Проблема экстремизма среди молодежи. О причинах возникновения современного молодежного экстремизма Экстремистских организаций в молодежной среде

Проблема молодежного экстремизма в России в последние несколько десятилетий приобретает особую остроту. Молодые люди чаще всего совершают агрессивного характера, что является благодатной почвой для взращивания идей экстремизма. Формированию этого явления способствуют социально-возрастные, психологические и культурные особенности молодежи.

Молодежный экстремизм отличается от возрастного недостаточной организованностью, спонтанностью и стихийностью. Его проблема связана с вопросами социализации молодежи в условиях ухудшения социальной и культурной жизни российского общества.

Правовое понятие молодежного экстремизма и его регулирование законодательством РФ

Экстремизм и терроризм в разных конфигурациях своих выражений становятся одной из наиболее серьезных современных проблем человечества. Экстремизм считается даже большим злом, нежели , так как способен поставить под угрозу существование любого, даже самого стабильного и благополучного общества.

Российское законодательство регулирует борьбу с экстремизмом следующими правовыми документами: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП, такие федеральные законы, как «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации».

Конституция РФ ст. 13 запрещает организацию и существование общественных объединений экстремистской направленности.

В правовых нормах дается понятие экстремизма как противоправной агрессивной деятельности, несущей в себе , здоровью, и благополучию людей в целом. Деятельность экстремистов направлена на подрыв политических, правовых, социальных, культурных, моральных устоев общества, а также конституционного строя страны.

КоАП содержит следующие нормы, регулирующие противоправные действия экстремистской направленности:

  • нарушение норм права о свободах совести, и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);
  • пропаганда и демонстрирование нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3 КоАП РФ);
  • производство, а также распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ).

Эти действия влекут наказание от административных штрафов до задержания и ареста.

При квалификации преступных экстремистских деяний в соответствии с УК РФ подобные обстоятельства будут классифицироваться как отягчающие и сурово наказываться в соответствии с действующим законодательством вплоть до пожизненного лишения свободы.

Причины возникновения молодежного экстремизма и его особенности

Молодежь является более уязвимым звеном в обществе и особо подвержена отрицательному воздействию экстремистских групп. Она представляет большую социальную группу со своими особенными остросоциальными и психологическими чертами. Их наличие объясняется особенностями возраста молодых людей, их общественным и социально – экономическим положением, духовным миром, находящихся в стадии формирования.

В настоящее время присутствуют причины социальной и материальной незащищенности молодежи в силу ее психологической незрелости, юношеского максимализма, отсутствия приоритетов по жизни. Это только некоторые факторы, подталкивающие молодых на осуществление экстремистской деятельности.

Представители экстремистских группировок с легкостью вербуют молодых людей, обещая быстрое решение и социальных проблем. Печально, что молодежь не задумывается о последствиях участия в преступных объединениях. Ребята не только не решат там своих проблем, а усугубят их, лишая себя будущего.

В последнее время вербовщики используют , как быстрый способ воздействия на молодежь. Легкость в доступе к аудитории, недостаточный контроль со стороны государственных органов, быстрое распространение, простота в использовании – причины популярности Интернета у преступников.

С помощью разнообразных сервисов сотовой связи возможно и доступно скачивание экстремистской литературы на мобильный телефон, электронную почту, смс-рассылки. Помимо электронных девайсов, экстремисты задействуют обычные социальные каналы взаимодействия.

В отличие от групп , учиняющих хулиганские действия с целью поразвлечься, экстремистские группы основываются на определенных установках. Так, особо популярна идея «чистого национального» государства на . Поведение молодых людей направлено против лиц другой ориентации или религии, добавляется ненависть к власти, которую обвиняют во всех российских бедах. Это способствует более широкому распространению экстремистских идей.

Основные особенности молодежного экстремизма:

  1. Формируется преимущественно в неэффективной среде, где молодые люди подвержены настроениям неопределенности, отсутствием установившихся взглядов на происходящее.
  2. Проявляется в группах и сообществах, где игнорируются права личности, отсутствует самоуважение.
  3. Недостаточно высокий уровень культуры молодых людей.
  4. Экстремизм присущ обществам и группам, принявших идеологию , безнравственности.
  5. Молодежь живет в глобализирующемся информационном сообществе, обществе риска. Чтобы государственным органам успешно осуществлять адекватное воздействие, преодолевать девиации в молодежной среде, необходимо изучение социальных и коммуникативных условий ее жизнедеятельности.
  6. Классический молодежный экстремизм начала 2000-х претерпевает существенные изменения. Научно-технический прогресс, появление соц. сетей упростили доступ к информационным ресурсам, изменив облик молодежи. Ранее деятельность экстремистских движений локализовывалась в области города, района, улицы. В настоящее время экстремистская деятельность локализуется в масштабах страны и русскоязычного сегмента Интернета. Экстремисты получили возможность проводить дискуссии, отстаивать позиции и убеждения в Интернет-пространстве.

Чтобы снизить рост экстремизма среди молодежи, необходимо организовать альтернативный досуг подростков, преодолеть кризис школьного и семейного воспитания, вплотную заняться культурным и идеологическим просвещением молодежи через учебные заведения, средства массовой информации, государственные органы.

Причины возникновения:

  • усиление социальной напряженности в молодежной среде;
  • социокультурный дефицит и криминализация массовой культуры;
  • усиливающееся влияние исламского учения (пропаганда среди молодых мусульман идей экстремизма; организация выезда молодых людей на обучение в теологические школы за рубеж, где проводится их энергичная вербовка; рост сепаратистских и националистических настроений у молодых людей);
  • использование в разрушительных целях такого социально -психологического фактора, как . Свойственна молодой психике и активно используется экстремистами для осуществления акций экстремистской направленности и зомбирования.

Российское законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму в общей сложности обладает достаточным арсеналом правовых норм, позволяющих вести эффективную борьбу с такими явлениями.

Главная цель – изменить психологию людей, добиться отторжения у них мысли о возможности ведения экстремистской деятельности.

Развивать в молодых людях такие понятия, как веротерпимость к праву человека на исповедание любой религии.

Проявления молодежного экстремизма

В последнее время в России четко обозначились национал-экстремистская, крайне левая и крайне правая, этноконфессиональная и сепаратистская основы политического экстремизма.

На территории России действует ряд радикальных общественных объединений. Их можно подразделить на следующие категории:

  • националисты (ксенофобы, неофашисты, неонацисты);
  • радикалы: «оранжевые», радикальные коммунисты, анархисты;
  • религиозные экстремистские объединения – ваххабиты, сатанисты и т. д.;
  • экологические и культуроохранные «зеленые» – экстремистская деятельность осуществляется во имя и окружающей среды, борьбы с глобализацией;
  • мимикранты – под прикрытием экстремистской деятельности осуществляют криминальные преступления.

Методами борьбы экстремистов являются демарши направленного действия, которые могут быть как демонстрационного, так и силового характера.

К первым относят – пикеты, использование информационных растяжек, митинги и т. п. с лозунгами экстремистской направленности (ст. 280 УК РФ), а также пропагандирующие ненависть либо (ст. 282 УК РФ).

К силовым акциям прямого действия относят блокировку дорог и путей, завладение объектами, налеты на граждан.

Особенностью молодежных экстремистских формирований в России является их политизированность со стороны лидеров. Для ультраправых в России присуще создание военизированных банд-формирований.

Из известных оппозиционных групп в России можно упомянуть «Гражданскую оборону» Е. Летова – считалась самой политизированной рок-группой; беспорядки среди студентов в конце 90-х, спровоцированные анархистами и профсоюзным органом « Студенческая защита»; Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова; движения скинхедов, особенно агрессивно проявляющиеся в случаях объединения с футбольными фанатами, криминальными группировками.

Наибольшей угрозой для внутренней безопасности страны сегодня являются представители протрадиционного течения ислама – ваххабизм.

К числу политических экстремистских организаций, ставящих целью изменение конституционного строя в России, можно отнести партию « Русское национальное единство». Действия РНЕ непосредственно направлены на разжигание национальной розни.

Исследование проблемы демонстрирует, что экстремизм в России помолодел, преступления осуществляют лица от 15 до 25 лет. Характер преступлений чаще всего агрессивный. Согласно сведениям совершенные преступления, такие, как , нанесение тяжких телесных повреждений, терроризм, совершаются гражданами до 25 лет. К сожалению, молодежный экстремизм прогрессирует с более высокой скоростью, чем взрослая преступность. Изучение и поиск путей решения проблемы молодежного экстремизма приобрело в настоящее время особенно значимый и неотложный характер.

(Пока оценок нет)

Введение

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих интересах.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

Экстремистские движения стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права. Совершению преступлений, препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества и, как правило, это происходит на бессознательном уровне, то есть сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, манипулированию организацией экстремистской направленности.

Практически все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары. Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время препровождения в кругу сверстников. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по, «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек, образующих сеть (молодежных экстремистских группировок), которые действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются для проведения групповых противоправных действий, объединяются в большие группы для проведения противоправных действий.

Криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.), влекущая изменение ценностных ориентаций (значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации, секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности).

Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организация выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций).

Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

1. Стратегия профилактики экстремистской деятельности

Сегодня молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде должна идти в направлении разрушения потенциала таких молодежных субкультур. Учитывая изложенное, можно выделить две базовые стратегии профилактики экстремистской деятельности.

Первая стратегия, это профилактика, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия будет реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска - альпинизм, спидвей, сноуборд, паркур и т.д. При этом происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодежного сообщества в новое русло позитивной направленности.

Вторая стратегия, это профилактика, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными составляющими противовес субкультурам экстремистской направленности. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы предпочтения разных категорий молодежи.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней. Необходимо проводить работу с молодежью, то есть специальные «молодежные программы», которые предусматривают проведение среди молодежи и подростков регулярных встреч в учебных заведениях, клубах, когда вместе с представителями местных органов власти и социальными работниками организовываются круглые столы.

В России системного подхода со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремистской деятельности, нет. В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

1) оптимизацию молодежной социальной среды (в целом), ее улучшение, создание в ней пространств, для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достигнутых результатов, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

2) формирование механизмов анализа молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;

3) создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

4) разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Стратегия по профилактике экстремистской деятельности должна быть направлена на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации.

Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

1) выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

2) «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

3) дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции; носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений склонных к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих уличных компаний;

4) члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации свободы и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная религиозная организация, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

3. Методы разрушения экстремистского пространства, создание на его месте конструктивных

социальных зон для молодежи

Необходимо учитывать тот факт, что непосредственная, прямая профилактика не дает практически никакого эффекта. В связи с чем, необходимо выстраивать систему этой деятельности с опорой на косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду, и личность.

В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц пребывающими в кризисном возрасте, лежит идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами, при чем не всегда являющимися представителями официальных институтов. Методы разрушения экстремистского пространства должны быть направленны на:

1) воздействие на личность;

2) развитие толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

3) разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности.

4. Рациональное сокращение свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека

Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом профилактики экстремистской деятельности является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества.

В основе профилактики лежит средовой подход, когда создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявленияэкстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации

(при полном обеспечении этим СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.

Важное место в системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.

5. Профилактическая работа, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур

В основе профилактической работы лежит комплексная деятельность по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.

Профилактическая работа имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, что предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей.

В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных соответствующим образом специалистов, ограниченного числа специализированных учреждений, системно работающих с представителями молодежных субкультур, недостаточной информированностью государственных и муниципальных органов власти о молодежных субкультурах и процессах, протекающих в молодежных сообществах.

6. Межнациональные отношения

Профилактика экстремистской деятельности невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодежной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодежной среде происходит на межнациональной и религиозной почве, которая в большинстве случаев исходит от национальных меньшинств.

Экстремистские проявления значительно проявляются в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде необходимо:

1. Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.

3. Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.

4. Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость ее состояния от числа студентов, привлеченных к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности. Возможно также, что этот критерий должен учитываться при экспертизе показателей деятельности вузов для их государственной аккредитации.

5. Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.

6. Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.

7. В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.

8. Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа и оказывать содействие инициативам по их

поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.

9. Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.

10. Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.

11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одаренных молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.

Элементы представленной программы в той или иной степени реализуются в современной России. Например, органы по делам молодежи реализуют традиционную модель профилактики экстремистской активности, опираясь на деятельность учреждений по работе с молодежью, зарегистрированных молодежных объединений, пытаясь вовлечь подростков и молодых людей в социально одобряемые формы активности, решить некоторые социально-экономические проблемы молодых людей. Наиболее оптимальным вариантом сегодня является синтетическая модель, включающая в себя основные элементы вышеописанных.

7. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде

Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряженности в подростковой и молодежной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации. Данное направление предлагает осуществление следующих мероприятий:

1) разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации молодежи;

2) разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье;

3) поддержку талантливой молодежи, поддержку молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

4) разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создания современного правового поля их жизнедеятельности;

5) разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодежи с целью проведения регулярных обследований молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, негативных чрезмерно выраженных черт характера, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т.д.;

6) разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодежной среде;

7) разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодежных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодежное объединение, молодежная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.;

8) разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодежи, находящихся в «зоне риска»;

9) разработка муниципальных программ профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде;

10) разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодежи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления;

11) формирование правового сознания молодежи, ее информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности.

8. Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодежной среде

Успешная профилактика экстремизма в молодежной среде невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление ориентировано на создание технологий изучения молодежного экстремизма, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современных форм и методов профилактической работы. В рамках данного направления предлагается осуществление следующих мероприятий:

1) разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодежи, исследование отклонений в поведении человека в молодежной среде, анализ деятельности и развития молодежных субкультур;

2) разработка и внедрение в практику системы государственных грантов, направленных на поддержку исследований и проектов, ориентированных на оптимизацию системы профилактики экстремистской активности в среде молодежи;

3) организация и проведение научно-практических конференций, посвященных, исследованию проблем молодежного экстремизма;

4) формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодежи;

5) разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодежной среде;

6) создание тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодежных центров, клубов, руководителей и актива молодежных общественных объединений, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;

7) создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов, действующих в соответствующем регионе, лабораторий по исследованию региональных аспектов проявлений молодежного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодежных субкультур;

8) создание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодежью, молодежных центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодежного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодежными субкультурами, осуществление изменений установок, целей, норм и ценностей их представителей;

9) создание реестра детских и молодежных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием их численности, основных видов и форм деятельности. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодежи и включения ее в социально одобряемые виды деятельности.

Направление ориентировано на создание площадок, где подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях, чье поведение отклоняется от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе.

9. Основные мероприятия профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде

1. Разработка и актуализация в общественном сознании молодежи новой ценностной модели личности, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности.

2. Создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путем образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.

3. Учреждение молодежных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодежи.

4. Активизация молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем.

5. Организация и проведение фестивалей молодежных музыкальных субкультур (панки, хиппи, рокеры, хип-хоп культура и т.д.).

7. Формирование системы воспитательной работы с молодежью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодежи.

8. Создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

9. Развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации.

10. Создание и развитие «уличных» служб работы с молодежью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний.

11. Развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.

12. Создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся.

13. Строительство площадок для занятий молодежи экстремальными видами спорта; создание, развитие практической деятельности молодежных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона.

14. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодежного экстремизма.

Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с подростками и молодежью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в молодежной среде.

В рамках профильной образовательной деятельности необходимо пересмотреть цели, принципы, методы, формы обучения, а также стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы с молодежью.

Заключение

Представленные меры, стратегия и направления профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде, позволят оптимизировать деятельность по профилактике экстремистской деятельности в молодежной среде, распределив «зоны ответственности» между различными уровнями власти.

На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

1) создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

2) создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности; создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

3) развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи; развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

4) создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Все это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неоязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и добра.

У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.

Задача социальной работы состоит в предотвращении распространения экстремистских настроений среди подростков и молодежи, а также в направлении силы и энергии молодых лиц, придерживающихся экстремистских взглядов в мирное русло, законное и не противоречащее нормам общества.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
  • необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
  • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
  • разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
  • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
  • увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
  • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
  • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
  • усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
  • учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
  • реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

Социальный портрет экстремистов как социальной группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

  • работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
  • работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются "трудные". Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

Основные подходы к профилактике

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего на экстремистские действия. Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

  1. Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

  1. Подход, основанный на аффективном обучении.

В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

  1. Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

  1. Подход, основанный на формировании жизненных навыков

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

  1. Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

  1. Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
  2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
  3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
  4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

Памятка безопасности:

1. Если ты на улице .

Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.

Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя у остановки.

Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.

Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.

Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.

Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты! Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!

Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

Не входи в лифт с незнакомым человеком.

Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой

2. Если ты дома один .

Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

На ответ "Я" дверь не открывай, попроси человека назваться.

Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.

Если незнакомец представился работником ДЭЗа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или "скорой помощи", не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови милицию.

Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

3. Как действовать, если Вы столкнулись с пропагандой экстремизма .

Ситуации:

1.Распространяемая неизвестными лицами печатная продукция не имеет выходных данных, указания на принадлежность к общественной либо религиозной организации, предположительно содержит материал экстремистской направленности, то есть направленный на возбуждение ненависти, либо вражды, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

2. Представитель какой либо религиозной или общественной организации в устной форме ведет пропаганду превосходства одной религии над другой, либо расового, национального или социального превосходства одних групп населения над другими, грубо выражается в адрес исповедуемой гражданами религии, их расовой, национальной или социальной принадлежности.

3. Представитель организации, деятельность которой в действительности признана судом экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации, просит у граждан помощи и содействия в его пропагандистской работе.

Что предпринять:

В ситуациях 1, 2. Данные деяния нарушают нормы п. 6 ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и подпадают под признаки преступления в соответствии со ст. 282 Уголовного кодекса РФ. У распространителя информации необходимо выяснить, от какой религиозной или общественной организации осуществляется пропаганда, выяснить личные данные этого лица (ФИО, паспортные данные), по возможности зафиксировать действия экстремистской направленности на звуко или видеозаписывающую аппаратуру, попросить при данных обстоятельствах присутствовать знакомых, соседей или иных лиц, после чего обратиться с заявлением в нижеупомянутые органы государственной власти. Перечень литературы, запрещенной по решению суда на территории Российской Федерации, опубликован на сайте Министерства юстиции РФ http://minjust.ru/ru/extremist-materials. Печатная продукция, распространяемая религиозными или иными общественными организациями, должна иметь маркировку с официальным полным наименованием данной организации. В случае, если в листовке, журнале, брошюре и т.д. нет данных о полном наименовании организации, распространяющей печатную продукцию, либо она содержит материалы предположительно экстремистского содержания, рекомендуется немедленно обратиться в районный отдел полиции или районную прокуратуру с заявлением о проверке законности деятельности данной организации (приложив к заявлению образец распространяемой печатной продукции).

В современной России в последнее время много говорят об экстремизме как о разрушительном для общества и личности феномене. Однако общепринятого понимания экстремизма, различных форм его проявления нет не только в массовом сознании, но и среди специалистов. Для выработки эффективной политики по профилактике экстремизма необходимо теоретическое осмысление его сущности, в особенности выявление и изучение причин, способствующих воспроизводству данного негативного явления.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - в традиционном понимании, это приверженность крайним взглядам, идеям, мерам и действиям (обычно в политике) . Ему присуще насилие или угроза насилия, одномерность, однобокость в восприятии общественных проблем и поиске путей их решения, фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы и взгляды, беспрекословное выполнение всех приказов, инструкций, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум, неспособность к толерантности, компромиссам либо игнорирование их .

Многие исследователи, занимающиеся проблематикой экстремизма, считают, что молодежный экстремизм это лишь небольшая часть взрослого экстремизма и сам по себе он не представляет опасности в качестве отдельно взятого явления. Тем не менее, важно понимать, что основным критерием, позволяющим отделить молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его участников. Очень часто участниками экстремистских акций становятся молодые люди, не достигшие совершеннолетия. Исследователи по данной проблеме выделяют разные возрастные границы: 15-29 лет . Иногда молодежь включена в интервал от 14-16 до 30-35 лет . В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться.

По мнению К. Манхейма, молодежь – это поколение, находящееся в конкретном историко-социальном пространстве, которое задает конкретную программу социализации молодежи и уровень необходимых требований. Ученый отмечал: «…решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этот период молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок» .

Одной из наиболее сложных гносеологических проблем, связанных с молодежным экстремизмом, являются механизмы формирования данного негативного социального явления. В научной литературе, посвященной проблеме молодежного экстремизма, можно увидеть, что в качестве таких механизмов исследователи чаще всего выделяют специфику молодежного сознания и особенности социально-групповой самоорганизации молодежи.

В настоящее время причин возникновения молодежного экстремизма достаточно много. Условно, их можно разделить на несколько групп, которые касаются конкретной сферы жизнедеятельности общества и личности. Это экономические, политические, социальные, семейные, образовательные, культурно-нравственные и др. Каждая причина является самостоятельной, но лишь их комплексное решение поможет искоренить экстремизм из молодежной среды.

К экономическим причинам, на наш взгляд, можно отнести: экономический кризис, падение жизненного уровня, проблемы безработицы среди молодежи.

Между кризисом в экономике, низкими доходами населения и молодежным экстремизмом существует прямая связь. Многие молодые люди не могут найти легальных форм заработка. Для некоторой части молодежи проблемой стало удовлетворение простейших материальных потребностей жизни молодого человека. В то же время внешние и внутренние деструктивные силы, используя социально-политическую и социально- экономическую составляющую, манипулируют молодежью в своих экстремистских целях. Сложная социально- экономическая ситуация в стране и высокая безработица почти не оставляют молодежи возможности выбора. Как правильно отмечает И.А. Кобзарь , массовая ассимиляция мысли о допустимости пренебрежения моральными принципами ради решения материальных проблем обусловила криминализацию молодежного сознания.

Обеспечение реализации конституционных прав граждан на достойный уровень жизни, труд, образование – это прямая функция государства. Оно обязано тщательно прорабатывать программы экономического развития, проводить индексации пенсий, пособий, стипендий, бороться с инфляцией и т.д.

Необходимо отметить и политические факторы, влияющие на возникновение экстремизма в молодежной среде. Это и недоверие правительству, и неверие в свою способность оказать хоть какое-то влияние на происходящие политические, социальные, экономические процессы, и, как следствие, снижение политической активности молодежи. Осуществление других видов политического поведения возрастными рамками практически не ограничено . Результат подобных действий – молодые люди пытаются противопоставить себя обществу в целом, показывая протест, являющийся выражением их социальной позиции, отрицанием существующего порядка в обществе и стремлением к «новому идеальному устройству жизни» . Молодому поколению сегодня приходиться действовать по обстоятельствам, приспосабливаться к реальным условиям современной жизни. Меняется шкала ценностных ориентиров: материальные блага становятся основной целью в жизни. «Деньги не пахнут» - таковы основная установка у современной молодежи, ради них можно совершить преступление, предать друзей и родных, «пойти на сделку с совестью» - устоять против этого сложно, когда «все в мире продается и покупается». Другого способа, как противостоять путем проявления агрессии, жестокости и насилия, в том числе участия в незаконных акциях и движениях, проводимой властью политике, обратить внимание на свои нужды, выразить свой протест, молодежь не всегда видит. В тоже время экстремистские организации очень чутко реагируют на настроение молодежи, вовлекая их в свою противоправную деятельность, распространяя среди них идеологию жестокости, насилия, силы, денег.

К социальным причинам экстремизма в молодежной среде следует отнести ухудшение климата в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство.

Кроме того, необходимо отметить, что и культурно-нравственные проблемы влияют на проявления молодежного экстремизма. Это и изменение жизненного уклада, жизненных ценностей, отсутствие положительных идеалов, преобладание досуговой составляющей, над социально полезной. Материальные ценности в настоящее время, как никогда, доминируют над духовными, вследствие чего, понятия о милосердии и доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме у молодого поколения совершенно утрачены. В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера и в первую очередь, это СМИ. Жестокость сцен насилия на экране поражает как количеством, так и своей натуралистичностью . Как следствие, человек становится менее чувствительным к тому, что происходит в реальности. Молодое поколение начинает подражать героям-бандитам. Это приводит отдельных молодых людей в группу риска, формируя личность, для которой социальная позиция стала следствием активного внешнего воздействия досуговой среды, СМИ и других подобных раздражителей.

Проблемы в семейном, образовательном процессах также являются существенной причиной распространения молодежного экстремизма. К ним относятся: ослабление воспитательных функций, как в семье, так и образовательных учреждениях, недостаточная эффективность системы воспитательного воздействия и отсутствие действенной социальной профилактики проявлений экстремизма. Низкий уровень заработной платы, большая занятость родителей, не позволяют им в полной мере заниматься воспитанием детей. Сегодня, необходимо создавать для родителей более благоприятные условия для выполнения ими своих обязанностей по воспитанию. В образовательном процессе, только объединенные усилия педагогов с родителями, могут оказать должное влияние на формирование надлежащего правосознания подрастающего поколения.

Таким образом, если говорить о причинах, способствующих развитию экстремисткой деятельности в молодежной среде, то к ним можно отнести и отсутствие адекватной молодежной политики государства, и слабое воздействие государственной идеологии, и низкий материальный уровень жизни населения, и проблемы занятости и образования, и негативное влияние СМИ. Конечно это не исчерпывающий перечень причин. Проблема выявления причин экстремизма всегда будет принадлежать к числу самых актуальных, так как сам экстремизм, в различных формах проявления, вечен. При исследовании причин экстремизма, необходимо учитывать конкретную среду и условия, в которых он реализуется, возраст и психологию людей, особенно лидеров экстремистских группировок. Эффективность противостояния экстремизму зависит от качества реализуемых профилактических и предупредительных мер. Поэтому, необходимо устранять или хотя бы минимизировать причины экономического, социального и иного плана, способствующие распространению экстремисткой деятельности в молодежной среде.

Список литературы

1. Егорова Т.В. Социально-педагогическая работа с молодежными неформальными объединениями экстремистской направленности (На материале Германии) : Дис. ... канд. пед. наук /Егорова Татьяна Валентиновна - Владимир, 2004. – 169 с.

2. Качанов Ю.Л. Активно-личностный и стереотипно-личностный способы деятельности молодого поколения. Молодежь в социальной сфере / Ю.Л. Качанов. – М., 1990. – 15-18 с.

3. Кобзарь И.А. Организационные и правовые основы противодействия преступности несовершеннолетних в переходный период: автореф. дисс. … д-ра юрид. наук / Кобзарь Игорь Александрович - Москва, 2002. – 59 с.

4. Крылов А.А. Природа экстремистских проявлений в России // Международный терроризм: причины, формы и проблемы противодействия: Материалы межд. науч. – практ. конференции, Белгород, 2005.

5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. Серия: Лики культуры. М.: Юрист, 1994. – 700 с.

6. Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия / Г.Ю. Семигин. – М., 1999. – 132-134 с.

7. Ольшанский Д.В. Психология террора / Д.В. Ольшанский. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 225-230 с.

8. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. -М., Наука, 2003, 231 с.

9. Щербакова И.В. Социальные и социально-психологические механизмы формирования политической идентичности молодежи: теоретические аспекты // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология 2004.

Молодежный экстремизм: особенности и причины.

Психологические портреты лиц,

вовлекаемых в экстремистские организации.

(Подготовила Полынцева И.Н., методист МБОУ СОШ №4 для городского заседания круглого стола школьных психологов и социальных педагогов, 2014г.)

Исторически сложилось, что Россия является многонациональной страной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур, традиций и обычаев. В последнее время взаимодействие между этносами усилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территорию Российской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантов все больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных и социальных конфликтов.

В настоящее время экстремизм во всех своих проявлениях стал одной из основных внутренних угроз безопасности Российской Федерации.

Обращаясь к этимологии слова «экстремизм» можно сказать, что оно является производным от латинского «extremus», то есть «крайний». В традиционном понимании экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, наиболее часто проявляемым в политике, международных отношениях, религии и т.д.

Наибольшую озабоченность общества вызывают молодежные экстремистские организации. Ошибочно думать, что «молодежный экстремизм» является лишь тенью «взрослого» и не представляет особой опасности в качестве обособленного явления. Однако, как отмечают ряд политологов, в частности: М.Ф. Мусаелян, Н.Б. Бааль, С.Н. Фридинский, молодежный экстремизм является одной из наиболее актуальных социально-политических проблем в условиях российской действительности. Важно понимать, что часто рядовыми исполнителями экстремистских акций являются именно молодые люди, часто даже не достигшие совершеннолетия.

Основным критерием, позволяющим отграничивать молодежный экстремизм от экстремизма вообще, является возраст его приверженцев – 14-30 лет. Физические и психологические особенности, присущие каждому возрасту, находят отражение в поведенческих реакциях. Учеными выделяется такая характеристика поведения молодежи как «экстремальность». Экстремальный тип сознания проявляется в специфических формах поведения, характеризующихся импульсивностью мотивации, агрессивностью, склонностью к риску, эпатажем, отклонениями от принятых норм либо, наоборот, подавленностью, депрессией, пассивностью. Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, потому, что молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям в силу возрастных ее свойств.

Особенности современного российского молодежного экстремизма:

  • активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества;
  • расширение географии экстремистской угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. жертв экстремизма;
  • совершаемые в Российской Федерации убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все больше приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а профессиональной деятельностью определенных групп лиц;
  • стремление экстремистско-националистических движений вовлечь в свои ряды членов различных агрессивных молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых;
  • наличие у неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности признака вооруженности, в том числе наличие взрывчатых веществ.

Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации и террористические отряды.

Политолог и социолог Ю.М. Антонян выделяет такие неотъемлемые черты экстремистского сознания у молодежи , как:

1) разделение мира на две различные группы - «мы» (хорошие, умные, трудолюбивые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам и т.д.)

2) перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную) группу.

К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде , можно отнести

Культурно-воспитательные проблемы :

  • изменение ценностных ориентаций
  • распад прежних моральных устоев
  • нетерпимость, ксенофобия
  • отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России

Социально-экономические факторы :

  • преобладание досуговых ориентаций над социально полезными занятиями
  • кризис школьного и семейного воспитания
  • криминальная среда общения
  • неадекватное восприятие педагогических воздействий
  • отсутствие жизненных планов.

По многочисленным данным, лица, участвующие в деятельности экстремистских организаций, неоднородны по своим социально-психологическим характеристикам. Условно они могут быть разделены на четыре группы: 1) хулиганствующие «попутчики»; 2) непосредственные или второстепенные исполнители; 3) «идейные» исполнители и координаторы, составляющие ядро экстремистской группы; 4) лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от эффективного преследования.

Первая и вторая группы являются «второстепенными» или «слабыми» звеньями в организациях экстремистского толка. Тем не менее, эти группы как раз и являются необходимой социальной базой, без которой экстремизм как масштабное социальное явление не мог бы существовать и развиваться (Ростокинский А.В., 2007).

Как правило, для лиц, привлекаемых в низшие уровни экстремистских организаций, характерны:

Интеллектуальная и нравственная ограниченность, нетерпимость к критике;

Готовность увидеть недостатки исключительно у других, обвинить окружающих в своих собственных неудачах;

Компенсаторная грубость, агрессия, склонность к применению насилия;

Готовность подчиняться силе и природным инстинктам выживания, когда всё «иное» расценивается как угроза своему существованию и требует устранения;

Социально-психологическая неустойчивость и стремление принадлежности к какой-либо группе людей (желательно сильных и агрессивных) для обретения чувства уверенности и собственной значимости;

Использование упрощенных штампов и примитивной формы психологической защиты для самооправдания от собственных неудач;

Психическая тугоподвижность, ригидность (Баева Л.В., 2008).

Многочисленные исследования, описывающие психологические особенности лиц, вовлекаемых в деятельность террористических организаций, говорят о том, что среди лидеров террористических организаций, главных идеологов и вдохновителей соответствующих политических, националистических и религиозных движений не обнаруживается ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег и славы. Их можно охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе. Только около 30% из них не имеют специальной квалификации. Другая тенденция – их средний возраст 25-26 лет, т.е. это, в основном, молодые и достаточно обеспеченные люди. Таким образом, подтверждаются данные о неоднородности иерархических уровней террористических и экстремистских организаций и их расслоение на лиц, вовлекаемых в первичное звено и «идейную верхушку» (Хохлов И.И., 2006). Факт вовлечения в террористическую организацию, как правило, не связан ни с какой ментальной болезнью. Большинство последователей согласны с тем, что террористы, находящиеся в четком обособлении от общества, являются здравомыслящими и относительно нормальными людьми (Moghadam A., 2005). В то же время не вызывает сомнения тот факт, что в качестве волонтеров или кадровых участников низших звеньев экстремистских организаций рекрутируются социально-дезадаптированные, малоуспешные люди. Они, как правило, плохо учатся или учились в школе и вузе, не смогли сделать карьеру, добиться того же, что и их сверстники. Они обычно страдают от одиночества, у них не складываются отношения с представителями противоположного пола. Такие люди почти везде и всегда являются аутсайдерами и не чувствуют себя своими ни в одной компании, их постоянно преследуют неудачи. Рядовые члены террористических организаций характеризуются высоким невротизмом и очень высоким уровнем агрессии. Им свойственно стремление к поиску острых ощущений – обычная жизнь им кажется пресной, скучной и, главное, бессмысленной. Им хочется риска и опасности (Берту Э., 2003). Исключительно важным фактором, объясняющим феномен ускоренного вовлечения социальных маргиналов в экстремистско-террористические организации, является механизм «психологических премий», которые «выдаются» террористическими организациями своим сторонникам. Речь идет о том, что эти внутренне неуверенные в себе люди, всеми силами стремящиеся восполнить недостаток уважения к ним, вступив в могущественную тайную структуру, обретают, наконец, главный приз – ресурсный статус, самоуважение, смысл жизни и освобождение от каких бы то ни было социальных запретов. Появляется чувство избранности, причастности к судьбе. Крайний авторитаризм, беспрекословное подчинение руководителю, полный контроль всех аспектов жизни членов группы сочетается с подчеркнутой гуманностью в отношениях друг к другу, с готовностью помочь, с полным и безусловным принятием каждого. Стратегия действия обсуждается коллективно, каждый имеет возможность ощущать себя соавтором великих планов (Гозман А.Я., Шестопал Е.Б., 1996; Jerrold M. Post, 2005).

Полный цикл психотехнологической обработки будущего террориста включает пять стадий социально-психологического обусловливания:

стадия 1 – деплюрализация – полное лишение адепта всех иных групповых идентичностей;

стадия 2 – самоидентификация – полное лишение адепта личной идентичности;

стадия 3 – деиндивидуализация других – полное лишение врагов их личных идентичностей;

стадия 4 – дегуманизация – идентификация врагов как недочеловеков или нелюдей;

стадия 5 – демонизация – идентификация врагов как зла (Stahelski F., 2004).

Таким образом, процесс вовлечения населения в экстремистские и террористические организации, как и другие виды социальных эпидемий, предусматривает интенсивное использование специальных психотехнологий и циничное манипулирование сознанием уязвимых групп населения.

К мерам профилактики экстремизма в целом и в молодежной среде в частности можно отнести следующее:

  • прививание подросткам основ толерантности;
  • усиление контроля государства за деятельностью общественных и религиозных организаций (благотворительных организаций, военно-патриотических клубов);
  • более жесткий контроль за деятельностью СМИ и мониторинг сети Интернет;
  • выработка комплексной молодежной политики.

Литература:

  1. Пушкина М.А. Материалы планового семинара по вопросам профилактики экстремизма.
  2. Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. №4 – С. 17-21
  3. Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. 2008. №6 – С. 24
  4. Мусаелян М.Ф. О причинах современного российского молодежного экстремизма // Российская юстиция. 2009. №4 – С.45

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: