Первые туристские объединения и организации. Рабочая программа для туристического объединения по интересам Ассоциации туристических агентств

В современном капиталистическом обществе для стабильного развития туризма только помощи государства в виде федеральных программ не достаточно. Турфирмы сами ищут способы решения проблем. Для этого они объединяются в союзы, общества и т.п. Одной из самых известных является Российский Союз Туриндустрии.

Российский союз туриндустрии (РСТ) - крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.

Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса.

Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.

Одно из основных направлений деятельности РСТ - участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.

К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.

Профессиональные туристические объединения

Профессиональные ассоциации создаются для того, чтобы совместными усилиями их участников решать вопросы, ни один из заинтересованных членов не в состоянии решить самостоятельно. Туристические предприятия, в отличие от других составляющих туристической индустрии, высокомобильные и имеют небольшие обороты. За исключением ведущих туроператоров, которые сочетают сотни и тысячи более мелких туристических агентств, туристические предприятия можно отнести к малому бизнесу, административный и экономический ресурс которого ограничен. В то же время, как и в любой другой отрасли экономики, в туриндустрии есть определенные корпоративные проблемы, от решения которых выиграют все субъекты этого вида деятельности. Например, вопрос разработки стандартов обслуживания в отелях, рекламы и продвижения совместного продукта, проведения рыночных исследований или информационной поддержки отрасли можно решить только совместными усилиями. Эти соображения и легли в основу процесса консолидации отдельных туристических предприятий в ассоциации и союзы с соответствующим делегированием им полномочий по защите интересов участников на общенациональном и международном уровнях. Ассоциации берут на себя некоторые функции государственных органов управления туризмом, в частности координации деятельности туристических предприятий.

Туристические предприятия, достигшие определенного успеха, стремятся вступить в профессиональные международные или национальные ассоциации, членство в которых не только способствует расширению профессионального мировоззрения членов, но и меняет их имидж на национальном туристическом рынке.

Кратко охарактеризуем международные ассоциации и союзы, которые играют наиболее заметную роль в послевоенной истории туризма.

Международные организации.

Международная ассоциация по экскурсионному обслуживанию и туров (ИСТА) - объединяет фирмы, которые занимаются экскурсионным обслуживанием. Ассоциация создана 1953 Основным видом деятельности является ежегодная публикация Тарифного справочника туров и экскурсионного обслуживания, в котором в алфавитном порядке по странам подается информация о программах и цены туров, организуемых членами ИСТА.

Международный туристический альянс (AIT) - международная туристическая организация, действительными членами которой являются национальные автомобильные ассоциации и туристические клубы, объединяющие индивидуальных членов, или национальные федерации, состоящие из ассоциаций туристов. Члены, которые присоединяются, - организации, которые не объединяют туристов или туристические ассоциации, но желают оказывать помощь АГТ и целью которых является развитие туризма.

Организация создана 1919 Цель - развитие всех видов международного туризма и автотуризма. Основную деятельность осуществляют три постоянных комиссии: Комиссия по выработке политики, Транспортная комиссия и Таможенная комиссия.

Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ) - ее членами е национальные объединения журналистов и писателей, которые занимаются вопросами туризма. Существует также категория индивида И дуальных членов. ФИЖЕТ создана 1954 Целью является пропаганда гуманистических принципов международного туризма, налаживание дружеских деловых контактов между журналистами и писателями, защита их профессиональных интересов.

Международная академия туризма создана 1951 с целью пропаганды и защиты культурных ценностей туризма, сохранения и развития его гуманистических традиций. Деятельность Академии заключается в координации работы по изданию словаря туристических терминов, журнала "Вестник Академии", брошюр и исследований, посвященных культурным и гуманистическим проблемам туризма, а также в проведении конкурсов печатных работ по вопросам культуры и туризма.

Международная ассоциация гостиниц и ресторанов (ИН & RА) основана 1946 и является наследницей Международной ассоциации владельцев отелей, основанной 1869 и 1921 преобразованной в Международный гостиничный союз. Секретариат и штаб-квартира Ассоциации расположены в Париже (Франция).

Уставом определены следующие основные задачи:

Объединение национальных гостиничных ассоциаций всех стран, а также отдельных отелей и ресторанов, обслуживающих иностранных туристов;

Защита личных и профессиональных интересов владельцев отелей и ресторанов;

Развитие гостиничной индустрии, изучения вопросов свободы передвижения, управления гостиничной индустрией, международных финансовых расчетов, страхование, обеспечение рабочей силой и др.;

Информирование членов ассоциации о гостиницах, ресторанах и туристические фирмы.

Международная федерация кемпингов и караванинга (ФIКК) - международная туристическая организация, членами которой являются национальные федерации и ассоциации кемпингов и караванинга. При Фикки существуют Центр туристической информации и несколько специализированных комиссий. Ежегодно проводится авторалли. Секретариат Фикки размещено в Брюсселе (Бельгия).

Международная ассоциация экспертов по туризму (АИЕСТ) - международная туристическая организация, которая объединяет как индивидуальных членов - лиц, осуществляющих научную деятельность в сфере туризма, так и ассоциированных членов - организации и учреждения, заинтересованные в деятельности АИЕСТ. Организация имеет характер научной общественности и своей целью ставит поддержку научной деятельности своих членов, обеспечивая обмен документацией и опытом, поддерживая деятельность туристических научных учреждений и центров по подготовке туристических кадров. Секретариат АИЕСТ находится в Берне (Швейцария).

Международная организация по профессиональному обучению в сфере туризма (АМФОРТ) создана 1969 с целью совершенствования методов профессиональной туристической подготовки, упорядочения и стандартизации программ, внедрение в обучение технических средств. Членами АМФОРТ есть исследовательские центры и учебные заведения, официальные туристические организации и предприятия, специалисты по туризму. По инициативе АМФОРТ выпущено международное удостоверение специалиста по туризму. Секретариат АМФОРТ размещено в Мадриде (Испания).

Региональные объединения. Туристическая ассоциация Тихоокеанского региона (пата) - неправительственная международная туристическая организация, объединяющая более 2200 членов из 64-х стран, которые представляют национальные туристические организации, транспортные и гостиничные ассоциации, туристические оптовые и розничные фирмы, а также различные организации, повязкам связанные с индустрией туризма. Ассоциация основана 1951 Основной целью Пата является содействие развитию туризма в районе Тихого океана. Штаб-квартира Пата находится в Сан-Франциско (США).

Конфедерация туристических организаций Латинской Америки (Котал) - региональная туристическая организация стран Латинской Америки, которая объединяет более 900 латиноамериканских туристических фирм, транспортных и гостиничных компаний, а также 350 туристических фирм и организаций Азии, Африки, Америки, Европы. Основана в апреле 1957 Основной задачей Котал является объединение деятельности всех туристических фирм, компаний и национальных туристических ассоциаций с целью развития туристической индустрии Латинской Америки. Секретариат Котал размещено в Буэнос-Айресе (Аргентина).

Европейская туристическая комиссия (ЕТК) создана 1948 ее членами являются национальные туристические организации 23-х европейских стран. Цель организации - способствовать привлечению иностранного туризма в Европу, особенно из США, Канады, Японии, а также внутри европейского туризма. Секретариат ЕТК находится в Дублине (Ирландия).

Объединение европейских туристических фирм-оптовиков (ГОЕТО). В ГОЕТО существует шесть категорий членства: 1) сотрудники фирм-туроператоров со стажем работы не менее 25 лет; 2) не менее 10 лет; 3) члены-учредители, завершили работу в туризме; 4) члены, присоединившихся с пятилетним стажем работы; 5) ассоциированные члены с пятилетним стажем работы в организациях, связанных с туризмом; 6) почетные члены, избираемых Советом ГОЕТО. Цель ГОЕТО - обмен информацией и налаживанию контактов между туристическими предприятиями. Секретариат ГОЕТО находится в Каннах (Франция).

Профсоюзные и молодежные организации

Международное бюро социального туризма (Витс) - неправительственная международная туристическая организация, действительными членами которой являются международные и национальные организации, деятельность которых связана с социальным туризмом; члены присоединившихся - группы и организации, которые занимаются полезной для социального туризма деятельностью. Созданная 1963 с целью содействия развитию социального туризма в международном масштабе. Под социальным туризмом при этом понимают все явления, которые вытекают из участия в туризме слоев населения со скромными доходами. Секретариат БИТС находится в Брюсселе (Бельгия).

Ассоциации туристических агентств

Ассоциации туристических агентств существуют более чем в 80 странах. Основные их задачи: соблюдение интересов турагентов в отношениях с правительственными органами, транспортными и гостиничными организациями, изучение туристического рынка, обмен опытом и налаживания деловых контактов.

В зависимости от страны и ее туристического потенциала национальные ассоциации турагентов объединяют от 6-7 до 20 000 членов.

Крупнейшими национальными ассоциациями турагентов является Американское общество туристических агентов (ACTA), Ассоциация британских туристических агентов Франции (СНАВ), Союз канадских туристических ассоциаций (АКТА), Национальная испанский ассоциация, Союз немецких бюро путешествий (ДРВ), Австралийская федерация туристических агентов (АФТА), Японская ассоциация туристических агентов (джати).

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность и каковы структура и инструменты государственного регулирования международной туристической деятельности?

2. Опишите основные механизмы поддержки развития международного туризма.

3. Назовите основные особенности правового регулирования международной туристической деятельности в разных странах.

4. Перечислите задачи "которые стоят перед сертификацией в туризме.

5. Зачем нужна стандартизация в международном туризме?

6. Что такое "лицензирование туристической деятельности" и в чем заключаются особенности лицензирования туристической деятельности в разных странах?

7. Какие особенности налогового регулирования международной туристической деятельности в разных странах.

8. Охарактеризуйте особенности инвестиционной политики государства в отношении международного туризма.

9. Как государство участвует в решении вопросов подготовки кадров для сферы туризма?

10. Почему государство должно проводить особую экологическую политику в отношении международного туризма?

11. Какие вопросы, касающиеся сферы деятельности туристических фирм, решаются на уровне общего законодательства "что является предметом туристических нормативных актов?

12. Чем отличаются договора комиссии и агентские договоры ^ используемых в туристической практике?

13. Как вопросы деятельности туристических фирм решаются в Испании?

14. Каким образом французское туристическое законодательство защищает права потребителя в туризме?

15. Назовите причины "побуждающих предприятия туристической индустрии объединяться в профессиональные ассоциации и союзы.

16. Какую цель преследуют ведущие профессиональные ассоциации сферы туризма?

Распад Советского Союза и появление новых суверенных государств настоятельно потребовали новых подходов и совместной координации в области регулирования социальной сферы, в том числе отдыха и туризма. Важную роль на территории стран-членов СНГ играет международная региональная туристская организация Ассоциация туристических организаций «ЕвроАзия». Эта ассоциация, созданная в 1992 г., в настоящее время насчитывает 106 постоянных членов из 11 стран СНГ. Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристического пространства СНГ.

Помимо этой организации страны-члены СНГ создали Совет по туризму государств - участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма . Совет по туризму выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ. Его деятельность направлена на расширение экономических и культурных связей между государствами Содружества в рамках мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях, и активно способствует созданию благоприятных условий для развития туризма. Соглашением о сотрудничестве стран СНГ в области образования от 15 мая 1992 г. (ст. 2) определены прямые партнерские связи в этой области, включая туристско-экскурсионную деятельность учащихся, студентов и педагогов, организацию совместного труда и отдыха.

В ст. 2, 32 Устава СНГ определяются его цели, в числе которых – осуществление тесного сотрудничества в политической, оборонной, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе в области туризма и международных путешествий.

В рамках единой государственной авиационной поисково-спасательной военно-воздушной службы СНГ, радиомаяк спутниковой связи системы «Сарсат–Космос» оказывает содействие группам туристов, выходящим на маршруты по территории стран СНГ. Акционерное страховое общество Красного Креста (АСОКК) заключает договоры об оказании помощи туристским группам в чрезвычайных ситуациях.

Комиссия МПА стран СНГ по вопросам культуры, науки и образования в июле 1993 г. рассматривала вопросы туризма в целях разработки конкретных мер и создания благоприятных условий для свободного передвижения, общения и контактов граждан стран-членов СНГ, развития туризма и путешествий и, прежде всего, упрощения туристических формальностей. Рассматривались права и обязанности туриста и местного населения в стране пребывания, а также основы безопасности, которые должны выполняться не только туристами, но и местной администрацией, работниками туристической сферы услуг. Необходима унификация таких правил и ответственности за их соблюдение.



В октябре 1994 г. МПА СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», впервые определивший основополагающие термины и понятия, принципы государственного регулирования отношений в сфере туризма, правовую основу туристической деятельности, достаточную для разработки соответствующих национальных законов во всех государствах СНГ.

1 ноября 1996 г. бюро Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации (в состав которого входят спикеры парламентов данных государств) приняло Обращение к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ о развитии туристических связей. В нем содержалось предложение оказать государственную поддержку в разработке и осуществлении программы развития туристических связей между странами. Основными целями программы являются создание в рамках СНГ высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в разнообразных туристических услугах, а также формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы межгосударственного, в рамках СНГ, регулирования туристической деятельности.

В 1998 г. был сформирован Транспортный Союз международного автомобильного сообщения между государствами-участниками Таможенного Союза СНГ. Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г. получила свое дальнейшее развитие. Так, нерегулярные перевозки пассажиров автобусами между государствами-участниками договора или транзитом оформляются формулярами, выдаваемыми на каждую поездку (ст. 4). Пассажиру выдается билет и багажная квитанция установленного образца, согласованного компетентными органами сторон (ст. 5). Перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые одной из сторон по территории государства другой стороны, а также автотранспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и сборов, связанных с использованием или содержанием дорог, владением или использованием автотранспортных средств, кроме сборов за пользование платными дорогами при наличии альтернативных бесплатных дорог (ст. 11).



Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен, однако он требует значительных капиталовложений и затрат.

Из–за международной конкуренции затраты на развитие индустрии туризма растут как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, где туризм рассматривается как одна из форм регионального развития. В этих условиях в государствах создаются различные орга­низационные структуры управления туристской сферой услуг.

В соответствии с политикой либерализации, проводимой Республикой Беларусь и другими странами СНГ, образовалось значительное число туристских агентств, фирм, предоставляющих туристские услуги для путешествий за рубеж в большинстве случаев на бартерной основе.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте процесс международной координации деятельности государств в области туризма и международных путешествий.

2. Какие международные организации участвуют в процессе координации в сфере туризма?

3. Назовите региональные международные объединения и союзы в сфере туризма.

4. Перечислите правовые формы сотрудничества национальных объединений и администраций стран СНГ в области туризма.

5. Расскажите о целях Всемирной туристической организации и правовых формах ее деятельности.

Темы для рефератов:

1. Роль международных организаций по регулированию в туризме.

2. Международно-правовая деятельность Всемирной туристической организации.

3. Нормотворчество Организации Объединенных Наций и его значение в развитии туризма.

4. Региональные туристические объединения и союзы в странах СНГ и их влияние на развитие туризма.

МОУ ДОД ДЮЦ «Гармония»

Чановского района Новосибирской области

Образовательная программа

туристского объединения

«Тропочка»

Рассчитана на детей от 11 до 16 лет.

Реализуется в течение трёх лет.

Педагог дополнительного образования детей

Д. Осинцево

Пояснительная записка.

Ресурсы туризма огромны и ещё до конца не изучены. Но всюду, где присутствует туристическое объединение, где умело, организуются туристические слёты или походы, отмечается положительное влияние туризма на здоровье детей, на развитие у них уверенности в свои силы и знания. На современном этапе жизни нашего общества проблема здоровья нации и в частности здоровье детей школьного возраста занимает особое место. Ежегодно в школы приходит всё больше детей с различными заболеваниями. Когда дети заканчивают учёбу в школе процент больных детей увеличивается. Школьный туризм способен укрепить здоровье детей. Отвлекает их от пагубных привычек (курение, алкоголь, наркомания) и криминальных группировок. Помогает сплотить разновозрастные группы в единый коллектив, выработать такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как сплочённость, взаимопонимание, взаимовыручка, помощь слабому, умение ориентироваться в различных экстремальных условиях.

Туризм в средней школе развивается в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами. В состав творческого объединения входят дети с 5 по 11классы. В наше время подросток зачастую лишён возможности самореализации. Большие нагрузки в школе, агрессивное психологическое давление со стороны массовой информации, зачастую формируют у него эгоистическое, потребительское отношение к миру, делают его беззащитным перед реальной жизнью. Туризм помогает воспитать личность из подростка. А в этом возрасте у детей возникает интерес к себе, к своим способностям, формируется самооценка. Ребёнок старается занять своё место в коллективе. Необходимо дать ему возможность, заняться каким – либо видом деятельности, иначе потом рассчитывать на появление у подростка должного обращения к людям, к себе самому, к профессиональным умениям и обязанностям сложно. Одно из эффективнейших средств для того, чтобы закалить свой характер приобрести моральные и нравственные жизненные ценности и ориентиры – это занятия туризмом.

Так – же школьный туризм неотделим от более глубокого изучения природы родного края, народных традиций и обычаев. А это значит, что ведётся работа не только по оздоровлению, но и по патриотическому, эстетическому воспитанию обучающихся. Воспитывается бережное отношение к окружающему миру, родной природе, родному краю, друг к другу, к Родине. Воспитывается мужество, патриотизм, умение добиваться задуманного, побеждать соперника и свои слабости, «держать удар» (проигрывать). Велик личный пример педагога. В туризме педагог является не наблюдателем, а активным участником, всем своим поведением он постоянно учит и воспитывает. В процессе прохождения этой программы воспитанник учится ориентироваться на местности, распознавать лекарственные и ядовитые растения, ставить и собирать палатку, разжигать костры, готовить пищу в походных условиях, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Необходимо отметить, что дополнительное образование действительно дополняет школьное образование на практическом уровне. Хорошо известно, что знания теории, не подкреплённые практикой, нечего не стоят. Кроме того, обучающиеся получают и понятия о различных новых науках, например топонимика и другие. Туристская подготовка в школе является важнейшим фактором комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду.

Программа «Тропочка» носит образовательно – развивающий характер и направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход. Настоящая образовательная программа для занятий туризмом на базе МОУ Осинцевской СОШ Чановского района Новосибирской области с учётом её расположения, окружающего ландшафта и материального оснащения объединения туристическим снаряжением. Данная программа актуальна, особенно для нашей местности и востребована. Туристской работе уделяется недостаточно внимания, поэтому программа «Тропочка» поможет заняться этим вопросом более плотно. Попытается поднять туристскую работу на должную высоту.

Туристская работа проводится в нашей школе 4 год, занятия проводятся в классе и на природе. Работа проводится с воспитанниками, имеющими медицинский допуск к занятиям туризмом. Состав учащихся постоянный, потому что дети заинтересованы. Здесь дети из малообеспеченных семей чувствуют себя комфортно, учащиеся слабые в учёбе, которых обижают в школе, нашли своё место, т.к. они более приспособлены к жизни в уличной среде и мы только их интересы направляем в нужное русло. Набор детей свободный, дети приходят к нам по собственному желанию. Форма занятий: групповая, коллективная, индивидуальная.

Все дети, независимо от возрастных особенностей, объединены в общую группу. Программа обучения рассчитана на 3 года.

Методы:На каждом этапе реализация программы используется самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы я выбираю согласно составу группы, её обученности, личностным возможностям. Так, теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекций – консультаций, используя наглядные материалы, сочетая теорию с практикой, полевые занятия – семинары, практикумы (в том числе индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на местности. Большое значение для туристско-краеведческого кружка имеет экскурсионный метод. Само слово «экскурсия» указывает на выход, на уход от дома. С этой точки зрения даже на 10 минут выход с учащимися в школьный сад, уже есть экскурсия. Экскурсия расширяет кругозор, обогащает новыми знаниями. Знания, полученные на экскурсии, предваряются и сопровождаются рядом двигательных ощущений - от ходьбы до бега, лазанья и вообще всяких видов передвижения. Говорят, что человек познается в дороге.

На занятиях, предшествующих экскурсии, необходимо дать предварительные сведения по тем вопросам, которые будут затронуты во время путешествия. Можно дать задание прочитать те или иные книги.

При изучении темы «Охрана природы» следует иметь в виду, что отведенное тематическим планом время только фундамент для дальнейшей работы. Школьники должны уяснить, что охрана природной среды и рациональное использование естественных ресурсов является одной из актуальных, глобальных проблем. При изучении родного края следует использовать, воспоминания старожил, материалы музея. Показав территорию родного края, можно говорить, что родной край понятие очень широкое. Через всю жизнь люди проносят любовь к нему.

При изучении туристской темы, прежде всего, стоит уделить внимание материальной базе, необходимой для проведения туристских походов. Основная цель занятий по этой теме - научить юных путешественников правильно подбирать снаряжение и пользоваться им в зависимости от вида туризма и района путешествия, времени года, сложности и продолжительности похода. В зависимости от специфики краеведческих заданий, выполняемых на маршруте.

Цель : Воспитание здоровой, коммуникативной, самостоятельной личности, личности, осознанно принимающей решения, посредством занятий туристской деятельностью.

Задачи:

1.Обучающие:

- Обучение детей азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по

организации, подготовке и проведении походов, основных сведений о крае,

знаний основ топографии, гигиены, медицинской помощи и др.

Умение самостоятельно рассчитывать поход.

- Формирование знаний о пешем туризме. Навыки вязки узлов, установки

палатки, разведения и разжигания костра и т.д.

Повышение спортивного мастерства через практические и теоретические

3. Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность,

любознательность, личную активность, навыки коммуникативного общения.

Формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни.

Развивать умение работать со специальной литературой.

Развивать чувство ответственности за свои поступки, за порученное дело.

2. Воспитывающие:

Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному

и культурному наследию родного края.

- Воспитывать учащихся на героических примерах наших земляков, героев

Великой Отечественной войны и героев труда.

Способы проверки и подведения итогов.

Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия группы в соревнованиях школьного и районного ранга, а также личными зачётами соревнованиями группы по ориентированию, технике туризма, быту и другими вопросами содержания программы. Кроме того, отслеживаем результаты индивидуального психологического роста. А также проводим конференции, выставки, КВН и другие мероприятия, на которых тоже ведём проверку туристических знаний и умений воспитанников.

Для проведения теоретических и практических занятий используется следующее оборудование:

    компас-3 шт.

    палатка-3 шт.

    мед аптечка-1 шт.

    карты топографические-3 ком.

    таблицы по наблюдениям за погодой-1 серия

    методические пособия.

1 год обучения – «Туристёнок»

2 год обучения – «Турист»

3 год обучения – «Бывалый турист»

Режим работы:

понедельник

«Бывалый турист»

3 год обучения

группа «Туристёнок»

1 год обучения

«Бывалый турист»

3 год обучения

группа «Туристёнок»

1 год обучения

Учебно – тематический план 1 года обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Ориентирование на местности

Техника пешеходного туризма

Здоровье участников похода

Туристические узлы

Топографическая подготовка.

Туристические походы

Воспитательная работа

Работа с родителями

Итого:

Тема 1 Вводное занятие:

История развития туризма с периода древнего мира:

Игры на знакомство;

Заполнение анкет;

Знакомство с планом работы;

Методы: беседа, анкетирование, рассказ.

Тема 2 Ориентирование на местности:

Способы ориентирования (по местным признакам, по природным признакам);

Компас, устройство компаса, виды компасов (школьный, жидкостный);

Азимут (прямой, обратный);

Ориентирование по легенде (компасу);

Ориентирование в заданном направлении;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, объяснение, метод примера.

Оборудование: Компасы, мультимедийная аппаратура.

Тема 3 Техника пешеходного туризма:

Организация самостраховки;

Навесная переправа;

Параллельные верёвки;

Спуск, подъём спортивным способом;

Преодоления болота по кочкам;

Переправа по бревну с самостраховкой;

Маятниковая переправа;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Оборудование: Верёвки, карабины, жумар, страховочная система, жерди, бревно, мультимедийная аппаратура.

Тема 4

Туристическое снаряжение:

Туристическое снаряжение в походе (личное, групповое, хранение, выдача).

Специальное снаряжение:

Верёвки (виды верёвок);

Карабины;

Страховочная система.

Практические занятия:

Укладка рюкзака;

Установка палатки;

Разбивка бивуака в полевых условиях.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 5 Здоровье участников похода:

Нормы личной и общественной гигиены;

Экология и туризм.

Экологические требования.

Экологическая работа в походе.

Ядовитые растения.

Основные функции медика.

Аптечка: состав и хранение.

Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потёртостях, ожогах, отравлениях.

Правила транспортировки пострадавшего

Выбор медикаментов из аптечки и оказание первой доврачебной помощи при условной травме.

Отличать ядовитые растения от не ядовитых на практике.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 6 Туристические узлы:

Из истории узла;

Правила завязывания узла;

Элементы узла.

Виды узлов:

Узлы для связывания верёвок;

Узлы для крепления на опоре;

Узлы – проводники;

Контрольные узлы;

Схватывающие узлы.

Техника завязывания узлов.

Применение на практике.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 7 Топографическая подготовка:

Определение термина «Топография, местность».

Топографические знаки;

Топографические карты (легенда, масштаб).

Практические занятия:

Топографический диктант;

Определение расстояния по карте;

Составление плана местности схемы маршрута похода.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 8 Туристические походы:

Туристические возможности Чановского района;

Организация и подготовка к походу выходного дня;

Комплектование туристической группы;

Распределение обязанностей в группе;

Снаряжение туристической группы;

Организация питания;

Походная аптечка;

Оформление документации.

Тема 9 Воспитательная работа:

Экскурсия в районный Чановский музей.

Тема 10 Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями с целью анализа деятельности обучающихся, их успехов и ошибок. Подготовка к походу выходного дня.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения

1.Порядок организации и проведения похода выходного дня.

1. Передвигаться по дорогам и тропам в составе группы.

2. Основы туристической техники.

2. Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов питания для похода выходного дня.

3. Основы топографии и ориентирования.

3. Преодолевать несложные, естественные препятствия.

4. Знать опасные и ядовитые растения.

4. Ориентироваться по карте и компасу на несложной местности.

5. Способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи.

5. Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

6.Правила поведения вне населённых пунктах.

6. Применять указанные знания на практике.

7. Требования техники безопасности в походе.

7. Выполнять общие обязанности участника похода.

8. Перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним.

9. Правила приготовления пищи.

10. Правила обустройства бивака.

11. Нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе.

Учебно – тематический план 2 года обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Ориентирование на местности

Техника пешеходного туризма

Материально – техническая база похода.

Здоровье участников похода

Туристические узлы

Топографическая подготовка.

Туристические походы

Воспитательная работа

Работа с родителями

Итого:

Тема 1 Вводное занятие:

Заполнение анкет;

Знакомство с планом работы;

Итоги летнего похода;

Инструктаж по технике безопасности.

Формы: коллективная.

Оборудование: Фотоальбомы, мультимедийная аппаратура.

Тема 2 Ориентирование на местности:

Карта, масштаб и его виды

Азимут (прямой, обратный), определение азимута по карте и на местности;

Ориентирование по легенде (компасу)- закрипление;

Способы определения расстояний до недосягаемых объектов;

Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования;

Правила проведения туристических соревнований – ориентировочные этапы;

Разбивка маршрута для ориентирования.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Тема 3 Техника пешеходного туризма:

Основные приёмы страховки;

перил на скорость и качество;

Страховочная система (сплошная, грудная, беседочная), основные и

вспомогательные верёвки;

Карабины, жумары;

Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий:

1. подъём и спуск со схватывающим узлом;

2. навесная переправа;

3. параллельные верёвки;

4. спуск, подъём спортивным способом;

5. преодоления болота по кочкам;

6. переправа по бревну с самостраховкой;

Учебно – тренировочные занятия в полевых условиях по отработке элементов техники пешеходного туризма.

Техника безопасного поведения в походе,

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера, применения на практике.

Оборудование: Верёвки, карабины, жумар, страховочная система, жерди, бревно, мультимедийная аппаратура

Тема 4 Материально – техническая база похода:

Основные функции снаряженца, штурмана, картографа, фотографа, медика,

коменданта лагеря;

Групповое снаряжение: список, хранение, уход, выдача, приёмка.

Основные функции зампотеха, завхоза, реммастера;

Техника безопасности при хранении острых и горючих предметов;

Организация питания в походах разной продолжительности;

Правила развески, упаковки и хранения продуктов;

Правила приготовления походных блюд;

Состыковка по весу снаряжения и питания.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, упражнение, показ

Оборудование: верёвки, карабины, страховочная система, рюкзаки, палатки.

Тема 5 Здоровье участников похода:

Очистка воды в экстремальных ситуациях;

Изготовление вещей личной гигиены;

Наблюдение за окружающей средой;

Лекарственные растения;

Типичные травмы в походе, их профилактика и оказание первой доврачебной помощи при: простудах, порезах, кровотечениях, ушибах, переломах, потёртостях, ожогах, отравлениях (закрепление);

Изготовление приспособлений для переноса пострадавшего;

Наложение жгута и остановка кровотечения, виды кровотечения;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, упражнение, показ, карточки.

Оборудование: аптечка, карточки, носилки.

Тема 6 Туристические узлы:

Узлы – классификация по использованию;

Применение узлов в медицине;

Вязка узлов на скорость и качество;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера, показ, тестирование.

Оборудование: Верёвки различной длинны и толщины, мультимедийная аппаратура.

Тема 7 Топографическая подготовка:

Топографические знаки;

Способы изображения рельефа на топокартах и картах спортивного

ориентирования;

Практические занятия:

Способы составления топокарт;

Топографический диктант;

Разработка маршрута похода по карте

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера.

Оборудование: Топографические карты, таблички.

Тема 8 Туристические походы:

Разработка, подготовка и проведение 2–х дневного похода;

Заполнение маршрутного листа;

Разработка маршрута, определение целей похода;

Оформление документации;

Метеорологические измерения и наблюдения.

Тема 9 Воспитательная работа

Наблюдение за водоёмами. Экологические наблюдения.

Тема 10 Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями с целью анализа деятельности обучающихся, их успехов и ошибок. Подготовка к 2-х дневному походу. Беседа «Оздоровление детей в походах»

Ожидаемые результаты.

2 год обучения.

1.Порядок действий при подготовке многодневных походов.

1. Организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневного похода.

2. Способы преодоления различных естественных препятствий.

2. Владеть приёмами самостраховки.

3. Несколько туристических песен.

3. Применять несколько узлов.

4. Лекарственные растения.

4. Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь.

5. Основные принципы фотографии, репортажной и пейзажной съёмки.

5.Составлять описание однодневного похода.

6. Функции всех участников на всех этапах подготовки и проведения похода.

6.Участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма.

Учебно – тематический план 3 года обучения.

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

Вводное занятие

Ориентирование на местности

Техника пешеходного туризма

Материально – техническая база похода.

Здоровье участников похода

Туристические узлы

Топографическая подготовка.

Туристические походы

Воспитательная работа

Работа с родителями

Итого:

Тема 1 Вводное занятие:

Общие вопросы организации работы;

Условия участия в походах, требования к участникам;

Заполнение анкет;

Знакомство с планом работы;

Перспективы работы туристского объединения;

Знакомство с «Положением о походе»;

Общие сведения о подготовке и проведении походов;

Исследование индивидуальных психологических особенностей учащихся;

Инструктаж по технике безопасности;

Отработка норм техники безопасности во время полевых тренировок;

Выполнение отчёта о летнем походе.

Формы: коллективная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, инструктаж.

Оборудование: Фотоальбомы, мультимедийная аппаратура.

Тема 2 Ориентирование на местности:

Командное и индивидуальное прохождение контрольно – туристического маршрута (ориентирование по легенде, в заданном направлении, по обозначенному на карте маршруту, по маркированной дистанции, по азимуту, по выбору);

Составление технического описания маршрута;

Корректировка карты;

Маршрутная топосъёмка;

Ориентирование в условиях изменения погоды;

Ориентирование во времени;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, объяснение, практические занятия, соревнования на местности.

Оборудование: Компасы, мультимедийная аппаратура, маршрутные листы, линейки, карандаши,часы.

Тема 3 Техника пешеходного туризма:

Нормативы и виды нагрузок, темп движения, планирование и разработка нитки маршрута;

Практическая отработка элементов туристической полосы препятствий на качество и время (навесная переправа, подъем и спуск спортивным способом, подъем способом захвата, подъем и спуск с помощью прусика на схватывающем узле, подъем с помощью жумара, траверс, преодоление бревна, ромб, квадрат, преодоление болота по кочкам, преодоление болота с помощью жердей, маятник, бабочка) в составе группы;

Транспортировка условно пострадавшего через технические этапы;

Преодоление туристической полосы препятствий с самонаведением и снятием

перил на скорость и качество;

Одевание страховочной системы на время;

Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий:

Техника безопасного поведения в походе;

Работа на КП.

Формы: коллективная, индивидуальная.

Методы: беседа, практические занятия, соревнования.

Оборудование: веревки, шнуры, страховочные системы, жерди, карабины, жумар, прусики, мультимедийная аппаратура.

Тема 4 Материально – техническая база похода:

Составление меню и раскладки продуктов для 2-3 – дневного похода;

Распределение веса на маршруте;

Ремонт снаряжения;

Разработка маршрута 2-3 – дневного похода;

Изучение туристических песен;

Бивуачные работы.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, анкетирование, рассказ, упражнение, показ

Оборудование: верёвки, карабины, страховочная система, рюкзаки, палатки.

Тема 5 Здоровье участников похода:

Питьевой режим и поддержание водно–солевого баланса в организме;

Осветление и обеззараживание воды;

Общие меры профилактики;

Способы добывания огня без спичек;

Основы рационального питания и режим питания;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, упражнение, показ, карточки.

Оборудование: аптечка, карточки, носилки.

Тема 6 Туристические узлы:

Туристские узлы, применение на практике в тур.быту при организации переправ;

Узлы для палаток и носилок;

Изучение узлов ранее не изученных;

Вязка узлов на скорость и качество, как в командном зачёте так и личном;

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера, показ, тестирование.

Оборудование: Верёвки различной длинны и толщины, мультимедийная аппаратура.

Тема 7 Топографическая подготовка:

Условные знаки по их назначению (масштабные, внемасштабные, пояснительные);

Определение следов транспортных средств;

Изучение следов пешехода;

Выбор маршрута движения;

Определение давности следа;

Некоторые правила следопыта;

Поведение животных и птиц как признак появления людей.

Формы: Индивидуальная, групповая, комбинированная.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод примера.

Оборудование: Топографические карты, таблички.

Тема 8 Туристические походы:

Выполнение нормативов по физической подготовке;

Ремонт и изготовление снаряжения;

Организация и проведение похода с ночлегом в полевых условиях, нормативы

на значок «Турист России», из истории походов;

Знакомство с маршрутной книжкой;;

Оформление документации;

Прохождение комиссии в сельском фельдшерском акушерском пункте;

Инструктаж по технике безопасности;

Полное освоение алгоритма подготовки похода;

Формы: коллективная, групповая.

Методы: беседа, практические занятия.

Оборудование: таблицы нормативов, карты Чановского района.

Тема 9 Воспитательная работа

Организация школьного тур. слёта. Посещение школьных музеев района.

Тема 10 Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями с целью анализа деятельности обучающихся, их успехов и ошибок. Подготовка к 2-х дневному походу. Совместный поход родителей и детей «Мама, папа, я – туристическая семья»

Ожидаемые результаты.

3 год обучения.

1.Разрядные нормативы спортивного туризма.

1.Самостоятельно подготовить и провести многодневный поход и составить отчёт о походе.

2. Правила подготовки и организации многодневных походов.

2. Выполнять необходимые природоохранные мероприятия.

3. Правила участия в туристических соревнованиях, условия выполнения туристических разрядов.

3. Оказать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях.

4. Участвовать в соревнованиях по туристическому многоборью, осуществлять разнообразные технические действия.

5. Участвовать в простейших спасательно – транспортировочных работах.

6. Выполнять функции любого участника похода.

7. Свободно ориентироваться на природе.

Литература.

1. Ю.А. Шальков «Здоровье туриста»

3. «Лекарственные растения» Дом санитарного просвещения.

4. С. Баленко «Учебник выживания» (опыт элитного спецподразделения)

5. И.В. Балабанов Узлы. Справочное издание.

6. В.А. Шкенёв «Спортивно прикладной туризм»

7. В.Г.Волович «Как выжить в экстремальной ситуации»

8. А.И. Гомончук «Основы медицинских знаний»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования детей Инзенский районный Центр детского творчества

на базе МКОУ Оськинская средняя школа

Рассмотрена и одобрена на заседании

Педагогического совета МКУ ДО ИРЦДТ

Протокол №_________ от___________

Секретарь ________________________ «Утверждаю»

Директор МКУ ДО ИРЦДТ

В.Н. Зайченкова__________

«____» ____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для Туристического объединения по интересам

Педагог дополнительного образования

Потешкин Павел Викторович

Возраст детей: 8-16 лет

Инза

Пояснительная записка

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.

Новизна программы. Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.

Туристический поход, трасса соревнований по ориентированию - это не только километры, пройденные от пункта "А" до пункта "Б", что само по себе очень важно, но приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Актуальность программы . Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Дополнительность программы. Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля.

Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

Задачи:

Образовательные

    Приобретение и расширение знаний по туризму, краеведению и этнографии;

    Изучение школьниками родного края, своей малой Родины, окружающей среды;

    Изучение правил поведения на природе во время экскурсий, походов

    Подготовка детей к школьным, городским и районным туристско –краеведческим мероприятиям.

Развивающие

    Создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала;

    Развитие туристских навыков и интереса к самостоятельному труду;

    Физическое развитие .

Воспитательные

    Формирование чувства любви и гордости к своей малой Родине;

    Формирование здорового образа жизни ;

    Воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 2-11 классов.

Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках окружающего мира географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.

Занятия объединения по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах села Оськино.

На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Программа предусматривает три занятия в неделю по 2 часа.

Курс включает элементы топографии, спортивного ориентирования на местности и технике пешеходного туризма.

В процессе обучения ребята получают теоретические знания:

    по видам туризма;

    по географии и экологии Инзенского района;

    по организации и проведению турпохода практические навыки и умения;

    работа с различными видами карт;

    организация биваков, разжигания костров, ориентирование на местности;

    ведение полевого дневника и составление отчётов турист походов.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Тематический план занятий объединения по интересам «Туристический»

п/п

Темы занятий

Количество занятий

всего

Теор.

Практ.

Вводное занятие

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Азбука топографа

Компас. Азимут. Измерение расстояний

Топографические знаки. Топографическая карта

Снаряжение туриста

Узелок

Тренировочный поход и разбор его итогов

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

На трассе спортивного ориентирования

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

Организация движения в пешем туристическом походе

Преодоление полосы препятствий

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

По заснеженным просторам (зимний поход).Итоги похода

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Дорога не кончается

Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

Физическая подготовка участников сложного туристического путешествия

Туристическое путешествие. Разборка итогов.

Итого: (3 раза в неделю по 2 часа) - 216 часов

Содержание программы

Тема 1 . Вводное занятие. Туризм и здоровье.

План работы объединения, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, необходимые для занятий в кружке.

Тема 2. Азбука топографа. Компас. Азимут. Измерение расстояний.

Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать дугой величину азимута. Выполнить на глаз без транспортира. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера.

Топографические знаки. Топографическая карта.

Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам(65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Определение азимутов, линий по карте.

Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование масштаба в натуральный. Измерение азимутов различных направлений на карте.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак.

Практические занятия по теме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

Практическое занятие

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: