Сотворение мира. Шесть дней творения по библии и по науке Поделка «Звездное небо»

Кто и как сотворил Землю и создал знакомое нам устройство мира? О чем рассказывает Священное писание и как его трактуют современники?

Во все времена люди спорят и продолжают дискутировать о происхождении всего живого и неживого на планете. Существует тысячи трактовок и взглядов на происхождение земной жизнедеятельности. Одной из самых популярных среди православного населения является библейская история сотворения мира.

В этом материале вы узнаете о том, как и кто создал наш мир, почему в нем есть именно такие живые микроорганизмы, растения, моря и океаны, земля и небо, солнце и тучи. Мы разберемся с изменением первых трактовок Священного писания в современности и развеем мифы о том, что причиной появления человека стало развитие микроорганизмов и микробов.

Сотворение мира по дням

Как формировался мир, что появилось первым и почему? Узнать правдивую историю работы Творца над Вселенной можно в Священном писании, созданном монахами, мучениками и апостолами. Своеобразной энциклопедией мира для православных христиан выступает Библия. В ней говорится о жизни мирян со дня сотворения до воскрешения Иисуса. Эти истории относят к Ветхому или Старому Завету. Все что происходило с Рождества Христова до его смерти и искупление всех грехов мирян стало Новым Заветом.

Эти писания позволяют современным людям узнать о том, как происходило сотворение мира. Исследователи спорят, кто, как и когда мог написать эту историю. Они объясняют свое недоверие тем, что невозможно описать явление или процесс, если ты его не наблюдаешь. Видеть сотворение земли мог только Бог, а Библию написал не он.

Православные, священники и монахи рассказывают, что каждая запись в священной книге сделана с повеления и благословения Господа. Он даровал видения своим ученикам и последователям, обучив их истории создания мира. (см. )

Библия – история православия, обучающая человека религии, вере и силе преодолевать любые жизненные проблемы. Она учит мирян познавать Бога, себя и окружающую действительность, вставать на путь истинный и бороться с искушением.

До сих пор споры о достоверности источников о происхождении мира не утихают и не разрешаться никогда. Давайте с вами разберемся, что появилось первым на земле и почему.

Первый день

В писании говорится о том, что первым Господь сотворил небо и землю. Но они были не в том виде, какими мы привыкли видеть их сегодня. В мире царила тьма и пустота, потому что не было светила, лесов и жизни. Правил в этом мире Божий Дух. После этого появляется свет, пришедшийся по нраву Творцу.

Второй день

Ходить в этом мире было невозможно – повсюду была вода, беспросветные океаны и водоемы. Лишь на второй день он создает твердую поверхность – она отделяет одну часть воды от другой. Создает он и небо, дарующее будущим людям утро и вечер. После каждого сотворения в Библии говорится: «И увидел Бог, что это хорошо».

Третий день

В этот день Господь создает основные привычные нам объекты планеты: океаны, озера, реки, материки и острова. После этого на земле появляется зелень и деревья – зарождается жизнь. Все растения размножаются самостоятельно с помощью матушки-земли. Подобную силу вложил в нее Бог.

Такой порядок мира – важен в исследовании истории, священники и ученые обращают внимание на то, что все сотворенное Богом, – постоянно. Это один из самых таинственных, романтичных и мистических праздников для восточных славян. Он остается таковым на протяжении всей истории России.

Четвертый день

На четвертые сутки он создает небесные светила и отделяет день и ночь. Днем царило Солнце – согревало и давало возможность расти и размножаться всему живому, ночью правила Луна и звезды. Исследователи дают разные трактовки целей светил. Они освещают землю ночью и днем, отделяют разное время суток и года для удобства летоисчисления и служат знамением для смертных людей.

Пятый день

Первыми существами становятся жители воды – пресмыкающиеся, обязанные своей жизнью морям.

По земле и небу полетели птицы. Увидев первые зачатки живых существ, он пожелал им размножаться: рыбам — в воде, а птицам — на земле.

Особое место в сотворении мира сыграл Божий свет и вода, содержащаяся повсюду. После этого Всевышний дает жизнь обитателям водных просторов: китам, рыбам и амфибиям.

Живность получает благословение плодиться и размножаться.

Шестой день

Созданию скота предшествовало пожелание Бога увидеть на земле зверей. Сотворение человека стало завершением процесса миросоздания. Ему предстояло возвышаться над морскими, небесными и земными животными. Так появляются первые мужчина и женщина на земле – Адам и Ева.

Первый человек появляется из земного праха, Господь вдыхает в него душу и дарует тело. Перед его сотворением на небесах собирался совет Святой Троицы. В отличие от других живых существ, человека производит не земля, Господь сам творит его.

После появления Адама, Бог решает ввести его в сон и, взяв бедро мужчины, создает жену. Священники объясняют ограничение Господом в создании одной пары тем, что он желал, чтобы все люди произошли от Адама. Душа человека такая же как у Господа.

В мире не было зла, все гармонично и совершенно.

Седьмой день

На седьмой день он благословляет все сотворенное. В Писании говорится, что он почил от дел своих, то есть предался отдыху.

Именно поэтому и мы с вами до сих пор в воскресенье – на седьмой день недели – отдыхаем.

Дом для людей описывается в писании как великолепный. Идеальные условия для жизни, пища и отсутствие природных катаклизмов. Это место мы привыкли называть раем. Природа, созданная Всевышнем, даровала человеку все свои прелести и возможности. Целью и предназначением Адама и Евы было жить и блаженствовать.

Причина сотворения мира лежит в этом. Бог стремился разделить свое величие и наслаждение жизнью с другими, подобными себе существами.

Конца сотворения мира в христианской культуре не существует.

Проблема в том, что не только тело, но и душа человека была свободной, в ней таились желания и страсти. Что же сделал человек, попав в мир блаженства и вседозволенности. Он поддался искушению и не справился с соблазнами. (см. )

Трактовки: ранние и современные

Исследователи библейских писаний говорят о том, что существует несколько подходов к типизации и истории сотворения мира по Библии. Некоторые историки заостряют внимание на литературном жанре писания.

Некоторые относят рассказы Библии к историческому эпосу, предполагающему достоверную фиксацию фактов и событий. Этой позиции придерживаются христианские фундаменталисты. Они уверены, что изменять т рактовку прочтения Библии – категорически запрещено. Подтверждая свой взгляд, исследователи опираются на слова Отцов и апостолов, святых и угодников: Лютера и Кальвина.

Другие верующие продолжают искать новые трактовки и объяснения особого создания Вселенной с учетом научного познания, достижений техники и объяснений ученых.

Православные утверждают, что солнце и звезды существовали с первого дня – их было не видно из-за густого пара от земли. С появлением растений и кислорода стало возможным увидеть небесные светила.

Ряд исследователей называют Библию аллегорическим произведением, сочетающим в себе средства художественной выразительности. Поэтому писание имеет столь большой успех и влияние на всех мирян.

Сторонники такой трактовки говорят о том, что авторами писания стали обычные люди древности. Считывать Библию в современном мире дословно и буквально понимать смысл фраз – неправильно. Причина – в абсолютно разном мировоззрении людей. В поэтическом эпосе нет фактов и научных обоснований – это набор чувств, эмоций и впечатлений.

Об этом говорится и в самом писании, это не научная книга или энциклопедия, она учит людей религиозным истинам. Одним из основополагающих тезисов Библии становится создание мира из ничего. В современном мире, опираясь на научные воззрения представить это крайне сложно. В процессе изучения писания и истории миросоздания люди сталкиваются с рядом заблуждений.

Популярным является объединение Творца и творение в одно целое. Сформировалось отдельное научное течение, пропагандирующее, что Бог и его творение – одна субстанция.

Приверженцы теории относят Творца к жидкости, она переполнила имеющийся сосуд и вылилась в окружающий мир. Тогда получается, что в каждом предмете и живом существе частичка Творца.

Следующие исследователи утверждали, что материя и Господь существовали независимо и отдельно друг от друга. Бог сотворил мир, подобно скульптору или художнику.

Третьим воззрением во все времена был атеизм, заключающийся в отрицании существования Бога.

Сложности, связанные с познанием истин сотворения мира, объясняются отсутствием возможности провести научные опыты и повторить процесс, а значит, детально и подробно изучить его. Любая деятельность человека опирается на изначальное наличие исходного материала: художник использует бумагу и краску, повар – продукты питания и бытовую технику, сформировать аналогичную картину для момента создания мира – невозможно.

Но мышление человека построено особым образом, мы познаем любую деятельность, опираясь на предыдущий опыт и наличие материала для строительства. Здесь происходит разрыв со священным писанием, где сказано, что Бог сотворил мир из ничего.

Неоспоримый аспект – это длительный процесс творения Вселенной. Мы не можем сказать, сколько дней Бог творил, потому что земные светила, ночь и день появились лишь на четвертые сутки. До этого время и пространство существовали по непривычным нам законам.

Интересно, что в Библии говорится о продолжение акта творения. Бог продолжает совершенствовать и формировать обновленный мир.

В XVIII–XIX веках начинается повсеместная критика религиозного писания. Современные исследователи объясняют ее заметным скачком науки и культуры и желанием на основе полученных знаний все отрицать.

Библия шла в разрез с вновь полученными знаниями. Но Моисей во время написания Библии не мог объяснять людям процесс творения с точки зрения доступных и понятных ему и современному человеку научных воззрений. Поэтому она так и написана.

Одно из самых красивых архитектурных творений в России. Посетить его рекомендуется всем туристам культурной столицы страны — Санкт-Петербурга!

Сегодня исследователи объясняют и считывают главы книги с помощью средств художественной выразительности и образов. Так создание неба подразумевает не привычную для нас ассоциацию с воздушным пространством над головой. Это место обитания Ангелов и апостолов.

Появление земли означает создание той материи, о которой спорят исследователи. С точки зрения физика, Библия написана очень точно. Соблюдены все естественные законы природы, изученные с течением времени.

Так, сначала появляется свет – то есть энергия, а затем живое и неживое «наполнение» мира. Другими словами появляется энергия, рождающая все остальные элементы мира.

Господь создает жизнь и учит нас духовности и смирению. Понимание библейских истин, их принятие – основы постижения Бога и поиска себя.

Выдающийся ученый (почетный член Американского Физического Общества) показывает, насколько точно новейшие научные данные во всех этих областях соответствуют тексту Книги Бытия. Более того, для многих выражений из Книги Бытия, представлявшихся до сих пор неясными и туманными, он сумел найти точное объяснение в свете современных научных знаний.

Профессор Авиезер не претендует на полное решение всех проблем. Но его свежий взгляд на вещи дает пищу для размышлений и вносит существенный вклад в наше понимание первой, самой трудной главы Торы.

Взгляд на Сотворение мира

Изучая первую главу Книги Бытия, люди обычно не склонны понимать написанное в ней буквально. Такой подход к тексту неудивителен. Имея даже малое представление о науке, нельзя не заметить, что между «фактами», как их понимает наука, и «фактами», какими они предстают перед нами при буквальном прочтении первой главы Книги Бытия, существует, по всей видимости, немало противоречий.

На этих страницах мы задаемся вопросом: можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы проводим детальное сопоставление библейского текста и данных современной науки. Этот анализ показывает, что, в противоположность распространенному убеждению, многие места библейского рассказа поразительно соответствуют новейшим открытиям в таких отраслях науки как космология, астрономия, геология, палеонтология, антропология и археология.

Как хорошо известно, во всех этих науках за последнее время наблюдался значительный, порой драматический прогресс. Однако мало кто отдает себе отчет в том, какое глубокое воздействие эти вновь обретенные знания могут оказать на наше понимание первой главы Книги Бытия. В этом и заключается основной тезис данной монографии: современная наука дала нам уникальную возможность по-новому, с углубленным пониманием прочесть многие места библейского текста, которые иначе кажутся загадочными. Наука в наши дни не только не противостоит Книге Бытия, но стала важнейшим инструментом для ее понимания.

6 дней Творения — 6 эпох развития Вселенной

С самого начала следует договориться о значении библейской хронологии — шести дней творения. При любой попытке сопоставления библейского текста с данными науки термин «день» необходимо понимать не как отрезок времени в двадцать четыре часа, а как фазу, период в процессе развития мира.

Идея эта, разумеется, не нова. Талмудические мудрецы издавна обратили внимание на тот факт, что нельзя говорить о «дне» или «вечере и утре» в обычном смысле слова, когда на небе нет ни солнца, ни луны.

Рабби Эли Мунк, в своей исчерпывающей работе по этимологии первой главы Книги Бытия, детально рассматривает вопрос библейской хронологии, тщательно сравнивая различные точки зрения традиционных еврейских комментаторов 1 . Свой анализ библейской хронологии он заключает следующими словами: «Нет единого традиционного определения слова “День” в Семи Днях Книги Бытия». Имея в виду это расхождение во взглядах, Мунк в своей книге всегда пишет слово «день» курсивом, дабы никто не принял его за отрезок времени в двадцать четыре часа. В книге Challenge, 2 сборнике высказываний традиционных комментаторов Библии, также отсутствует единое толкование библейской хронологии.

В настоящей книге мы исходим из предпосылки, что шесть дней творения означают не отрезок времени в 144 часа, а шесть отдельных фаз в развитии Вселенной — от сотворения мира до появления человека. Такой же позиции придерживаются многие комментаторы Библии, начиная со времен древних талмудистов и до наших дней 3 .

Анализируя текст, мы делаем упор на события и констатацию фактов, как они записаны в первой главе Книги Бытия [глава Берешит]. Для этих событий и фактов мы стараемся найти отвечающие им разделы в научной теории развития Вселенной. Мы не собираемся утверждать, что всему найдено объяснение. Тем не менее, мы покажем, что многое в библейском тексте можно понимать буквально, основываясь на данных современной науки.

Итак, мы покажем, что современная наука дает ответы на каждый из вопросов, возникающих в связи с библейским текстом. Это, разумеется, не означает, что Книгу Бытия можно читать, как учебное пособие. Мы утверждаем лишь, что существует научное объяснение, которое не противоречит библейскому тексту. Установлению этого факта и посвящена настоящая работа.

1. Rabbi E. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974).

2. A. Carmell and С. Domb, Challenge (Jerusalem: Feldheim, 1978), стр. 124-140.

3. Munk, стр. 50.

Происхождение Вселенной по первой главе Книги Бытия [глава Берешит ]

1 B начале Бог сотворил небо и землю. 2 Земля же была хаотична и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

События, связанные с первым днем творения, описаны в пяти первых стихах Книги Бытия. В них содержится несколько утверждений, кажущихся невероятными.

1. Прежде всего, мы читаем, что Бог сотворил Вселенную (1:1). Совершенно очевидно, что сотворение Вселенной — величайшее из всех когда-либо происходивших событий. Ни одному ученому, однако, не удалось обнаружить никаких доказательств, ясно и неопровержимо свидетельствующих об этом событии. Почему? Почему не имеется, в сущности, никаких признаков, указывающих на это событие? И вообще, приходится признать, что сама концепция созидания ех nihilo (т.е. чего-то из ничего) противоречит хорошо известным законам природы, в частности, закону сохранения массы и энергии. Из этого закона следует, что создание чего-либо из ничего — невозможно.

2. Мы читаем, что Бог сотворил свет (1:3). Какой свет? Мы знаем сейчас такие источники света, как Солнце и звезды, свет, отражаемый Луной, свет горящей спички или включенной лампы. Но в первый день не было ни Солнца, ни звезд, не было и человека. Таким образом, природа этого света — тайна, так и не объясненная в последующем тексте. Между тем, этому вопросу придается такое значение, что весь первый день, одна шестая часть всей истории сотворения мира, посвящен этому загадочному свету.

3. Затем, читаем мы, Бог «отделил» свет от тьмы (1:4). Тьма не есть субстанция, могущая быть отделенной от света. Слово «тьма» обозначает попросту отсутствие света. Там, где есть тьма, нет света; там же, где есть свет, нет тьмы. Таким образом, концепция отделения света от тьмы лишена логического смысла.

4. Мы читаем, что вначале Вселенная находилась в состоянии хаоса (на иврите: тоhу ва-воhу ) (1:2). В тексте не дается ни малейшего указания на природу этого хаоса. Что именно находилось в хаотическом состоянии? И как этот хаос был ликвидирован, если он был ликвидирован вообще?

5. Наконец, мы читаем, что вся сложная цепь космологических событий, без которых не могло обойтись сотворение мира, совершилась на протяжении одного-единственного дня (1:5). Между тем, хорошо известно, что космологические события измеряются не днями и даже не годами, а миллиардами лет.

Вот некоторые вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. А теперь мы рассмотрим современные научные факты по каждому из этих вопросов, детально разбирая при этом все кажущиеся противоречия между наукой и Книгой Бытия. Мы покажем, что, как бы это ни казалось невероятным, полученная за последние годы научная информация дает библейскому тексту объяснение, полностью соответствующее современному уровню научных знаний.

Космология

Космологией называется отрасль науки, занимающаяся вопросами происхождения Вселенной.

Интерес к ней не иссякал тысячелетиями почти во всех цивилизациях. Однако вплоть до нынешнего века все космологические исследования имели под собой весьма скудную научную основу, а то и вообще никакой, основываясь исключительно на домыслах. Важно отметить, что даже к середине двадцатого столетия положение мало изменилось в лучшую сторону. Как пишет Нобелевский лауреат, профессор Гарвардского университета, Стивен Вайнберг, «в 50-хх годах нашего века принято было думать, что уважающий себя ученый не станет уделять время такому предмету, как изучение ранних стадий развития Вселенной — тогда просто не существовало экспериментальной и теоретической основы, на которой можно было бы построить историю Вселенной на ранних стадиях развития» 1 .

Распространенный в 50-х гг. подход к космологии был основан на убеждении, что Вселенная, какой мы ее сегодня наблюдаем, всегда существовала в своем теперешнем виде. 2 И в самом деле — предполагаемая неизменность Вселенной подтверждалась результатами тысячелетних непрерывных астрономических наблюдений, рисующих постоянную, не изменяющуюся картину неба. Расположение звезд и созвездий, наблюдаемое нами сегодня, практически тождественно тому, которое мы находим в записях древних звездочетов.

Традиционное представление о неподвижности звезд естественным образом подсказывает нам мысль о неизменности Вселенной; оно, вероятно, и объясняет отчасти нашу готовность к восприятию этой мысли, хотя никакого подлинно научного обоснования у нее нет

Теория «Большого Взрыва»

В 1946 году Джордж Гамов с сотрудниками предложил совершенно иную космологическую теорию. 3 Основные особенности этой революционной теории представлены в таблице, в которой время измеряется миллиардами лет. Настоящее время обозначено цифрой «15», ибо, по теории Гамова, Вселенная началась 15 миллиардов лет назад. Именно в тот момент, обозначенный на таблице цифрой «0», появился внезапно, из ничего, гигантский огненный шар, так называемый первичный сгусток энергии, известный в популярном обиходе как «Большой Взрыв».

Внезапным появлением первичного огненного сгустка и ознаменовалось начало Вселенной,в том смысле, что до «Большого Взрыва» не существовало абсолютно ничего.

«Большой Взрыв», таким образом, является точнейшим воплощением сотворения ex nihilo .

Термин «огненный шар» не должен создавать ошибочного впечатления, будто бы что-то действительно горело. Этот сгусток представлял собой высочайшую концентрацию чистой энергии. Знакомым нам примером концентрированной чистой энергии является яркое световое пятно, образуемое солнечными лучами в фокусе увеличительного стекла. Первичный огненный шар можно представить себе в виде увеличенного в миллионы раз сгустка солнечных лучей, концентрированных линзой.

Оставим пока важнейший вопрос о том, откуда появился этот огненный сгусток, и займемся описанием некоторых основных особенностей этой теории.

В частности, каким образом происходило развитие первичного сгустка энергии, результатом которого явилась та Вселенная, которую мы знаем? Наш мир состоит из материи (в виде атомов и молекул), являющей собой исходную составную часть всего, что мы видим, от звезд и галактик до океанов, деревьев и животных. Откуда же взялась вся эта материя?

Ответ содержится в знаменитой формуле теории относительности Эйнштейна: Е = mс 2 , где Е означает энергию, m — материю, и с — скорость света. Эта формула отражает способность материи превращаться в энергию. Более того, поскольку с 2 представляет собой огромную величину, малого количества материи достаточно, чтобы произвести гигантское количество энергии.

Такое превращение материи в энергию не есть всего лишь гипотетическая возможность, оно лежит в основе производства атомной энергии; Хиросима и Нагасаки были разрушены мощными атомными бомбами — а с другой стороны, миллионы семей пользуются электричеством, полученным в результате использования того же процесса в мирных целях.

Теория «Большого Взрыва» построена на том, что эйнштейновская формула действует в обоих направлениях: не только материю можно превратить в энергию, но и энергия может быть превращена в материю. Хотя для производства даже малого количества материи требуется огромное количество энергии, запас ее в первичном сгустке был столь грандиозен, что он послужил источником всей материи, существующей ныне во Вселенной.

Первичный сгусток состоял из световой энергии того же типа, какая излучается Солнцем. Термин «свет» употреблен нами для обозначения общего явления, называемого учеными «электромагнитное излучение». Явление это легче всего объяснить, вновь обратившись к Солнцу. Электромагнитное излучение Солнца, видимое глазом, называется видимым светом. Спектр его включает все оттенки от красного до синего (знакомые нам цвета радуги). Солнце испускает также электромагнитное излучение, не видимое глазом, или невидимый свет. «Цветовой» спектр невидимого солнечного света включает в себя инфракрасные лучи (дающие коже ощущение тепла), ультрафиолетовые лучи (причина загара), микроволны (используемые в микроволновых печах), радиоволны, рентгеновские лучи и т.п.

Существенной разницы между цветами видимого и невидимого света нет; все вместе они составляют полный спектр электромагнитного излучения. Заряженный соответствующей пленкой фотоаппарат с равным успехом зарегистрирует все эти цвета. Поэтому, следуя общепринятой практике, мы называем словом «свет» все электромагнитное излучение, включая как видимый, так и невидимый свет.

Мы подходим теперь к важнейшему событию, совершившемуся вскоре после «Большого Взрыва», и обозначенному в таблице цифрой 0,001. Для понимания этого события необходима некоторая базисная информация.

Известной нам формой материи являются атом либо группа атомов, называемые молекулой. Однако, когда, сразу после нулевого времени, произошло образование материи, она не существовала в форме атомов. Невероятно высокая температура первичного сгустка мгновенно разрушила бы любой атом. Поэтому материя существовала в иной форме, которая называется «плазмой» . Существенное различие между этими двумя формами материи заключается в том, что атом в электрическом отношении нейтрален, тогда как плазма состоит из частиц, несущих либо положительный, либо отрицательный заряд. Эти заряженные частицы «ловят» свет, блокируя его проникновение сквозь плазму. Поэтому со стороны плазма всегда выглядит темной.

Спустя доли секунды после «большого взрыва» вселенная состояла из света первичного сгустка, пронизывающего плазму. Хотя свет сгустка был невероятно силен, плазма вобрала его в себя; свет не мог проникнуть сквозь нее и потому был «невидим». Чтобы представить себе эту ситуацию, вообразите, что в мире имелся в то время некто с фотоаппаратом. Вселенная казалась бы нашему фотографу темной из-за плазмы, и заснятые им кадры были бы абсолютно черными, хотя Вселенная была наполнена светом первичного огненного шара. Дело выглядело бы так, словно кто-то, не пользуясь вспышкой, нащелкал снимков в совершенно темной комнате.

Начиная с нулевого момента, раскаленный первичный сгусток стал стремительно охлаждаться. К моменту, обозначенному на таблице цифрой 0,001, он охладился настолько, что это позволило заряженным частицам плазмы соединиться и образовать атомы. Образование атомов из плазмы было жизненно-важным событием, определившим путь развития Вселенной в ее теперешнем виде.

В противоположность плазме, любое пространство, наполненное свободными атомами и молекулами, совершенно прозрачно. Стоит лишь вспомнить прозрачную атмосферу нашей планеты, состоящую из молекул воздуха (в основном, азота и кислорода). Свет свободно струится сквозь атмосферу; с поверхности Земли отчетливо видны Солнце, Луна, отдаленные звезды и галактики. Таким образом, когда 15 миллиардов лет назад плазма внезапно превратилась в атомы и молекулы, она перестала задерживать свет огненного сгустка. Свет этот превратился в «видимый»; он вскоре заполнил всю Вселенную и заполняет ее по сей день.

На этом мы заканчиваем наше, очень краткое, описание основных положений теории Джорджа Гамова о «Большом Взрыве». Как и для каждой научной теории, критерием ее приемлемости служит подтверждение практикой правильности ее предположений. Наиболее поразительным в теории «Большого Взрыва» является предположение о том, что мир заполнен светом вот уже 15 миллиардов лет, с самого «начала времени». Этот свет, большая часть спектра которого невидима, обладает совершенно особыми качествами (рассматривать их сейчас нет необходимости), благодаря которым его легко отличить от любых других видов электромагнитного излучения.

Однако, предсказанная радиация не была обнаружена сразу. И вот почему: первичный сгусток был невероятно раскален и содержал гигантскую энергию. С течением времени, однако, он расширялся и охлаждался, в результате чего лучистая энергия распространялась во все стороны. Сегодня, пятнадцать миллиардов лет спустя, энергия первичного сгустка чрезвычайно сильно разрежена, его электромагнитная радиация столь слаба, что обнаружить ее с помощью имевшейся прежде научной аппаратуры было технически невозможно.

Подытожим ситуацию. Космологическая теория «Большого Взрыва» коренным образом отличалась от общепринятых концепций. Кроме того, выдвинутое теорией драматическое предположение о существовании особого излучения, наполняющего всю Вселенную, не могло быть проверено по техническим причинам. Не удивительно поэтому, что теория «большого взрыва» не была воспринята научной средой всерьез.

Подтверждение теории

После Второй мировой войны во многих областях технологии произошли революционные сдвиги. То была эпоха полупроводников, лазера и электронно-вычислительных машин. Научная аппаратура также подверглась радикальному усовершенствованию. Многие эксперименты, проведение которых было неосуществимо с помощью техники сороковых годов, стали рутиной в 60-х. Детекторы радиации, что особенно для нас важно, тоже были усовершенствованы во сто крат. К шестидесятым годам обнаружение сверх-слабой магнитной радиации, предсказанной теорией «большого взрыва», стало технически осуществимым.

В 1965 г. два американских ученых, сотрудники научно-исследовательской лаборатории телефонной компании «Белл», Арно Пензиас и Роберт Уилсон, занимались измерениями галактических радиоволн с помощью особо чувствительных антенн. Во время испытания антенны они заметили очень слабое, незнакомое электромагнитное излучение, которое шло, казалось, со всех сторон из космического пространства. Вскоре стало ясно, что это и есть та самая радиация, которую предсказала теория «Большого Взрыва».

После опубликования открытия Пензиаса и Уилсона их результаты были подтверждены многими другими исследователями. В настоящее время не остается и тени сомнения, что это фундаментальное предположение теории «Большого Взрыва» является научно обоснованным фактом. Более того, подтвердились также и другие ключевые предположения этой теории. Так например, теория предполагает, что все галактики Вселенной разбегаются с огромной скоростью в результате первоначального взрыва, причем отдаленные галактики движутся с большей скоростью, чем ближние. Это угаданное Гамовым «разбегание» галактик было подтверждено, главным образом, исследованиями американского астронома Эдвина Хаббла; скорость галактического движения получила название константы Хаббла . Еще одна победа теории «Большого Взрыва» связана с химическим составом Вселенной. Соотношение количества водорода и гелия, наблюдаемое во Вселенной, полностью соответствует постулатам теории.

Значение открытия Пензиаса и Уилсона трудно переоценить. В 1978 г. им была присуждена Нобелевская премия по физике.

Профессор Стивен Вайнберг назвал его «одним из важнейших научных открытий двадцатого века». 5 Энтузиазм Вайнберга вполне понятен. Теория «Большого Взрыва» радикально изменила наши представления о происхождении Вселенной.

Теория «Большого Взрыва» получила дополнительное подтверждение в 90-х годах. Агентство NASA запустило спутник СОВЕ за пределы атмосферы с целью измерения различных свойств излучения, вызванного «Большим Взрывом». Полученная информация полностью подтвердила теорию «Большого Взрыва». Открытия, сделанные в 1992 г. с помощью СОВЕ, неоднократно освещались прессе.

Поскольку все предположения теории «Большого Взрыва» получили подтверждение, она превратилась в общепринятую космологическую теорию, все же прочие теории этого рода были преданы забвению.

В настоящее время все космологические исследования проводятся исключительно в рамках теории «Большого Взрыва».

Текст Торы

Теперь вернемся к нашему первоначальному намерению сравнить библейский текст с выводами современной науки. Итак, рассмотрим подробно каждый из пяти пунктов, перечисленных в начале данной главы

1. Сотворение мира

Сотворение мира приобрело значение признанного научного факта. Профессор Кембриджского университета, лауреат Нобелевской премии Поль Дирак сформулировал позицию современной науки по отношению к сотворению мира следующим образом: «Развитие радиоастрономии, произошедшее за последние годы, чрезвычайно расширило наши познания об отдаленных частях Вселенной. В результате, стало очевидно, что сотворение мира совершилось в некий определенный момент времени». 6

В настоящее время любой исследователь, с помощью соответствующих измерений, может получить данные, ясно и недвусмысленно доказывающие, что сотворение мира действительно имело место.

Поучительно будет процитировать высказывания нескольких ведущих космологов. Профессор Кембриджского университета Стивен Хокинг: «Момент сотворения мира как таковой лежит вне пределов известных в настоящее время законов физики» 7 .

Профессор Массачусетского Института Технологии Алан Гут и профессор Пенсильванского университета Пол Стайнхардт: «Момент сотворения мира по-прежнему не имеет объяснения» 8 .

А вот названия двух недавно вышедших научных работ по космологии: «Сотворение мира»9 и «Момент сотворения мира» 10 .

Термин «сотворение мира» явно перестал быть исключительной прерогативой исследователей Библии и вошел в словарь науки. В любой серьезной научной дискуссии по космологии сотворение мира занимает теперь ведущее место.

Теперь мы подходим к центральной проблеме — к решающему вопросу о том, чем было вызвано внезапное появление первичного сгустка энергии, возвестившего сотворение Вселенной. По мнению некоторых ведущих космологов, сотворение мира «лежит за пределами известных в настоящее время законов физики» 12 и «по-прежнему не имеет объяснения» 13 .

В отличие от науки, Книга Бытия дает объяснение. Она объясняет причину сотворения мира и делает это в первой же строке: «В начале Б-г сотворил…» [Берешит 1:1]

2. Свет

Итак, космология установила, что внезапное, необъяснимое появление сгустка энергии и есть сотворение мира. Библейское выражение «Да будет свет» [Берешит 1:3] можно, следовательно, понимать как указание на первичный огненный шар — «большой взрыв» — возвещающий возникновение Вселенной. Вся материя и вся энергия, существующие ныне в мире, ведут свое происхождение непосредственно от этого «света». Отметим особо тот факт, что в первый день совершились не два отдельных, не связанных между собой акта творения — Вселенной и света, — но лишь один.

3. Отделение света от тьмы

Теория «Большого Взрыва» утверждает, что первоначально Вселенная состояла из смеси плазмы и света первичного огненного шара. Вселенная в этот момент казалась темной из-за плазмы. Внезапное преобразование плазмы в атомы вскоре после сотворения мира привело к тому, что электромагнитное излучение («свет») первичного сгустка энергии «отделилось» от темной до тех пор Вселенной и беспрепятственно засияло в пространстве.

Библейские слова «И отделил Бог свет от тьмы» можно истолковать как описание «отделения» света от темной огненно-плазменной смеси. Пятнадцать миллиардов лет спустя эта отделенная радиация («свет») была обнаружена Пензиасом и Уилсоном, за что они и получили Нобелевскую премию.

4. Хаос

Начиная с 1980 г., теория «большого взрыва» обогатилась существенными новыми открытиями, которые Гут и Стайнхардт определили общим термином «расширяющаяся Вселенная». В недавно опубликованной статье, где подводятся итоги этих новых открытий, имеется следующая фраза: «первоначально Вселенная находилась в беспорядочном, хаотическом состоянии» 14 .

Одна из новых книг по космологии подробно рассматривает феномен изначального хаоса и проистекающие из него важнейшие космологические последствия 15 . Раздел книги, где рассматривается этот вопрос, озаглавлен «Первичный хаос» и помещен в главе, называющейся «От хаоса к космосу».

И, наконец, Андрей Линде, профессор Московского физического института им. Лебедева, предложил так называемый «сценарий хаотического расширения», описывающий истоки Вселенной 16 .

Объяснение природы этого хаоса и его значения выходит за пределы данной монографии, однако необходимо подчеркнуть, что роль хаоса в развитии первоначальной Вселенной превратилась в важнейший предмет космологических исследований. Насколько важен этот предмет для нашей темы — очевидно: Книга Бытия утверждает, что Вселенная началась с состояния хаоса (на иврите: тоhу ва-воhу ) [Берешит 1:2] .

5. Сотворение мира в один день

Существует широко распространенное убеждение, что, поскольку в настоящее время космологические изменения происходят чрезвычайно медленно, то они и всегда происходили в таком же темпе. В этом, по сути дела, и заключалась философия прежних, ныне опровергнутых космологических теорий. Современная же теория, теория «Большого Взрыва», гласит, напротив, что длинная цепь драматических космологических изменений в начале Вселенной совершилась в чрезвычайно короткое время.

Эту ситуацию ярко подчеркнул профессор Гарвардского университета Стивен Вайнберг, назвав свою популярную книгу по современной космологии «Первые три минуты» . Профессору Вайнбергу понадобилась 151 страница текста и множество диаграмм, чтобы описать те важнейшие космологические изменения в нашей Вселенной, которые заняли всего три минуты.

Выводы

Основные выводы лучше всего передает формулировка профессоров Гута и Стайнхардта, которые считают, что «с исторической точки зрения, вероятно, самый революционный аспект» современной космологической теории заключается в утверждении, что материя и энергия были сотворены в буквальном смысле этого слова. Они подчеркивают, что «этот постулат радикально противоречит многовековой научной традиции, утверждавшей, что нельзя сделать нечто из ничего» 17 .

Короче говоря, в результате многовековой напряженной научной работы, проделанной лучшими умами человечества, создана, наконец, картина мира, поразительно совпадающая с теми простыми словами, которыми начинается Книга Бытия.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ — в цикле статей «Сотворение мира и наука» на нашем сайте.

1. S. Weinberg, The First Three Minutes (London: Andre Deutsch & Fontana, 1977), стр. 13-14.

2. H. Bondi, Cosmology, 2-е изд. (Cambridge University Press, 1960).

3. Weinbeirg, см. 1; G. Bath, The State of the Universe (Oxford University Press, 1980), гл. 1.

5. Weinberg, стр. 120.

6. Р.А.М. Dirac, Commentarii, т. 2, № 11, 1972, стр. 15; т. 3, № 24, 1972, стр. 2.

7. S.W. Hawking and G.F.R. Ellis, The Large Scale Structure of Space-Time(Cambridge University Press, 1973), стр. 364.

9. P.W. Atkins, The Creation (Oxford. W.H. Freeman, 1981).

10. J.S. Trefil, The Moment of Creation (New York: Charles Scriber,1983).

11. A. Vilenkin, Physics Letters, т. 117, 1982, стр. 25-28.

12. Hawking and Ellis, стр. 364.

13. Guth and Steinhardt, стр. 102.

14. Там же.

15. J.D. Barrow and J. Silk, The Left Hand of Creation (London,Heinemann, 1983).

17. Guth and Steinhardt, стр. 102.

Четвертый день творения

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) и для отделения дня от ночи и для знамений и времен (года), и дней, и годов, и стало так. ..И поставил их Бог, на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день четвертый. (Быт. 1, 14, 17-19)

Как можно было бы сказать иначе при современных Моисею представлениях людей о земле и светилах? Потребовались тысячелетия, пока человечество стало способно принять и понять известную нам космогонию. А тогда как можно было объяснить, что земля шар, что люди живут на ней и сверху, и снизу и не падают. И чем держится земля – для этого нужно было, прежде всего, знать о законах физики. Все равно три тысячи лет никто не мог бы понять, о чем говорит Моисей, если бы он сказал иначе.

Но настойчиво говорит пророк, что эти светила появляются на небе, чтобы светить на земле, значит до сего времени земля освещалась как-то иначе, не этими светилами, которое одно светит днем, а другое – ночью, "для отделения дня от ночи и для знамений и времен (по-видимому, для времен года), и дней, и годов", т.е. годичного круга и всего комплекса явлений, тесно связанных с астрономическими законами, которые существуют до настоящего времени, а тогда только появились. Тогда-то Моисей впервые и упомянул о настоящем дне и ночи в нашем понимании, в отличие от образных символических "дней-иомов". Возьмем теперь логическую обратную сторону этого вопроса, рассмотрим то, что было до четвертого дня творения.

Свет был отделен от тьмы.

Солнце не управляло днем, а луна ночью, потому что их не было на небосклоне.

Не менялись и времена года – не было зимы и лета, осени и весны, а, следовательно, и обусловленных ими климатических поясов.

Это логическое следствие того, что сказано пророком о времени, предшествовавшем четвертому дню творения.

Чем же в геологии подтверждается справедливость сказанного пророком, какие имеются для этого неоспоримые геологические данные?

Полное отсутствие годичных колец на деревьях Палеозойской эры, за исключением последнего Пермского периода, когда они впервые появляются.

Исчезновение с этого времени всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.

Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы.

Такая же тепловидная фауна по всему земному шару, включая и полюсы.

Образование в колоссальном количестве залежей каменного угля как результат гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца, их естественное обугливание от лучей, подобно тому, как обугливается трава жарким летом при засухе.

Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического, начиная с Пермского периода.

Распределение растительного и животного мира, приспособившегося, соответственно, к этим климатическим поясам.

Этих данных вполне достаточно, чтобы убедиться в справедливости такого объяснения, иначе все вышеприведенные факты будут оставаться неразрешимыми загадками.

Есть несколько иных объяснений этих явлений, но насколько они убедительны, можно судить из следующего:

Теория отклонения земной оси категорически опровергается астрономами.

Теория перемещения полюсов за счет плавающих на расплавленной магме материков (теория Вегенера), вполне обоснована и вероятна, но чтобы их движение было противоположно движению земли с полюсов на экватор, то это мало вероятно и, во всяком случае, противоречит физическим законам. Кроме того, такая теория все равно ничего не объясняет, так как вся флора и фауна по всему земному шару в Палеозой тепловидная, почти тропическая. Далее, * * увязать подобное объяснение с отсутствием годичных колец у всех деревьев по всей земле, кончая Пермским периодом и пр. Если уж выбирать какую-либо из теорий, то вышеприведенная теория, основанная на библейском повествовании, будет самой убедительной и подтверждается всеми семью вышеприведенными неоспоримыми фактами. Творческая десница Божия видна в законах, которые заложены в тех или иных проявлениях жизни на Земле. Совершенно естественно заинтересоваться, что же было орудием в руках Божиих при переустройстве астрономических законов Земли в четвертый день творения.

Земная кора на протяжении своей истории пережила три мощных катаклизма. Все они происходили на грани эр. Первый и самый мощный из них был в конце Архейской эры, результатом этого катаклизма явилась Каледонская складчатость. Второй – в конце Палеозоя, уже в Каменноугольный период, с ним связана Варисцийская складчатость и, наконец, последний – в третичное время, из-за которого появилась Альпийская складчатость. Первый раз в конце Архейской эры колоссальное количество углекислых газов вышло из трещин земной коры при вулканических излияниях, газы были катализаторами для водяных паров, которые тогда впервые осели на землю и образовали первые водные бассейны на поверхности Земли, но все же подавляющая масса водяных паров находилась еще над землею, окутывая ее плотным покровом. Второй раз в Каменноугольный период такое же количество углекислых газов вырвалось из недр земли, и вновь огромное количество водяных паров стало сгущаться и оседать на землю. Надо полагать, что на этот раз атмосфера вокруг Земли приблизилась к современному состоянию, небо впервые частично очистилось, и лучи солнца начали проникать на землю.

В результате этих мощных эндогенных процессов появился целый ряд горных хребтов и массивов, как, например, Уральский хребет и Донецкий кряж, которые вначале были высочайшими горами, потом с течением времени размылись, а Донецкий кряж был почти нивелирован.

Третий раз мощные катаклизмы произошли в третичный период, во время которого образовались высочайшие горы Европы и Азии: Альпы и Гималаи, а также Пиренеи, Апеннины, Балканы, Кавказ и др.

О четвертом дне творения мира

Нас окружает прекрасный мир. В нем все очень красиво. И даже не просто красиво, а удивительно красиво. Нет на свете двух одинаковых цветков, и двух листьев на всех деревьях на свете тоже не найдется одинаковых. И даже снежинки никогда не бывают одинаковые.

А ведь когда идет снег - с неба падает столько снежинок, что их и сосчитать невозможно.

Мир, который окружает нас не только очень красивый. В нем еще и все очень разнообразно.

И не только все в мире разнообразно, но и разумно устроено. В нем есть вода, свет, воздух, которые необходимы для жизни. Не будь чего-нибудь одного - и жизнь была бы невозможна.

Бог начал одаривать мир жизнью с самого первого дня творения. Сначала Он создал свет, затем - воду. А в третий день Бог повелел земле произрастить из себя всякую зелень, и тогда появились всякие растения. Конечно, это были не те величественные деревья или прекрасные цветы, которые окружают нас теперь. Первые растения напоминали мелкую зеленую пыль. Но они были живые. Все будущие великолепные были словно спрятаны в них, подобно тому, как в маленьком зерне прячется большое и прекрасное дерево.

А еще первые растения стали вырабатывать воздух. А воздух необходим для жизни всех других существ.

Бог творил мир в несколько дней, хотя, конечно, мог бы его сотворить даже не в день или в час, а в одно мгновение. Но у Бога очень много любви. И мир Он сотворил потому, что любовь переполняла Его - Бесконечного Бога.

А если кто-нибудь что-нибудь делает из-за любви, то старается сделать это незаметно: так, чтобы любимый человек не чувствовал себя обязанным. Ведь настоящая любовь - это не то, чтобы давать как будто в долг. Настоящая любовь не требует ничего назад.

А Божественная Любовь - это любовь самая настоящая. Поэтому Бог и сотворил мир постепенно, словно вырастил из зернышка.

В четвертый день Бог повелел:

Да будут светила на тверди небесной.

Небесная твердь - это пространство Вселенной. Бог начал его устраивать еще в первый день творения, когда разделил тьму и свет, и назвал тьму ночью, а свет - днем, и повелел им сменять друг друга.

В четвертый день Бог устроил окончательно мир небесных звезд и планет. Он повелел им быть светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. Бог сотворил два самых главных для нашей планеты светила - Солнце и Луну.

Солнечные лучи несут земле свет и тепло. Свет и тепло нужны, чтобы жизнь на земле не угасла, а наоборот - развивалась.

А вот Луна дает совсем немного света, и лучи ее не греют. Конечно, Луна очень красивое небесное светило, и на нее очень приятно смотреть в тихую лунную ночь.

Но из всех живых существ были только первые растения, похожие на зеленую пыль. Смотреть на Луну потому было некому, но она была совершенно необходима. Все растения ночью растут сильнее, чем днем, и особенно сильно тогда, когда в небе сияет полная Луна.

А первым растениям нужно было еще стать травами, деревьями и кустарниками, чтобы жизнь на земле могла развиваться дальше.

Бог продолжал творить - и это был четвертый день.

Так получилось,что в первый день зимы я обрел ЕЁ! А еще это был четверг,то бишь четвертый день недели,о котором написано выше.

Тигруль,я тебя люблю.Извини,если банален,но так вышло.Я только эти слова у себя перед глазами и вижу,счастье мое.Хочу всегда видеть тебя рядом и хочу,чтобы ты почаще улыбалась,ведь тебе это идет,как никому другому.Твой Лис.

Цели тематической недели:

  • ознакомить малыша с библейской историей создания мира - о четвертом дне творения;
  • ознакомить ребенка с цифрой 4 - ее числовым значением и внешним видом;
  • ознакомить с такими понятиями, как «небесные светила», «солнце», «звезда», «планета», «спутник планеты», «комета», «млечный путь»;
  • развивать логическое мышление, воображение, память, связную речь, ассоциативное мышление и внимание;
  • развивать умение работы с клеем и бумагой;
  • научить ребенка любить Иисуса, быть благодарным Ему за жизнь и за наш мир, который Он создал;
  • воспитывать усидчивость, волю, внимание и аккуратность.

Основные понятия:

небесные светила, солнце, звезда, планета, луна - спутник планеты, комета, млечный путь.

Необходимые материалы:

  • для оформления каждого занятия: звуковые эффекты;
  • для поделки: бумага черного и белого цвета, шаблон для аппликации с изображением цифры 4 (формат А3), клей, наклейки звезды, фольга или блестящая самоклеющаяся бумага;
  • для наглядности: фланограф с изображением неба с облаками и солнца, темный фон, звезды и луна.

Текст из Библии: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый." (Книга Бытие 1:14-19) .

Данные занятия можно проводить в свободном порядке, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей вашего ребенка.
Несмотря на особенности Вашего занятия, оно в любом случае, должно состоять из 4 частей .


Ход занятия:

1. Вводная часть

1.1 Организационный момент (песенка, короткая молитва, стишок для начала занятия).

1.2 Повторение предыдущего материала.

Игра №1. «подбери цифру».

Необходимо подобрать к каждой из трех цифр соответствующую картинку. Обратите внимание ребенка, что количество рисунков соответствует числовому значению циры.

Задание №2 «Найди лишнее».

Напомните малышу, что в третий день была создана не просто растительность, но и плодовые деревья, кусты и травы.

Все плоды можно разделить на овощи, ягоды и фрукты.
Предложите ребенку найти лишнее среди двух предложенных вариантов:

Лишнее - ананасы, т.к. это фрукты.

Лишнее - яблоко, это фрукт.

2. Основная часть. Рассказ

2.1. Знакомство с персонажем занятия - цифрой 4.

Атрибут занятия - изображение цифры 4 (им может послужить заготовка для аппликации - нарисованный на листе формата А3 жирный контур цифры 4).

Сегодня к нам в гости пришла цифра четыре и она хочет рассказать нам о четвертом дне творения.

Как ты думаешь, на что похожа эта цифра? На кактус, на перевернутый стул, на согнутую руку в локте. Попробуй ее изобразить!
На какую цифру из тебе знакомых похожа цифра 4? Да, она немного похожа на единичку - такая же стройная.

2.2. Библейский рассказ. Создание небесных светил.

Включить музыкальный фон

"И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый." (Книга Бытие 1:14-19)

2.3. Разминка. Игра "день-ночь" (с названим светил).

Закрепляет изученные понятия, внедряя их в практическое действие. Развивает логическое мышление, его быстроту, координацию движений, реакцию.

Взрослый комментирует предложениями: «Настала ночь», или «На небе засветилась луна», «Над нами появились яркие звезды», «Настало утро», «В небе засияло теплое солнышко»…
Ребенок должен придумать и показать действия, относящиеся к бодрствованию днем и сну ночью.

3. Практическое закрепление.

3.1. Видео о космосе.

3.2. Лепка из пластилина «Ночное небо»

  1. Раскатываем из синего, белого и желтого пластилина тонкие пласты одинаковой формы и размера (желательно прямоугольной или приближенной к ней). Накладываем их друг на друга и сворачиваем рулоном (получается цветной рулетик).
  2. С помощью ножа для пластилина нарезаем его на полоски толщиной около 1 мм.
  3. Соединяем полученные пластиночки между собой и украшаем ими поделку.

Можно размазать ночное небо по листу бумаги или картона.

3.3. Игра «Блуждание в темноте»

В темное время суток выключаем свет и зажигаем фонарик, мобильный телефон или свечку - это «звезда». Предлагаем малышу поиграть в догонялки - догнать «звезду».

С ребенком старше 2-3 лет можно усложнить правила:
Перед тем, как выключить свет, разместить по кругу разные предметы. Попросить ребенка запомнить их местонахождение. Даем ребенку в руки фонарик и выключаем свет. Предлагаем осветить тот предмет, который называем.

3.4. Аппликация-мозаика "Заполни цифру 4"

(с использованием наклеек-звезд, фольги или самоклеющейся бумаги).

Гостья нашего занятия, цифра 4 очень хочет, чтобы мы ее также украсили, как и предыдущие цифры.

Показываем заготовку для аппликации с изображением цифры 4.

Цифру 4 мы также разделим пополам, как цифры 1 и 2. Вверху можем разместить ночь (ведь сутки начинаются с вечера), а внизу - день (можно и наоборот).

Для украшения ночи у нас есть красивые наклеечки звезды (фигурные макаронные изделия или вырубки звезд ), а также давай разместим среди них луну (вырезаем из серебряной фольги или самоклеющейся бумаги).

Днем нам светит с неба солнышко (золотая фольга или желтый картон). Оно круглое, как мячик, а вокруг можем наклеить лучи.

Старайся не выходить за поля цифры, не намазывай клей слишком обильно, чтобы он не растекался.

Для удобства и простоты можно смазать клеем саму заготовку — тогда малышу нужно будет всего лишь подобрать необходимый цвет и наложить на нужное место. Если ребенок может сам намазывать бумагу клеем - предоставьте ему такую возможность.

Оформляем работу памятным стихом из Библии, и прикрепляем на видное место рядом с предыдущими цифрами.

3.5. Игра «Движение небесных тел»

Если количество детей на занятии больше 3, раздайте каждому роли: солнце, луна, земля, планеты, кометы, дальние звезды, метеориты. Предложите детям показать собственными движениями движение небесных тел.

Если площадь помещения или количество участников не позволяет вам «вращаться» друг вокруг друга, возьмите настольную лампу (солнце) и мячики (луна и земля), если есть - маленький глобус и покажите то же самое.

3.7. Поделка «Звездное небо»

Материалы: синий картон, изображение звезд и небесных светил. В нашем случае - макаронные изделия, наклейки для творчества, пайетки.


3.8. Познавательная экскурсия

Совершите вечернюю прогулку под звездным небом всей семьей. Если есть возможность, проведите экскурсию в планетарий или воспользуйтесь телескопом.

3.9. Поделка «Вырезаем солнышко»

Дайте малышу 2-3 лет в руки желтый или золотой круг из картона и ножницы с тупыми концами, и он с удовольствием сделает такое солнышко:

4. Заключительная часть.

А теперь немного отдохнем, ты наверняка, уже устал. Давай повторим все, что учили сегодня. Мы говорили с тобой о четвертом дне творения.

К его началу уже был свет. Нашу планету окружало небо, которое называют атмосферой. В ней был воздух, которым мы дышим.
Планета была покрыта водой (реки, моря и океаны) и сушей, на которой росли разные растения - травы, кусты и деревья. Растения приносили вкусные плоды, которые можно было кушать.

Что же было в небе? В четвертый день на нем появились светила, которые разделяли день и ночь. Днем начало светить яркое теплое солнышко, а ночью сияли звезды и луна отражала солнечный свет.

Давай вспомним еще, какую новую цифру мы с тобой выучили, благодаря четвертому дню? Правильно, это цифра четыре. Давай сосчитаем до четырех, в этом нам помогут наши четыре цифры-аппликации.

А теперь давай поблагодарим Бога за солнышко, звезды и луну. Без солнечного света ни мы, ни животные, ни растения не смогли бы хорошо жить. А если бы ночью не светили звезды и луна, было бы очень темно и страшно.

Вот и закончилось наше занятие о четвертом дне творения. Конечно мы не хотим чтобы вы от нас уходили:) Поэтому приглашаем вас к след. занятию о пятом дне творения " "

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: