансов - Г.Я. Сокольников.

I съезд Советов СССР начал работу 30 декабря 1922 года в Большом театре в Москве и открыл его старый большевик, член партии с 1898 г., бывший агент газеты «Искра», участник Декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 г., вообще, известный революционер, прошедший через аресты и ссылки, активное участие в Октябрьской революции в Москве, Гражданскую войну и советское строительство – Петр Смидович. Было ему, однако, всего 48 лет – свидетельство возрастного состава съезда. Но такие люди как Смидович пользовались тогда огромным уважением в Стране Советов и выбор первого ведущего был сделан, конечно, удачно. Далее от имени делегаций союзных советских республик А. С. Енукидзе внес предложение избрать почетным председателем В. И. Ленина, поддержанного единодушно. По предложению Енукидзе в президиум съезда были избраны: Калинин, Петровский, Цхакая, Червяков, Сталин, Мусабеков, Амбарцумян, Рыков, Троцкий, Орджоникидзе, Каменев, Фрунзе, Сапронов, Томский, Бухарин, Зиновьев, Чубарь, Молотов, Рудзутак, Енукидзе, Старостин, Кадырь-Алиев, Дубовой, Клавдия Николаева, Скрыпник и Смидович. М. В. Фрунзе внес предложение избрать председателем съезда М. И. Калинина, также поддержанное единодушно.

Сохранились весьма подробные материалы о составе съезда по многим параметрам. Всего прибыло на съезд 2214 делегатов, из них 1673 с решающим голосом и 541 – с совещательным. Женщин было только 77, что составляло 3,5 % делегатского состава. По возрастному составу съезд, конечно, был молодой. Старше 50 лет было всего 2 % делегатов, моложе 20-1,2 %, а основную группу – 45 % составляли делегаты от 21 до 30 лет. Далее шла возрастная группа от 31 до 40 лет, а от 41 до 50 лет было 7,9 %. То есть старше 40 лет на съезде было менее 10 % делегатов. Молодой делегатский корпус создавал молодую страну.

Национальный состав съезда был следующим. Русские составляли 62,5 %, украинцы – 8 %, белорусы – 1,1 %, евреи – 10,8 %, кавказские народности – 4,5 %, тюркские народности – 5,7 %, латыши и эстонцы – 3,4 % и прочие национальности – 4 %. Получалось, что Советский Союз создавали, прежде всего, русские и это, конечно, соответствовало действительности.

Учтен был и социальный состав делегатов съезда, тоже представляющий значительный интерес. На долю рабочих приходилось 44,4 %, крестьян – 26,8 %, интеллигентов – 28,8 %. По численности делегатов рабочие находились на первом место, значительно превосходя и крестьян и интеллигентов в отдельности. Интересно и то, что интеллигентов было больше крестьян, самой многочисленной категории населения страны, составлявшей примерно 85 % всего населения страны.

Естественно, была учтена и партийная принадлежность делегатов. 94,1 % всех делегатов принадлежали к Коммунистической партии, беспартийных было 5,7 % и к другим партия относились 0,2 % делегатов, что составляло всего 5 человек. Два делегата представляли еврейскую социал-демократическую партию Поалей-Цион, 1-анархист-индивидуалист и 2 – левые социалисты-федералисты Кавказа.

Среди членов компартии был выявлен и партийный стаж, одна из важнейших характеристик того времени. До 1 года имел партийный стаж 1 % делегатов, от 1 до 3-19,9 % и от 3 до 6 лет – 50 %. В этой последней группе посчитали необходимым выявить коммунистов ставших таковыми до и после Октября. Получилось, что из них 19,7 % вступили в партию до Октябрьской революции и 30,3 %-после. Партийный стаж от 6 до 10 лет имели 8,2 % и свыше 10 лет-20,9 %. Следовательно, около половины (48,8 %) состава съезда при всей его молодости имели партийный стаж еще с дооктябрьских времен. Впрочем, после революции прошло всего лишь пять лет.

Был учтен и профессиональный состав съезда, всего по тринадцати графам. На первом месте – 22,2 % шли металлисты, затем работники просвещения – 12,9 %, сельского хозяйства – 10,4 %, без профессии – 7,5 % и т. д. К категории прочих относилось 17,8 % делегатов. Рабочие-металлисты составляли самую значительную профессиональную группу делегатов съезда, что соответствовало тогдашней социальной политике, когда главной опорой компартии считались именно рабочие этой специальности. Кстати, исключительно партийной работой были заняты 5,1 % всех делегатов съезда.

Сбор сведений о делегатах был столь тщательным, что посчитали необходимым выяснить, кто из них по своим занятиям занимался той или иной деятельностью как до войны 1914 г., так и до Февральской революции, до Октябрьской революции, после нее и отдельно во время съезда. То есть, по этому признаку выделили пять категорий и картина получилась весьма интересная. Оказывается 41,2 % делегатов до Первой империалистической войны были рабочими. До Февральской же революции только 26,9 %, до Октябрьской революции – 16,5 %, после Октябрьской революции – 5,3 %, а в момент съезда только 1,2 %. Таким образом, если к рабочим по социальному положению относили себя 44,4 %, а профессии только одних металлистов было 22 %, а, кроме того, были учтены и другие рабочие (деревообделочники, печатники, строители, рабочие без специальностей), то в момент съезда непосредственно рабочими были только 1,2 % делегатов. Примечательная картина и по работникам сельского хозяйства. Если до Первой мировой войны в этой области работало 10,5 % делегатов съезда, то в момент съезда – 3,3 %, учащимися были соответственно 19,4 % и 1 %. Далее шли весьма примечательные сведения о партийных и профсоюзных работниках. До Первой мировой войны ими были 3 % участников съезда, до Февральской революции-3,3 %, до Октябрьской революции уже 17,3 %, после этой революции – 5,1 %, а в момент съезда 31,1%

Что касается служащих, то ими до Первой мировой войны были 14 % делегатов, а в момент съезда-21,7 %, учителями до войны были 8,2 %, а в момент съезда ни одного. Еще несколько интересных прослоек среди делегатов съезда. Например, военных до войны было 2,6 %, а на съезде они составляли 9,3 %, на общественной работе по выборам до войны находилось 0,7 %, а на съезде их присутствовало 32,4 %. Кроме того, были отмечены и те, кто до войны находился в тюрьмах и ссылках и в эмиграции. Первых, то есть в тюрьмах и ссылках, было до войны 2,2 %, а вторых 0,2 %. Естественно, в момент съезда таковых не наблюдалось, но и этот учет имел свое значение.

В целом, если обратиться к составу делегатов, то на первом месте были те, кто из них находился на общественной работе по выборам, на втором – партийные и профсоюзные работники, на третьем служащие и на четвертом военные. Такой состав отражал серьезные изменения, которые произошли в статусе делегатов съезда после Октябрьской революции. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее число участников съезда являлись выдвиженцами Октября, именно этой революции. Кстати такой состав делегатов привлек внимание на съезде и цифры были не только приведены, но и прокомментированы, но о роли Октябрьской революции в изменении их судьбы, там, впрочем, не говорилось. Там, обратили внимание на еще один важный момент. Изучая данные о владении делегатами землей, выяснили, что 7,5 % всех делегатов имели в момент съезда землю, но только 5,7 % занимаются на ней сельским хозяйством, и только 3,3 %, как отмечалось, сами считали сельское хозяйство своим основным занятием.

Учли при оформлении общих списков делегатов и соответствующее их представительство. 78,5 % делегатов было делегировано на съезд местными съездами Советов, 4 % – Советами, 2,9 % – исполкомами и другими учреждениями – 2,6 %. Кроме того, 3,5 % представляли армию и 8,5 % являлись членами и кандидатами в члены ВЦИК. Получалось, что подавляющее большинство делегатов было делегировано на союзный съезд предшествовавшими ему местными съездами Советов, причем для делегатов с решающим голосом этот процент повышался до 90,9 %. Особо отмечалось участие многих делегатов съезда в предыдущих российских съездах Советов, причем только на одном съезде из них участвовал 21,3 %, всего же участников различных съездов было 45,1 %.

Естественно такой подробный учет сведений о делегатах съезда не мог быть полным без графы образование. Низшее образование было у 49,3 % делегатов, среднее у 18,6 %, высшее у 7,1 %, кроме того, студентами являлись 1,6 %, а неоконченное высшее было у 9,2 %. Учитывалось также внешкольное образование – 11,7 %, малограмотные – 2 % и неграмотные, были и такие, – 0,5 % делегатов. Учтен был также удельный вес делегатов прибывших из различных регионов страны. Так, договорные (термин отчета) республики были представлены следующим образом: Украина – 16,9 % (364 делегата, из них – 354 с решающим голосом), Закавказская Федерация – 4,1 % (соответственно 91 и 73) и Белоруссия – 1,3 % (33 и 23) всех делегатов. Остальное, естественно, падало на Российскую Федерацию (1727 делегатов, из них с решающим голосом – 1217), причем указывалось представительство и по отдельным регионам – Татарстану, Крыму, Туркестану, Киргизии и т. д.

Такова общая картина, дающая представление о тех людях, которые должны были законодательно решать вопрос о создании Советского Союза. Работа по выявлению разных данных, конечно, была проделана огромная, но благодаря ей сегодня известна эта детальная информация о делегатском составе объединительного съезда. Наличие более двух тысяч представителей, естественно, не предполагало проведения на съезде сколь-нибудь значительной оперативной работы. Съезд должен был подвести итоги того, что уже было сделано раньше и не втягиваться в дискуссии. Главная его задача – конституирование нового государства и эта задача была выполнена в полной мере.

Повестка дня состояла всего лишь из трех вопросов – отдельное рассмотрение Декларации и Договора об образовании СССР и выборы Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР. По первым двум пунктам, да и, вообще, главный доклад съезда сделал И. В. Сталин. Но этот доклад был значительно короче того, что был им произнесен на X съезде Советов РСФСР. Первый съезд им был подан как переломный момент в истории советского строительства. По его словам заканчивался старый период, когда советские республики, при всех их совместных действиях, все-таки шли врозь, занимаясь решением вопросов своего существования и теперь, по его словам, начинается новый период – период объединения республик в единое союзное государство. При этом он подчеркивал, что этот новый период свидетельствует о стремлении Советской власти развиться в серьезную интернациональную силу, способную изменить международную обстановку в интересах трудящихся всего мира. День открытия съезда Сталин охарактеризовал как «день торжества новой России над старой, над Россией – жандармом Европы, над Россией – палачом Азии».

Международному аспекту создания СССР, вообще, на съезде придавалось большое значение. В частности, от имени Коминтерна съезд на французском языке (переводчиком выступал Смидович) приветствовал В. Коларов – секретарь ЦК болгарской компартии, видный деятель международного коммунистического движения. Коларов от имени Коминтерна, в который тогда входили организации 62 стран, подчеркнул выдающееся международное значение создания единого союзного государства, поскольку трудящиеся всего мира в лице СССР видят пример освобождения от гнета капитала и пример дружбы и сотрудничества между народами. По его словам впервые в истории «массы многочисленных народов, обитающих на такой большой территории, осуществляют право свободно располагать сами собой, обладая высшей властью и провозглашая безусловное право выходить из союза в любое время, если их высший интерес укажет на это, рабочие массы социалистических советских республик сегодня заключат этот союз, союз отдельных государств, с единой целью – облегчить свое общее развитие и усилить свою самооборону». По словам Коларова Коминтерн видит в этом съезде практическое осуществление будущей формы государства, охватывающей народы всего мира.

На съезде привлекли внимание вступления М. В. Фрунзе, Одинца, С. М. Кирова, представлявших соответственно Украину и Закавказье, а также посланцев среднеазиатских республик – Бухарской и Хорезмской – Кары Иолдаш Булатова и Султан-Галиева. Эти республики назывались тогда не социалистическими, а народными советскими республиками. На съезде их представители, собственно, присутствовали как гости, но в своих выступлениях выражали желание народов Средней Азии в скорейшем времени тоже войти в состав СССР. Этим самым подчеркивалась возможность вхождения в состав СССР и других республик, в том числе и тех, где еще не была установлена Советская власть.

М. В. Фрунзе, который выступил сразу после доклада Сталина, от имени конференции полномочных делегаций подчеркнул соответствие действий съезда принципам равноправия наций и показал кардинальное отличие различных путей государственного строительства в советской стране и в капиталистическом мире. Он остановился на этапах подготовки Декларации и Договора об образовании СССР, особенно отметив обсуждение этих документов на съездах Советов республик, где они получили одобрение. Фрунзе, однако, для получения дополнительных гарантий предложил продолжить работу над этими документами и направить как Декларацию, так и Договор на утверждение ЦИК союзных республик, мнение которых должно быть в дальнейшем учтено ЦИК СССР и утверждено следующим съездом Советов СССР. Он предложил еще раз привлечь к решению этого вопроса правительства национальных государств (термин его доклада – В. Г.). При этом Фрунзе подчеркивал: «Этот путь как будто кажется длинным, но нам приходится считаться с тем, что то дело, которое мы сейчас с вами начали, является делом чрезвычайной важности, является делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенными». По предложению Фрунзе съезд проголосовал и за Декларацию, и за Договор в основном.

С. М. Киров, представленный съезду как бакинский рабочий, упомянул о тяжелой доле малых народов в старой, самодержавной России и отметил то большое значение, которое придают рабочие и крестьяне национальных окраин России организации СССР. Киров, подчеркивая историческое значение принятых съездом решений, раскрыл перспективы единения братской семьи народов в создающемся Советском Союзе. Кстати, именно Киров от имени пролетариата Закавказских республик предложил в честь образования нового государства основать в Москве Дом Союза Советских Социалистических Республик.

Если от бакинских рабочих выступал Киров, то от украинского крестьянства слово было предоставлено Одинцу, крестьянину Черниговской губернии, произнесшего, кроме докладчика самую продолжительную речь. В ней значительное место уделялось тяжелой доле украинского народа, его истории и современному положению. Довольно негативно он оценил деятельность Богдана Хмельницкого, насадившего по его словам вместо старых панов – новых, то есть гетманов. Екатерину II он назвал самым заклятым врагом Украины и самым резким образом отозвался о царском режиме, кабалившем украинский народ и преследовавшем украинскую культуру. Он подчеркнул, что украинская культура удерживалась только в Галиции, но и там был учинен ее погром царскими офицерами. Среди прочего они, по словам Одинца, уничтожили академию украинских наук.

Речь здесь шла о деятельности царского правительства во время Первой мировой войны в Галиции, где русины благожелательно встретили российские войска, но по указанию царского правительства там сразу же были закрыты украинские культурные учреждения, украинские школы, а также «Научное товарищество им. Шевченко», запрещено издание украинских газет и журналов и арестовано много деятелей украинского национального движения, часть из которых была сослана в Сибирь. В 1922 г., когда выступал Одинец, еще были живы в памяти эти события и докладчик счел необходимым даже заявить: «Раньше был союз разбойников, теперь есть союз тружеников. Наш союз мы, селяне, разумеем, как единственную надежду, что теперь мы вместе и никто нас не разъединит». Интересно, что, говоря о союзе четырех республик, Одинец посчитал необходимым также подчеркнуть, что первое место будет открыто для польского пролетариата и селянства, а затем и для других народов от Лондона и Берлина до Пекина и Токио.

С краткими речами или приветствиями на съезде выступили также С. С. Каменев, в то время главнокомандующий Вооруженными силами Республики, Я. Э. Рудзутак, Г. И. Петровский, М. Г. Цхакая, и от мандатной комиссии – В. Н. Максимовыми. Кроме Калинина на съезде председательствовал также Фрунзе.

Важнейшими документами съезда, который можно назвать историческим, были Декларация и Договор. В Декларации говорилось о расколе мира на два лагеря – лагерь капитализма и лагерь социализма. В лагере капитализма национальная вражда, колониализм, национальное угнетение, клубок национальных противоречий там все более запутывается, и буржуазия оказывается бессильной наладить сотрудничество народов. В корне уничтожить национальный гнет может только лагерь Советов в условиях диктатуры пролетариата. Только таким путем удалось отбить нападения империалистов всего мира, как внутренних, так и внешних. Но неустойчивость международного положения порождает опасность новых нападений и посему необходим единый фронт советских республик перед лицом капиталистического окружения. Но объединение в одну социалистическую семью побуждается и самим строением Советской власти, интернациональной по своей классовой природе. Далее подчеркивалась как добровольность объединения, равноправие народов, так и возможность доступа в Союз и другим социалистическим республикам, в том числе и тем, которые могут возникнуть в будущем. Обеспечивалось также каждой республике и право свободного выхода из Союза. Создание Союза рассматривалось как важный шаг на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Текст Декларации мало отличался от ее проекта выработанного Комиссией 6 октября и утвержденного Пленумом ЦК РКП (б) 18 декабря 1922 г. Но некоторые отличия все же были. Кроме незначительных стилистических поправок была включена фраза – «новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов» В проекте эта фраза звучала несколько по-иному. В проекте также ничего не говорилось о Мировой Социалистической Советской Республике. Еще одно отличие и, несомненно, важное, заключалось в том, что вместо указания о необходимости подписания Договора об образовании Союза социалистических республик Европы и Азии, как было в проекте, здесь предусматривалось подписание договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Таким образом, в Декларации подчеркивались как международные факторы объединения республик, так и внутренние, причем, прежде всего, делался упор на интернациональное по своей классовой природе строение Советской власти. В Декларации выдерживались все три главных принципа национальной политики компартии, хорошо прослеживавшиеся еще в канун Октябрьской революции – принцип интернационализма, принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения и принцип федерализма, советского федерализма, предусматривавшие уничтожение в корне национального гнета, создания обстановки взаимного доверия и закладывания основ братского сотрудничества народов. Эти принципы были фактически заявлены в Декларации и, кроме всего прочего, она продемонстрировала преемственность основ новой политики, заложенной еще в октябре 1917 г. Упоминание октября 1917 г. было не случайным, и в этом отношении новая формулировка была более четкой, нежели присутствовавшая в проекте, где говорилось об основах, «которые были заложены пять лет тому назад», то есть когда прямо не говорилось об октябре 1917 г.

Следующий основополагающий документ, обсужденный I съездом Советов, носил название «Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик». Он, собственно, носил характер Конституции. Как и проект, утвержденный партийными инстанциями, он состоял из 26 статей. Отличия от проекта по отдельным пунктам были не очень значительными. Появились, например, некоторые детали, например, количество членов ЦИК раньше планировалось в составе 300 членов, а сейчас – 371. Заметным нововведением стала 14 статья, где было записано следующее постановление: «Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский)». Это было результатом обсуждения проекта на местах. VII Всеукраинский съезд Советов, как отмечалось, даже употребил термин «государственные языки». В Конституции Грузии от 2 марта 1922 г. вообще грузинский язык был объявлен государственным, но там имелось также примечание об обеспечении национальным меньшинствам права свободного развития и употребления родного языка, причем не только в своих национально-культурных, но и в общегосударственных учреждениях. В Договоре термин «государственный язык» не фигурирует и вместо него предпочли писать об общеупотребительных языках, перечислив всего шесть языков. Любопытно, что фигурирует термин «тюркский язык», под которым можно разуметь языки всех тюркских народов, не только азербайджанский.

В Договоре четко разграничивались функции верховных органов СССР, Совета Народных Комиссаров, союзных республик. В частности, республикам полагалось иметь свои бюджеты, которые являлись бы составными частями общесоюзного бюджета, при этом перечень доходов и размеров доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик должен был определять Центральный Исполнительный Комитет Союза.

По Договору устанавливалось единое союзное гражданство для граждан всех союзных республик, учреждались флаг, герб и государственная печать СССР и столицею объявлялась г. Москва. Признавалось право свободного выхода союзных республик и необходимость внесения изменений в конституции республик в соответствии с Договором.

Съезд принял постановление об утверждении Декларации и Договора, в силу которого они были в основном утверждены. Но, признавая чрезвычайную важность этих документов, Съезд принял решение о необходимости выслушать окончательные мнения всех входящих в Союз республик для чего они пересылались в ЦИКи союзных республик и их отзывы должны были быть представлены в ЦИК СССР к ближайшей его сессии. Окончательный текст Декларации и Договора было решено утвердить на II съезде Советов СССР.

Съезд также принял специальные постановления об основании Дома СССР, о создании Центрального научного института сельского хозяйства с отделениями во всех союзных республиках (с этим предложением на съезде выступил представитель украинского крестьянства Одинец) и о праздновании дня образования Союза Советских Социалистических Республик. В этом последнем постановлении дословно было записано следующее: «Поручить Центральному Исполнительному Комитету Союза Советских Социалистических Республик установить праздничный день на территории СССР в ознаменование образования СССР». Съезд единогласно избрал в состав ЦИК СССР 371 члена и 138 кандидатов. Енукидзе, зачитывал кандидатуры в состав ЦИКа по делегациям. От РСФСР было 270 членов, и первая пятерка выглядела следующим образом: Калинин, Ленин, Троцкий, Сталин, Зиновьев. От Украины было выбрано 88 членов ЦИК и в первую украинскую пятерку вошли Петровский, Раковский, Фрунзе, Мануильский, Лебедь. От ЗСФСР в состав ЦИКа вошло 26 членов. Они были поименованы сначала от Грузии, а затем вперемешку, поэтому о первой пятерке говорить не приходится. Но в состав ЦИКа вошли Махарадзе, Мдивани, Киров, Нариманов, Назаретян. Белоруссия была представлена в ЦИКе всего 7 членами и белорусский список открывали А. Г. Червяков, В. А. Богуцкий и М. М. Ходош.

Закрывая съезд, Калинин подвел итоги его работы, назвав ее «событием мировой важности». Он выделил в создании СССР три важнейших достижения, к которым отнес объединение материальных ресурсов, политический фактор и новый принцип взаимоотношения между народами – принцип дружбы и братского общежития, подчеркнув при этом, что в этот принцип межнациональных отношений закладывается пока только первый камень. Калинин при этом подчеркнул: «Целые тысячелетия прошли с тех пор, как лучшие умы человечества бьются над теоретической проблемой в поисках форм, которые дали бы народам возможность без величайших мук, без взаимной борьбы жить в дружбе и братстве. Только сейчас, сегодняшний день практически закладывается первый камень в этом направлении».

В тот же самый день, 30 декабря 1922 г. состоялась Первая сессия ЦИК СССР, проходившая под председательством Г. И. Петровского. По предложению Енукидзе образовывается Президиум ЦИК Союза в составе 19 членов и 13 кандидатов. 11 членов Президиума представляли РСФСР – М. И. Калинин, И. В. Сталин, Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, М. П. Томский, Т. В. Сапронов, А. С. Енукидзе, Д. И. Курский, Я. Э. Рудзутак, П. Г. Смидович. От Украины в составе Президиума было четверо – Г. И. Петровский, Х. Г. Раковский, Д. З. Мануильский, Ф. Я. Кон, от ЗСФСР – трое – Н. Нариманов, А. Ф. Мясников, Г. П. Мдивани и от Белоруссии был один член Президиума – А. Г. Червяков. Прдеседателями ЦИК СССР избраны были М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Н. Нариманов и А. Г. Червяков. Секретарем ЦИК Союза стал А. С. Енукидзе.

Эта сессия приняла также семь постановлений. В них содержались поручения Президиуму ЦИК разработать к ближайшей сессии ЦИК Союза положение о наркоматах СССР, наметить персональный состав наркомов и представить их на утверждение следующей сессии ЦИК, которая намечалась на апрель. Президиуму давались и некоторые другие поручения. До созыва II сессии ЦИК Союза все полномочия по изданию декретов и постановлений, обязательных для всего Союза ССР, передавались ВЦИК и его Президиуму.

Работа съезда широко освещалась во всех тогдашних средствах массовой информации, а после его окончания во многих регионах страны были проведены специальные собрания и митинги с резолюциями поддержки его решений. 9 января на Пленуме Харьковского городского Совета была по этому поводу принята специальная резолюция, где было постановлено: «... горячо приветствовать создание Союза Советских Социалистических Республик, являющегося залогом сплочения и укрепления существующих сейчас советских республик и расширения границ пролетарской революции на весь мир». В подобном же духе принимается на следующий день, 10 января 1923 г. и резолюция Пленума Киевского городского Совета и множество других решений по результатам съезда. Международное значение образования СССР, обычно, ставилось на первое место. В них нередко писалось о будущем мировом союзе советских республик, как можно прочитать в телеграмме III Азербайджанского съезда профсоюзов или о мировой пролетарской революции. Подчеркивалось и значение создания СССР как мощной политической и экономической организации, способной быстрее восстановить промышленность и сельское хозяйство, что можно прочитать в резолюции беспартийной крестьянской конференции Полонской волости Волынской губернии Украины от 10 января 1923 г. Звучали также мотивы дружбы народов СССР, что можно усмотреть в телеграмме второй сессии III Всехорезмского курултая от 13 января 1923 г.

Однако многочисленные письма и телеграммы с одобрением работы съезда не означали прекращения дискуссий по конкретному воплощению в жизнь его решений, не положили они и конца борьбы интересов центра и окраин. Знал об этом и В. И. Ленин, состояние здоровья которого все ухудшалось и изоляция которого от внешнего мира все усиливалась. При всем этом хорошо видно как он был озабочен будущим страны и, в частности, тем как будет решаться национальный вопрос. 30 декабря 1922 г., то есть в день съезда, Ленин начал и 31 декабря закончил диктовать М. А. Володичевой записку, которая вошла в историю как статья «К вопросу о национальностях или об „автономизации“. В советской печати она была опубликована впервые в 1956 г., но изначально секретом не являлась, поскольку доводилась до сведения делегатов XII съезда РКП (б) в 1923 г. Знали о ней и за границей, потому что копию ее вывез Л. Троцкий, в архиве которого она находилась.

Эта записка интересна и сама по себе и тем влиянием, которое оказала на ход будущего съезда партии и к ней приходится вновь обращаться и по причине того, что В. А. Сахаров, уделивший ей большое место в своей монографии, поставил ленинское авторство под сомнение. По его мнению, сам текст записки свидетельствует против ленинского авторства. Причем под сомнение берутся уже самые первые строчки записки, где Ленин отмечал: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистически республик». (В копии Троцкого слово «Автономизация» взята в кавычки и начинается с большой буквы, также как применяется аббревиатура СССР).

Далее, как известно, Ленин сказал, «таким образом, вопрос миновал меня почти совершенно». В. Сахаров в ответ на эти замечания не соглашается с автором письма и подчеркивает решающее влияние Ленина на принимаемые решения. Вообще, кто из тогдашних большевиков мог бросать упреки больному Ленину кроме его самого? Ленину, которого большевики уже при жизни считали гениальным и, конечно, великим марксистом. Х. Раковский, давний сподвижник Г. В. Плеханова, в 1924 г. писал: «У Ильича громадные заслуги перед марксизмом: он спас марксизм от вырождения, к которому он неминуемо пришел бы после того, как он, благодаря Каутскому и другим, стал казенной доктриной для оправдания социал-патриотизма и социал-ренегатства». Так что только сам Ленин мог тогда делать самому себе подобные замечания.

За что Ленин берет вину на себя? Во-первых, он занялся вплотную этим вопросом лишь в конце сентября, когда руководство трех республик высказалось не за план «автономизации», фактически, против него. Во-вторых. Ленин, присутствуя на Пленуме ЦК РКП (б) 5-го октября, 6-го, когда решался именно этот вопрос, отсутствовал и, в-третьих, из-за болезни, действительно, не мог присутствовать ни на декабрьском Пленуме, ни на двух съездах Советов – российском и общесоюзном. Записка надиктовывалась в день первого союзного съезда. Решаются серьезные вопросы, а председатель Совнаркома РСФСР, не присутствует ни на X съезде Советов РСФСР, ни на учредительном съезде СССР. После телеграммы от 21 октября 1922 г. по «грузинскому делу» и интервью М. Фарбману от 27 октября вплоть до 30 декабря прямых ленинских документов по проблемам формирования СССР нет. Даже в конспекте речи В. И. Ленина на X Всероссийском съезде Советов, на котором он не присутствовал, причем знал об этом заранее, из 24-х обозначенных пунктов ни один не посвящен национальным проблемам. Конспект, видимо, был составлен еще до 15 декабря 1922 г., поскольку именно в этот день Ленин пишет письмо Сталину, где подчеркивает невозможность своего участия на этом съезде. Правда, он еще надеялся на встречу с врачами, с которыми намеревался обсудить возможность своего выступления на съезде. И далее он продолжал: «Отказ от него я считал бы для себя большим неудобством, чтобы не сказать сильнее».

Невозможность участия на X съезде Ленин рассматривает как большое неудобство и даже сильнее того. То есть, Ленин явно чувствовал свою вину еще до записок 30–31 декабря. План Ленина, изложенный им в письме Каменеву 26 сентября, действительно, оказал решающее воздействие на конструкцию СССР, Ленин, конечно, знал и о том, как решаются дела в этом направлении, но у него были веские основания говорить, что он не мог заниматься этим непростым вопросом повседневно и отсутствовал во время важнейших заседаний, где непосредственно решались конкретные вопросы создания СССР.

Примерно на таком же уровне построены и другие аргументы В. Сахарова в пользу его утверждения. Автор не исследует вопрос, а доказывает свою версию, Поскольку наша работа имеет другие цели и мы не можем от них сильно отклоняться, не будем пункт за пунктом опровергать словесную конструкцию автора. Мы их, действительно, рассмотрели и не можем их принять категорически. Об отношении Ленина к «грузинскому делу» мы еще вернемся. Обратимся к самому тексту надиктованной записки и попытаемся понять ее основной смысл, ибо она даже при больном Ленине оказала свое воздействие на проведение национальной политики компартии.

Ленин, прежде всего, выражает свое несогласие с действиями Орджоникидзе и Дзержинского и дает недвусмысленно отрицательную характеристику аппарату, который называет насквозь чуждым и представляющим из себя буржуазную и царскую мешанину. В этой связи «свобода выхода из союза» по Ленину оказывается пустой бумажкой, которая не сможет защитить инородцев от «великоруса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ». Ленин также бросает упрек Сталину за его, как там пишется, торопливость и административное увлечение, и также озлобление против «социал-национализма». При этом Ленин счел нужным произнести следующие слова: «Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль». Вновь возвращаясь к Дзержинскому и Орджоникидзе Ленин подчеркивает, что они были властью по отношению к другим гражданам Кавказа и тем более должны были проявлять особую выдержку. И далее, в конце записей 30 декабря Ленин ставит, по его словам, важный принципиальный вопрос: «как понимать интернационализм?».

С этого вопроса он начинает свою записку на следующий день, 31 декабря. Он выступает против абстрактной постановки вопроса о национализме и различает национализм нации угнетающей и нации угнетенной, национализм большой нации и национализм маленькой нации. В этой связи, поскольку националы большой нации виноваты в бесконечных насилиях, необходимо ликвидировать не только формальное, но и фактическое неравенство. Отсюда Ленин видит необходимость уступок малым нациям и особо подчеркивает: «Вот почему в данном случае лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить».

Ленин ставит задачу дальнейшего укрепления союза социалистических республик, предлагает политическую ответственность за случившееся «грузинское дело» возложить на Сталина, Дзержинского и Орджоникидзе и обращает особое внимание на политику в области национальных языков. Он предлагает вернуться к данным вопросам и на следующем съезде Советов и даже допускает то, чтобы «оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов». Он при этом напоминает о партийном авторитете, то есть о роли партии и несогласованность в работе аппарата видеть меньшим злом, нежели возможное обострение межнациональных отношений. Он особое внимание обращает на международный фактор, прежде всего на пробуждение народов Востока и на пример советской страны и не допускает подрыва принципиальной искренности в национальных отношениях и необходимость борьбы с империализмом. Ленин завершил эту записку верой в завтрашний день «когда окончательно проснутся пробужденные угнетенные империализмом народы и когда начнется решительный долгий и тяжелый бой за их освобождение».

Записка во многом является продолжением прежних взглядов Ленина на национальный вопрос, но есть в ней и некоторые новые места. Ясно, что он не считал решения I съезда Советов СССР окончательными и видел необходимость дальнейшей работы над конструкцией нового государства. Оно, отнюдь, не должно было превратиться в конфедерацию, ибо сохранялся единый партийный аппарат, и Ленин об этом говорит в своей записке. Он, отнюдь, не говорит и об уничтожении верхнего этажа, который, как известно, именно им был предложен. Что касается политики по отношению к малым народам, то она будет принята на вооружение партией и даст свои значительные результаты в самое ближайшее время. Этот документ повлияет как на конкретную работу по дальнейшему созданию СССР, так и на разработку теории национальных отношений, предназначенной не только для внутреннего потребления. Не случайно в 1923–1924 гг. выходит ряд работ посвященных роли Ленина в разработке национального вопроса. Один из руководителей Наркомнаца С. Диманштейн издает специальную статью о наследии Ленина по национальному вопросу еще до Первой мировой войны. Товстуха публикует сборник сочинений Ленина по национальному вопросу. Сталин читает в Свердловском университете специальную лекцию о национальном вопросе и неоднократно упоминает Ленина, а Раковский издает брошюру о создании СССР, также отталкивается от Ленина и доказывает необходимость дальнейшего развития советской государственности. Тогда же выходит и ряд других работ подобного плана.

I съезд Советов СССР, конечно, явился важнейшим событием в деле построения Союза Советских Республик, который намечал Ленин еще в 1917 г. Вообще 1922 г. стал решающим в подготовке и оформлении этого союза. Дискуссии были неизбежными, и подходы опробовались буквально на ходу. Отнюдь не все можно было предположить заранее, и некоторые изначальные установки необходимо было изменять. Свое воздействие оказывала и международная обстановка, и внутренние дела социально-экономического и политического характера, и болезнь В. И. Ленина, и взаимоотношения в верхах советского руководства, особенно в связи с возможной сменой главного идеолога и главы партии и правительства. Все это, конечно, нужно учитывать и при дальнейшей работе по завершению строительства СССР.

Официально дата образования СССР - это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. На съезде был избран новый законодательный орган - ЦИК и 4 его председателя: Калинин от России, Петровский от Украины, Червяков от Белоруссии, Нариманов от ЗСФСР.

Первая Конституция СССР

Основные положения:

  • - добровольность вхождения;
  • - право выхода; доступ в СССР, существующим и могущим возникнуть советским социалистическим республикам;
  • - право республик на любые законы;
  • - территория республик не может быть изменена без ее согласия.

Конституция утверждала единое союзное гражданство. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы Конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы.

В компетенции Союза находились проблемы внешней политики и внешней торговли, вооруженных сил, путей сообщения. Остальные вопросы оставались в ведении республик: вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

съезд Советов рабочих, крест. и красноармейских депутатов, провозгласивший образование Союза Сов. Социалистич. Республик; состоялся в Москве 30 дек. 1922. Участвовали делегации РСФСР (1727 делегатов, из них с решающим голосом - 1217), УССР (соответственно 364 и 354 делегата), ЗСФСР (91 и 73), БССР (33 и 23). Нац. состав делегатов: русские - 62,5%, украинцы - 8%, белорусы - 1,1%, евреи - 10,8%, представители народов Кавказа - 4,5%, представители тюркских народов - 5,7%, латыши и эстонцы - 3,4%, представители др. национальностей - 4%. Социальный состав: рабочие - 44,4%, крестьяне - 26,8%, интеллигенты и служащие - 28,8%. Члены и кандидаты РКП(б) составляли 94,1% делегатов, члены др. партий (еврейской с.-д. партии, левые социалисты-федералисты Кавказа, анархист) - 0,2%. Повестка дня: рассмотрение Декларации об образовании Союза ССР, рассмотрение Договора об образовании Союза ССР (докладчиком по этим вопросам был И. В. Сталин), выборы ЦИК СССР. В основе образования СССР лежали глубокие объективные процессы развития сов. общественного и гос. строя. Три осн. причины диктовали необходимость объединения независимых, договорных сов. республик в союзное сов. многонац. гос-во: задачи восстановления нар. х-ва и стр-ва социализма, задачи обороны страны в условиях капиталистич. окружения, интернациональный характер Сов. власти. Клас. природа социалистич. гос-ва, исторически сложившееся разделение труда, экономич. и культурные связи между республиками, развитие федеративных связей между ними, опыт совместной революц. борьбы народов России - все это служило важными предпосылками создания СССР. Предшествующий ему опыт воен.-политич., внешнеполитич. и экономич. сотрудничества сов. республик убедил массы в целесообразности образования союзного многонац. социалистич. гос-ва. Руководящая роль в создании Союза ССР принадлежала Коммунистич. партии. Октябрьский (1922) пленум ЦК РКП(б) принял постановление о создании федеративного гос-ва на базе добровольного союза равноправных и суверенных сов. республик. Пленум выделил комиссию для разработки конституционных основ СССР, в к-рую вошли представители РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Состоявшиеся в декабре 1922 7-й Всеукр., 4-й Всебелорус. 1-й Закавказский и 10-й Всеросс. съезды Советов вынесли решения о необходимости образования СССР и избрали свои полномочные делегации на 1-й Всесоюзный съезд Советов. 29 дек. конференция полномочных делегаций республик обсудила порядок работы и одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 1-й съезд Советов СССР избрал своим почетным председателем В. И. Ленина, к-рый по болезни отсутствовал на съезде, и послал ему приветствие. Пред. съезда был избран М. И. Калинин. Съезд единогласно решил утвердить в основном Декларацию и Договор об образовании СССР. Ввиду чрезвычайной важности этих док-тов и желательности выслушать окончат. мнение о текстах конституционных актов всех объединяющихся республик, съезд постановил передать оба док-та на дополнит. рассмотрение ЦИК союзных республик. ЦИК СССР поручалось рассмотреть полученные отзывы, утвердить тексты Декларации и Договора, ввести их в действие и представить окончат. тексты док-тов на утверждение 2-го съезда Советов СССР. Избранный на съезде ЦИК СССР состоял из 371 члена и 138 кандидатов от всех союзных республик. 1-я сессия ЦИК СССР (30 дек. 1922) избрала Президиум ЦИК из 19 членов и 13 кандидатов в члены. Председателями ЦИК были избраны: М. И. Калинин - от РСФСР, Г. И. Петровский - от УССР, Н. Нариманов - от ЗСФСР, А. Г. Червяков - от БССР, секретарем ЦИК - А. С. Енукидзе. Лит.: I съезд Советов СССР. Стенографич. отчет, М., 1922; Съезды Советов Союза ССР, Союзных и Автономных Советских Социалистич. Республик. Сб. док-тов, т. 3, М., 1960; Якубовская С. И., Строительство Союзного сов. социалистич. гос-ва. 1922-25 гг., М., 1960 (библ.). Г. Д. Комков. Москва.

Всесоюзные Съезды Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР) 1922-1938.

Создание системы высших органов СССР неразрывно связано с созданием самого нового государства – Союза Советских Социалистических республик.

Весной и летом 1922 г. велись переговоры между РСФСР и УССР об уточнении их федеративных отношений. В мае 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) образовало комиссию под председательством М.В. Фрунзе для решения этого вопроса. В ходе ее работы выяснилась необходимость установить новые формы государственных отношений не только между РСФСР и УССР, но и между другими республиками. «Было решено, - писал М.В. Фрунзе, - предложить всем союзным республикам обсудить вопрос о взаимоотношениях советских республик во всей широте и наметить соответствующие решения». Летом 1922 г. вопрос об уточнении принципов построения федерации был поставлен президиумом ЦИК БССР и Закавказским крайкомом РКП (б) в ЦК партии.

Однако по вопросу о принципах создания единого союзного государства не было единого мнения.

Первоначально высказывались три точки зрения:

1) создание союза в форме конфедерации, при которой все республики обладали бы национальными рынками, валютой, таможенными системами, армиями и т.п.;

2) включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии;

3) создание федерации равноправных республик.

Неприемлемость первого предложения выявилась быстро, тогда как второе, исходившее от Сталина, активно навязывалось республикам. Подготовленный И.В. Сталиным проект «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», предполагавший вхождение республик в состав РСФСР на началах автономии, не предусматривал гласного его обсуждения, а был рассчитан на реализацию в директивном порядке. Широкое распространение этой идеи объяснялось тем, что органы РСФСР (съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы)\ в 1921- 1922 гг. уже фактически приобрели значение общефедеральных. За «автономизацию» республик выступали и отдельные представители автономных республик РСФСР. В сентябре-октябре 1922 г. план «автономизации» обсуждался на пленумах ЦК компартий советских республик. Безоговорочно этот план поддержали ЦК Компартий Азербайджана и Армении; пленум ЦК Компартии Грузии призвал его преждевременным; ЦК Компартии Белоруссия выдвинул идею сохранения договорных отношений между БССР и РСФСР. И хотя мнение Украины еще не было известно, 23-24 сентября 1922 г. комиссия ЦК РКП (б) одобрила тезисы Сталина.

В.И. Ленин не участвовал в обсуждении, но, ознакомившись с материалами 26 сентября 1922 г., направил членам Политбюро письмо. Отвергнув идею «автономизации», Ленин выдвинул и обосновал идею образования союза республик - Союза ССР. Именно советская социалистическая федерация представлялась ему наиболее приемлемой формой государственно-политического устройства многонациональной страны. Функционирование советской федерации он мыслил как длительный этап разрешения всех противоречий в области национальной жизни, включая сферу государственных отношений, «Такой союз, - писал Ленин, - нельзя осуществить сразу; до него надо доработаться с величайшей терпеливостью и осторожностью». Формально согласившись с ленинским предложением, Сталин не отказался от своей позиции и выдвинул тезис о примате классового над национальным. Об этом он говорил в докладе на XII съезде партии (апрель 1923 г.), когда Союз ССР уже был создан, но еще не была утверждена Конституция СССР. Новый проект комиссии ЦК РКП (б) был окончательно утвержден на Пленуме ЦК 6 октября 1922 г. Он получил полное одобрение партийных и советских органов, трудящихся масс республик. ЦИК УССР (16 октября 1922 г.), I Закавказский съезд Советов (13 декабря), IV Всебелорусский съезд Советов (18 декабря), X Всероссийский съезд Советов (26 декабря) одобрили и поддержали идею создания Союза ССР. Октябрьский Пленум ЦК РКП (б) образовал комиссию для выработки «Основных пунктов» будущей Конституции СССР. Комиссия приняла предложение М.И. Калинина создать в качестве верховного органа власти Всесоюзный съезд Советов (первоначальный проект ограничивался общесоюзным ЦИК).

Предложение Л.Б. Каменева и Т.В. Сапронова о том, чтобы создаваемое государство именовалось РСФСР, было отвергнуто. Выработка проекта Основ Конституции и текста Союзного договора была поручена подкомиссии, которая приняла документы, подготовленные Г.В. Чичериным и Д.И. Курским. Было предложено на I съезде Советов СССР принять Декларацию и Договор об образовании СССР лишь в основном, затем ратифицировать их в ЦИК республик и только после этого на II съезде Советов СССР окончательно утвердить эти документы.

I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 - от УССР, 91 - от ЗСФСР, 33 - от БССР. Съезд утвердил два основных документа: Декларацию об образовании СССР и Союзный договор об образовании СССР. В первом из них говорилось, что Союз ССР - это добровольное объединение равноправных народов, доступ в которое открыт всем социалистическим советским республикам, «как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем». За каждой республикой сохранялось право выхода из Союза. Союзный договор состоял из 26 пунктов, в которых определялись основы объединения - компетенция Союза ССР, структура органов власти и управления, устанавливалось единое гражданство и т.п. I съезд Советов СССР избрал ЦИК СССР. В тот же день, 30 декабря, на первой сессии ЦИК СССР был избран его Президиум и четыре председателя ЦИК СССР (по числу объединившихся республик). Президиуму было поручено подготовить к следующей сессии ЦИК - к апрелю 1923 г. - проекты положений о наркоматах СССР, о СНК и СТО СССР, о ЦИК СССР и его членах, проекты государственного флага и герба СССР.

Таким образом, I съезд Советов СССР стал завершающим этапом объединительного движения народов советских республик. Создание СССР явилось выдающимся событием, показавшим возможность и целесообразность такого союза народов на началах добровольности и равноправия. Представляется, что главной целью образования СССР было даже не решение национального вопроса как такового. Скорее это была форма организации связей между национальными государствами. Но если идея объединения и создания федерации равноправных республик не вызывала возражений, то вопрос о том, как осуществить на практике конструирование органов власти и управления федерации, некоторое время был не совсем ясным. Поэтому вскоре после съезда Советов ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию ЦИК под председательством М.И. Калинина. Одновременно Пленумом ЦК РКП (б) была создана конституционная комиссия под председательством Сталина. 27 апреля 1923 г. (после XII съезда партии) Президиум ЦИК решил создать новую Конституционную комиссию в составе 25 чел. из представителей всех союзных ЦИК. Расширенная комиссия работала с 8 по 16 июня 1923 г. Были обсуждены проекты Конституции СССР, разработанные ВЦИК, ЦИК УССР и ЦИК БССР. В ходе работы над единым проектом Конституции развернулась острая полемика вокруг его отдельных положений и статей. В некоторых из представленных в Конституционную комиссию проектов содержались идеи конфедерации, в других - «автономизации».

Представители отдельных автономных республик (в частности, Татарской) вообще предлагали ликвидировать РСФСР, с тем чтобы автономные республики вошли в СССР непосредственно, как субъекты федерации.

Сводный проект Конституции СССР был подготовлен комиссией к середине июня 1923 г. Затем он был одобрен на Пленуме ЦК РКП(б), рассмотрен и одобрен высшими органами государственной власти союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и решил вынести его для окончательного утверждения на II съезд Советов СССР. 6 июля 1923 г. первая общесоюзная Конституция вступила в силу. В июле Президиум ЦИК СССР известил народы и правительства мира о том, что высшие органы власти и управления СССР оформились и начали действовать. 31 января 1924 г. II съезд Советов утвердил Конституцию СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов - Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Декларация, принятая еще I съездом Советов СССР, вошла в Конституцию без изменений. Договор вместо 26 теперь содержал 72 статьи. Конституция определила структуру союзных органов власти, их компетенцию. Специальный раздел был посвящен гарантиям суверенных прав союзных республик. Сочетание союзного суверенитета и суверенитета республик гарантировалось разграничением сферы компетенции между союзными и республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции СССР 1924 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. произошли большие изменения в национально-государственном строительстве. Эти изменения шли по нескольким направлениям:

1) изменение состава СССР в результате образования новых союзных республик;

2) изменение государственно-правовой формы некоторых республик, автономных областей;

3) усиление роли центра, союзных органов власти и управления в результате расширения и укрепления административно-командной системы управления.

Крупным событием стало национально-государственное размежевание в Средней Азии. До 1924 г. на территории Средней Азии и Казахстана существовали три государственных образования - Туркестанская АССР, входившая в состав РСФСР, Бухарская и Хорезмская НСР. Их границы не совпадали с этническими границами расселения народов. В январе 1924 г. на XII съезде Советов Туркестанской АССР был поставлен вопрос о национально-государственном размежевании. 12 июня 1924 г. Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары, Хорезма)», которое затем было обсуждено в этих республиках. 14 октября 1924 г. ВЦИК принял решение о выделении Туркестанской АССР из состава РСФСР, предоставив ее народам право создать собственные национальные образования.

В результате размежевания были образованы Узбекская и Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Казахской АССР, Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР. 27 октября 1924 г. ЦИК СССР утвердил решение о создании среднеазиатских национальных республик и областей. 2 января 1925 г. территория Памира была включена в состав Таджикской АССР в качестве Горно-Бадахшанской автономной области.

Для управления вновь созданными республиками и областями в организационный период были образованы временные ревкомы. Они провели необходимую подготовку к проведению выборов в местные Советы и на первые национальные съезды Советов. Наряду с определением границ вновь образованных республик и областей было проведено и экономическое размежевание - распределение между республиками и областями всех ценностей (фабрик, заводов, посевных площадей, скота и т.п.), исходя из численности их населения и размера территории.

III съезд Советов Союза ССР13 мая 1925 г. единогласно принял в состав Союза ССР Туркменскую ССР и Узбекскую ССР В 1929 г. Таджикская республика из автономной была преобразована союзную. Принимая во внимание, что эта республика по национальному, экономическому и географическому признакам являлась совершенно обособленной от Узбекской ССР, ЦИК СССР 5 декабря 1929 г. утвердил преобразование Таджикской АССР в Таджикскую ССР. На VI съезде Советов СССР (1931) она была принята в состав СССР. Таким образом, к началу 30-х годов в составе СССР насчитывалось уже семь союзных республик. В то же время уточнялись границы союзных республик: их стремились привести в более полное соответствие с границами фактического расселения народов. Так, к Белоруссии, например, отошла часть территории РСФСР - отдельные районы Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, где преобладало белорусское население, к Таджикистану - часть территории Узбекской ССР и т.п.

В середине 20-х годов было проведено размежевание Горской республики. В феврале 1924 г. по докладу А.И. Микояна «О конструкции власти в Горской республике» Оргбюро ЦК партии приняло решение о создании Северо-Осетинской и Ингушской автономных областей и Сунженского (казачьего) округа. Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Ингушская, Чеченская и другие автономные области Северного Кавказа и Дагестанская АССР в 1925 г. вошли в состав Северо-Кавказского края. В 1934 г. в результате слияния двух областей была создана Чечено-Ингушская автономная область. В мае 1923 г. было оформлено создание Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В июле 1923 г. Карельская трудовая коммуна была преобразована в Карельскую АССР. В апреле 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую АССР.

В марте 1924 г.

Политбюро ЦК КП(б)У обсудило доклад Г.И. Котовского о создании Молдавской республики, а в июле было принято постановление о создании Молдавской АССР со столицей в г. Балта. Кара-Киргизская автономная область в мае 1925 г. была переименована в Киргизскую автономную область, а 18 ноября 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР. В январе 1930 г. Мордовский округ, созданный в 1928 г. в составе Средне-Волжского края, был преобразован в Мордовскую автономную область, а в 1934 г. Мордовия получила статус автономной республики.

В марте 1932 г. Кара-Калпакская автономная область была преобразована в Кара-Калпакскую АССР. В декабре 1934 г. была преобразована в автономную республику Удмуртская (Вотская) автономная область. Такие же изменения государственно-правовой формы национальных объединений происходили и в Закавказских республиках, где получили статус автономий Нахичеваиский край (1924) и Нагорный Карабах (1923) в составе Азербайджанской ССР, Абхазия (1930) в составе Грузинской ССР.

Особое место среди национальных образований занимали национальные округа. Они возникали главным образом в местах расселения народностей Севера и Дальнего Востока. Так, в конце 20-х - начале 30-х годов возникли 10 национальных округов: Ненецкий, Таймырский, Эвенкийский, Корякский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Агинский бурятский, Усть-Ордынский бурятский, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский.

Укрепление советского многонационального государства предполагало ликвидацию фактического неравенства народов. Достигалось это прежде всего путем прямой материальной помощи республикам. В Среднеазиатские и Закавказские республики переводились из РСФСР фабрики и заводы со всем оборудованием и частью квалифицированных кадров, направлялись оборудование, техника, инвентарь, семена. Большие ассигнования выделялись на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию республик Средней Азии. ЦИК и СНК в 1929 г. приняли решение, по которому высокие темпы развития экономики национальных республик обеспечивались главным образом за счет РСФСР: в бюджет РСФСР отчислялось 64,3 % промыслового налога (остальная его часть поступала в общесоюзный бюджет), тогда как в бюджеты других республик отчислялись все 100 % налога; от сумм однократного обложения в бюджет РСФСР отчислялось 54 %,БССР - 75, УССР - 100, ЗСФСР - 75%.

После объединения республик в единое союзное государство были созданы общесоюзные органы власти - всесоюзные съезды Советов и ЦИК СССР. В союзных и автономных республиках высшими органами власти по-прежнему оставались республиканские съезды Советов и ЦИК. Подобное положение сохранялось до 1936 г., когда с принятием принятия Конституции СССР вся система Советов была перестроена. Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов СССР. В Конституции СССР 1924 г. компетенция съездов не оговаривалась. Верховный орган власти Союза ССР мог принять к рассмотрению любой вопрос, относившийся к ведению общефедерального управления; к исключительному ведению съездов относились изменение Конституции СССР и выборы ЦИК СССР. Съезды Советов также обсуждали работу правительства СССР, отчеты руководителей ведущих хозяйственных наркоматов. Состав съездов формировался в результате многоступенчатых выборов [от городских Советов избиралось из расчета по одному делегату от каждых 25 тыс. избирателей, от губернских (позднее - областных, краевых и окружных) съездов Советов - по одному делегату от 125 тыс. жителей] путем открытого голосования. В тех республиках, где не было губерний, делегаты избирались непосредственно на съездах Советов союзных республик.

Съезды Советов СССР являлись верховными органами всех трудящихся независимо о национальности, пола, грамотности, оседлости и религиозных верований. По своей сути избирательное право было всеобщим в том смысле, что были отменены свойственные многим избирательным системам цензы (имущественный, оседлости и т.п.), но оно было всеобщим только для трудящихся. Лишались избирательных прав семь категорий населения: лица, прибегавшие к наемному труду или жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, с предприятий); частные торговцы; монахи и служители культа; бывшие служащие полиции, жандармерии, охранных отделений; члены бывшего царствовавшего дома; душевнобольные и состоящие под опекой; лишенные избирательных прав по суду (до 1958 г.). Все эти ограничения мыслились как временные. Не было пассивного и активного избирательного права: все, кто мог избирать, могли быть избраны. Последний принцип сохранялся до 1946 г.

До 1936 г. избирательное право предоставлялось некоторым лицам, не состоявшим в гражданстве СССР: иностранцам, принадлежавшим к рабочему классу или не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству.

Число делегатов, избиравшихся на съезды, постоянно возрастало: число делегатов с решающим голосом на Всесоюзных съездах Советов (с I по VIII) выросло с1673 до 2106.

Съезды Советов СССР созывались раз в год, а с 1927 г. - один раз в два года. Помимо очередных съездов по инициативе ЦИК СССР или по требованию не менее двух союзных республик мог быть созван чрезвычайный съезд Советов СССР. Всего момента образования СССР (1922) было созвано семь очередных и один чрезвычайный съезд Советов СССР (на нем была утверждена Конституция СССР 1936 г.).

В Президиум съезда избиралось до 100 чел., заседания вели поочередно председатели ЦИК союзных республик. Съезд образовывал вспомогательные органы - Совет старейшин, мандатную комиссию, редакционные комиссии.

Съезды Советов СССР осуществляли функции верховного органа власти, однако круг вопросов, обсуждаемых на съездах, в условиях зарождения и развития административно-командной системы управления неуклонно сужался. Важнейшие решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры (коллективизация, индустриализация и т.п.) принимались зачастую не на съездах Советов СССР или сессиях ЦИК СССР, а партийными органами. Поэтому обсуждавшиеся на всесоюзных съездах доклады правительства или наркомов были информационными, отчетными, а не постановочными. С 1929 г. нарушались и сроки созыва съездов Советов СССР, сами съезды все больше принимали парадный, торжественный, а не деловой характер.

Так как съезды Советов собирались периодически, необходим был постоянно действующий высший орган власти. Такими органами являлись Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) и его Президиум. Идея создания союзного ЦИК принадлежала В.И. Ленину. Он подчеркивал необходимость установления такого порядка, при котором в этом высшем общесоюзном органе власти будут председательствовать по очереди руководители ЦИК союзных республик.

Образованный на I съезде Советов СССР ЦИК СССР включал 171 члена и 136 кандидатов. Представительство союзных республик в нем было пропорционально численности их населения. При этом РСФСР и УССР добровольно отдали часть своих мест в пользу менее населенных республик. Среди членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2 %, крестьяне - 13,6,служащие и интеллигенция - 40,2 %. Численный состав ЦИК СССР изменялся: на III съезде Советов в ЦИК СССР было избрано 582 чел., на VII съезде Советов - 757 чел.

По своей структуре ЦИК СССР сначала был однопалатным, а с июля 1923 г. - двухпалатным. Обе палаты были равноправны. Голосование, как правило, проводилось раздельно. Прения по докладам также велись раздельно. Предложения обсуждать доклады на общем собрании обеих палат первое время не всегда встречали поддержку, но с конца 20-х годов с согласия обеих палат все чаще стали практиковаться совместные заседания.

Функции, полномочия и структура ЦИК СССР определялись Конституцией СССР 1924г. и Положением, принятым в 1923 г. ЦИК СССР обладал широкими полномочиями в экономической области (выработка единого народнохозяйственного плана и государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, единой денежной системы), в области национально-государственного строительства, в решении спорных вопросов между союзными республиками. Он обладал правом отмены постановлений съездов Советов и ЦИК союзных республик, нарушающих Конституцию СССР, устанавливал принципы землеустройства и землепользования, судоустройства и судопроизводства. В области внешнеполитической деятельности ЦИК СССР был уполномочен заключать внешние займы, ратифицировать договоры (с 1925 г.). Обязательному рассмотрению в ЦИК СССР подлежали все декреты, устанавливавшие общие нормы политической и экономической жизни. Все вопросы решались открытым голосованием и простым большинством голосов, допускалось и поименное голосование по требованию членов ЦИК.

Члены ЦИК СССР были наделены законодательной инициативой, имели право запроса, могли присутствовать на заседаниях любого органа власти и управления на территории СССР. Исключить члена ЦИК из его состава мог только съезд Советов и лишь в особых случаях - сам ЦИК, обязаны уведомить об этом съезд.

ЦИК СССР работал сессионно: очередные сессии проводились 3 раза в год. По Договору об образовании СССР сессии ЦИК СССР намечалось проводить в столицах союзных республик, но в Конституцию СССР это положение не вошло. Состоялось всего две выездные сессии: в 1925 г. - в Тбилиси, в 1927г. - в Ленинграде. Продолжительные перерывы между сессиями привели к расширению законодательной и контролирующей деятельности Президиума ЦИК. С начала 30-х годов на сессиях ЦИК СССР была введена новая процедура: делегатам предлагалось утвердить «списком» постановления, принятые Президиумом ЦИК между сессиями ЦИК СССР. На сессии в январе 1934 г. этот список состоял из 34 постановлений, в январе 1936 г. он уже насчитывал 66 постановлений. Утверждение «списком» лишало делегатов возможности обсуждения закона, внесения в него изменений.

Для подготовки всех материалов и сессий ЦИК обе палаты избирали свои Президиумы, которые образовывали общий Президиум ЦИК СССР. Первое заседание Президиума ЦИК состоялось 10 января 1923 г. Он включал 19 чел.: 11 - от РСФСР, 4 - от УССР, 3 - от ЗСФСР, 1 - от БССР. На первой сессии ЦИК второго созыва был избран новый Президиум в составе 21 члена. Кроме 7 человек, избранных на совместном заседании обеих палат, в него вошли в полном составе Президиумы обеих палат. Президиум являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти между сессиями ЦИК СССР. Он имел право издавать законодательные акты, вносить изменения в Конституцию (за исключением ее основ). Он объединял работу СНК СССР и ЦИК союзных республик, мог приостанавливать действие постановлений СНК СССР, съездов Советов союзных республик и республиканских ЦИК. Президиум мог издавать постановления, распоряжения; он информировал палаты ЦИК о наиболее важных постановлениях, изданных в период между сессиями. В начале 30-х годов нормотворческая деятельность Президиума расширилась, в ряде случаев он решал вопросы, относившиеся не только к компетенции ЦИК, но и съездов Советов. К исключительной компетенции Президиума относились вопросы общей и частной амнистии, о приеме в гражданство и лишении его.

С начала 20-х годов существующие законы начали толковаться так, чтобы ими можно было прикрыть беззакония. Например, статью 107 УК («спекуляция») начали применять к крестьянам, отказывающимся сдавать хлеб по госцене, тогда как закон точно определял, что спекуляция - это скупка и перепродажа с целью наживы.

Пик «чрезвычайного законодательства» приходится на 1930-1932 гг. Это, прежде всего, партийные решения, связанные с проведением коллективизации и ликвидацией кулачества. Это постановления ЦИК и СНК СССР о едином сельскохозяйственном налоге (23 июня г.) и налоговом обложении кулаков (23 декабря 1930 г.), об ответственности за порчу сельскохозяйственной техники (13 февраля г.), на основании которых в республиканских УК предусматривалось наказание в виде штрафов или принудительных работ сроком от 6 месяцев до 3 лет. В постановлении от 21 января 1931 г. за преступления, дезорганизующие работу транспорта (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и т.п.), предлагалось применять наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, а за действия, носящие явно злостный характер, - высшую меру с конфискацией имущества; ЦИК союзных республик предлагалось дополнить статьей 17 свои Уголовные кодексы.

В 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли ряд постановлений, ужесточавших меру наказания: за хищение почтовых отправлений, за незаконный убой и умышленное нанесение увечий лошадям, за хищение государственного, колхозного и кооперативного имущества (покушавшиеся на него «должны рассматриваться как враги народа», а мера наказания - 10 лет с конфискацией имущества или расстрел); об отмене п. «Е» ст. 47 КЗОТ (за неявку на работу без уважительных причин надлежало увольнять с лишением карточек); 1 декабря 1934 г. по постановлению ЦИК СССР были внесены изменения в статьи УК союзных республик о совершении террористических актов: срок следствия по таким делам не должен был превышать 10 дней, дела слушались без участия сторон, кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании не допускались, приговор о высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Главной особенностью этого чрезвычайного законодательства была не только их беспредельная жестокость, но и необыкновенно растяжимость: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок.

Вместе с тем Президиум ЦИК СССР помимо законодательной деятельности обладал и другими рычагам воздействия. Например, когда в ноябре 1929г. Пленум ЦК ВКП(б) потребовал усилить роль местных Советов в проведении коллективизации, Президиум ЦИК провел совещание (январь 1930 г.) представителей Советов. Было признано, что Советы должны встать во главе колхозного движения, а сельский Совет, не перестроивший своей работы, подлежал немедленному переизбранию. 31 января 1930 г. было разослано циркулярное письмо во все ЦИК союзных республик, в котором «рекомендовалось» провести досрочные перевыборы в сельские и районные Советы, если их состав был засорен «чуждыми элементами» и плохо руководил коллективизацией.

Централизация управления, стягивание все большего количества функций по управлению всеми сторонами государственной жизни в общефедеральные органы власти и сращивание партийного и государственного аппаратов привели к тому, что ЦИК СССР и его Президиум постепенно обрастали огромным количеством учреждений.

В непосредственном подчинении ЦИК СССР и его Президиуму находились:
Всесоюзный комитет нового алфавита;

Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями;

Комитет по земельному устройству трудящихся цыган;

Комитет по земельному устройству трудящихся евреев,

Комиссия по улучшению труда и быта женщин,

Всесоюзный Совет по коммунальному хозяйству,

Комиссия по делам религиозных культов,

Институты (красной профессуры, востоковедения, литературы им. Горького, живых восточных языков и др.), музеи и т.п.

Всего в непосредственном ведении ЦИК СССР находилось более 100 учреждений, на его бюджете числилось несколько газет и журналов, 34 коммунистические сельскохозяйственные школы, несколько десятков научных и учебных заведений. Высший орган власти из законодательного органа постепенно превратился в некий «всеобщий наркомат», управляющий огромным хозяйством.

На протяжении всего периода объем полномочий и прав Союза ССР и республик не был стабильным, он менялся в сторону расширения прав Союза преимущественно по вопросам руководства промышленностью и финансами. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов, с 1930 г. все кредитование сосредоточивалось в союзных органах, в частности в Госбанке СССР. В 30-е годы были сделаны решительные шаги к централизации судебной системы, расширилась сфера общесоюзной юрисдикции. Все это лишь отчасти можно объяснить необходимостью концентрации сил и средств для восстановления и реконструкции народного хозяйства.

С конца 20-х годов наметилась тенденция к расширению прав союзных органов (особенно СНК СССР), ужесточению централизации управления и сужению компетенции республик. Прежде всего это касалось промышленности и финансов. Например, первоначальный список предприятий общесоюзного значения, утвержденный 12 ноября 1923 г., все время увеличивался за счет предприятий, изымаемых из республиканского ведения. В 1929 г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, по которому при наличии согласия соответствующего органа союзной республики предприятия передавались в ведение Союза ССР по решению СНК СССР, а при отсутствии такового - по решению Президиума ЦИК. На основании этого постановления многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов. Значительно расширилась компетенция союзных органов в 1932 г. в связи с ликвидацией ВСНХ.

Образование Союза ССР изменило правовое положение республик. Во всех союзных республиках были приняты новые конституции, которые, исходя в целом из принципов Конституции СССР, в то же время являлись ее дополнением. В некоторых конституциях (РСФСР, ЗСФСР, ТССР) отсутствовали главы о суверенных правах республик и праве выхода из состава СССР. В конституциях Абхазской, Грузинской, Армянской, Азербайджанской ССР имелись статьи о праве выхода из СССР. По-разному трактовался вопрос о государственном языке. В Грузии государственным объявлялся грузинский язык, в Абхазии - два языка (абхазский и русский), в Конституции Белорусской СССР говорилось, что все законодательные акты публикуются на белорусском, русском, еврейском и польском языках.

Нарушался демократический порядок обсуждения и принятия важнейших решений. C конца 20-х годов законопроекты все реже посылались на обсуждение в республики, а в 1929 г. вообще было отменено право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР: теперь республики должны были предварительно вносить их на рассмотрение в СНК СССР. Это ограничение законодательной инициативы республик не только не было исторической необходимостью, но являлось прямым следствием ужесточения централизации управления, ущемления прав союзных республик. Республики неоднократно ходатайствовали об отмене тех или иных постановлений ЦИК или СНК СССР. Между V и VI съездами Советов с подобными просьбами РСФСР обращалась 26 раз, УССР - 26, Узбекская ССР - 5, ЗСФСР - 4 раза.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: