Эссе на тему зачем мне мба. Что такое MBA на самом деле и зачем нужна степень по управлению бизнесом. Бизнес-школы и дипломы

Зачем получать степень MBA, как быстро можно вернуть вложенные в обучение деньги, чем программа обучения в России отличается от подходов на Западе и что нужно учитывать до поступления - эксперты в области образования и выпускники бизнес-школ рассказывают все, что нужно знать об MBA.

МВА в России и на Западе

Официально программа МВА была запущена в России в 1999 году: тогда были сформулированы государственные требования, основанные на международных стандартах, и стали проводить национальный аудит качества обучения. Тем не менее, как объясняет Лариса Карташова, декан Плехановской школы бизнеса Integral, и до этого в 90-е годы было запущено несколько программ MBA. Однако профессор добавляет, что «сейчас сложно судить, соответствовали ли эти программы требованиям МВА или были обычными программами переподготовки».

Основная цель МВА - обучение навыкам управления бизнесом. Единого стандарта программы не существует, есть только набор критериев, по которым проходит аккредитация учебного заведения. В западных вузах и бизнес-школах программа существует дольше, чем в России, поэтому эксперты выделяют несколько отличий.

Лариса Карташова , профессор, д. э. н., декан Плехановской школы бизнеса Integral:

По моим наблюдениям, выпускники ведущих зарубежных школ после окончания FT МВА (Full-time MBA - прим. «Бумаги» ) зачастую занимают в России достаточно скромные управленческие позиции. Выпускники зрелых российских школ МВА нередко чувствуют себя увереннее и занимают достаточно высокие позиции в стране.

Во-первых, западный рынок образования в этой области более однородный, в России, по оценкам Ларисы Карташовой, существует пять-семь лидеров, остальные вузы сильно от них отстают. Во-вторых, в России студенты чаще выбирают Part-time MBA, то есть совмещают с работой, в Европе больше приняты программы полного погружения. Стоимость обучения в России ниже, но менее распространены гранты на образование.

В конце января 2015 года международное рейтинговое агентство QS выпустило отчет о том, как быстро выпускники европейских бизнес-школ смогут окупить свое обучение. По оценкам экспертов QS, в большинстве случаев это удастся сделать за 2,5 года, хотя после некоторых школ выпускникам нужно 15–20 месяцев, чтобы вернуть вложенное.

Как выбрать школу

Ирина Толстова

Перед тем как идти на МВА, кандидат должен, конечно, определить для себя базовые вещи: где он хочет работать и жить, какая именно программа ему необходима. При выборе желательно учитывать места в рейтинге, аккредитацию школы или университета. Наши консультанты иногда даже рекомендуют сходить в кампус, познакомиться с атмосферой бизнес-школы, чтобы понять, подходит ли это для кандидата.

Важно также понимать, что у каждой бизнес-школы есть своя миссия: некоторые из них концентрируются на предпринимательстве, другие - на инновациях, третьи - на лидерстве. Это необходимо учитывать в эссе, которое кандидаты пишут при подаче заявки, и проиллюстрировать свои сильные стороны яркими примерами. Если нет возможности побывать в кампусе, стоит сходить на образовательные мероприятия, пообщаться с представителями бизнес-школ и задать все свои вопросы.

Кандидат также должен выяснить стоимость обучения и определить, каким способом оно будет оплачено. Часто скидки и стипендии предоставляют сами бизнес-школы, также можно найти фонды и организации, которые могут покрыть расходы на обучение частично или полностью. Например, составляет 1 700 000 $.

До того как подать заявку, необходимо сдать экзамен GMAT. Если в результате будет менее 400 баллов, на подготовку и сдачу потребуется минимум шесть месяцев, а также два запасных месяца в случае пересдачи. Большинство бизнес-школ требует балл по GMAT - 700 и выше.

Также нужно понимать, что, если кандидат идет на Full-time MBA, придется провести за рубежом год - в европейской бизнес-школе, два - если школа в США. Само обучение требует кропотливой работы по восемь-десять часов в день. И нужно быть готовым к тому, что до 70 % знаний на МВА кандидаты получат не от профессоров, а от других студентов в процессе общения и обсуждения своего опыта. Зарубежный диплом МВА дает не только возможность трудоустройства за рубежом, но и конкурентное преимущество в России.

Что говорят выпускники

Цели пойти учиться в Стокгольмскую школу экономики было две: научиться маркетингу и найти вдохновение для запуска следующего бизнеса. Сервис «Дома вкуснее » я открыл сразу после МВА. Сейчас в компании занимаюсь в основном маркетингом. Школа дала мне две важные вещи, о которых я не думал, когда поступал.

Говоря образно, раньше я сидел в колодце и смотрел в небо. Сейчас я вылез из колодца, осматриваюсь по сторонам и вижу примерно на 97 % больше, чем раньше

Во-первых, дружба с однокурсниками и связи в alumni community - это бесценно и на всю жизнь. Не надо делать бизнес с друзьями, лучше искать друзей в бизнесе. Выпускники SSE друг другу помогают, советуют, консультируют, сотрудничают, ищут работу через alumni community. Мы развлекаемся вместе, пьем вино. У нас есть «Неофициальный клуб выпускников SSE», то есть сложилась тусовка.

Во-вторых, я по-другому стал смотреть на свои возможности. МВА расширяет горизонты и открывает тебе глаза шире. Если до учебы я практически был уверен, что проработаю всю жизнь только в России, то после учебы я смотрю на Россию как на одну из стран, которая создает 3 % мирового ВВП. Говоря образно, раньше я сидел в колодце и смотрел в небо. Сейчас я вылез из колодца, осматриваюсь по сторонам и вижу примерно на 97 % больше, чем раньше.

Таким образом, целей я достиг: основам современного маркетинга научился, новый бизнес открыл. Сейчас «Дома Вкуснее» - абсолютный лидер российского рынка доставки продуктовых корзин с рецептами. В скором будущем мы планируем выйти на европейский рынок.

Инга Корчагина

Бизнес-тренер, эксперт CBSD Thunderbird Russia, выпускница Instituto de Empresa

В 2006 году я окончила международную программу International MBA Instituto de Empresa в Мадриде по специальности General Management. К тому времени я уже работала маркетологом. В 28 лет стала руководителем в компании Estee Lauder , заняв позицию директора по маркетингу по России и СНГ. В процессе стало ясно, что специалистом в своей области быть - это одно, а руководителем - совсем другое. Тут требуется совершенно другой набор навыков и знаний. Когда человек становится руководителем, ему нужно учиться управлять людьми.

Учиться за рубежом было принципиально, потому что в России с образованием в области менеджмента на тот момент все было очень грустно, впрочем, как и сейчас. Того, что умеют делать наши менеджеры, недостаточно, в силу короткой истории бизнеса в нашей стране, поэтому в России учиться бесполезно. Лучше делать это за границей среди опытных и знающих.

Люди, как правило, не готовы, что за волной восторга и энтузиазма в новой стране неминуемо последует эмоциональный спад

Обучение на программе помогает выработать системный взгляд на всю компанию. Работая, например, в маркетинге, ты знаешь систему своего отдела и своего сегмента. MBA дает представление об управлении всей компанией: и финансы, и организационная структура, и работа с персоналом. Руководитель должен знать, как устроена вся цепочка. Помимо знания конкретных предметов, программа дает самое главное - понимание того, как управлять людьми. В бизнесе и компании, на мой взгляд, это больше половины успеха. Именно российский бизнес страдает от отсутствия правильной коммуникации между людьми: линейными менеджерами, руководителями и подчиненными и так далее.

Ожидания всегда расходятся с реальностью. До начала обучения они всегда завышены. Кроме того, важный фактор - отсутствие информации, либо нежелание эту информацию получить. Все вместе это провоцирует ряд разочарований: люди, как правило, не готовы, что за волной восторга и энтузиазма в новой стране неминуемо последует эмоциональный спад. В другой стране другая культура, более жесткие условия учебы.

Помимо знания конкретных предметов, программа дает самое главное - понимание того, как управлять людьми

Сама система обучения радикальным образом отличается от системы обучения в России. Мы постоянно работали, спали по пять часов на протяжении полутора лет, много читали и учились общаться с различными людьми - это большое моральное напряжение. Плюс тебя все время оценивают, ты постоянно ощущаешь конкуренцию. Поэтому нужно морально готовить себя к тому, что это, с одной стороны, очень интересное время, но с другой стороны, это вызов.

Я бы ввела наставников при организациях, которые предлагают обучение на курсах MBA. Самая большая проблема в том, что ты не знаешь, какие вопросы задавать. Благодаря наставнику человек сможет сориентироваться в темах, которые интересуют лично его, получить максимум данных о том, что на самом деле его ждет во время обучения. Главное, чтобы такой человек был честен с тобой, принимал во внимание твои цели и формировал правильные ожидания.

Как получить больше информации

Международное рейтинговое агентство QS проведет традиционное мероприятие TopMBA Connect 1-2-1 16 марта в и 18 марта в . Это серия индивидуальных 30-минутных интервью с представителями приемных комиссий лучших бизнес-школ мира. Эксперты рассмотрят резюме каждого кандидата и предложат оптимальные варианты для получения степени MBA. Консультации бесплатные, однако для участия необходима предварительная регистрация.

Чтобы поступить на MBA, как правило, надо сдать тесты и написать эссе. Экзамены на российские программы могут в значительной степени отличаться от зарубежных, но, в целом, отечественные бизнес-школы пользуются западными практиками приема на курсы MBA.

Тесты и эссе для западных MBA

При написании эссе для поступления на программы МВА потенциальный слушатель курса должен не только высказать собственную аргументированную позицию по предложенной теме, но и обозначить четкую логическую связь между описываемыми фактами. Важно продемонстрировать хороший стиль: очерк должен легко читаться и быть интересным. Всегда приветствуется тонкое чувство юмора: главное, чтобы остроты были понятными и, разумеется, приличными. Рекомендуемый объем - от двухсот до одной тысячи слов.

Эссе отличаются субъективностью, которую подчеркивает уникальный авторский стиль. Жанр предусматривает непринужденную манеру изложения, использование разговорной лексики, афоризмов, метафор.

Бизнес-школы предлагают множество тем для МВА-эссе, например:

1. Каким образом ваш опыт в менеджменте повлиял на ваши нынешние карьерные приоритеты и цели?
Это так называемый непрямой вопрос о целях. Для раскрытия темы понадобится четко и лаконично обозначить свои текущие и долгосрочные карьерные приоритеты. Затем надо плавно перейти к описанию факторов, повлиявших на ваше профессиональное самоопределение, и указать их связь с вашим управленческим опытом. Очень важно привести один или несколько живых примеров, ярко иллюстрирующих личный опыт в сфере менеджмента.

2. Опишите случай из вашей жизни, когда пришлось столкнуться с чем-то непоправимым. Чему вы научились и как на вас повлияли эти события?
Учтите, что формулировка «что-то непоправимое» представляет собой явный эвфемизм, то есть нейтральное выражение,

которое используется с целью озадачить вас, ввести в заблуждение. Чтобы хорошо справиться с темой, следует вспомнить и описать такое событие из вашей жизни, в котором вы проявили себя значительно сильнее и лучше, чем это делал бы среднестатистический человек. Можно даже слегка приукрасить события, чтобы представить себя в выгодном свете. Если вы уверенны в своем писательском мастерстве, можете и вовсе выдумать такую ситуацию.

Ошибка, которую часто допускают кандидаты в своих эссе, - обвинение окружающих в собственных промахах или сваливание всего на неудачное стечение обстоятельств. Если вы не способны взять на себя ответственность за принятие решений и за их последствия, то приемная комиссия посчитает, что вы - незрелая личность и не можете трезво оценивать ситуации и свою роль в них. В финале эссе следует описать, какие выводы вы сделали из происшествия, какие меры предприняли, чтобы не допускать подобного в дальнейшем.

3. На ваш семидесятипятилетний юбилей кто-то из гостей решил произнести хвалебную речь, посвященную вам и вашему жизненному пути. Опишите, что этот человек мог бы о вас сказать .
Тема - прекрасный шанс продемонстрировать уже имеющиеся достижения, показать, как эти успехи со временем будут развиваться и обрастать крупномасштабными победами. Не стоит увлекаться мечтами: лучше сделать акцент на сегодняшнем активе. Объясните, чем вы можете гордиться уже сейчас и как это определяет (в прошедшем времени, по «легенде» темы), ваш дальнейший путь через тернии к звездам. Свои долгосрочные жизненные приоритеты и планы, карьерные цели вполне можно внести в этот «спич», разумеется, в виде успешных свершений.

  1. Понятно и точно излагайте свои мысли. Ответ на вопрос, который вынесен в тему эссе, должен быть полным, а содержание очерка - правдоподобным.
  2. Не стесняйтесь демонстрировать индивидуальный стиль: комиссия должна увидеть образ реального человека.
  3. Старайтесь быть максимально честными, приводите как можно больше деталей и примеров, проявите чувство юмора.

Для поступления на MBA европейские и американские бизнес-школы устанавливают проходные баллы по тестам:

  • GMAT или GRE (тесты на знание английского, геометрии, алгебры и арифметики, профессиональных дисциплин);
  • TOEFL или IELTS (владение английским языком);
  • LSAT (для юридических направлений MBA).
  1. Первое задание состоит из девяти вопросов, касающихся управленческой работы на предприятии. К каждому предлагается от трех до четырех вариантов ответов, из которых надо выбрать один, по мнению абитуриента, правильный. Например: «По каким направлениям деятельности компании возможен аутсорсинг?». Варианты ответов: «по обеспечивающим», «по стратегически значимым», «по наиболее привлекательным на рынке».
  2. Далее надо лаконично, но исчерпывающе ответить на девять вопросов анкеты (все они тоже касаются сферы менеджмента). Например: «Что такое 6 сигм? Где они применяются?». Время на обдумывание ограничивается, поля для вписывания ответов тоже.
  3. В заключение - проанализировать микро-кейс. Описывается определенная кризисная ситуация. Тестируемый должен изложить план действий руководителя, направленный на ее ликвидацию и предотвращение повторения проблемы.

Информация о работе:

Дисциплина: для MBA

Тип работы: Эссе

Зачем мне нужна программа МВА

Фрагмент текста

На данный момент я считаю себя специалистом с достаточно высокими лидерскими и управленческими качествами, однако образование, полученное по программе МВА, должно помочь мне свободнее ориентироваться не только в отечественных, но и в международных методиках управления. Благодаря данной учёбе я рассчитываю приобрести опыт в создании профессиональной управленческой команды, способной оценить эффективность деятельности бизнес-структур, и в управлении такой командой.Популярность программ МВА во всем мире свидетельствует о подготовке по данному направлению управленческого персонала высокого профессионального уровня. Исходя из практического опыта многих людей, я уверена, что, уже имея высшее образование и небольшой опыт работы в сфере бизнеса, я смогу получить более разносторонние и глубокие знания как в области управления, так и в сфере делового администрирования. Основы бизнеса и менеджмента я смогу изучить детально благодаря планомерной подготовке итогового проекта и стажировке в различных компаниях. Современный интеграционный процесс наряду с процессом глобализации требует от специалистов применения разносторонних знаний, моей непосредственной компетенцией является обеспечение управленческой деятельности. Именно эта сторона профессиональной деятельности управленца позволяет мне по достоинству оценить существующие тенденции, а участие в стажировках даст возможность определить все достоинства и недостатки управленческой деятельности на конкретных предприятиях для выработки рекомендаций по их совершенствованию. Бизнес-образование, полученное по программе МВА, поможет мне успешнее вести управленческую работу благодаря новым знаниям, практическим умениям и навыкам. Систематизация знаний и, соответственно, мышления, приведёт к несомненному успеху.

Показать еще Хочу такую!

Похожие работы:

    «Левиафан» был издан в 1651 году в Париже в роялистской среде, но после этого Т. Гоббс сразу же вернулся в Англию (т. е. перешел из лагеря роялистов к республиканцам). В 1658 году О. Кромвель умер, и в Англии было восстановлено королевское правление (к власти снова пришли роялисты). Речь зашла о политическом запрете «Левиафана» и признании Т. Гоббса опасным для государства человеком («атеистом»). Только заступничество короля (бывшего студента Т. Гоббса) спасло тогда опального философа. Но после смерти Т. Гоббса в 1669 году книга все-таки была запрещена в Англии. Т. Гоббс сначала издал свою книгу на английском языке (в 1651 год), и это означало, что она была написана для соотечественников, уже десятилетие сражавшихся друг против друга. В 1668 году (за год до смерти) Т. Гоббс перевел и издал книгу в Амстердаме на латинском языке, который в то время был международным научным языком. Именно благодаря латинскому переводу книга и стала всемирно известной. Хорошо известна фраза Т. Гоббса, что «вместе с ним родился и его близнец – страх»4Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 43., но все-таки подлинным временем, когда Т. Гоббс сформулировал идею страха как главного мотива политической деятельности, были годы гражданской войны в Англии. Что касается самого автора «Левиафана», то его жизнь находилась под угрозой с выходом этой самой книги. Так идеи Т. Гоббса материализовались в его собственной жизненной ситуации. К. Робин, английский исследователь, называет Т. Гоббса «провидцем», который был «первым теоретиком, увидевшим и стимулировавшим потенциал политического страха», показывая, как «страх нуждался в помощи элит, законов, институтов и образования»5Робин К. Страх. История политической идеи. М.: Прогресс-традиция, 2007. С. 40… В какой-то момент Т. Гоббсу пришлось все это пережить самому. ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХИсследователи и комментаторы «Левиафана» дружно предлагают начать рассмотрение содержания с «мысленного эксперимента», т. е. с вопроса «представим, что никакого государства не было бы, то, как бы тогда жили люди?»6Огурцов А. П. Томас Гоббс и Левиафан тотальной власти // Метафизика.

    Необходимость защиты огромной территории и противостояния суровым природным условиями всегда побуждало русский народ объединяться. Так, для того, чтобы удержать какую-либо территорию русским людям всегда приходилось за нее сражаться, что сделало их заранее ожесточенными ко всему «иноземному», незнакомому, к другим народам – ко всему, что может сулить собой угрозу, что порождает первую противоречивость русского характера. Отсюда вытекает стремление к самостоятельности, которое, однако же, без объединения в целях защиты было невозможно. Одной из предпосылок объединения русских землей вокруг единого центра во избежание нападок со стороны кочевых народов, в IX веке стала религия – православное христианство, на основе которого возникла Киевская Русь – сильное государство, союз различных самостоятельных княжеств вокруг Киева. Однако, на протяжении всей истории российского государства, несмотря на превалирующую роль православия (в качестве основной религии), на огромной территории нашей страны всегда были и мусульмане, и католики, и буддисты, и иудеи, которые жили рядом, взаимодействовали друг с другом, учились друг к другу приспосабливаться. Однако, исконно русское общество можно назвать консерваторами – русский народ всегда с трудом приспосабливался к изменениям, что подтверждает многовековая история. В связи с этим, в русской ментальности до сих пор, несмотря на глобализацию общества, есть такая черта, как непримиримость ко всему необычному, к тому, что отличается от принятого, привычного. Поэтому такой «пестрый» религиозный состав всех народов русского государства всегда неизбежно вел, и до сих пор ведет, к столкновениям, распрям, гонениям и конфликтам, чего не должно быть в мультинациональном государстве. При этом, следует заметить, что большую часть истории, начиная с крещения Руси, русское государство можно было назвать православным, христианским. Власть церкви всегда была высока, даже выше царской власти. Люди жили, согласно христианским традициям, которые призывают помогать другим, трудиться, не злиться и т.

    тенденция ухудшения отношений с союзниками в регионе и деструктивные последствия данного процесса; переформатирования альянсов в регионе иновая геополитическая роль исламскогофундаментализма, внутриисламский геополитический и идеологический конфликт, усиление региональной нестабильности, которую связывают свозможным пересмотром политической карты Ближнего Востока. Говоря об основных факторах, которые вызывают интерес регионом со стороны ведущих игроков международных отношений, в частности США, следует выделить следующие: во-первых, это источник энергоресурсов, - учитывая мировую тенденцию: уменьшение ресурсов - увеличение потребностей, важность региона понятна, ведь США сейчас импортируют нефть, и учитывая, что на страны Ближнего Востока приходится 48% мировых запасов нефти и 43% мировых запасов газа; Иран занимает 1 место в мире по залежам газа, Катар - 3 место по газу после России ; во-вторых, важен геостратегический транзитный узел - расположение на пересечении других континентов: Африка, Европа, Азия. Кроме того, страны омываются Средиземным, Черным, Каспийским и Красным морями, Персидским заливом, Аравийским морем и Индийским океаном. В-третьих, стоит упомянуть о Персидский залив и, в частности, Ормузский пролив (которой проходят 30-40% мировой нефти, ежедневно около 17 млн. Баррелей). В интересах США окружить пролив зависимыми государствами: свободный Курдистан позволит ослабить Турцию, Ирак и частично Иран, а Белуджистан - Пакистан и Афганистан. Стратегическая важность делает Ормузский пролив «важнейшей нефтяной« геостратегической точкой». Учитывая, что вся нефтегазовая торговля строится на долларовых трансакциях, существует зависимость от монетарной политика США (за счет доминирования США в мировой финансовой системе). Вместе с тем надо выделить тенденцию уменьшения инвестирования в нестабильную зону Ближнего Востока, когда речь идет о энергетические ресурсы региона. Это также связано с так называемым «сланцевым бумом» (добыча сланцевого газа и нефти) в США и альтернативными и более привлекательными регионами для добычи ресурсов, в частности, Африкой, АТР.

    Пожалуй, к началу правления Виктории в английской литературе уже сложились типичные образы английских леди и джентльменов – в творчестве Байрона, Вальтера Скотта и Джейн Остин. Переход от романтизма к реализму в литературе уже обозначился достаточно чётко. В тридцатых годах девятнадцатого века в английской литературе реализм в качестве основного направления утвердился окончательно. Впитав традиции предшествующих эпох, реализм определил новый взгляд на героя, обусловленный социальным детерминизмом. Связи между личностью и обществом рассматриваются английскими романистами в аспекте историческом, в определённой системе, которая и обуславливает существующее положение вещей. Литература викторианской эпохи оказала значительное влияние на судьбы мирового романа, преломилась в творчестве современных писателей и создала классический образ «доброй старой Англии».Образ этот во многом идеален. Большая семья, все поколения которой связаны традициями. Члены такой семьи трогательно заботятся друг о друге, не будучи даже связаны кровными узами. Английская семья включает в себя всех родственников – незамужних тётушек, осиротевших кузенов и племянников, состарившихся слуг. Традиционные семьи обычно многодетны – старший сын наследует поместье и титул, младшие поступают на службу: становятся военными, юристами или священниками. Английские барышни обучаются музыке, рисованию и рукоделию. Они скромны, милы и безупречны. Хотя английская мораль всегда требовала безукоризненного соответствия манерам, всё же была довольно терпима в том, что касалось чувств. Юным леди и джентльменам предоставлялась возможность узнать друг друга, проникнуться взаимной симпатией и вступить в брак, основываясь на чувствах, хотя происхождение и размер годового дохода всегда имели огромное значение.

    Таким образом, каждый персонаж - люди с их «плюсами» и «минусами», достоинствами и слабостями. Главная проблема в романе состоит в том, что увидеть в человеке и то, и другое, на это обращает внимание В. Набоков, анализируя «Улисса». Роман утверждает жизнь в ее многообразии – в ней есть черное, но присутствует и белое, положительная сторона. В «Улиссе» суть, содержание, проблема неотделимы от формы. Говорить о содержании романа, абстрагируясь от формы, невозможно, а она в «Улиссе» весьма необычна. В. Набоков называет три формы повествования в романе – обычный стиль, понятный читателю; так называемый поток сознания, имеющий отрывистую форму выражения – форма, открывателем которой Джойс не является (она использовалась, например, Л. Толстым в «Анне Карениной»), но которая развитие получила именно у Джойса; пародии на формы, не характерные для романа. Особенность «потока сознания» заключается в том, что в нем фиксируются не только осознанные, но и не артикулированные мысли. Человек обычно мыслит с перебивами, в его сознании часто рождаются различные ассоциации. Джойс, говоря от лица своих персонажей, обратил внимание и на то, что «поток сознания» не всегда одинаков. Так, с утра, когда человек отдохнул, и голова ясна, он мыслит законченными предложениями, но в течение дня, по мере того, как человек утомляется, его внутренний монолог становится все менее логичным, все более причудливым, наконец, логика может исчезнуть почти полностью. Причинно-следственные связи перепутываются или вовсе обрываются. По поводу «потока сознания» Набоков отмечает, что, что данный прием - это, так как мы мыслим также и образами, а не только словами. Вместе с тем этот прием дает возможность раскрыть внутренний мир персонажа. В. Набоков отмечает, рассуждая о Мэрион Блум: Этот вывод он делает на основе ее длинного внутреннего монолога, в конце книги. Набоков советует читать монолог Мэрион, отмечая при этом карандашом границы между предложениями, тем самым подчеркивая, что для чтения он сложен, однако именно такой стиль изложения помогает писателю проникнуть во внутренний мир Молли, а читателю – понять этот внутренний мир.

10.12.2015

Что писать в эссе, резюме и онлайн-заявке (application) в Stanford GSB? Мотивационная история – инструмент для структурирования идей и распределения их по документам.

Теперь настало время подготовить полный пакет документов для отправки в приёмную комиссию:

  • резюме (curriculum vitae, CV),
  • два эссе (Essay A: What matters most to you, and why?, Essay B: Why Stanford?)
  • онлайн-заявку (набор онлайн-форм на сайте Стэнфорда),
  • транскрипты из университетов.

С транскриптами всё достаточно просто: я сделал запросы в свои alma mater: МГИМО , Bocconi и University of Minnesota с просьбой отправить транскрипты в приёмную комиссию Стэнфордской школы бизнеса. Университет Миннесоты отправил транскрипты в электронной форме, Боккони сделал отправку по DHL (пришлось оплатить). МГИМО, как и многие российские ВУЗы, услугу по отправке транскриптов не оказывает, поэтому я взял запечатанный конверт с транскриптами в Отделе Болонского процесса МГИМО и сам его отправил. Мне повезло, что все мои транскрипты были на английском языке, иначе пришлось бы делать перевод и заверять у нотариуса. Это нетрудно, но затратно по времени и деньгам.

Мотивационная история: две части

Резюме, 2 эссе и онлайн-заявка – самая интересная и сложная часть пакета документов. Я называю её «мотивационная история », поскольку она должна отражать важнейшие этапы жизни кандидата (отсюда «история») и объяснять мотивацию (1) кандидата учиться на выбранной программе и (2) университета взять кандидата на эту программу (отсюда «мотивационная»).

В этой статье я расскажу, как собрать материал для частей (1) и (2) мотивационной истории и распределить его по документам (резюме, эссе, заявка). В последующих статьях речь пойдёт о каждом документе в отдельности.

(1) Почему я хочу учиться в Стэнфорде?

На этот вопрос я подробно ответил в процессе выбора бизнес-школы – см. статью MBA 03 . То же самое я собираюсь рассказывать и в мотивационной истории.

Где всё это отразить? В эссе В, «Why Stanford?».

(2) Почему я – достойный кандидат?

Теперь мне нужно доказать, что Стэнфорд не прогадает, если выберет меня из тысяч других кандидатов. Для этого я соберу аргументы, почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда (часть 2.1), а также придумаю, чем я могу быть полезен бизнес-школе и её студентам (часть 2.2.).

(2.1) Почему я удовлетворяю критериям отбора Стэнфорда

Каждая школа ищет кандидатов, удовлетворяющих её собственным критериям. У Стэнфорда их три . Здесь я приведу их полностью, чтобы не упустить важных деталей.

  • Intellectual Vitality

«In assessing intellectual vitality, we believe that your attitude toward learning is as important as your aptitude. We hope that your application will convey your passion, dedication, and genuine interest in expanding your intellectual horizons.

We also consider the initiative with which you seek out opportunities that enhance your knowledge. We want to understand your willingness to master concepts that may not be immediately relevant to your intended career, to carve your path in ambiguous environments, and to support the school’s goal of developing knowledge that deepens and advances the practice of management ».

  • Demonstrated Leadership Potential

«As we review your application, we are considering your leadership potential as demonstrated through your personal character and professional competence.

Your personal character matters not only because integrity is the cornerstone of any academic community, but also because of the vast responsibility our society places on leaders of businesses and social-sector organizations. As a result, we look for evidence of behaviors consistent with your ideals, even under difficult circumstances-a sort of directed idealism.

We want to understand your personal motivation and convictions, and your ability to confront complex, unfamiliar issues with good judgment. We also try to uncover the ways in which challenges to your beliefs may have changed some of your perspectives and reinforced others.

In understanding your professional competence, we look for both leadership experience and potential. In doing so, we don’t limit ourselves to your professional life. Neither should you. We look at your background for evidence of the ways you have influenced the people and organizations around you, and the way those experiences have shaped you.

We look for evidence of your desire to make a lasting impact in the organizations you serve throughout your career, inspiring and motivating your colleagues.

We consider your awareness of what you do well and the areas in which you can improve, and your openness to feedback. Ultimately, we gauge your commitment to utilizing fully your opportunities and available resources ».

  • Personal Qualities & Contributions

«The strongest applications we see are those in which your thoughts and voice remain intact. The Stanford MBA experience relies on authenticity among students. To understand how you will contribute to and benefit from the University community, we need to know who you are, not simply what you have done. Your experiences, beliefs, passions, dreams, and ambitions will help form the Stanford community.

Take time to reflect on who you are, and have confidence in yourself. We always remember that there is neither an “ideal” candidate nor a “typical” Stanford MBA student. You should remember this, too.

While the Stanford GSB community does include students who have pursued incomparable opportunities, most Stanford MBA students have excelled by doing ordinary things extraordinarily well. What you make of an experience matters to us, not simply the experience itself ».

Как я понял эти критерии?

Постараюсь перефразировать на русском:

  • Intellectual Vitality способность и желание учиться. Мало сказать, что я отлично учился. Нужно привести примеры, когда я тянулся к знаниям вопреки трудностям. Например, не понимал материал и сидел под дверьми профессора в ожидании office hours.
  • Demonstrated Leadership Potential – проявления лидерских навыков и инициативы, а также ценности и убеждения , ставшие их основой. Мало сказать, что я участвовал в организации клуба дебатов. Нужно объяснить, почему я это делал и какие выводы извлёк.
  • Personal Qualities & Contributions искреннее описание интересов и ценностей, без попыток понравиться или продемонстрировать свою успешность . По сути, ответ на вопрос, что важно лично для тебя.

Почему я подхожу?

Определившись с требованиями программы, я стал размышлять, почему я подхожу под них. Для этого

  • Взял набор красных стикеров и начал писать на них свои всевозможные достижения, навыки, интересы и ценности ,
  • Написав несколько, распределил их по группам Intellectual Vitality, Demonstrated Leadership Potential, Personal Qualities and Contributions,
  • Под стикеры, не вошедшие ни в одну группу, я сделал три дополнительные группы :
    Global Mindset (все о международном опыте и интересе к другим культурам),
    Technical Competence (математические навыки, программирование) и
    Communication (опыт и тяга к публичным выступлениям, переговорам)
  • Написал ещё несколько стикеров, опять распределил по группам и т.д.

Весь процесс занял несколько дней и в результате дал разноцветный шкаф на фотографии. Левые три столбца – критерии GSB, правые три – мои дополнительные группы.

Где всё это отразить?

По всем документам. Через некоторое время стикеры с материалами о себе я снял со шкафа и принялся сортировать по документам: эссе А, эссе В, резюме, онлайн-заявка, 2 рекомендации. Общее правило такое:

  • Эссе А : всё, что связано с ценностями и историями, что я за человек. Минимум саморекламы. Подробнее см. статьи об эссе А .
  • Эссе В : то, что вытекает из эссе А. Почти никакие стикеры со стены сюда не попали. Подробнее см. статьи об эссе B .
  • Резюме : короткие яркие факты (отличное место для саморекламы). Подробнее см. статью о резюме / CV .
  • Онлайн-заявка : все остальные факты. Важные, но менее яркие (например, игра в футбольной команде, стажировка или короткая программа обмена во Флоренции)
  • Рекомендации : факты / истории, которые лучше всего рассказывать со стороны.
    Идеальный вариант – что-то не умел, получил плохой фидбек, очень постарался, выучился, стал экспертом. Для меня это было моделирование в Excel.
    Идеи, относящиеся сюда, я обсудил с рекомендателями. На их основе они составили рекомендации. Подробнее см. статью о рекомендательных письмах .

(2.2) Чем я могу быть полезен бизнес-школе

Бизнес-школа – место, где люди учатся не только и не столько у профессоров, сколько друг у друга. Это особенно ярко проявляется в Стэнфорде, отличающемся культурой взаимной поддержки студентов и выпускников. (Я много писал об этом со слов студентов и выпускников в статье о Стэнфорде . Вообще, пишут об этом повсеместно; в частности, ). Поэтому мне очень важно доказать приёмной комиссии, что я буду полезен другим студентам и что со мной будет интересно.

Как я это собирался делать:

  • Одна из моих ценностей – возможность постоянно учиться у других и учить других. Поэтому я с удовольствием буду активно участвовать в учебных обсуждениях и внеклассных мероприятиях на пользу себе и другим
  • Разговаривая с выпускниками, я узнал, что иногда студенты сами организуют курсы для своих однокурсников и ведут их. Я подумал, что мне было бы интересно прочитать в Стэнфорде курс о консалтинге для желающих там работать. Тем более у меня уже были идеи, что в него включить.
  • Когда я учился в США в школе и магистратуре, я заметил, что вечера с русской кухней пользуются популярностью у американцев. Почему бы не повторить?
  • В Стэнфорде есть программа развития лидерства Arbuckle Leadership Program, на которой студенты-второкурсники помогают развивать лидерские качества первокурсникам. Я хочу принять в ней участие и как протеже, и как ментор

Где всё это отразить?

Преимущественно эссе В.

* * *

Материал для Стэнфорда собран и распределён по документам. Однако это не означает, что он не будет претерпевать изменения. Впереди много итераций с каждым документом, особенно эссе. Общие идеи, скорее всего, останутся неизменными, а вот конкретные примеры и истории поменяются. Расскажу об этом подробно в следующих статьях.

Спасибо за чтение.

Виктор Рогуленко

Тэги:

Master of Business Administration - наиболее престижная степень в бизнес-образовании, появившаяся в Америке в начале ХХ в. и признаваемая сегодня во всем мире. Особенностями MBA являются ориентация на практический опыт и охват различных областей управления. Теории в общей структуре курса отводится сравнительно небольшое место - основное внимание уделяется работе с «реальными» ситуациями (case-studies).

Специализация MBA-программ

Помимо стандартной MBA-программы по общему менеджменту (General Management) в последнее время распространение получили специализированные курсы MBA. Условно их делят на две группы: отраслевые (например, банковское дело, строительство, нефтегазовый сектор) и функциональные (финансы, маркетинг, логистика и т. д.). Отраслевые программы в основном создаются под заказы крупных компаний. В России, кроме General Management, представлены также профильные программы по финансам, IT, логистике, маркетингу, HR. Из отраслевых программ на российском рынке присутствуют MBA со специализацией в области управления недвижимостью, гостиничного и туристического бизнеса. На Западе акцент делается не на разнообразии программ, а на том, как зарекомендовала себя школа в определенных направлениях обучения. «Западная школа может позволить себе содержать серьезный штат профессоров, ведущих исследования во многих областях. За счет этого в рамках стандартной MBA-программы студентам предлагается больше курсов по выбору, - поясняет менеджер проектов крупной российской компании.- В России бюджеты школ скромнее, штат преподавателей меньше, поэтому выгоднее сразу набирать группы, которые целиком проходят или общую, или специализированную программу».

Существуют также программы Executive MBA (EMBA), которые в российском варианте мало чем отличаются от стандартных MBA. На Западе EMBA рассчитана на топ-менеджеров с солидным профессиональным опытом. Занятия по такой программе проводятся без отрыва от работы, а стоимость обучения обычно выше, чем при получении MBA.

Бизнес-школы и дипломы

Раньше единственным способом получить западный диплом MBA было отправиться на обучение за границу. Сегодня существуют программы, разработанные совместными усилиями западных и российских бизнес-школ, которые позволяют студентам получить диплом западного образца, не выезжая из страны и экономя значительную сумму денег. В основе таких совместных программ лежит западный учебный курс, адаптированный к российской специфике, в том числе и в части case-studies. Как правило, обучение ведется на русском языке отечественными преподавателями, но знание делового английского языка необходимо.

Многие российские бизнес-школы используют отечественные программы, но при этом контрольные работы и дипломный проект отправляются для проверки в западную бизнес-школу. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов.

Существует также ряд школ (например, Американский университет бизнес-администрирования), которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом. Конечно, выданный по окончании совместной программы западный диплом - слабый конкурент аналогичному документу, полученному после обучения в западной школе.

Специалисты отмечают, что совместные программы с российскими школами имеют университеты, не являющиеся «топовыми» на Западе (за исключением, например, Стокгольмской школы экономики). Поэтому если для кандидата важны не только западный диплом, но и бренд университета из первой десятки, то обучение за рубежом остается единственным вариантом.

Рейтинги российских бизнес-школ начали появляться относительно недавно. В российских рейтингах ориентироваться сложнее, чем в западных, по причине использования различных методик, отсутствия достаточной статистической базы по выпускникам и др. В целом во всех известных исследованиях в первую тройку вошли:

  • Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ;
  • НОУ «Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС"»;
  • Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ.

Высшая школа бизнеса МГУ первой среди российских образовательных учреждений вошла в международный рейтинг, составленный по итогам 2004 г. консалтинговой компанией QS TopMBA. В списке европейских школ она заняла 36-е место.

Формы и условия обучения

При выборе формы обучения соискателям предлагаются самые разнообразные варианты. Очная форма (full-time) предполагает погружение в учебный процесс с полным отрывом от работы. Продолжительность обучения в американских бизнес-школах обычно составляет два года, в европейских - год. Но есть и двухгодичные программы, например в London Business School. Занятия по варианту full-time проводятся в аудиторных группах и занимают около десяти часов в день или даже больше, если речь идет о европейских школах, таких как INSEAD. В последнее время как в России, так и на Западе большой популярностью пользуются вечерние и модульные MBA-программы: в динамичных современных условиях менеджеры не хотят оставлять работу и полностью посвящать себя учебе на целый год или даже два. Модульные программы удобны слушателям из других стран или городов. Курс построен так, что студенты учатся дома без отрыва от работы, а в школу приезжают по расписанию для посещения занятий и сдачи экзаменов. Вечерние программы, так же как и модульные, позволяют проходить обучение без серьезного ущерба для трудовой деятельности. «Плюс такой формы занятий состоит в том, что получаемые знания можно сразу применить на практике, - говорит коммерческий директор многопрофильного производственного холдинга, слушатель вечерней программы MBA в российской школе. - Причем не просто можно, а скорее даже нужно. Поток новой информации огромен, и, если не закрепить ее на практике, большая часть вскоре забывается. Хотя, конечно, не всегда опыт и cases от преподавателей-практиков, работающих в одном секторе экономики, можно напрямую применить в бизнесе из другой области».

Ряд российских школ предлагают так называемые mini MBA-программы. Если в стандартной двухгодичной MBA порядка 1000 учебных часов, то слушатели mini MBA проходят курс за 192 часа. Подобные программы проводит Русская школа маркетинга, первая на российском рынке освоившая mini MBA. Кроме того, некоторые западные и российские бизнес-школы предлагают дистанционные программы обучения. Но в любом случае экзамены сдаются очно. Хотя если у западной бизнес-школы в нашей стране есть партнер, то сдача экзаменов может проводиться в России.

Стоимость

Стоимость обучения в западных и российских бизнес-школах может различаться в несколько раз. Соискателю степени MBA в России потребуется вложить в свое образование в среднем около 11-13 тыс. долл. Получение MBA на Западе в зависимости от университета и рограммы стоит от 20 до 100 тыс. долл. Помимо прямых расходов на обучение есть и косвенные - оплата медицинской страховки, питания, учебников и пр. При варианте full-time их сумма может составить от половины до полной стоимости годовой оплаты за обучение. Далеко не каждый может себе это позволить. Однако эксперты советуют не поддаваться панике: расходы можно компенсировать за счет кредита на обучение, гранта от специального фонда или стипендии бизнес-школы. Кредиты - наиболее распространенный способ оплаты обучения, используемый многими студентами. С 1995 г. в Европе действует программа Investing in an International MBA Loan Program, созданная Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и голландским ABN Amro Bank. Ряд европейских школ реализует собственные программы обучения студентов в кредит на основе соглашений с крупными банками. В Америке многие бизнес-школы сотрудничают с Citibank, благодаря чему и здесь обучение в кредит не является проблемой. Помимо этого, некоторые школы разработали собственные программы кредитования студентов. Основным условием для получения кредита по таким программам является зачисление абитуриента в бизнес-школу. Удобно и то, что студент освобождается от выплат по кредиту на весь срок обучения плюс 3-6 месяцев после его окончания. В России кредитование студентов также становится популярным. Банки обычно предлагают образовательные кредиты без привязки к конкретным бизнес-школам, но и те и другие стремятся заключать партнерские соглашения, позволяющие предоставить студентам выгодные условия кредитования.

Как поступить?

Чем выше рейтинг западной бизнес-школы, тем более серьезные и жесткие требования выдвигаются к поступающим. Зато прошедшие это испытание могут быть уверены, что будут учиться в группе слушателей с одинаково высоким уровнем подготовки. Для многих соискателей MBA возможность такого общения и создания новых бизнес-связей является одной из важнейших причин, по которой они пришли в учебные аудитории. Набор основных документов для поступления стандартен. Абитуриенту необходимо заполнить анкеты, написать эссе и представить рекомендации. Но могут потребоваться и дополнительные документы (например, резюме). Наличие высшего образования является обязательным условием для поступления на MBA-программу. Некоторые бизнес-школы могут выдвинуть условия в отношении минимального опыта или стажа работы на управленческих должностях и т. п. Кроме того, в западных бизнес-школах при поступлении необходимо будет сдать тест GMAT (иногда и TOEFL), а в качестве следующего этапа отбора может быть проведено интервью.

Заполнение анкет - это кропотливая работа, особенно если вы решили отправить документы в западную бизнесшколу, и не в одну, а в несколько. Поступающие могут воспользоваться специальными интернет-сайтами и off-line компьютерными программами, которые позволяют упростить заполнение анкет и сэкономить время. Написание эссе является одним из важнейших этапов поступления (не зря в отношении этого процесса создано так много рекомендаций!). Фактически это сочинение по особым правилам, в котором кандидат раскрывает поставленную перед ним тему. Кандидат может обратиться в компанию, которая консультирует поступающих на программу MBA. Здесь ему окажут помощь в выборе бизнес-школы, написании эссе, подготовке к тестам GMAT и TOEFL. В России подобные услуги оказывают, например, компании MBAconsult, Pericles ABLE Project.

    Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ. Их деятельность по обучению менеджеров на степень MBA регулируется «Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования (MBA)"».

А зачем мне MBA?

Главные вопросы, которые задают желающему получить MBA, звучат так: зачем Вам необходим диплом MBA? Какие профессиональные цели Вы перед собой ставите? Основные причины, по которым принимается решение о поступлении на программу MBA, - это желание систематизировать и пополнить свои знания, получать более высокую зарплату, завязать новые связи в бизнес-среде, обеспечить карьерный рост по своей специальности (или перейти в другую отрасль). «Работая в западной консалтинговой компании, я видел разницу между теми, кто получил степень MBA и кто ее не получил, - говорит российский выпускник London Business School. - Поступая на программу, я думал, что главное - это знания. Но в процессе обучения понял, что важнее network, то есть связи, которые приобретаешь в бизнес-школе». Сегодня во многих российских и западных компаниях при приеме на серьезные должности MBA все чаще указывается как желаемое условие (но не обязательное в большинстве случаев). «Существует много российских фирм, которые хотят видеть на руководящих позициях людей с западным MBA, - говорит менеджер проектов крупной российской компании. - В то же время некоторые отечественные организации, наоборот, предпочитают брать сотрудника с российским MBA, поскольку зарплатные ожидания выпускников западных школ для них могут оказаться слишком высокими». Только определив карьерные цели, можно приступить к выбору - получать степень в России или на Западе, в какой школе, по какой форме обучения и т. д. Не секрет, что западный курс MBA ориентирован на международный бизнес, в то время как российские школы готовят к работе по преимуществу в отечественных условиях. Если соискатель планирует работать в крупной консалтинговой компании или investment banking, ему лучше получить MBA в «топовой» западной школе, но если он собирается работать в российской компании, то, конечно, дешевле и эффективнее будет пройти обучение в отечественной бизнес-школе. Стоит ли степень MBA потраченных на нее денег, времени и сил? Окупается ли она с точки зрения карьерного роста?

Однозначно оценить, насколько MBA влияет на профессиоальное развитие студента, невозможно. Поскольку на эту программу в основном идут амбициозные и целеустремленные люди, сложно сказать, что больше повлияло на успех вы пускника - его опыт, активная жизненная позиция, умение преподнести себя или степень, полученная в престижной западной школе. Если же человек благодаря MBA сменил от расль или специализацию, можно вполне объективно говорить о том, что окончание бизнес-школы повлияло на его карьерный рост. В западных рейтингах в качестве одного из показателей качества обучения часто приводятся данные о средних окладах выпускников той или иной школы до и после получения MBA. Например, согласно рейтингу Financial times, по итогам 2004 г. рост окладов выпускников бизнес-школ из топ-10 составил от 124 до 196%.

Для России подобные рейтинги создать пока достаточно сложно. Западные школы проводят серьезный отбор среди кандидатов, и на программу зачисляются только сформировавшиеся как личности, успешные люди. Российские школы не могут позволить себе такой жесткий конкурс, и к обучению допускаются люди с самыми разными окладами, опытом и знаниями, причем эта разница сохраняется и на выходе. Поэтому по окончании курса зарплата выпускников может вырасти и на 30, и на 150%. Вывести средние показатели сложно.

В конце концов, не все измеряется деньгами! Многие люди, проходя обучение за границей, получают удовольствие от возможности жить в другой культуре, путешествовать по Европе, общаться с людьми со всего мира. По сути, ведь именно для этого мы и живем.

Сколько?

Большинство специалистов и менеджеров хоть раз в жизни задумывались о получении бизнес-образования. Теми, кто принял решение закончить бизнес-школу, движут разные мотивы, как эмоциональные, так и рациональные. Жажда самоутверждения и самореализации соседствует со стремлением к профессиональному и карьерному росту; тяга к образованию сосуществует с желанием повысить эффективность своей работы или сменить сферу деятельности.

Эмоциональный фактор зачастую играет ключевую роль в принятии решений, даже тех, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов (денег, времени и т. д.). Но, принимая во внимание стоимость получения российского бизнес-образования, следует провести рациональный и как можно более объективный анализ привлекательности МВА как инвестиционного проекта.

Итак, сколько денег можно заработать, получив МВА? Как быстро окупятся расходы? Какова краткосрочная и долгосрочная выгода от получения бизнес-образования? На Западе ответы на эти вопросы можно найти как в информационных и рекламных материалах, так и в рейтингах независимых деловых изданий, таких как Wall Street Journal, Financial Times, Business Week и т. д. У студента Гарварда или Стэнфорда нет ни малейшего сомнения в том, что он сможет зарабатывать 120 тыс. долл. в год. Средние зарплаты выпускников бизнес-школ, занимающих более низкие места в рейтингах, скромнее, но так же прозрачны. Эти цифры широко известны на западном рынке труда, и работодатели, как правило, принимают их как данность. А вот в России подобная традиция еще не сложилась, как, впрочем, и сам рынок бизнес-образования. Поэтому инвестиции в получение российского МВА гораздо труднее поддаются оценке. По мнению большинства отечественных работодателей, определяющим критерием при подборе персонала и определении компенсации сотрудников является предыдущий опыт кандидата. При прочих равных обладатель МВА может получить более привлекательный компенсационный пакет, при условии что нанимающая его компания стремится привлечь профессионалов, получивших бизнес-образование.

Бренд, связи, знания?

Бренд, связи, знания - таковы, согласно превалирующей на Западе точке зрения, приоритеты при выборе бизнес-школ.

Но могут ли эти критерии служить основой для оценки российского МВА?

«Корка диплома - это все, что дает MBA. Конечно, в бизнесе полезно уметь разговаривать на одном языке, но это не главное. Знания и связи, полученные в процессе обучения, играют очень незначительную роль», - так считает выпускник одной из наших бизнес-школ. В настоящий момент из-за наплыва различных МВА-программ российское бизнес-образование подвергается дискредитации: количество программ, имеющих положительную репутацию на рынке, невелико, а число школ, пользующихся доверием и уважением со стороны работодателей и рекрутеров, не превышает десяти.

Поэтому бренд бизнес-школы, которую вы выбираете, - это не столько престиж, сколько шанс увеличить прибыль от вашей инвестиции в образование. Некоторые выпускники таких известных в Москве школ, как ВШМБ АНХ, AIBEC, Мирбис, МГУ, ГУ, ВШЭ и Хейвард, оценили рост своей заработной платы после получения МВА в 15-60%. Рост не гарантирован даже выпускникам известных бизнес-школ, но те, кто получили степень в учреждении, не успевшем обзавестись достойной репутацией, имеют гораздо меньше возможностей увеличить свой доход.

Еще одно преимущество школ с сильным брендом -качество состава участников этих программ. Обучаясь в одной из «топовых» школ, можно обзавестись очень хорошими связями. Большинство выпускников полагают, что новые навыки позволили им значительно увеличить свой профессионализм, а это, в свою очередь, помогло им занять более высокую должность или увеличить доходность собственного бизнеса.

Что касается знаний, российские бизнес-школы (как и западные, разумеется) стремятся вооружить своих студентов самыми современными подходами к постановке и решению управленческих задач. Обладатели степени МВА приводят следующие варианты оценки их среднесрочного прогресса: «в разы», «на 30%», «на 50%». Цифры достаточно впечатляющие, но относиться к ним следует осторожно, поскольку не ясно, была роль бизнес-образования в данных ситуациях решающей. Далее мы проанализируем инвестиционную привлекательность российского МВА в нескольких частных случаях. Вначале проследим путь студентов, целью которых является смена функциональной или отраслевой специализации. Затем проанализируем карьеру людей, которые пришли на программу МВА, чтобы расширить свои горизонты, повысить профессионализм и подняться вверх по служебной лестнице. Наконец, небезынтересно узнать мнение топ-менеджеров и владельцев бизнеса о том, помогло ли им обучение на программе МВА в управлении предприятием?

Новый поворот

В 1996 г. Сергей закончил курс МВА в бизнес-школе Мирбис со специализацией в маркетинге и вскоре поступил на работу в западную нефтяную компанию. Так он осуществил свою цель - сменить сферу деятельности (раньше Сергей работал в продажах). Через три года его месячная зарплата сравнялась со стоимостью обучения по программе МВА.

Олег, будучи инженером по образованию, решил получить MBA со специализацией в области финансов. Для него принципиально важно было, чтобы обучение вели западные преподаватели с опытом ведения собственного бизнеса, поэтому Олег выбрал бизнес-школу Хейвард. После одного года обучения его пригласил Enron. Одним из требований компании к кандидату было наличие MBA. В результате зарплата Олега возросла в два раза.

Мария, опытная переводчица, обладательница степени МВА со специализацией «финансы», устроилась на работу младшим аналитиком рынка акций. Правда, рост ее дохода по сравнению с зарплатой на предыдущем месте работы минимален, но, проработав два-три года, Мария сможет рассчитывать на 50-100%-ную прибавку к жалованию.

Есть и другие случаи успешных переходов. Выпускник Физтеха, преподававший физику в Европе, не мог найти в России адекватную с точки зрения дохода и увлекательности работу. После окончания курса MBA он получил приглашение работать в банке. Или, например, sales manager стал директором по маркетингу. Но в большинстве этих случаев реальный рост зарплаты происходил не сразу после окончания бизнес-школы, а через год-три.

Стоит, однако, отметить, что сегодня выпускнику с российским МВА сделать подобный функциональный или отраслевой переход будет достаточно сложно. Консультанты компании Pynes & Moerner сходятся во мнении, что российские работодатели в первую очередь обращают внимание на наличие у кандидата релевантного опыта, а наличие специализированного бизнес-образования вряд ли сможет компенсировать его недостаток или отсутствие.

Кроме того, российское бизнес-образование мало ценится в западных компаниях. Времена, когда, получив наш диплом МВА, можно было легко попасть в ВР или Enron, прошли. Большинство представителей иностранного бизнеса не признает российский MBA, рассматривая его скорее как дополнительное или второе высшее образование. А вот российские компании, которые хотели бы видеть среди своих сотрудников MBA-выпускников, но не имеют финансовой возможности пригласить человека с западным дипломом, как раз могут быть заинтересованы в местном MBA.

Итак, для профессионала, стремящегося сменить специализацию, российское бизнес-образование может оказаться неплохим вложением денег и времени. Даже если он не найдет работу по специальности, особенно в крупной российской или западной компании, он скорее всего устроится в более скромную фирму и в среднесрочной перспективе увеличит свой доход в полтора-два раза.

Прыгнуть выше головы

Многие менеджеры сталкиваются с нежеланием руководства продвигать их по карьерной лестнице. Одним из поводов для подобного поведения может служить, в частности, отсутствие диплома МВА. В этом случае МВА рассматривается сотрудниками как главное средство, позволяющее ускорить карьерный рост. По словам преподавателей ведущих российских бизнес-школ, слушатели программы делятся на две категории: одни ликвидируют пробелы в первом образовании, другие хотят с помощью МВА получить желаемую должность. Елена, получившая МВА в Высшей Школе Экономики, поступала в бизнес-школу, чтобы «обновить стандарты», получить знания о зарубежных практиках - карьерный рост был для нее очень важен. В итоге зарплата Елены выросла на 50%, правда, ей трудно оценить, что больше повлияло на прибавку - полученное образование или предыдущий опыт. При этом Елена полагает, что качественный эффект от полученного образования будет заметен на протяжении всей ее карьеры. Приобретенные прикладные управленческие навыки, системный подход к определению и решению задач, а так-же углубленные знания по своей специальности будут способствовать дальнейшим успехам.

Итак, российское бизнес-образование может представлять ценность и для сложившихся профессионалов, руководителей среднего звена, стремящихся как можно скорее стать топ-менеджерами. Возможный при данном сценарии рост зарплаты, как правило, составляет 50-60%. Однако следует помнить, что успех этого сценария напрямую зависит от опыта выпускника, уровня должностей, которые он занимал, и компаний, в которых работал. К тому же здесь действуют те же ограничения, что и в случае выпускников, меняющих сферу деятельности - крупные российские и западные компании могут не отнестись к российскому МВА всерьез

Бизнес, бизнес, бизнес…

Бытует мнение, будто кардинальное отличие российских МВА-программ от западных состоит в том, что большая часть слушателей отечественных бизнес-школ являются владельцами собственного бизнеса. Российские предприниматели чувствуют недостаток знаний, навыков и идей для развития своих компаний. Для них обучение - это прежде всего возможность «посмотреть на вещи свежим взглядом», найти новые подходы и даже новые направления для развития бизнеса. Один из таких бизнесменов решил получить MBA, чтобы пополнить знания, необходимые для адекватного руководства бизнесом, и дать своей компании шанс выйти на мировой рынок. Предприниматель потратил десять тыс. долл. на обучение в Высшей Школе Бизнеса при МГУ, но сэкономил на порядок больше. По его словам, полученные знания помогали избежать неправильных, «дурацких» решений, в результате которых можно было бы провалить дело или даже потерять бизнес.

Подобный путь прошли многие российские предприниматели, владельцы и генеральные директора небольших и средних компаний. Очень многие их них считают, что не зря потратили свои деньги. Однако выразить полученную пользу в денежном эквиваленте они затрудняются, так как подобная оценка должна основываться на огромном объеме информации.

Однозначно ответить на вопрос, стоит ли получать бизнес-образование в России, невозможно. Подобного рода решение принимается индивидуально в каждом конкретном случае и зависит прежде всего от опыта потенциального студента, его целей, профессиональных и личных качеств. Поэтому, если вы заинтересовались российской программой МВА, не приступайте сразу к изучению рынка. Начните с себя. Постарайтесь как можно точнее определить свои краткосрочные и долгосрочные цели, оцените их осуществимость, обсудите их с экспертами. И только потом, если не передумаете, ищите программу, отвечающую вашим запросам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: